home
user-header

                        
                        
О ЦИФРОВОМ РАЗВИТИИ ЯКУТИИ, "ЕДИНОРОГАХ" И ГОСПОДДЕРЖКЕ
8 ноября 2018 г., 22:25 184

 

 

Упрощенческий подход к развитию любого региона или отрасли всегда жестоко наказывается, и не только в финансовом плане, но и в виде упущенных возможностей и потери самого главного ресурса - времени. И некоторые обсуждаемые сейчас стратегии и планы по их реализации вызывают вопросы именно в этом ключе. Начну с очень актуальных в эти дни планах реализации "цифровой" части недавнего указа «О стратегических направлениях". Планы включают в себя создание Корпорации развития РС(Я), Фонда развития инноваций и Парка высоких технологий. Недавно министерство инноваций, цифрового развития и ИКТ(далее МИЦРИКТ) известило общественность о некоторых подробностях реализации планов. Это, во-первых, воспитать "единорога" - то есть стартап стоимостью не менее миллиарда долларов, министр ИЦРИКТ определил это главной целью, а во-вторых, поддерживать исключительно "экспортно-ориентированные" стартапы, не связанные с добычей. Итак...


 

ЕДИНОРОГ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

 

По этому поводу, замечу, что надежда "воспитать единорога" если и должна быть, то лишь как возможность вероятная, но труднодостижимая, и такие мечты уж точно не могут быть надежными целями. Можно про себя надеяться на чудо, но нельзя делать это фетишем, это профанация самой сути деятельности государства, превращение ее в прожектерство. Нельзя и забывать, что технологический рынок пребывает сейчас в стадии "пузыря", большинство "единорогов" растут вовсе не принося доходов, да и в целом большинство стартапов сейчас переоценено, то есть "единороги" могут просто начать снова превращаться в сказку, как только лопнет "пузырь".

 

Есть и другие факторы, по которым нашему обществу невозможно будет брать пример с Емели из другой сказки и сидеть припеваючи на шее "единорогов". Стратегически неверно нашему региону уповать на глобальный успех единичных фирм, не выправляя комплексно всю экономику, рынок труда, законодательство и прочие многочисленные проблемы нашего общества. Ведь понятно, что успешные фирмы не будут довольствоваться теми условиями, что предоставляет им наша действительность. "Перерастая" во всех отношениях окружающую действительность и прежде всего уровень развития общества, они стремятся найти более комфортные условия - в других странах. В наших не очень радужных реалиях это просто вопрос времени, и не столь продолжительного, как уже показывает жизнь.

 

Вот что говорит Грачев, директор Казанского айти-парка:
"Нам всем очень хочется, чтобы в Татарстане появился такой крупный игрок и гигантский налогоплательщик, но в сфере IT есть несколько нюансов. Во-первых, такой бизнес можно создавать где угодно, где есть розетка и интернет — это может быть любая точка мира. Учитывая это обстоятельство, надо создавать такие условия, которые мотивировали бы людей основать и закрепить бизнес именно здесь. Многие едут именно за комфортными условиями, потому что в IT кроме людей больше ничего нет — нет станков, а только человек с компьютером...
...Мы делаем все возможное для того, чтобы хотя бы их основной центр разработки остался здесь и часть экспортной выручки приходила сюда, но штаб-квартиры здесь никто пока не готов создавать." (Источник realnoevremya.ru)

 

 

СТАРТАПЫ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

 

Другое дело - способствовать появлению большого числа проектов, способных зарабатывать хоть и не миллиардные, но реальные деньги.  

 

Но нельзя ставить искусственные препоны, такие как пресловутые "парадигмы", выдвинутые недавно МИЦРИКТ - это, во-первых, требование к соискателям поддержки быть не связанным с добычей ПИ (неужели там нет места инновациям? К примеру, связанными с экологической безопасностью), а во-вторых, быть "экспортно-ориентированными".

 

Жизнь показывает, что отбор нельзя делать так примитивно. К примеру, самые успешные проекты, вышедшие из стен Казанского Айти-парка, по данным РБК - единственного самоокупающегося среди российских технопарков, это как раз-таки проекты, получающие львиную часть доходов на внутреннем рынке. Для лучшего понимания, вот коротко о трех лидерах: 
- "Автодория", аппаратно-программная система ловли превышающих скорость автомобилистов в целях их дальнейшего штрафования. Деньги зарабатывает российские, причем, надо полагать, в основном государственные (ГИБДД).
- "Эйдос-Медицина" - проект медицинских симуляторов, сперва охвативший 50% весьма специфичного российского рынка, а потом уже начавший выходить и на зарубежные рынки.
- Проект "Digital loyalty system" - управление процессом розничной покупки, работает на внутреннем рынке.

 

Выходит, что подобные проекты изначально могли быть отвергнуты, если бы перед ними выставили требование быть "экспортно-ориентированными". Этот термин еще и выглядит достаточно условным и устаревающим применительно к IT-проектам - ведь выход такого бизнеса на глобальный рынок  - это лишь одна из стадий его развития, этап масштабирования (expansion), и происходит это, как правило, именно на базе успеха на внутреннем рынке.

 

Тот же "Индрайвер", как всем нам известно, сперва преуспел в Якутске, затем в некоторых других городах, и уже потом шагнул за рубеж. А основатели "Майтоны" начинали с создания игры, рассчитанной на наших людей, знающих нашу культуру.

 

Также, нельзя ограничивать проекты по признакам IT/не IT, online/offline, software/hardware и т.д. Проекты должны предлагать уникальные предложения для конкретных сегментов потребителей, решать конкретные проблемы. Будь то сверхудобное приложение для покупки еды или инновационное инвалидное кресло - вся суть их в реальной пользе, которую эти новшества имеют высокие шансы принести, а значит быть востребованными на рынке.

 

Концентрация при отборе должна быть не на аспектах и формах деятельности стартапов или каналах коммуникации и продаж, а на самом главном - на решении конкретных проблем тех или иных потребительских сегментов (customer segments) и предложении конкретной ценности - продукте или услугах (value proposition), которые действительно имеют шанс на успех в разумные сроки. 

Взгляните на глобальных сайтах типа TechCrunch их обширные списки финансируемых стартапов  - перед вами будет список конкретных решаемых проблем конкретных потребителей. Абсолютная свобода направлений, широчайший спектр ниш, масштабы самые разные - от безопасности купания во время менструации до экологически чистых бизнес-джетов. Решаемые проблемы и потребители четко обозначены.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Необходимо максимально оперативно изучить все проблемы юридического характера в области защиты интеллектуальной собственности и предпринимательской деятельности, мешающие на данный момент технологическому развитию, и принять меры по совершенствованию законодательства на всех уровнях, начиная от региональных поправок и выходя на федеральный уровень, задействуя парламентариев и государственных деятелей всех уровней, выходя на экспертов и организации соответствующих отраслей из других регионов. Развитие возможно лишь в случае преодоления таких проблем и лишь в случае консолидированного подхода. Якутия может стать одним из  драйверов таких перемен, подать пример другим регионам и, по крайней мере, всеми силами пытаться что-то изменить к лучшему в сфере законодательства. Нельзя просто дожидаться, что это будут делать другие.

 

2. Разработать республиканскую стратегию сохранения квалифицированных специалистов по примеру различных talent-retention strategy, разрабатываемых в других странах. Мы находимся в ситуации, когда по всему миру происходит процесс "утечки мозгов" в пользу центров технологической революции. Это касается не только развивающихся стран и регионов, но и достаточно развитых.

 

3. Отбор проектов для финансовой поддержки выполнять при помощи защищенного от коррупции и злоупотреблений прозрачного общественного голосования, таким образом, вовлекая в программу всю заинтересованную в этом направлении часть нашего общества, плюс надо попытаться добавить сюда принципы краудфандинга: то есть голосующие за проект или стартап должны вложить некую небольшую сумму, определяемую в % от размера искомой помощи, либо выполняют предзаказ продукта, в зависимости от проекта. Это касается проектов рассчитанных на потребительский рынок либо общественный сектор и B2G. В случаее B2B проектов можно идти несколько иным путем - для таких голосований непрерывно накапливать открытый пул ИП и юридических лиц, причем можно искать таких участников не только в республике, но и за ее пределами. 
В результате оценка проектов будет более широкой, открытой и приближенной к рынку, а значит более эффективной, нежели оценка закрытой группой экспертов или, что еще хуже, отбор самими же работниками министерств и госструктур. Дополнительно, проекты будут таким образом изучать рынок и находить клиентов и инвесторов. 

 

4. В дальнейшем параллельно надо создать и интегрировать в вышеуказанную систему голосования республиканскую краудфандинговую площадку для фандрайзинга проектов локального характера и в качестве процесса подготовки к большим краудфандинговым площадкам.

 

5. Отказаться от административного подхода реализации стратегий развития и принятия статичных программ мероприятий, устанавливаемых на годы вперед, напротив - установить их статус как постоянно развивающихся и дополняемых, с ежемесячными дополнениями и пересмотром на основе регулярно выполняемых оценок мероприятий. Неэффективные мероприятия необходимо останавливать не дожидаясь конца назначенного периода, системы их финансирования и оценки должны быть пересмотрены в целях придания динамики. Таким же образом предусмотреть быстрое введение новых мероприятий, появляющихся в ходе развития и изменения рынка, для чего постоянно отслеживать выполнение задач и меняющиеся условия. Для оценки организационной деятельности, помимо всего, надо подключать компетентные в рассматриваемой сфере организации и независимых экспертов. Необходимо совместить элементы Adaptive management, Dynamic Approach to Strategy и других гибких методологий, созданных для реализации стратегий в постоянно меняющихся условиях.

 

6. KPI и целевые показатели программ должны быть реальными и действительно отражающими экономический эффект. Некоторые чиновники в качестве целевых показателей предлагают взять увеличение количества компаний, осуществляющих технологические инновации, и в эти дни часто звучат обещания увеличить их в два раза. Я считаю, что такой показатель не будет отражать реальный экономический эффект. Количество фирм-инноваторов может легко возрасти до этих значений, в том числе искусственно, но их вклад в экономику может при этом стремиться к нулю на протяжении сколь угодно долгого времени. Целевыми показателями должны быть показатели, касающиеся вклада отрасли в экономику республики.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Что касается потери специалистов и в целом оттока населения, то в нашем случае проблема еще сложнее - ведь мы имеем еще отток в российские города-миллионники. Если брать в целом, это означает, что в то время, когда экономика Якутии пребывает в удручающем состоянии, значительная часть республиканских денег тратится на рост экономики других стран и регионов. 

 

Это не значит, что программы развития бесполезны. Это значит, что помимо этого, необходимо принять следующие срочные меры:
1) Провести объективный, предельно честный анализ всех отраслей экономики республики, конкурентоспособности и рынка труда, используя при этом хорошо испытанные на мировом уровне методики.
2) Реформировать все структуры в сфере занятости и сменить формальные подходы к проблемам на рынке труда, пересмотреть программы переквалификации и профессиональной подготовки.
3) Найти способы начать постепенно, но динамично сокращать госсектор, имея конечной целью достичь уровня значений развитых стран (не более 15-20% занятости).
4) Перезапустить меры по поддержке предпринимательства и самозанятости, основываясь на лучших мировых практиках.
5) Сменить статичную административную реализацию стратегий динамичными, адаптивными методами на всех направлениях деятельности власти, где условия имеют тенденцию быстро меняться.

 

Я подробней коснусь этих вопросов в ближайшее время.

Избранное
  • 9 ноября 2018 г., 01:22
    Дьуу   Пожаловаться

         Для начало насущными проблемами заняться. Как удешевить цены на жилья без ущерба качества, анализировать ценообразование, а главное время затрачиваемое на подключение коммуникаций и как все это сделать лучше и по справедливости. Придумать, как можно уменьшить количество ДТП, особо не мешая этому самому дорожному движению. С пупырышками на дорогах наконец как нибудь бороться! 

         Потом и транспортную доступность решать. Экспериментальные беспилотные линии связи организовать на основе БПЛА с труднодоступными районами (лекарства, почта и т.д.). Сами аппараты можно и на заказ сделать. 

         Лицензированную линию производства самолетов купить и наладить производство. С опытом потом и свои будем делать.

          Один из главным потребителей машин на шинах низкого давления мы, но шины производят в европейской части страны. Что мешает купить у китайцев технологию производства шин, заказать матрицы и делать у себя. 

    Много чего можно делать так то.  

    • Автор
      9 ноября 2018 г., 20:34
      Хамса   Пожаловаться

      Дьуу, невозможно удешевить цены на жилье без потери качества - куда лучше способствовать увеличению доходов населения. Для этого надо учиться у развитых стран, сокращать госсектор, оздоравливать экономику и т.д.

  • 9 ноября 2018 г., 10:23
    Абракадабр   Пожаловаться

    Чкловек. ты не правильно понял цели!

    воспитать "единорога" - то есть стартап стоимостью не менее миллиарда долларов, министр ИЦРИКТ определил это главной целью

    В "ИХ" смысле это влить туда эту сумму. выхлоп не интересует так как в дело фактически пойдут копейки для прикрытия жоп. а основная часть традиционно распилится . Ой опечатался -- у нас же не воруют! :-))) Пойдет на социальные нужды особо приближенного народа.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации