home
user-header
Как в Якутии законы принимают
8 июня 2018 г., 10:28 843

 

Привет, друзья!
Этот пост подготовил еще вчера, но выкладываю сегодня – аккурат перед, возможно, последней парламентской сессией нашего созыва.
Вчера состоялось важное заседание Конституционного суда Якутии. Я в этом году туда уже дорожку протоптал! Помните, весной этого года писал, что подаю в суд на самых заботливых людей? Это была история о том, как я судился с правительством за права якутских педагогов, работающих на селе. Тот суд мы выиграли, и сейчас работаю над поправками в законы, которые должны исправить ситуацию с полагающимися им социальными выплатами.
Новый запрос я отправил в Конституционный  суд уже из-за собственных прав. Но интересы он защищает наши общие, поскольку речь идет качестве законов, принимаемых в Якутии. И в первую очередь – законов о бюджете!

Если вы когда-нибудь смотрели заседания пленарных заседаний Ил Тумэн (они транслируются в Интернете на сайте парламента – вот прямо сейчас), то, наверное, видели, как мы частенько голосуем. Частенько мы делаем это «по проекту». «По проекту», значит, без доклада, без обсуждения, без выступлений и без вопросов. Как постоянный комитет внес законопроект, в таком виде за него и голосуем. Зачастую «по проекту» подразумевает голосование сразу во втором и третьем чтениях. То есть в течение минуты, даже не заслушивая информацию, принимается закон.
 


При у каждого чтения есть свой смысл:

- в первом закон принимается концептуально, как основа для дальнейшей работы депутатов;

- во втором в него вносятся поправки, иногда даже составляются огромные таблицы поправок!
- в третьем – редакционные замечания, уточнение формулировок, вставляются отсылки к другим законам и т.д.

 
Когда мы голосуем «по проекту» сразу после первого чтения  во втором и третьем нет никакой возможности внести поправки. Парламентское большинство – а сегодня это «Единая Россия», у которой 50 мандатов из 70 – просто продавливает нужное им решение и нет даже возможности озвучить свое с ним несогласие!
 

Иногда, правда, обсуждение проходит, вопросы звучат, на некоторые из них нет ответа («мы вам потом письменно предоставим ответ»), а на второе-третье чтение законопроект сразу же выносится.
Примерно так же у нас происходит с корректировками бюджета и отчетами по бюджету за прошлый год. Правительство вносит, мы принимаем в первом чтении, а потом тут же голосуем во втором и третьем.

 

Никакой возможности разобраться нет, внести свои поправки – тем более. Хотя формально должен быть хотя бы 15-дневный перерыв для обсуждения законопроекта, принятого в первом чтении, и внесения в него поправок в рамках второго чтения.


Я, конечно, понимаю, что такое ускоренное голосование очень удобно для чиновников, когда инициатором законопроекта выступает правительство и глава (а это практически все, 99%, законопроекты, связанные с распоряжением бюджетными средствами), но зачем тогда нужны депутаты? У нас на постоянной основе (за зарплату) из 70 депутатов работает 17.
Вот оформить их как законодательный департамент АГиП, и пусть штампуют законы без имитации наличия парламента!

Именно таким же ускоренным порядком мы и гигантские льготы на миллиарды рублей за счет бюджета республики предоставляем. О каких контрольных функциях при таких раскладах может идти речь?

Мы получаем документы с нарушением сроков, перед самой сессией, не успеваем их толком прочесть, не имеем возможности задать вопросы докладчикам, а надо уже голосовать во втором и третьем чтении, потому что какой-то ленивый депутат из зала кричит: «По проекту!», и спикер послушно ставит вопрос на голосование.

 

Контроль?
Да к нам давно со стороны правительства уважения нет никакого. Если мы даже наберемся храбрости и проголосуем не так, как надо, то в перерыве в отдельном кабинете соберут лояльных депутатов, вставят пистон всем по самое не балуй, вновь вернутся к провалившемуся законопроекту под выдуманным предлогом и переголосуют.
Раньше каждое переголосование было поводом для шума. Сейчас – норма.

Помните был скандал на апрельской сессии, когда «единороссы» три раза по надуманным предлогом переголосовывали по поправкам в закон о выборах?
Чуть не рыдали там от злости, потому что кровь из носа надо было успеть принять их до июня, иначе в сентябре они бы не работали. И все равно не смогли. Так что случилось, на внеочередной сессии в мае, они внесли эти же поправки под другой шапкой и приняли сразу в трех чтениях – «по проекту».

Я был единственным, кто пытался настоять на обсуждении, но спикер и слушать не стал: поставил вопрос на голосование, приняли во всех трех чтениях, и за несколько недель до назначения даты выборов у нас изменилось законодательство о выборах.

 

Именно поэтому, устав постоянно препираться со спикером, я и обратился в Конституционный суд с запросом о конституционности нашего регламента. Насколько правомерна такая вот упрощенная ускоренная формула голосования: «по проекту» и сразу в трех чтениях?

Жалею, что не сделал это раньше – просто не пришло в голову, что нужно использовать именно Конституционный суд. Только после истории с социальными выплатами для педагогов стал для себя разбираться, как именно работает этот институт судебной власти. И подал ходатайство о неправомерности ст. 62 части 1 Конституции республики и статьи 58 регламента Госсобрания, согласно которым спикер Ил Тумэн и представитель профильного комитета полномочия имеют фактическое право на принятие тех или иных законов во втором и третьем окончательных чтениях без обсуждения в парламенте


Слушание состоялось вчера, решение будет уже в следующем месяце. Каким оно будет, не знаю. Надеюсь, судьи меня поддержат.
Могу сказать, что мне понравилась позиция одного из судей – Юрия Бацева, который задавал вопросы представителям правительства и парламента по существу и фактически вынудил их признаться, что по факту законопроект, принятый «по проекту» или сразу в трех чтениях это чаще всего не воля Ил Тумэн, а решение 5 человек в том или ином комитете (Бюджетном, например), которое продавили 36 единороссов.


Сейчас у нас идет новая сессия. 29 вопросов и опять большую часть пройдем галопом – «по проекту». Зато если суд меня поддержит, то следующий созыв сможет принимать законы чуть медленнее, но более качественные. И это позволит усилить контрольные полномочия депутатов.

 

 

Избранное
  • 8 июня 2018 г., 11:10
    Detmar   Пожаловаться

    все-таки есть польза от юридического образования

  • Комментарий удален
    • 8 июня 2018 г., 11:56
      Detmar   Пожаловаться

      Tom_Solar, а как же принцип равновесия законодательной и исполнительной властей?

    • Автор

      Tom_Solar, речь идет не о том, чтобы бесконечно "муссировать", а о том, чтобы исключить практику, когда принципиально важные законопроекты, пользуясь дырой в регламенте, прогоняют через все три слушания за 10 минут. Если народные избранники считают необходимым законопроект обсудить, председатели комитетов и спикер не должны игнорировать их позицию, ставя документ на голосование "по проекту" (или "в редакции комитета"), зная, что подконтрольное власти большинство его тут же продавит.

      • 8 июня 2018 г., 21:14
        Tom_Solar   Пожаловаться

        Владимир-Федоров, всё-таки, прихожу к выводу, что я нарушил собственное правило. Комментарии стёр сам, это сообщение тому подтверждение.

  • 8 июня 2018 г., 12:09
    Guliash   Пожаловаться

    Поправку бюджета в конце года вообще надо убрать. А то принимают закон в конце октября, до заказчиков эти деньги доходят в середине ноября. А торги провести времени не остается. Этим они просто напросто подставляют заказчиков под статью КоАП. Приходит какая нибудь проверка и потирает руки чтоб оштрафовать. 

  • 8 июня 2018 г., 12:16
    Cyberashot   Пожаловаться

    Пускай бы лучше единоросы учавствовали исключительно в законотворчестве, составляли бы законопроект и не принимали участия в слушаниях. Продавливание и ускоренное одобрение, минуя слушания - это не демократия, это псевдодемократическая диктатура.

  • 10 июня 2018 г., 03:40
    zigi   Пожаловаться

    Владимир, надеюсь суд примет вашу сторону. А иначе зачем нам вообще ил-тумэн? Создавать вид работы и димократии , и грубо сказать принимать законо проэкты в слепую в том виде в котором они удобны, да и без "огранки"

  • 11 июля 2018 г., 16:00
    zigi   Пожаловаться

    Мои поздравления!!!

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации