home
user-header

                        
                        
По следам древнего человека (как это было)
30 мая 2015 г., 11:52 в Rastem.Ykt.Ru 1200

 


Если бы мамонт, выставленный в первом зале нашего Музея, был каким-то невероятным чудом оживлен, и смог рассказать свои ощущения и впечатления, то наверняка, в первую очередь, его реакция была бы такой: «Не трогайте мои бивни!». Сотни ребят из разных школ города, которые приходили в эти дни на интерактивные экскурсии, так и норовили дотронуться до заостренных закрученных концов, поражаясь глаженому блеску их лакированного покрытия. Убедить их в том, что лучше этого не делать, так как от частого прикосновения любая вещь становится все более хрупкой, было практически невозможно – им хотелось потрогать и пощупать все! Наверное, со времен неолита выставленные керамические сосуды и каменные изделия не испытывали на себе столько человеческих рук, как ныне.​

 

Древний джикимдинский человек (III тыс. до н.э.), экспонируемый на втором этаже, умей он рассказывать, поведал бы нам, что ему впору становится звездой YouTube, так часто дети снимали его на видео своих смартфонов. Обычно первыми восклицаниями, когда ребята подходили к витрине были: «О-о! Древний человек! А он настоящий? А он умер?». Удовлетворить любопытство ребят и ответить на все их вопросы даже нам, казалось бы, знающим многое о первобытной истории Якутии, было порой непросто.

 

Отличием интерактивного занятия от обычной экскурсии было то, что маленьким посетителям была дана возможность не только увидеть экспонаты, выставленные за стеклом, и услышать рассказ о них, но и самим попробовать себя в роли юных следопытов, которые, как и археологи, сами добывают знания своим трудом. Например, как называется самое древнее орудие человека? Чтобы узнать это, ребята должны внимательно выслушать рассказ своего гида и изучить выставленные орудия на витринах. Или, например, разгадать ребус – тогда становится понятным, из какого материала изготовлена древняя посуда.

 

Когда археологи приступают к своим исследованиям, они получают специальное разрешение, именуемое «Открытым листом». Сейчас это просто название документа, проще говоря, лицензия на право разведок и раскопок. Но почему он так называется? А потому что еще в дореволюционной России, когда существовало Императорское археологическое общество (позже – комиссия), так назывался чистый бланк с оттиском штампа общества за подписью императора, куда ученые вносили все сведения, которые они добывали во время своих трудных экспедиций. Подобно прежним традициям, наши юные посетители получали «Лист открытий», куда записывали узнаваемые ими знания. Кроме того, у каждого была полевая сумка через плечо, подобно тому, как у полевиков и военных перекинут планшет (называемый еще «офицерским»), в котором обычно хранились карты.

Самый частый вопрос, который часто задавали ребята: «А это настоящее?». Надо было видеть, какую неподдельную радость вызывала у них возможность подержать в руках настоящий зуб мамонта, каменный топор, шкуру медведя, глиняный горшок. Пожалуй, главным залогом такого интереса к интерактивной экскурсии было то, что дети могли увидеть все это воочию, и главное – быть не просто зрителями, но и непосредственными участниками, самостоятельно открывая для себя неизвестные им ранее страницы прошлого. Сегодня молодое поколение смотрит на мир через объектив мобильного телефона, планшета, ноутбука, компьютера, и воспринимают его не как реальность, а как картинку, в которой можно все исправить с помощью графического редактора. Но мир сложен и многогранен, и не все в нем можно изменить по своему хотению. Чем чаще ребята будут контактировать с тем, что имеется в реальности, а не с тем, что скачано в их приложениях, тем более они будут подготовлены к самостятельной жизни.

 

 

Во время наших занятий ребята также получили уникальную возможность приготовить своими руками подвески и обереги из глины, а также раскрасить их, подобно первобытным художникам. Сова у многих народов является символом мудрости, знаний, приобретенных умений и навыков, потому была священной птицей, изображениям которых приписывали магические свойства. Если сделать украшение в виде совы и носить его, то человеку передаются все ее главные качества, что делает обладателя украшения умнее и разностороннее. Оберег же в виде клыка воспринимался защитным амулетом, сберегающим от сглаза и порчи, и влияния дурных людей. Палитра красок и сюжетов была у ребят самая разная, но в каждом чувствовалось стремление проявить свою индивидуальность.

 

 

Всего за время наших интерактивных экскурсий (начиная с 10 апреля) пришло более чем 1700 школьников из города Якутска и пригородов (СОШ №1, №2, №3, №14, №17, №20, №26, №27, №29, №31, №33, а также из Саха-Корейской, Хатасской школ, Якутской городской национальной гимназии, Физико-технического лицея, и др.). Записи, оставленные в книге отзывов, свидетельствуют не только об интересе наших ребят к древней истории Якутии, но и об их стремлении самостоятельно заниматься познанием окружающего их мира. Это можно только всячески приветствовать и поощрять!

 

Те, кто по каким-либо причинам не смогли посетить наш Музей в эти дни, могут не расстраиваться – начиная с нового учебного года планируются новые увлекательные мероприятия для ребят школьного возраста, например, как «Каменная книга», в которой внимание детей нацелено на изучение и интерпретацию рисунков наскального творчества, какие в большом количестве имеются в республике. Также вас ожидает проект, посвященный коренным народам Якутии – юкагирам, эвенам, эвенкам, а также якутам, рассказывающий об их традициях, истории и культуре.

 

Ждем Вас в залах Музея археологии и этнографии СВФУ!

 

Адрес: г. Якутск, ул. Кулаковского, 48 (Корпус факультетов естественных наук, правое крыло). Телефон: 49-68-41.

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации