home
user-header
Как стать бизнес-тренером: советы от психолога и коуча
29 марта 2016 г., 09:52 в Academia.Ykt.Ru 882

Компании, которые хотят быть лучшими в своей сфере, большое внимание уделяют обучению персонала. С этой целью организуются семинары, тренинги и мастер-классы, на которые приглашаются известные бизнес-тренеры.

Можно ли проводить обучение сотрудников внутри компании своими силами или лучше привлекать экспертов со стороны? Что нужно, чтобы овладеть профессией тренера и от чего зависит его эффективность? 

 

Ответы на эти вопросы можно будет узнать на двухдневном тренинге, который проведет сертифицированный бизнес-тренер, коуч и эксперт в области психологии медиакоммуникативного взаимодействия Алена Малышева. 


 

8 и 9 апреля она проведет в Якутске тренинг для тренеров — специалистов, которые занимаются обучением и повышением эффективности персонала. Мастер-класс пройдет в рамках образовательного проекта Academia.Ykt.Ru. В интервью Алена Малышева подробно рассказала о предстоящем тренинге, профессии тренера и дала советы компаниям, которые только планируют всерьез заняться обучением персонала. 

 

 

«Нельзя стать профессионалом быстро и безболезненно»

—  Чему можно будет научиться на предстоящем тренинге? И кому он будет полезен — HR-специалистам, психологам, руководителям?

 

— Тренинг будет полезен любому специалисту, которому в сфере своей занятости необходимо делиться знаниями, повышать квалификацию сотрудников, руководить изменениями и заниматься внедрением новых методов и продуктов в действующий бизнес-процесс. 

 

В особенности такие тренинги нужны тренерам с опытом, которые никогда ранее не проходили обучение, начинающим бизнес-тренерам, осваивающим новую профессию, владельцу бизнеса, который делится опытом с сотрудниками, руководителям, проводящим тренинги в своей компании.

 

Специалистам в любой области, которые сталкиваются с проведением обучающих мероприятий, тренинг будет полезен тем, что они научатся разрабатывать концепции собственных мастер-классов, четко понимать свою роль и контролировать процесс работы разных людей в одной группе.

 

— Сложно ли овладеть профессией бизнес-тренера? Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует проводить тренинги?

 

— Мое обучение в свое время проходило в бизнес-школе, и оно было длительным — с обязательной супервизией и защитой диплома. Очень много тренеров, которые тренинг для тренеров не проходили, при этом их действительно можно считать профессионалами. Но таких людей единицы! Тренинг для тренеров нужен, если человек в дальнейшем планирует вести обучение. 

 

Тренер — это профессия, это не человек, который просто выходит «что-то там рассказывать». Есть очень много нюансов — необходимо контролировать группу, контролировать себя, контролировать жесты и речь, есть много вещей, за которыми нужно параллельно наблюдать, и этому нужно учиться.

 

Если человек, например, хочет стать слесарем, он же понимает, что этому нужно учиться. И отличным управляющим банка тоже не просыпаются. А как обычно относятся к тренерству? «Ну, зачем учиться, выходи, рассказывай…» Учиться необходимо, и тренинг для тренеров, пожалуй, лучший способ сделать это. 

 

— А кто обычно идет в тренеры?

 

— К тренерству можно прийти по-разному. Человек может быть менеджером по продажам, потом стать главным специалистом, получить несколько человек в подчинение и стать наставником, обучать сотрудников и в итоге дойти до того, что нужно будет проводить тренинги. Но он это будет делать по наитию. А хорошо бы знать, как делать правильно и эффективно. 

 

— Сложность еще состоит в том, что тренеров не обучают в вузах.

 

— Профессия молодая, специальности такой в вузах действительно нет, есть специальные курсы. Все потому, что уместить ее в какую-то научную дисциплину трудно, ведь обучение основано на практике. И если слесарю для практики нужен станок, то станок тренера — это люди. Построить обучение в вузе так, чтобы тренер мог практиковаться на разных группах, сложно.

 

При этом срок обучения невелик. Полутора-двух месяцев достаточно, чтобы выйти и провести отличный тренинг. А ради этого вводить дополнительную дисциплину никто не будет. 

 

Овладеть профессией несложно, если есть желание. Но успешными становятся лишь те, кто выбирает какую-то свою нишу и не отступает. Хороший совет — не быть однобоким. Даже в тренингах по продажам есть элементы публичных выступлений — как говорить, как выстраивать структуру монолога в презентации, есть элементы коммуникации, управления временем, психотехнологии и т.д. То есть, даже работая в сфере продаж, нужно разбираться в других темах. Нельзя стать профессионалом быстро и безболезненно.

 

Справка:

Малышева Алена Александровна — квалифицированный психолог, бизнес-тренер, геймификатор (создание бизнес-игр), сертифицированный коуч, член Ассоциации бизнес-тренеров, преподаватель бизнес-школы М. Молоканова, эксперт в области психологии медиакоммуникативного взаимодействия.

 

 

 «Самый очевидный навык в работе тренера — публичные выступления»

— Как правило, обучением сотрудников своими силами занимаются крупные организации. Необходимо ли это малым и средним компаниям, не проще ли им привлекать специалистов со стороны?

 

— Однозначного ответа нет. Чтобы компания развивалась, внедряла постоянно что-то новое, нужен хороший специалист. Если в штате есть такой сотрудник, то ему необходимо много работать над собой. Среди плюсов — относительно небольшие затраты, возможность наблюдать за динамикой развития сотрудников, сравнивать какие-то показатели, менять методику в зависимости от роста эффективности обучения. Привлеченный тренер этого делать не будет.

 

Но в какой-то момент из-за того, что штатному тренеру сложно брать опыт в других местах, он начинает «вязнуть». Он уже не может взглянуть на одни и те же проблемы под другим углом. Чтобы такого не было, нужно проводить мастер-классы, воркшопы. Иначе сэкономленные на тренере деньги все равно будут потрачены на привлеченного специалиста со стороны. 

Если же работа построена по принципу конвейера или нужен тренинг по какому-то экзотическому направлению, например, управлению стрессом, то действительно проще обращаться к специалистам по мере необходимости, включая затраты на тренинг в годовой план.

 

— Какими качествами должен обладать тренер? От каких навыков зависит его эффективность?

 

— Сегодня в тренеры приходят двумя путями. Из теоретиков в практики, после получения психологического, педагогического, управленческого и прочих дипломов, защиты диссертации, МВА и др. И соответственно, из практиков в теоретики, если у человека есть желание поделиться опытом и наработками. 

 

Тренеру нужны обладать следующими личностными качествами, знаниями и навыками. Это терпимость и чуткость, коммуникабельность, гибкость мышления, базовые профессиональные знания, широкий кругозор, навыки публичного выступления, навыки управления групповой динамикой, умение убеждать.

 

Методическую подготовку можно пройти как раз на тренинге для тренеров. Но определенный задел в области социального интеллекта существенно облегчает обучение. 

 

Самый очевидный навык в работе тренера — публичные выступления. Если тренер стесняется аудитории или не умеет удерживать внимание, сохранять  дисциплину, рабочую обстановку — тренинг не будет результативен.

 

— Оправдано ли скептическое отношение к тренингам, подкрепленное мнением о том, что все построено на зарубежной практике, и эти методы и упражнения у нас не работают?

 

— Большинство бизнес-моделей в тренингах действительно взяты из западной практики. Все так только потому, что на Западе первые тренинги появились аж в 40-х годах. Тренинговый рынок за рубежом начал развиваться лет на 30 раньше, чем у нас. При этом менталитет действительно очень разный. И как преподносить эти методики и упражнения – это уже совсем другой разговор. 

 

Брать какие-то западные модели можно и даже необходимо. Ведь эти разработки уже апробированы, протестированы и доказали свою эффективность. Но при этом нужно все-таки учитывать наш менталитет. Ведь русский человек — он если видит, что можно что-то не сделать, то он и не сделает. Работа с мотивацией у нас совсем другая, как и применение на практике полученных знаний. 

 

Взрослого в нашей стране, прежде всего, интересует возможность применить полученные знания и навыки для получения результата. Если он не видит необходимости обучения для решения своих реальных рабочих задач, то его мотивация падает. За рубежом есть четкие границы между работой и личной жизнью. У нас же эти границы несколько стерты. Наш человек думает, что вся полученная информация — это не только для работы, это еще и про жизнь в целом, пробует использовать в семье, в личной коммуникации и т.п. 

 

— Каким темам чаще всего бывают посвящены корпоративные тренинги? 

 

— Тренинг по продажам — это как обязательная программа в учебном заведении. Все взаимоотношения строятся по принципу этапов продаж. Если люди работают в сфере обслуживания и продаж, они просто обязаны пройти обучение. 

 

Вся наша жизнь, все взаимоотношения пронизаны темой продаж. Это широкое понятие — и врачебные коммуникации, и то, что происходит в семье, и в университете, и презентация проектов, отчет работодателя. 90% всех коммуникаций — это продажа решений, надежды, умений, идей, перспектив — все, где подразумевается удовлетворение потребностей человека. Поэтому тема номер один и хлеб любого тренера – это тренинг по продажам. 

 

Тем тренингов огромное множество, но, по моему субъективному мнению, темы о публичных выступлениях и работе с возражениями и сопротивлением — очень полезны во всех сферах без исключения.  

 

— С чего тогда начать компаниям, которые только решили серьезно заняться обучением сотрудников, организацией тренингов? 

 

— С определения миссии компании, с цели обучения и предтренинговой диагностики. Четко сформулированная миссия помогает устранить проблему недоверия к компании, работа сотрудников направляется в нужное русло. Происходит понимание главных целей деятельности предприятия, опускается необходимость рассказывать обо всех нюансах практической и философской подоплеки работы бизнеса.

 

Затем нужно вспомнить, какие тренинги уже проводились за последний год. Какую пользу они принесли? Если не принесли, то почему? Чему в настоящее время нужно обучить сотрудников? Что они делают плохо, неправильно или не умеют делать? А кто и что делает хорошо? Какие конкретные инструменты вы хотите внедрить при помощи обучения? 

 

— Каким организациям прежде всего нужны тренинги? 

 

— Они нужны всем. В разной степени, с разной частотой, но – всем. Тренинги и семинары нужны для того, чтобы вы после них смогли повысить свой KPI, совершить прорыв в работе, превзойти конкурентов. Чтобы у вас появились новые взгляды, мысли, действия. Чтобы вы активнее и смелее использовали те ценные знания, которые уже есть у вас.

 

На тренинги не всегда ходят за новой информацией. Новое без проблем можно найти в книгах, интернете, беседах с партнерами. Тренинги нужны, чтобы встряхнуть эмоции, узнать иные взгляды, увидеть живых людей «таких, как и ты», обнаружить оригинальные решения, найти вдохновение, систематизировать свои знания, получить «заряд». 

 

Большинство из нас либо ленится, либо не вспоминает вовремя об имеющихся знаниях и опыте, которые бы в нужный момент пригодились. Тренинги дают отличную «встряску». Ну и, безусловно, они очень полезны для бизнес-контактов. Нигде нет такой возможности завести новые интересные и полезные знакомства, как на тренингах и семинарах.

 

Тренинг Алены Малышевой вызвал повышенный интерес слушателей. Запись на семинар, который будет проходить 1 и 2 апреля, уже завершена. Поэтому сейчас ведется предварительная запись на второй поток. В случае, если наберется достаточное количество участников, второй дополнительный тренинг пройдет 8 и 9 апреля.

 

Запись на семинар Алены Малышевой ведется по телефонам 8-924-662-61-03 и 219-737.

Подробную информацию о предстоящем семинаре можно узнать в блоге проекта Academia.Ykt.Ru.

 

 

Справка:

 

Academia.Ykt.Ru — проект Группы компаний «Синет». Ведущие российские эксперты в области продаж, менеджмента, управления персоналом и просто интересные личности по приглашению «Синета» приезжают в Якутск и выступают со своими мастер-классами.

 

Начиная с 2014 года более 300 якутских специалистов приняли участие на семинарах по работе с персоналомклиентоориентированностиуправлению репутацией в интернетепо корпоративному коучингу и другим интересным темам. Отзывы слушателей можно посмотреть в фотоотчетах мероприятий в блоге проекта - Academia.Ykt.Ru.

 

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации