home
user-header

                        
                        
Введение: есть, чем поделиться, начало положено...
2 апреля 2018 г., 15:08 420

Только недавно, буквально 2 месяца назад, я говорила с друзьями, насколько было бы хорошо внедрение «дистанционки» в школах Якутии. Хотя нет. Вру. Это я поняла сразу, когда начала работать в коллективе областного ЦИТ Новосибирской области.

В начале нулевых я работала на Крайнем Севере и в связи с нехваткой учителей вела сразу параллельно несколько предметов.. К чему это я?


Да к тому, что нехватка учителей – до сих пор проблема! На мой взгляд внедрение и развитие электронного обучения с применением дистанционных технологий хоть в какой-то мере решило бы несколько вопросов: не только нехватку педкадров, но и переход на обучение в 5+1 (когда дети в школе 5 дней, а в субботу учатся из дома), переход в односменку…

Немного сделаю введение, чтобы поняли, о чем идет речь:

В Новосибирской области организация электронного обучения (ЭО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) хорошо проработан и вот уже седьмой год развивается в рамках регионального проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».

Справка:

Закон об образовании, ст. 13, 15 и 16 говорят о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе ЭО и ДОТ. Также в законе прописано, что школьники могут получать образование в нескольких образовательных организациях (ОО) по выбору. В статье 16 подробно описываются что такое ЭО, условия для его функционирования.

Обучающийся может получить образование независимо от того, где он находится территориально и в какое время может обучаться. Обучение может быть, как синхронным, так и асинхронным, то есть очным, очно-заочным или заочным. Дистанционные технологии могут применяться в любой форме обучения, в том числе семейного образования или самообразования.

В 2011 году, когда в Новосибирской области все только начиналось, в региональный проект вступили 70 школ из 13 районов. Тогда учителя только начали осваивать новые дистанционные технологии, поэтому работу начали с готовой СДО (Система дистанционного обучения). Понятно, что новую систему в области купили и купили за немалые деньги.

Тогда же, команда Областного центра информационных технологий, начали прорабатывать вопросы создания собственного контента и начали учить учителей, налаживать контакты с ведущими ВУЗами на предмет создания электронных курсов для школьников по предметам. На данный момент мы сами, наши учителя и специалисты ВУЗов, создали свой контент и от покупки все более дорожающей системы, который был в начале, отказались.

***

Уже тогда было понятно – все предметы дистанционно не будешь вести, ведь есть и химия, и физика, и вообще живое общение.

Но что делать если у детей актированные дни? Карантин? Уехал на сборы? Поэтому изначально целью стало не заменить реальное очное обучение, а создать условия, чтобы обучающийся не прерывал обучение в случае болезни, отъезда… в случае, когда нет учителя предметника в школе. Потом уже, когда мы раскрыли все возможности ЭО с ДОТ уже попробовали модель 5+1 и переход в односменку не за горами.

-----

Кроме того, ведущие, «сильные» школы становятся базовыми школами для школ с УНУР (устойчиво низкие учебные результаты), то есть при подготовке к экзаменам дети могут пройти у сильных учителей под тьюторством своих.

На сегодняшний день кроме всего перечисленного, в области организовано обучение виртуальных групп (дети учатся на спецкурсах, углубленных и дополнительных, например, олимпиадные задачи, речевая грамотность, робототехника, программирование…), когда учитель из города Новосибирска набирает в свой курс группу, куда входят дети из совершенно разных муниципалитетов. Создается сетевое расписание, тьютор помогает на «местах», ведется сетевой журнал… Понятно, что много вопросов возникает с нормативкой. За эти годы было отработано много моделей, методом проб и ошибок, но больше – через консультации в соответствующих органах. Региональный проект инициирует и курирует Министерство образования Новосибирской области. И это дорогого стоит!

*****

Не так давно, к нам приехала команда работников образования с Хангаласского улуса. К сожалению контакты установлены не на региональном уровне. Работники управления образования сами вышли на наше руководство. А в Хангаласском улусе, по инициативе М.Е. Николаева, в системе образования уделяется много внимания и вот уже третий раз проходит педагогический конгресс. Когда я услышала выступления на пленаре и конференции, то удостоверилась, что резолюции предыдущих конгрессов были реализованы! Мы познакомились с инициативными, творческими людьми, работниками управления образования, директорами, зам. директорами, учителями…

Когда они приехали в Новосибирск, такие жаждущие нового, ищущие решение своих проблем, я очень сильно вдохновилась. Вот люди, которые не боятся нового, а наоборот, готовы к ним!

Мы рассказали о нашем проекте, а также о другом имеющемся опыте, пообщались и решили, что мы должны приехать и участвовать на III педагогическом Конгрессе улуса, ознакомить с опытом работы, провести мастер-классы, курсы…

 

Про саму поездку и работу там напишу в следующих постах.

P.S.: Дистанционное обучение было всегда и есть. Раньше для этого использовали почту, всякие кейсы, курьеры…. И сейчас кое-где, местами изучают и используют системы, «говорящую голову» в ВКС или Skype… но нужен системный подход, нужно методическое сопровождение и т.д. Что говорить, в Новосибирской области создана огромная сетевая команда из более чем 160 школ, налажена работа методических центров во ВСЕХ районах области, которые курируют около 10 тысяч подключений – то есть 10 тыс. пользователей на электронных курсах! И нам есть чем поделиться, обучить!

Избранное
  • 2 апреля 2018 г., 15:14
    Kori_Night   Пожаловаться

    Это сложно. Для того, чтобы учиться дистанционно ребенок должен быть сам очень организованным. А основная масса детей не организованные совсем. Даже домашние задания не выполняют, даже тетради и ручки с собой в школу не берут.

    • Автор
      2 апреля 2018 г., 15:20
      Руфь   Пожаловаться

      Kori_Night, в том то и дело, что нужен подход и методическое сопровождение. Вот просто взять и начать - не получится. Этому надо учиться... 

  • 2 апреля 2018 г., 15:42
    Мефодий_   Пожаловаться

     По большому счету был бы учебник и светлая голова. Все остальное от лукавого. Ну и конечно преподавателя живого не заменишь ничем. Так что это дистанционное обучение путь в никуда. Учителей в России всегда хватит с нынешними зарплатами и соцпособиями для них.

  • 2 апреля 2018 г., 15:47
    NIKA_SOVA   Пожаловаться

    Очень интересная статья получилась. Было познавательно)

  • 2 апреля 2018 г., 15:56
    SteelSky   Пожаловаться

    От качества связи тоже многое зависит. Когда южные районы сидят на оптоволоконном интернете, северяне обходятся устаревшим ADSLом с завышенными тарифами, а с завышенными потому что конкуренции никто ростелекому не составит в отдаленных районах... и когда паутина до них дойдет и дойдет ли вообще?

    • Автор
      2 апреля 2018 г., 17:34
      Руфь   Пожаловаться

      SteelSky, это да! в НСО с этим пока нормально, есть конечно и отдаленные, в которых низкие скорости - но задачи стоят и по очереди решаются. в Республике нашей - тоже комплексный подход нужен. Вот поэтому хорошо было бы все начинать на региональном уровне, а не на муниципальном просто...

  • 2 апреля 2018 г., 17:28
    xotyyna   Пожаловаться

    в силу обстоятельств у моего племянника домашнее обучение,некоторые уроки учится дистанционно,то бишь по интернету.там какая-то своя методика,свой компьютер (другой от обычного компа) и какое-то оборудование имеется
     

    • Автор
      2 апреля 2018 г., 17:36
      Руфь   Пожаловаться

      xotyyna, да, для детей с ОВЗ была программа такая, раздавали эппловсские ноутбуки, оборудование ставили, но в эту программу попали не все(

       

  • 2 апреля 2018 г., 18:19
    Nik17   Пожаловаться

    Интересно. У нас это тоже нужно вводить. Преподаватель общего профиля, один гуманитарий и один технарь, может ещё физкультурник и всё. Для малокомплектной школы должно хватить. И никаких директоров школ, замов, завучей и прочей конторы, в виде кучи бухгалтеров и т.д., которых полный штат, в отличии от учителей. То же можно применить и в медицине.

    • Автор
      2 апреля 2018 г., 18:28
      Руфь   Пожаловаться

      Nik17, ))))) нуу, я насчет администрации ничего не могу сказать, наверно управление во всем просто необходимо)

      кстати насчет малокомплектных - счас грозятся школки эти закрыть, из-за нехватки учителей. А новые технологии позволят, по крайней мере дадут возможность сохранить их. Дети будут у себя дома...

       

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации