home
user-header
Легенды северного края. Шаман Байдарым.
4 января 2013 г., 00:47 1196

Байдарым был известным Усть-Янским шаманом, обладавшим большой колдовской силой. После захода солнца его имя никто не упоминал и не произносил вслух. Архип Горохов — Байдарым жил в XIX веке [Из книги "У моря Лаптевых" / Н.И. Попов-Кюндюлюн; перевод с якутского М.Д. Ефремовой. - Якутск: Бичик, 2012].


Архип Горохов — Байдарым жил в XIX веке. Вот как о нем рассказывал житель поселка Усть-Янск, знаток прошлого своей родины П.Г. Горохов:

«Я его видел, когда был ребенком. Людям он сделал много добра, как впрочем, и зла. Так, если он обижался, или ему что-то не нравилось в людях, он насылал на них несчастья и проклятья, мог даже сломать кому-то жизнь, ведь он обладал большой силой. Таких шаманов называли «сиэмэх», они пожирали людей, против которых испытывают зло, насылая беды и несчастья. Рассказывали и то, что он излечивал от разных болезней, исцелял переломы костей. Как-то в детстве моя мама порезала острым ножом палец до кости. Её отвели к Байдарыму и он плюнул на порез, потом дунул на него и прижал края раны друг к другу. И прямо на глазах порез сросся, а кровотечени

е остановилось. Шаман предупредил маму, чтоб она впредь не ходила лечиться ко всяким людям, ведь они могут и навредить. Если в пути у него ломались нарты, он их чинил таким же образом и ехал дальше, но если нарты ломались во второй раз, то он пешком шел домой.

Одним из его добрых поступков было то, что он излечил от болезни оленей своих соседе. В то время в Мохонокке каждая семья жила в своей местности, отдельно от других, образуя свое поселение. Поселения же находились достаточно близко друг от друга. У каждой семьи, хоть и в небольшом количестве, имелись свои олени. Летом они объединяли оленей в стадо и содержали их в одном загоне. И в одно лето, олени стали заболевать ножной болезнью и умирать. Тогда Байдарым сказал: «Олени видимо все умрут. Придется нам ходить пешком. Покамлать мне что ли? Одержу ли я верх над болезнью? Не принесет ли это вреда людям? Хоть мне и стыдно, а что еще сделаешь?». Много еще чего он сказал. Вообще он был многословным, даже излишне многословным стариком, любившим почесать языком и не подбиравшим выражений.

 

Вот так, наговорив всякого, он решил задействовать свои шаманские чары. По его приказу с улицы занесли нарубленный тальник. Он его мелко порезал, до размера трубочного чубука и узорно очистил от коры. Потом он взял свой бубен, колотушку и начал камлать. После окончания сеанса камлания он сказал, что случилось страшное — «брошенная» им палка попала туда, где живут люди. С тех пор в Усть-Янске олени почти 60 лет не болели ножной болезнью. А та, «брошенная» им палка попала в оленье стадо Кылдьыкына, что стояло в Сасыре. И в стаде Кылдьыкына начался падеж от этой болезни.

Жена Байдарыма в молодости маялась желудком, да так, что даже перестала есть. Он возил её по разным местам, но никто не мог излечить её от этой болезни. Тогда он решился самолично вылечить жену. Но в процессе камлания он уронил на свой бубен болезнь своей жены — кровянистый пузырь. После этого он сказал, что вылечил жену и она пойдет на поправку, но в старости, перед смертью эта болезнь снова её настигнет. Так и случилось. Жена его в старости умерла от этой своей болезни.

Несмотря на то, что в том месте, где он жил было много озер богатых рыбой, Байдарым ездил ловить рыбу на другие озера, в нескольких десятках километрах от дома. Однажды он приехал в местность Испиэркэ, на другом берегу Яны, и расставил в озере свои сети. Через несколько дней, он приехал проверить сети и увидел, что кто-то опустошил их, да еще и сложил кучкой у отверстия проруби. Старик привез сети домой. Вскоре стало известно, что человек, вытащивший его сети, тяжело заболел и умер. Старик услышав об этом, удивился, мол, бедняга, совсем еще молодой человек, и отчего интересно он умер, ведь до недавнего времени он был абсолютно здоров? И решил, что парень простудился, опустошая его, стариковы, сети.

Как-то раз он на оленях приехал в местечко Мэлтик. Там он начал обносить земли забором. «Дети теперь называют меня по названию моей местности (Икки Булгуннях (Два Холма) — Н.К.)», — говорил он смеясь. И как раз в то время люди, жившие в этой местности, потеряли пятерых оленей. Были развернуты поиски, ничего не давшие. Они рассказали об этом шаману, на что он ответил, что олени ушли совсем недалеко и вскоре вернутся. Также он сказал, что белый олень идет первым. К удивлению этих людей, олени действительно вернулись в обозначенное стариком время».

А это воспоминание было записано ныне живущим в Сунтаре майором милиции в отставке Н.В. Гороховым. Он записал то, что рассказывал его дед Боруллуоллах Степан, его отцу, старику Анна.

Знаменитый шаман, старик Икки Булгуннях — Байдарым однажды в молодости приехал рыбачить в местность Тагарынню, что в нескольких десятках километрах от его дома. Их было несколько человек, и все они установили свои сети в одном большом озере. И один молодой достаточно скандальный мужчина заявил, что устанавливает свои сети перед сетями Байдарыма, и еще посмотрит, сколько к старику попадется рыбы. Когда через несколько дней они приступили к осмотру своих сетей, выяснилось, что в стариковы сети попалось очень много рыбы, а в сетях того молодого мужчины всего ничего — несколько мелких рыбешек. Увидев это, молодой человек сказал, что это все проделки старого шамана и начал себя показывать, мол, если шаману разбить нос в кровь, то иссякнет его колдовская сила. Но вмешались люди и остановили его, полезшего было в драку. В ту ночь, когда шаман поехал домой, тот человек не дал своим домочадцам уснуть. У него беспрестанно срабатывал рвотный рефлекс, глаза его выпучились и, в конце концов, его вырвало рыбой. После этого долго он не протянул, умер. В той местности имелось небольшое абсолютно круглое лесное озеро с прозрачной чистой водой. Но в нем совсем не было рыбы. Когда у старика-шамана спросили, появится ли в этом озере когда-нибудь рыба, он ответил, что появится через три девятилетних цикла. И удачно этим воспользуется немой и глухой человек. Все вышло как он и говорил, через 27 лет изобилие рыб в этом озере открыл старик И. Горохов — Немойка.

Однажды два молодых парня, нанизав на тонкие палки свежесрезанные оленьи рога, жарили их над костром, от которого на одной горе начался пожар. Как назло день стоял сухой, с юга дул ветер. Огонь разошелся на покрытой оленьим мхом, ягелем, местности, уничтожив все дотла. Испугавшись того, что они наделали, парни все лето скрывались от людей и близко не подходили к своему дому. Еду и одежду они доставали, взламывая амбары чужих людей. Так прошли теплые летние деньки. Родные, устав ждать их возвращения, пришли к Байдарыму просить совета, как им вернуть парней в свои дома. Шаман сказал им, что через столько-то дней, они придут в дом к таким-то людям. В тот день выпал мокрый снег по щиколотку. Парни, сильно намокнув и замерзнув постучались в один дом. И тут из дома вышел человек по имени Джегюердэн с ружьем-берданкой и приказал им стоять на месте и не двигаться, в противном случае пригрозил, что застрелит. Он и сдал их местным властям. Обвиненные парни И.А. Горохов — Чырып Лэгэнтэйэ (1890 – 1985 гг.) и его друг, житель Кюндюлюна эвен Шамаев отбывали наказание в Якутске. Было это еще до революции. Состарившись, старик Лэгэнтэй, когда его спрашивали о тех событиях, рассказывал, что шаман Икки Булгуннях знал, где они прячутся. Он снился беглецам каждую ночь, и поэтому они специально отлили пулю, чтоб пристрелить шамана.

Старик Икки Булгуннях, лежа на смертном одре попросил своего сына Архипа принести ему воды. Сын зачерпнул из котелка воду железным ковшиком и поднес к нему.

— Не в том я состоянии, чтобы пить из железной посуды. Принеси в деревянной, — сказал шаман.

Послушный парень нашел на полке деревянную посуду и принес в ней воды. Увидев это, отец сказал ему:

— Я сейчас не в состоянии принимать пищу через рот. Иди, возьми воду и держи её у моей макушки.

На глазах у Архипа-младшего, вода в посудине исчезла. Увидев это, сын шамана сильно удивился. Позднее он сам рассказывал людям об этом.

Как-то во время гражданской войны, к старику пришли бандиты и спросили его:

— Старче, скажи-ка нам, кто выиграет в этой кровопролитной борьбе за власть?

На этот вопрос старик, не долго думая, ответил:

— Русская земля объята пожарами. Вас совсем мало и вы ничего не добьетесь в этой окраине. Не сбивайте людей с толку. Постарайтесь побыстрее уехать отсюда.

Умирая, шаман Байдарым признался, что умирает из-за множества совершенных им грехов, из-за того, что он «съел» слишком много людей. Дети спросили его, как же он «ел» людей, на что шаман ответил, что людей «съедали» его покровители — абаасы, демоны нижнего мира. Перед смертью он предупредил, что на два его холма можно будет подниматься только через 27 лет. А до этого, чтоб никто и не пытался на них подняться, иначе тому, кто взобрался, будет худо. Не послушавшись старикова предупреждения, один мальчишка, разыскивая своих оленей, поднялся на холм. После он рассказал, что когда он спускался с холма, почувствовал себя так, будто его облили холодной водой. Вскоре мальчик заболел и стал говорить, что под его подушкой гремит барабан. От болезни он так и не оправился и умер. Однажды весной, охотясь на уток, на холмы взобрались трое мужчин. Те люди тоже не долго после этого прожили. Один из них утонул, а другие умерли от болезней. Вот таков он был, великий Усть-Янский шаман Байдарым.

Избранное
  • Аноним
    4 января 2013 г., 08:01
    Аноним

    А почему все упомянутые - одни Гороховы?

    • Автор
      4 января 2013 г., 22:16
      Гайечка   Пожаловаться

      В тех краях Гороховых много. Часть упомянутых родственники Архипа Горохова, шамана Байдарыма,

       часть однофамильцы. Поясняю на правах переводчика книги :))

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации