home
user-header
Доклад Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»  на тему "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития"
14 сентября 2018 г., 19:41 69

СКОПИРОВАЛА :)

Доклад Общественной организации «Якутия - Наше Мнение» 

на тему "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития"

Данный доклад подготовлен для семинара "Коренные народы Севера и Цели устойчивого развития" (Российский учебный центр коренных народов, г.Москва, октябрь 2018 года).

Главные вопросы семинара

1. Какова роль гражданского общества и коренных народов в реализации и мониторинге достижения целей устойчивого развития ?

2. Какие индикаторы и показатели УР в Арктике и на Севере с учетом специфики региона и прав коренных народов?

25 сентября 2015 года государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.

Одна из главных задач реализации ЦУР - «Никого не оставить позади».

Россия – мультинациональная страна, где проживает свыше 190 национальностей.

Поэтому важной является роль коренных народов в реализации и мониторинге достижения целей устойчивого развития в России.

Именно по изменению их жизни можно будет говорить об эффективности принимаемых мер.

Также необходимо отметить, что нестабильное положение коренных народов обуславливает необходимость обеспечения их полноценного участия в данном процессе. Поэтому, прежде всего, необходимо проведение мониторинга показателей устойчивого развития в разрезе коренных народов. Это позволит оценить эффективность их реализации и скорректировать государственную политику.

Также необходимо учесть, что целенаправленная госполитика в отношении коренных народов проводится только в отношении КМНС с численностью менее 50 тысяч человек. В единый перечень коренных малочисленных народов входит 47 национальностей.

Коренные народы с численностью свыше 50 тысяч не являются объектом прямого регулирования во многих сферах. Их положение «размывается» в государственной политике. Таким образом, необходимо обеспечить мониторинг ситуации по всем коренным народам.

Реализация устойчивого развития и ее мониторинг является глобальным процессом.

В ходе этого необходимо акцентирование внимания на наиболее важных моментах. Это является задачей представителей гражданского общества.

Ключевая роль по мониторингу хода реализации целей отводится органам государственной статистики. На конференции «Повышение статистического потенциала для мониторинга целей устойчивого развития» ( Москва, 30 ноября 2017 года) заместитель руководителя Росстата Егоренко представил доклад, где было заявлено о дезагрегации данных: показатели Целей устойчивого развития должны быть детализированы по доходу , полу, возрасту, расе, этносу, миграционному статусу, инвалидности, географическому положению

(источник: HYPERLINK "http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/dokym_301117.pdf" http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/dokym_301117.pdf )

Необходимо добиваться максимальной детализации в разрезе коренных народов России с учетом их территориального размещения.

Согласно планов в 2018 году на 49-й сессии Статистической комиссии ООН будет представлен всеобъемлющий обзор системы глобальных показателей. Определены 33 цели, где возможные дополнительные индикаторы могут быть рассмотрены по различным аспектам (37 дополнительных показателей).

В докладе заместителя руководителя Росстата представлена степень методологической проработки глобальных показателей ЦУР.

Необходимо отметить низкий уровень разработанности показателей в России. Из 244 показателей больше половины (64%) - 156 показателей просто не разрабатываются.

Это ставит под вопрос не только реализацию, но и элементарный мониторинг достижения целей устойчивого развития.

Невозможно реализовать то, что невозможно даже измерить.

На сайте Росстата граждане приглашаются к обсуждению Проекта перечня национальных показателей ЦУР и предлагается скачать таблицу в формате Excel

HYPERLINK "http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/" http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/

Считаю, что представителям коренных народов и гражданского общества необходимо принять посильно участие в выработке национальных показателей путем представления предложений по перечню показателей.

Представим уровень разработки показателей в табличном виде.

Статус разработки показателей целей устойчивого развития в России

(источник: HYPERLINK "http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_STATUS.htm" http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_STATUS.htm)

Наименование цели, количество показателей по цели

В процессе

разработки

Не

разрабатывается

Разрабатывается

Всего 244 показателя

19 – (7%)

156 – (64%)

69 – (28%)

1. Ликвидация нищеты

14 показателей

2 – (14%)

10 – (71%)

2 – (14%)

2. Ликвидация голода

13 показателей

4 – (31%)

7 – (54%)

2 – (15%)

3. Хорошее здоровье и благополучие

27 показателей

1 – (4%)

10 – (37%)

16 – (59%)

4. Качественное образование

11 показателей

10 – (91%)

1 – (9%)

5. Гендерное равенство

14 показателей

1 – (7%)

9 – (64%)

4 – (29%)

6. Чистая вода и санитария 11 показателей

4 – (36%)

6 – (55%)

1 – (9%)

7. Недорогостоящая и чистая энергия

6 показателей

1 – (17%)

3 – (50%)

2 – (33%)

8. Достойная работа и экономический рост

17 показателей

1 – (6%)

5 – (29%)

11 – (65%)

9. Индустриализация, инновации и инфраструктура

12 показателя

3 – (25%)

9 – (75%)

10. Уменьшение неравенства

11 показателей

1 – (9%)

8 – (73%)

2 – (18%)

11. Устойчивые города и населенныепункты

15 показателей

13 – (87%)

2 – (13%)

12. Ответственное потребление и производство

13 показателей

13 – (100%)

13. Борьба изменением климата

8 показателей

8 – (100%)

14. Сохранение морских экосистем

10 показателей

1 – (10%)

8 – (80%)

1 – (10%)

15. Сохранение экосистем суши

14 показателей

3 – (21%)

7 – (50%)

4 – (29%)

16. Мир, правосудие и эффективные институты

23 показателя

21 – (91%)

2 – (9%)

17. Партнерство в интересах устойчивого развития

25 показателей

15 – (60%)

10 – (40%)

Как можно видеть, картина неутешительная. По большинству направлений госполитики имеются большие пробелы. Даже при наличии каких-либо действий правительства в области реализации ЦУР будет невозможно измерить прогресс.

Считаю, что на этапе разработки показателей необходимо сфокусироваться на показателях по наиболее приоритетным направлениям.

Наиболее актуальными являются показатели, касающиеся удовлетворения базовых потребностей человеке в пище, воде, одежде, жилище, медицине, работе.

По приоритетности их можно ранжировать следующим образом: нищета (ЦУР 1), голод (ЦУР 2), доступ к здравоохранению и образованию (ЦУР 3,4), чистой воде и санитарии (ЦУР 6), энергии (ЦУР 7), достойным рабочим местам (ЦУР 8) и устойчивой инфраструктуре (ЦУР 9), уровень неравенства доходов (ЦУР 10).

Актуальными являются показатели экологического положения: борьбы с изменением климата (ЦУР 13), сохранении экосистем (ЦУР 14,15).

Отдельно можно выделить ЦУР 16 - уровень защиты правового статуса коренных народов.

Разработка показателей должна проводиться с учетом качественного анализа ситуации с коренными народами.

Предлагаю использовать мои некоторые подходы, отраженные в Аналитическом обзоре на тему «Миграция и коренные народы», подготовленном для включения в Исследование Экспертного механизма ООН по правам коренных народов 2019 года на тему "Коренные народы, миграция и границы". Обзор находится по адресу:

HYPERLINK "http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/08/2019.html" http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/08/2019.html

Мною выделены следующие факторы риска, которые могут стать причиной вынужденной (неблагоприятной) миграции коренных народов Дальнего Востока:

1.)экономический фактор, суть которого: 

-это экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов;

2.)экологический фактор, суть которого:

-это экологически неблагоприятные условия проживания коренных народов;

3.)юридический фактор, суть которого:  

-это неустойчивый юридический статус коренных народов.

Фактор риска вынужденной миграции коренных народов – это качественная характеристика объективного состояния той или иной сферы жизни, а также определенных фактических условий и обстоятельств, которые могут привести к вынужденной (неблагоприятной) миграции коренных народов.

В противоположном определении эти факторы становятся факторам Устойчивого развития коренных народов, то есть целевыми ориентирами государственной политики в отношении коренных народов:

1.) экономическая целесообразность (выгода) занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных народов;

2.) экологически благоприятные условия проживания коренных народов;

3.) устойчивый юридический статус коренных народов.

Опишем причины и формы проявления описанных факторов риска в условиях отсутствия полноценной госполитики в отношении коренных народов.

Экономическая неконкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. В целом традиционный образ жизни коренных народов неприспособлен к современным экономическим условиям.

Кризисное состояние привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части коренных народов, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского.  Уровень безработицы среди коренных народов в 1,5—2 раза превышает средний по стране.

Экологически неблагоприятные условия проживания, чаще всего, являются результатом нарушения норм экологической безопасности промышленных предприятий и создание прозводств (реализация различных проектов) без согласия местного населения и неправильно проведенных (односторонних в интересах промышленников) оценок воздействия на окружающую среду и этнологических экспертиз.  

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов значительно сокращает возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов. Из традиционного хозяйственного оборота изымаются большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть рек и водоемов ввиду негативного воздействия теряют рыбохозяйственное значение.

Неустойчивый юридический статус коренных народов обусловлен возможностью одностороннего произвольного пересмотра прав коренных народов в интересах ресурсодобывающих предприятий и иных хозяйствующих субъектов, а также в интересах государственных структур.

В результате происходит необоснованное ограничение прав коренных народов, что приводит к существенному ухудшению их положения. Эти ограничения нарушают констуционные и законные права коренных народов, что приводит к дискредитации государственной политики в области коренных народов.

Российское законодательство само по себе является источником коррупционных рисков, так как оно полно отсылочных норм и размытых дефиниций. В результате формируется неоднозначная правоприменительная и судебная практика, когда в конечном итоге решения принимаются в пользу тех, у кого есть власть и деньги.

В этих условиях права коренных народов заканчиваются там, где начинаются интересы коррумпированных чиновников и олигархов. В большинстве случаев государственный механизм работает на них в нарушение прав остальных граждан.

На основе классификации факторов Устойчивого развития коренных народов можно провести группировку наиболее актуальных ЦУР:

1.)экономический фактор:

-нищета (ЦУР 1), голод (ЦУР 2), доступ к достойным рабочим местам (ЦУР 8) и устойчивой инфраструктуре (ЦУР 9), уровень неравенства доходов (ЦУР 10);

2.)экологический фактор:

-борьба с изменением климата (ЦУР 13), сохранении экосистем (ЦУР 14,15), доступ к чистой воде и санитарии (ЦУР 6);

3.) юридический фактор:

- уровень защиты правового статуса коренных народов посредством реализации ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты».

Поэтому предлагаю приоритетно сосредоточиться на разработке предложений по показателям этих целей.

В целом можно предположить, что основная база национальных показателей будет разработана профессиональными статистиками. Однако, считаю необходимым учет специфики жизнедеятельности коренных народов с целью оптимального мониторинга ходе реализации ЦУР.

Как бывший сотрудник органов государственной статистики и различных исполнительных органов власти Республики Саха (Якутия) хочу отметить некоторые специфические проблемы в области статистики, которые могут оказать негативное воздействие на качество конечных данных.

Во-первых, проблема системы дорасчета, применяемая при манипуляции с показателем «средняя заработная плата».

Существует достаточно способов достижения формального роста доходов населения. Применяемая в статистических расчетах методология предусматривает использование так называемой «системы дорасчета до полного круга предприятий», состоящего из крупных и средних предприятий, субъектов малого предпринимательства.

Для достоверного расчета уровня заработной платы необходимы сведения о фонде оплаты труда и численности работающих. Фактически эти данные могут быть получены, преимущественно, только от крупных и средних предприятий, предоставляющих в полном объеме бухгалтерскую и статистическую отчетность. В секторе малого предпринимательства широко распространены упрощенная система налогообложения, патенты и другие формы налогообложения, не предусматривающие предоставление сведений о фонде оплаты труда и численности работающих.

Таким образом, первоначально рассчитывается уровень заработной платы по крупным и средним предприятиям, далее производится дорасчет до полного круга предприятий по условным коэффициентам. Их недостаточная обоснованность делает возможным манипуляции с показателем «средняя заработная плата».

Также используемый в расчетах фонд заработной платы включает в себя выплаты социального характера. Это существенно искажает картину реальных заработков в разных сферах. Уровень оплаты труда в промышленности существенно выше, чем в бюджетной сфере, и, соответственно, там больше возможностей для материального стимулирования. Например, работник алмазодобывающей промышленности может получать 100 тысяч рублей, из которых 20-30% будут составлять стимулирующие выплаты. Зарплата рядового бюджетника может составлять 10 тысяч рублей с учетом премиальных выплат, не превышающих одной тысячи рублей. Премии одного работника промышленности могут быть на уровне трудовых доходов нескольких бюджетников.

В результате «размытия» стимулирующими выплатами непосредственно заработанных средств качественно снижается объективность, обоснованность и достоверность показателя «средняя заработная плата».

Эти механизмы манипуляции могут применяться при расчете показателей по коренным народам: заработная плата на предприятиях коренных народов, денежные доходы коренных народов.

Поэтому необходим контроль и согласование статистической методологии, в том числе так называемых коэффициентов дорасчета, с заинтересованными сторонами - представителями коренных народов.

Во-вторых, проблема занижения минимальных социальных стандартов, когда прожиточный минимум не может обеспечить минимум потребностей человека, а относительные показатели, например, «доля населения с доходом ниже прожиточного минимума», не отражают реальной картины нищеты и бедности в России.

Подробно ситуация проанализирована в разделе «Экономические права» Доклада по Универсальному периодическому обзору ООН.

Ознакомиться с докладом можно в материале «Рассмотрение в ООН нарушений прав человека в России: Универсальный периодический обзор 2018 года»

HYPERLINK "http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/01/2018-2018-30.html" http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/01/2018-2018-30.html

Также представляю дополнительные материалы по УПО:

- «Официальный визит в Женеву: Универсальный периодический обзор 2018 года

HYPERLINK "http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/05/officialvisit-to-geneva-universal.html" http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/05/officialvisit-to-geneva-universal.html

- Рассмотрение в ООН нарушений прав человека в России: рекомендации общественной организации "Якутия - Наше Мнение" приняты в доклад ООН по Универсальному периодическому обзору

HYPERLINK "http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/04/7-18-2018-30.html" http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/04/7-18-2018-30.html

В докладе исследованы причины низкого уровня жизни населения России. Это является следствием заниженных минимальных социальных стандартов, низкой реальной покупательной способности доходов, завышения цены и тарифов, ненадежности усредненных статистических данных.

Согласно официальным статистическим данным в 2016 году 13,3% россиян имели доходы ниже прожиточного минимума (в 2005 году - 18,4%). Однако, по независимым оценкам, до 80% граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума по причине занижения минимальных социальных стандартов.

Нормальный человек не может жить на потребительскую корзину в 9 889 рублей. Продовольственные расходы потребительской корзины составляют всего 3 900 рублей. Это стоимость 10-15 килограммов мяса.

Приведем нормы потребления некоторых продуктов питания на 1 человека в день: хлеб - 347 г, картофель - 275 г, овощи - 314 г, фрукты - 164 г, сахар -65 г, мясо - 160 г, рыба – 50 г, молоко - 795 г.

Объем этих продуктов крайне мал и предполагает только физиологическое выживание в неблагоприятных климатических условиях России. Этого недостаточно для удовлетворения пищевых потребностей. Это позволяет гражданам России только не умереть от голода.

Заключенные второй мировой войны и современные заключенные имеют более высокие нормы потребления некоторых продуктов, чем российские граждане.

В соответствии с Директивой Народного комиссариата обороны СССР №ВЭО/133 от 26 июня 1941 года «Суточные нормы питания немецких военнопленных, содержащихся в местах лишения свободы по линии НКВД и в пути следования» установлены следующие нормы потребления на 1 человека в день: хлеб - 600 г, рыба - 120 г, что выше нормативов питания граждан России.

Согласно Приказа Министерства юстиции России N125 от 2 августа 2005 года «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» полагается следующий уровень потребления на 1 человека в день: рыба - 100 г, картофель - 550 г, что выше нормативов питания граждан России.

Также ранее был крайне низок уровень обеспеченности товарами. Состав и объем потребительской корзины не учитывал реальных потребностей. Например, в набор товаров входили: для мужчин – 1 куртка на 9 лет, 3 сорочки на 4 года, 4 носка х/б и 1 брюки на 1 год, 1 костюм на 5 лет; для женщин - 1 зимнее пальто на 7 лет, 1 платье на 4 года, 2 юбки на 5 лет. Подобный уровень обеспечения одеждой не позволит даже соблюсти элементарную гигиену и не приемлем ни для одной нормальной семьи.

Также удивляют нормативы на одну среднестатистическую семью: например, 3 одеяла на 20 лет; 3 банных полотенца на 8 лет, 6 тарелок на 12 лет, 1 чайник на 8 лет, 1 обеденный стол на 25 лет. А что делать – если нечаянно тарелки разобьются или стол сломается ?

В 2013 году из потребительской корзины были исключены непродовольственные товары. Видимо, чтобы не позорится.

Эти нормы являются просто издевательством над человеческим достоинством и ярко демонстрируют истинное отношение чиновников к народу.

Такие показатели могут привести к искаженной картине реального положения коренных народов по показателям уровня жизни, рассчитанных с применением минимальных социальных стандартов.

Также качественная характеристика ситуации в России по ЦУР представлена в докладах нашей организации для ежегодных сессий  Экономического и Социального Совета в Центральной Штаб-квартире ООН (г.Нью-Йорк, США).  

Как известно, темой основных сессий становятся однородные Цели устойчивого развития. Это позволяет сфокусировать внимание на анализе и поиске путей решения тех или иных актуальных проблем в рамках работы по достиженгию ЦУР.

С оригиналами наших докладов на сессии  Экономического и Социального Совета ООН можно ознакомиться по следующим ссылкам.

The written statements for HLS: AMR - the ECOSOC Substantive sessions

-the written statement for HLS: AMR - the 2013 Substantive session of the UN ECOSOC

HYPERLINK "https://digitallibrary.un.org/record/776538/files/E_2013_NGO_142-EN.pdf" https://digitallibrary.un.org/record/776538/files/E_2013_NGO_142-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2014 Substantive session of the UN ECOSOC

HYPERLINK "https://digitallibrary.un.org/record/772146/files/E_2014_NGO_57-EN.pdf" https://digitallibrary.un.org/record/772146/files/E_2014_NGO_57-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2016 Substantive session of the UN ECOSOC

HYPERLINK "https://digitallibrary.un.org/record/832510/files/E_2016_NGO_80-EN.pdf" https://digitallibrary.un.org/record/832510/files/E_2016_NGO_80-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2017 Substantive session of the UN ECOSOC

HYPERLINK "https://digitallibrary.un.org/record/1290745/files/E_2017_NGO_21-EN.pdf" https://digitallibrary.un.org/record/1290745/files/E_2017_NGO_21-EN.pdf

-the written statement for HLS: AMR - the 2018 Substantive session of the UN ECOSOC

HYPERLINK "https://drive.google.com/file/d/15nVBGERGnC11dtcWWpMwvQLmqGVT84YE/view" https://drive.google.com/file/d/15nVBGERGnC11dtcWWpMwvQLmqGVT84YE/view

На сайте и блоге представлены развернутые комментарии к обращениям и сопроводительные аналитические статьи.

14 сентября 2018 года

Степан Петров,

Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение» 

сайт  HYPERLINK "http://yakutian.org/" http://yakutian.org

блог  HYPERLINK "http://stepanpetrov.blogspot.ru/" http://stepanpetrov.blogspot.ru

электронная почта  HYPERLINK "http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/08/mailto:post@yakutian.org" post@yakutian.org

тел. 8-914-224-24-11            

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации