home
user-header

                        
                        
Новости авиатехники
4 июля 2018 г., 12:41 241

Дайджест новостей авиатехники: В США показали модель нового «стелс»-самолета для ВВС. В штате Вашингтон США объявили о намерении перейти на электрическую авиацию по примеру Норвегии. Компания Kitty-Hawk представила новый одноместный мультикоптер Flyer. NASA определит предельную интенсивность звукового удара от сверхзвуковых объектов, воспринимаемых людьми на Земле. В Корее завершили эскиз собственного истребителя поколения «4.5». Airbus провел первую выкатку грузового самолета Beluga XL, предназначенного для негабаритных грузов. В ЦАГИ продули модель двухфюзеляжного самолета во взлетной и посадочной конфигурациях. Военно-транспортный ИЛ-276 сертифицируют для гражданского применения. Летные испытания грузового вертолета МИ-26 с новыми двигателями российского производства планируется начать в 2023 году, а в 2025 г. - выпустить первую партию. 

Beluga XL (Airbus)


 

1. Представлена модель нового «стелса» для ВВС США

Исследовательская организация Air Force Research Laboratory представила модель, демонстрирующую внешность перспективного дозаправщика, похожего на концепт Speed Agile.

Фото Guy Norris

 

Прогресс в области разработки малозаметных летательных аппаратов сильно отразился на эволюции пилотируемых истребителей и бомбардировщиков, а также частично на дизайне БПЛА. Между тем военно-транспортные самолеты, дозаправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) оказались почти не тронутыми новой технической революцией.

 

Одна из главных причин этого — огромная стоимость разработки и производства новых малозаметных комплексов, вне зависимости от их предназначения. Тем временем применение в качестве самолетов-заправщиков старых моделей может демаскировать истребители пятого поколения, которые, как и их прародители, нуждаются в дозаправке в небе.  

 

Поэтому желание ВВС США получить еще одну «невидимку» вполне логично. Ранее были представлены отрывочные сведения о проекте Lockheed Martin, известном как Speed Agile, в рамках которого намерены создать новый «невидимый» транспортник и/или дозаправщик. На недавнем авиационном форуме AIAA 2018 состоялась презентация от организации Air Force Research Laboratory новой версии малозаметного самолета, получившей обозначение Advanced Aerial Refueling.

 

 

<span>Модель Advanced Aerial Refueling / </span><font color=#333333 face=sans-serif, Arial, Verdana, Trebuchet MS><span>©</span></font>Guy Norris

 

Модель Advanced Aerial Refueling (Фото Guy Norris)

Стоит отметить, что ранее Lockheed Martin уже показывала похожую стендовую модель, а также демонстратор технологий будущего самолета. Концептуально старая и новая модели имеют сходства. Хотя заметны и очень существенные различия: например, форма хвостового оперения и расположение воздухозаборников. Можно почти не сомневаться в том, что эти различия обусловлены желанием сделать самолет менее заметным для радиолокационных систем.

 

 

Более ранняя модель / ©Guy Norris

 

Более ранняя модель (Фото Guy Norris)

 

Представленная сейчас модель, возможно, не демонстрирует финальный облик самолета, а лишь дает общее представление об эволюции его внешности. Нельзя исключать и того, что в будущем Lockheed Martin или другая компания создаст несколько версий такой машины, предназначенных для решения разных задач.

 

 

Более ранняя модель. Испытания / ©Wright-Patterson Air Force Base

 

Более ранняя модель. Испытания (Фото Wright-Patterson Air Force Base)

 

Напомним, Военно-морские силы США подошли к вопросу дозаправки в воздухе весьма оригинально: в обозримом будущем они намерены получить крупный беспилотный палубный дрон-дозаправщик. Ранее свое видение такого летательного аппарата представила компания Boeing. Она, впрочем, столкнулась с серьезной конкуренцией в лице других ведущих американских авиастроителей.

 

2. Вашингтон перейдет на электрическую авиацию

Власти американского штата Вашингтон объявили о намерении перевести местное авиасообщение на электрические и гибридные летательные аппараты. Как сообщает General Aviation News, для оценки возможности такого перехода власти сформировали рабочую группу, которая уже начала консультации с авиаразработчиками, перевозчиками, аэропортами и авиационными властями штата. В частности, первая консультация уже была проведена со стартапом Zunum Aero, разрабатывающим полностью электрический региональный самолет.

Zunum Aero

 

Сегодня гибридная и электрическая авиация привлекает к себе все больший интерес, поскольку использование новых самолетов и вертолетов позволяет существенно сократить расходы на эксплуатацию авиационного парка и уменьшить выбросы углекислого газа. При этом компании-перевозчики не спешат начинать массовые закупки электрических самолетов, поскольку для них пока не существует развитой инфраструктуры, а сами аппараты неспособны на длительные перелеты. Кроме того, пока не существует даже технических регламентов обслуживания, эксплуатации и хранения электрических летательных аппаратов.

 

На первой консультации, проведенной рабочей группой, помимо Zunum Aero присутствовали также представители компаний Boeing, VerteGo Aero, Volta Companies и Faraday Aero, а также энергетических компаний и аэропортов. По итогам исследований, рабочая группа должна определить, насколько в принципе возможен переход на электрическую и гибридную авиацию, а также оценить влияние такого перехода на рынок труда в штате, экологическую обстановку и восприятие нового транспорта людьми. Свою работу группа должна завершить к 30 июня 2019 года.

 

3. Kitty Hawk представила серийную версию пассажирского мультикоптера

Компания Kitty Hawk представила новую версию одноместного пассажирского мультикоптера Flyer, сообщает CNN. Новая десятироторная модель может находиться в воздухе до 20 минут и разгоняется до 32 километров в час. Компания открыла предзаказ на мультикоптер на своем сайте.

Kitty Hawk (Кадр из YouTube)

 

В последние годы сразу несколько компаний занялись разработкой небольших мультироторных летательных аппаратов, рассчитанных на одного или несколько человек. Некоторые из них разрабатываются для полностью беспилотных полетов на довольно большие расстояния и предназначены для сервисов аэротакси, такие аппараты разрабатывают Uber, Airbus, немецкая E-Volo и китайская EHang. Кроме того, существует класс ховербайков — одноместных летательных аппаратов, в которых пассажир сидит на корпусе и управляет аппаратом подобно тому, как это происходит на мотоциклах. Кроме того, как правило, ховербайки не предназначены для высоких и дальних полетов — такие разработки есть в России и США.

 

Компания Kitty Hawk, которая в прошлом году представила восьмироторный летательный аппарат под названием Flyer, разработала новую версию летательного аппарата. Поскольку у новой версии есть заметные отличия в конструкции, ее уже нельзя отнести к классу ховербайков — теперь пассажир не седлает аппарат, а сидит в нем как в автомобилях или аэротакси и у него нет возможности управлять смещением аппарата наклоном собственного тела. Кроме того, значительно поменялся и корпус мультикоптера. В новой модели фюзеляж закреплен на раме с десятью несущими винтами, приводимыми в движение электромоторами.

 

 

Показанный прототип предназначен для полетов в нескольких метрах над поверхностью воды и может разгоняться до 32 километров в час. Однако разработчики заявляют, что технически он может разгоняться до 160 километров в час. От одного заряда аккумуляторов аппарат может летать от 12 до 20 минут. Поскольку Flyer весит 113 килограммов, он вписывается в ограничения Федерального управления гражданской авиации США, регулирующие использование ультралегких аппаратов. В частности, это позволяет не регистрировать аппарат и летать нем без лицензии пилота.

 

Компания не раскрывает цену аппарата, но открыла предзаказ на него для юридических лиц. Предполагается, что изначально он будет использоваться для коротких полетов в парках с водоемами. В будущем компания планирует усовершенствовать мультикоптер для более высоких и скоростных полетов, а также оборудовать его аварийным парашютом.

 

Кроме летательных аппаратов для коротких полетов Kitty Hawk также разрабатывает беспилотное аэротакси самолетного типа для пассажирских перевозок. В нем установлено 12 винтов для вертикального взлета и посадки, а также толкающий винт в хвостовой части для горизонтального полета. Компания уже проводит летные испытания аппарата и собирается в течение трех лет развернуть в Новой Зеландии сервис по перевозке пассажиров.

 

4. NASA определит приемлемую интенсивность звукового удара

Специалисты NASA из Летно-исследовательского центра имени Армстронга приступили к исследованиям, целью которых станет определение допустимой интенсивности звукового удара, то есть восприятия наблюдателями на земле ударных волн, расходящихся от летящего на сверхзвуковой скорости объекта. Согласно сообщению агентства, результаты исследований планируется использовать в проекте разработки «тихого» сверхзвукового пассажирского самолета X-59.

Фотография ударных волн, расходящихся в стороны от учебного самолета T-38C (Фото NASA)

 

В полете на сверхзвуковой скорости самолет образует множество ударных волн. Они обычно возникают на кончике носового обтекателя, на передней и задней кромках крыла, на передних кромках хвостового оперения, в зонах завихрителей потока и на кромках воздухозаборников. Наблюдателями на земле такие ударные волны воспринимаются как громкий хлопок или даже взрыв. По этой причине современные авиационные правила запрещают сверхзвуковые полеты над населенной частью суши.

 

Для снижения интенсивности звукового удара разработчики перспективного сверхзвукового самолета намерены изменить аэродинамическую конструкцию летательного аппарата таким образом, чтобы на поверхности его планера образовывалось как можно меньше ударных волн. Кроме того, предполагается, что особая аэродинамическая форма планера позволит избегать резких скачков давления на фронте ударной волны и резких же падений давления в задней ее части с последующей нормализацией.

 

Ударная волна с резкими скачками называется N-волной, поскольку на графике напоминает букву N латинского алфавита. Именно такие ударные волны воспринимаются как взрыв. На поверхности планера нового сверхзвукового самолета при скорости полета выше скорости звука должны будут образовываться так называемые S-волны с плавным и не таким значительным, как у N-волны, перепадом давления. Предполагается, что S-волны будут восприниматься как мягкая пульсация. Допустимую интенсивность таких пульсаций NASA намерено определить.

 

 

В исследовании используется истребитель F/A-18 Hornet. Для определения максимальной интенсивности звукового удара это самолет поднимается на высоту и набирает околозвуковую скорость. Затем он переходит пике и включает форсаж, чтобы перейти звуковой барьер и набрать сверхзвуковую скорость. В момент прохождения звукового барьера (нескольких явлений, сопровождающих самолет при полете со скоростью звука или близкой к ней) истребитель переводится в горизонтальный полет и сразу уводится вверх.

 

Таким образом специалисты NASA добиваются максимальной интенсивности ударных волн. Затем истребитель, набрав высоту около 9,8 тысячи метров, разгоняется до сверхзвуковой скорости. При прохождении звукового барьера летчик переводит самолет в горизонтальный полет и сразу же в пике. Таким способом удается снизить интенсивность ударных волн. Их интенсивность измеряется специальным оборудованием на земле. Кроме того, звуковой удар слушают добровольцы, которые затем дают субъективную оценку его «громкости».

 

NASA опубликовало видеозапись таких исследовательских полетов. На ней на отметке 0:43 слышно звуковой удар большой интенсивности, а на 2:34 — малой интенсивности.

 

В ноябре 2018 года специалисты NASA намерены перейти к новому этапу исследований, в котором уже примет участие город-доброволец — Галвестон в штате Техас. Истребитель F/A-18 будет выполнять полеты над этим городом и преодолевать над ним звуковой барьер таким образом, чтобы ударные волны, расходящиеся от самолета, были наименее интенсивными. При этом жители Галвестона, занимающиеся повседневными делами, будут давать субъективную оценку звуковым ударам, если что-либо услышат.

 

В декабре прошлого года NASA опубликовало видеозапись пролета учебного самолета T-38 Talon на сверхзвуковой скорости на фоне Солнца. Она была сделана шлирен-методом для изучения ударных волн, образующихся на кромках планера самолета. Снимки и видеозаписи ударных волн используются специалистами NASA для исследований по проекту «тихого» сверхзвукового самолета.

 

5. Корейцы завершили эскизное проектирование собственного истребителя

Агентство оборонных закупок Южной Кореи объявило о завершении этапа эскизного проектирования нового истребителя, разработка которого ведется по проекту KF-X. Как сообщает Defense News, на этом этапе военные одобрили основные характеристики перспективного самолета. В ближайшее время планируется начать разработку технического проекта; эти работы должны быть завершены к сентябрю 2019 года.

KF-X (Фото KAI)

 

Программа KF-X стартовала в конце января 2016 года. В общей сложности на создание самолета планируется потратить 8,8 триллиона вон (около 7,7 миллиарда долларов). Летные испытания перспективного боевого самолета планируется начать в 2022 году, а его разработка должна завершиться к 2026 году.

 

Министерство обороны Южной Кореи планирует потратить около десяти триллионов вон на производство и покупку 120 истребителей KF-X к 2032 году. В составе ВВС они должны заменить устаревшие F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II. В проекте, помимо корейских конструкторов, принимают участие американская компания Lockheed Martin и индонезийская PT Dirgantara Indonesia.

 

По данным Агентства оборонных закупок Южной Кореи, местными специалистами будут разработаны 90 важных систем перспективного самолета. В целом 65 процентов всех узлов, агрегатов и систем KF-X будут выпускаться в Южной Корее.

Корея относит перспективный боевой самолет к поколению «4.5». Согласно проекту, боевые самолеты этого типа должны по своим возможностям превосходить истребители Rafale и Typhoon, но уступать американским F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

 

Согласно изображениям внешнего вида KF-X, опубликованным вскоре после защиты эскизного проекта, новый самолет будет выполнен двухдвигательным. Вероятно, в номенклатуру его вооружений войдут французские ракеты Meteor класса «воздух-воздух» средней дальности, а также IRIS-T такого же класса малой дальности.

 

Параллельно с эскизным проектированием нового самолета специалисты провели продувочные испытания нескольких моделей истребителя. Кроме того, было проведено компьютерное моделирование аэродинамики нескольких вариантов KF-X. Окончательный вариант истребителя для дальнейшего проектирования был выбран по итогам этих работ.

 

В июле прошлого года южнокорейская компания Hanwha Systems приступила к разработке радиолокационной станции для истребителя KF-X. Прототип нового радара с активной фазированной антенной решеткой компания уже создала и в настоящее время проводит его испытания. Завершить работы по этому проекту планируется в середине 2018 года.

 

6. Европейцы подготовили самолет для негабаритных грузов к испытаниям

Европейский авиастроительный концерн Airbus провел выкатку полностью подготовленного к наземным и летным испытаниям грузового самолета Beluga XL, предназначенного для перевозки негабаритных грузов. Согласно сообщению компании, 28 июня текущего года самолет покинул покрасочный цех, где покрасили под кита белуху.

Beluga XL (Фото Airbus)

 

При производстве самолетов нередко приходится перевозить крупногабаритные детали с разных заводов на предприятие финишной сборки. Речь идет, например, о хвостовых секциях или консолях крыла. Именно для этих целей Airbus и разработал новые грузовые самолеты.

 

Наземные испытания Beluga XL начнутся в ближайшее время. Согласно планам европейского концерна, до конца лета текущего года новый самолет совершит первый полет, а в 2019 году его начнут использовать для перевозки крупногабаритных грузов.

 

Проект нового грузового самолета стартовал в ноябре 2014 года. В основу Beluga XL положен лайнер A330-200. Новый самолет сможет перевозить грузы массой до 53 тонн. Длина Beluga XL составляет 63,1 метра, размах крыла — 60,3 метра, а высота — 18,9 метра при максимальной взлетной массе 227 тонн. Самолет сможет выполнять полеты на расстояние до четырех тысяч километров при полной загрузке.

 

Airbus намерен перевозить новыми самолетами крылья пассажирских лайнеров A350 XWB. В один такой самолет поместятся две полностью собранные консоли крыла. В настоящее время концерну принадлежат пять грузовых самолетов Beluga, построенных в 1992-1999 годах на базе лайнера A300. Эти самолеты могут перевозить только по одной консоли крыла A350 XWB.

 

7. Модель двухфюзеляжного самолета продули в посадочной конфигурации

Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания модели среднего транспортного двухфюзеляжного самолета во взлетной и посадочной конфигурациях. Согласно сообщению института, исследователи проверяли влияние механизации крыла различной конструкции на аэродинамические качества летательного аппарата.

Модель двухфюзеляжного самолета с щитками с пилообразной кромкой (Фото ЦАГИ)

 

Продувочные испытания позволяют еще на этапе проектирования самолета определить основные его аэродинамические характеристики, за счет имитации полета на разных скоростях и при разных состояниях окружающего воздушного потока.

 

Испытания модели двухфюзеляжного самолета проводились при скорости воздушного потока до 50 метров в секунду. Взлетно-посадочная механизация модели была представлена щитками с прямой и пилообразной задней кромкой. Исследования показали, что щитки с пилообразной кромкой заметно снижали аэродинамическое сопротивление модели.

 

Во время продувочных испытаний специалисты также оценили эффективность рулей высоты и направления на двухфюзеляжном транспортном самолете. Все полученные во время продувочных испытаний данные планируется использовать при разработке системы управления самолетом.

 

В 2019 году Центральный аэрогидродинамический институт намерен провести новый этап испытаний модели двухфюзеляжного самолета — исследователи проверят адаптивную механизацию крыла.

 

Новый российский двухфюзеляжный самолет разрабатывается в рамках госпрограммы развития авиационной промышленности, рассчитанной до 2025 года. Проект предусматривает создание летательного аппарата с грузоподъемностью до 40 тонн. Разработчики полагают, что двухфюзеляжная схема самолета позволит быстрее производить погрузку и выгрузку грузов.

 

По двухфюзеляжной схеме сегодня разрабатывается и американский транспортный самолет Stratolaunch. Размах его крыла составляет 117,3 метра. Длина обоих фюзеляжей составляет 72,5 метра. Самолет имеет массу 226,8 тонны и максимальную взлетную массу — 589,7 тонны.

 

Перспективный самолет будет использоваться в качестве платформы воздушного старта — с него в воздухе будут запускаться небольшие ракеты для вывода полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. Stratolaunch сможет нести полезную нагрузку массой 249,5 тонны.

 

8. Военно-транспортный самолет Ил-276 сертифицируют для гражданского применения

Сертификационные испытания проектируемого среднего военно-транспортного самолета Ил-276 будут совмещены с государственными. Тактико-техническое задание будет подготовлено под требования как Министерства обороны, так и Международной организации гражданской авиации, что позволит использовать самолет для гражданских целей, сообщается в пресс-релизе Объединенной авиастроительной корпорации, поступившем в редакцию N+1.

ПАО "Ил"

 

Проектируемый средний военно-транспортный самолет Ил-276 имеет классическую для транспортных самолетов схему однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным хвостовым оперением. Самолет получит два турбовентиляторных реактивных двигателя. Изначально на него будут устанавливаться двигатели ПС-90А-76, применяемые сегодня в Ил-76, а затем ПД-14М, разрабатываемые для пассажирского самолета МС-21. Планируется, что грузоподъемность Ил-276 составит 20 тонн, практическая дальность две тысячи километров, а крейсерская скорость 800 километров в час.

 

Ожидается, что первый полет Ил-276 состоится в 2023 году, а в 2026 году первые серийные самолеты должны поступить в войска. Как заявил первый заместитель Генерального директора ПАО «Ил» Павел Черенков, тактико-техническое задание проекта готовится с учетом требований Министерства обороны и Международной организации гражданской авиации. Это позволит впервые в истории российского авиастроения совместить государственные и сертификационные испытания, ускорить процесс сертификации и применять самолет не только в войсках, но и в гражданской авиации.

 

Пока Ил-276 находится на этапе эскизного проектирования, во время которого определяются основные характеристики самолета, его внешний вид и функции. В декабре 2017 года в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли испытания модели Ил-276. Во время испытаний специалисты проверяли поведение самолета в режимах взлета и посадки с выпущенной механизацией крыла. Для этого использовался специальный экран, имитировавший близость земли. Испытания показали, что эти условия не оказывают значительного влияния на аэродинамические характеристики самолета.

 

Проект самолета Ил-276 основан на совместном российско-индийском проекте МТС (многоцелевой транспортный самолет). Он также подразумевал создание среднего транспортного самолета, способного выполнять полеты на расстояние двух тысяч километров. Работы над проектом велись с 2001 года, но в 2015 году из проекта вышла индийская компания Hindustan Aeronautics Limited, а в 2017 году Россия объявила об окончании совместного проекта.

 

9. Ремоторизованную «Летающую корову» испытают в 2023 году

Летные испытания российского тяжелого транспортного вертолета Ми-26, прозванного летчиками «Летающей коровой», с новыми двигателями планируется начать в 2023 году, а в 2025 году — получить одобрение на выпуск опытной партии ремоторизованных машин. Как сообщает «Авиатранспортное обозрение», в качестве новой силовой установки, которая заменит устаревшие украинские Д-136, предполагается использовать ПД-12В. Этот двигатель разрабатывается на базе газогенератора турбовентиляторного реактивного двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21.

Ми-26 (Фото Kirill Ignatyev / Flickr)

 

Турбовальный двигатель Д-136 был разработан Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» в 1970-х годах и серийно выпускается с 1982 года. Эта силовая установка способна развивать мощность до десяти тысяч лошадиных сил на взлетном режиме и имеет удельный расход топлива 210 граммов на лошадиную силу в час. К настоящему времени такие двигатели, практически не претерпевшие серьезных изменений, уже морально устарели, а их техническое обслуживание и капитальный ремонт обходятся довольно дорого.

 

Ремоторизация, то есть замена на летательном аппарате старых силовых установок новыми с минимальным вмешательством в конструкцию, зачастую позволяет снизить операционные расходы на эксплуатацию техники, а также улучшить некоторые летные характеристики, включая некоторое повышение крейсерской скорости и снижение расхода топлива. При этом серийная техника, выпускаемая уже с новыми двигателями, обычно имеет изначально лучшие характеристики, в том числе, увеличенный межремонтный ресурс.

 

Разработка турбовального двигателя ПД-12В ведется Объединенной двигателестроительной корпорацией с 2016 года. В 2017 году было завершено эскизное проектирование силовой установки. В настоящее время проект находится на стадии опытно-конструкторских работ. Как ожидается, ПД-12В сможет выдавать мощность до десяти тысяч лошадиных сил на взлетном режиме. При этом в новом двигателе будет предусмотрен чрезвычайный режим, в котором двигатель сможет «разгоняться» до 14 тысяч лошадиных сил. Правда, в таком режиме будет быстрее вырабатываться ресурс силовой установки.

 

В начале января текущего года стало известно, что петербургская компания «ОДК-Климов» приступила к разработке нового двигателя для перспективных вертолетов. Научно-исследовательские работы по проекту новой силовой установки уже завершены. Разработчики также сформировали концепцию нового двигателя. В силовой установке планируется использовать некоторые новые технические решения. В частности, в конструкции двигателя будут применяться неметаллические материалы, которые прежде в российских установках не использовались.

 

По материалам Naked Science (1), N+1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9)

#техника, #естественные_науки, #оружие, #наукороссия

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации