home
user-header
Долганы о Саха и о том что с ними сделала политика Сталина
10 августа 2018 г., 23:02 3012

"Мы впервые приехали в Якутск в этом году на Дни долганского языка и культуры. Впервые были на Ысыахе. Это очень грандиозный праздник. Надо заметить, что нам Якутия сразу понравилась. Когда мы только прилетели и вышли из самолета, всюду увидели надписи на родном языке. И я говорю супругу: «Женя, смотри, все на долганском». Ведь якутский и долганский языки – родственные. Поэтому Женя чувствовал себя как дома. Долганский его родной язык, на нем он разговаривал со своей мамой. Было ощущение, что он вернулся к своим корням.

Нас поразила Якутия и поразили люди. Само отношение к родной земле у вас, конечно же, совсем другое – это так приятно. Вы не рветесь в Москву, в Петербург, вы гордитесь тем, что имеете и это очень важно. Мы были в абаканском краеведческом музее, там полно доказательств того, что Саха когда-то жили и там. Потому что и в одеждах, и в элементах быта, сохранились общие черты. Есть абсолютно идентичные вещи. Юля из Алтая, в музеях там тоже стоят похожие экспонаты. В разговоре с горно-алтайцами мы слышали, что их язык похож на наш. Например, у нас шаман означает «ойун», а у них «ойын». Если взять орнаменты в якутском и долганском костюмах, то там тоже можно выявить много общего. Те же пояса, тот же бисер или шелк. Люди перепродавали друг другу эти товары, которые затем перегружались на олени и продолжали путь. Затем их обменивали за пушнину местному народу. Так и сложился современный внешний облик нашего народного костюма.

Сохранение культурного наследия – это важно, особенно в усиливающихся процессах глобализации, когда все стремится к унифицированности. Понимание таких вещей приходит не просто так. Рано или поздно, любой человек задает себе очень важный вопрос «Кто я?». Если я отвечаю на этот вопрос, что я долган, возникает следующий вопрос «Какой я долган?». Эти вопросы такие сложные, но как только человек задает себе этот вопрос, он начинает искать ответ. А найти ответ очень сложно. Вся наша жизнь, все наши передвижения – это есть попытка найти какие-то важные для себя ответы. Ну и как часто с нами со всеми бывает, мы начинаем ценить что-то, только когда начинаем это терять. С уходом мамы, мы почувствовали, что начинаем терять что-то очень важное. Видимо это был этап взросления. Нам хотелось больше говорить на эти темы.

Когда побываешь на языческом празднике и приезжаешь обратно в привычную среду – это сложно в душе совмещается. Мы крещеные и православные, дважды делали иллюстрации к Евангелию. Стоит отметить, что долганы – первый коренной народ, который крестился в православие. Поэтому, конечно, эта связь чувствуется. В Якутске мы были в кафе в историческом центре, и нас потрясло объявление, стоящее на камельке, на нем крупными буквами написано: «Камелек искусственный, алгыс не совершать, очаг не кормить». Такое можно увидеть только в Якутии. Для нас это было открытие менталитета, для вас это образ жизни, естественное поведение в своей среде.

На Таймыре все гораздо сложнее, чем в Якутии. В Республике Саха (Якутия) якутский язык является официальным. Национальная культура и традиция тоже имеют государственную поддержку. А Таймыр входит в Красноярский край, там нет государственной поддержки. Все держится на инициативных людях, которых можно посчитать по пальцам. В любом месте все зависит от человека, который что-то пытается вокруг себя сделать. Думаю это результат сталинской политики разделения народов. Когда все это происходило, якуты приходили за долганами уводить их в Республику и, наверное, они были правы. Сейчас на Таймыр много приезжают работать, они привозят свою культуру и относятся к коренным народам с пренебрежительным отношением. Конечно, на этом фоне коренным становится стыдно за себя, и это очень печально на самом деле. Поэтому мы ходим в костюмах, стараемся больше показать, популяризировать, чтобы долганам не было стыдно быть долганами. Каждая выставка на материке, в Красноярске, на Алтае, везде, начинается с того, что мы выходим в костюмах и объясняем, кто такие долганы, где они живут. В Якутске – это было поразительно – такого не было. Мы вышли в костюмах и увидели зрителей, которые также пришли в долганских костюмах. Это было такое космическое ощущение, будто ты к родственникам приехал. Это было потрясающе." (Из интервью һака-долганских художников)

Иллюстрации: работы һака-долганских художников Юли и Евгения Поротовых

Избранное
  • 10 августа 2018 г., 23:10
    Дьуу   Пожаловаться

    Каким образом Сталин вас ущемлял? 

  • 10 августа 2018 г., 23:29
    kinat   Пожаловаться

    Наhаа учугэй хартыыналар

  • 11 августа 2018 г., 01:25
    Dansan   Пожаловаться

    Мое личное мнение, что долганы, и якуты это один народ. Слова долган и якут прилумали русские. Если не использовать русское слово долган, то долганы самоопределят себя как саха. Просто при административном делении России они отошли к Красноярскому краю. Таким же успехом можно было колымских саха назвать Колганами. Тем более говор колымчан сильнее отличается от якутского, чем долганский.

  • 11 августа 2018 г., 02:19
    karapot   Пожаловаться

    Выставка долганских художников идет в Национальном художественном музее до 26 августа, успевайте сходить. Интервью полностью здесь: http://dnevniki.ykt.ru/sakhamuseum/1109590

  • 11 августа 2018 г., 11:49
    aaanam1   Пожаловаться

    Мы один народ—Саха. Самоназвание у долган—Саха. Продукт расселения народа, мы из одного корня. На Ессей ушли от казаков в 17-18 веках с центральной Якутии. Так что долгане такие же как вилюйские, верхоянские и колымский. Ошибка в определении как национальность с советских времён, но даже тогда в паспорте на русском писалось долган, а на родном—Саха. Поротовых в Якутии много, значит, скорее всего, ушли после крещения уже с фамилией. 

  • 11 августа 2018 г., 11:59
    aaanam1   Пожаловаться

    Насчёт крещения вопрос спорный. Священники шли после казаков и примерно в одно время.

  • 11 августа 2018 г., 14:06
    GodAndGuns   Пожаловаться

    Классные картины...

  • 11 августа 2018 г., 16:17
    Талахкурдаах   Пожаловаться

    Долганнар уонна биһиги – биир омукпут. Мөлтөтөөрү араарбыттара.

    Саха сирэ – икки төгүл улахан

  • 11 августа 2018 г., 16:48
    Tiit   Пожаловаться

    Dansan b Талахкурдаах правильно сказали. Долганы и мы - один народ. Разделяй и властвуй - это общий принцип всех колонизаторов, он применяется издавна.

    • 11 августа 2018 г., 18:21
      aaanam1   Пожаловаться

      Tiit, не смешите народ. Какое может быть «разделяй» когда и так больше тысячи километров до долины Туймада. И, современные территориальные границы появились в советское время. И, мы жили и живём лучше в постсоветское время.

  • 11 августа 2018 г., 18:10
    Pandemonum   Пожаловаться

    А разве долганы не потомки древних саха?

    В 17 веке многие от Тыгына разбегались, Нюрбачан эмээхсин с сыновьями до Нюрбы добежали, старик Тойбохой до Тойбохоя, ну а Долганы до верховий Вилюя и дальше...

  • 11 августа 2018 г., 19:30
    GEOstudent   Пожаловаться

    Туприны )

  • 11 августа 2018 г., 20:45
    Garmonist   Пожаловаться

    Саха дьоно былыргыттан улэлээн-улэлээн кэлбит омук! Хайдах да ыарахаттар буоллуннар, санаата хаьан да алдьанааччыта суога! Кини мындыр ойо, уьанар удьуора, утуо майгыта, улэтэ-хамнаьа, ити барыта Саха киьитин ис туругар обугэлэриттэн бэриллэн, хааныгар бургачынныыра чуолкай! Онон бэйэгитин хаьан да сэнэммэт буолун! Утуо сыьыан баар буолуохтаах, оччогуна эрэ салгыы уунэрбит, сайдарбыт тиийэн кэлэрин кэтэьэ сырыттага! Уруй-айхал буоллун Саха сирин олохтоохторугар!

  • 12 августа 2018 г., 09:31
    Октя55   Пожаловаться

    Может не в тему .

    А кровь какой группы у дрлганов ,эвенов и саха

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации