home
user-header

                        
                        
Немного теории вкратце
20 марта 2016 г., 17:09 в ZOOTERRIA 390

Знания, умения, навыки и привычки     

Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете.

      Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д.

     Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате".

     Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций. 
     


     Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий. 
     В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Можно сказать, что человек умеет отвечать на вопрос: "Кто автор поэмы "Евгений Онегин"?". Можно сказать, что у человека развит навык владения иностранным языком (хотя под владением иностранным языком в основном подразумеваются знания человека). С некоторой натяжкой, но так можно говорить. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык. Да, в процессе освоения какого-то умения или навыка может появиться новое знание, но точно так же в процессе посадки яблони можно случайно услышать оперу Чайковского; нельзя же на основании этого отождествлять яблоню и Чайковского. 

 

   Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные. Если, например, у человека имеется такая дурная привычка как алкоголизм, то это не просто потребность в периодическом употреблении этилового спирта, но ещё и определённые ритуалы, шаблоны поведения ("выпить за знакомство", "выпить по случаю праздника" и т.п.). Порой эти ритуалы, шаблоны оказываются сильнее самого их обладателя. Даже если человек бросил пить, но попав в определённую ситуацию, он не может удержаться и у него "рука сама тянется". 


   Знания, умения, навыки и привычки 


   Есть привычки хорошие, например у человека, делающего после пробуждения утреннюю гимнастику. Есть привычки нейтральные. Такие, например, как у автолюбителя во время поездки слушать музыку. Но для всех привычек, хороших, плохих или нейтральных, характерно то, что как внутри самой цепочки действий, так и вызов самой этой цепочки действий, носит автоматический характер. Данный автоматизм в силу своего характера рано или поздно может нанести весьма существенный вред их обладателю. Даже если привычка носит положительный характер (как в случае с зарядкой), тем не менее весьма возможна ситуация, когда автоматизм может навредить (например человек опаздывает на работу, но все равно не может без утренней зарядки).

(с) интернет

 

 

 

Навык - цель дрессировки

     Целью любой дрессировки является выработка навыка у животного (собаки).

     Навык – это любое действие, сформированное путем многократного (а иначе нельзя) повторения, характеризуется высокой степенью освоения, отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. Навык – это действие, которое воспроизводится быстро, безотказно, однообразно, вне зависимости от внешнего влияния.
      В быту навыком принято называть какое-либо привычное действие, но в науке принято различать перцептивные навыки, обеспечивающие узнавание объекта, интеллектуальные, автоматизирующие применение способа или приема решения задач, и двигательные.
      В процессе дрессировки формируются все виды навыков.
     Понятие «навык» не следует сводить к понятию «условный рефлекс». Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой взаимосвязь наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых контролируется и управляется интеллектуальным аппаратом животного. На скорость формирования навыка влияют: способности и темперамент животного, мотивация, особенности подкрепления, режим и условия тренировочного процесса, опыт животного по освоению других реакций и навыков.
     Методика формирования навыка – способ отработки навыка – в целом или по частям, переход от одного уровня освоения к другому.
     Основную роль в успешном становлении навыка играет «тренировка» (т.е. повторное выполнение) определенного упражнения. В таком случае происходит закрепление действия и его автоматизация.
     Важным условием для успешности «тренировки» имеет правильное распределение упражнений во времени. Отмечено, что если одни и те же упражнения проводятся непрерывно (в течение длительного времени), результаты их из-за усталости ухудшаются. Один вид упражнений необходимо чередовать с другим.
     Большое влияние на эффективность упражнений оказывает длительность перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на упражнение, длительные промежутки дают худшие результаты. Наиболее эффективным считается следующее распределение упражнений: частое повторение в начале обучения и постепенное удлинение промежутков по мере овладения навыком.

 

Формирование навыка имеет несколько этапов:
 
- конструирование навыка (знание);
- первичная автоматизация, действие выполняется с ошибками, медленно, не всегда имеет связь с командой (умение);
- дезавтоматизция (отмечается не всегда) – ухудшение выполнения действия;
- вторичная автоматизация, когда навык по всем своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать.
 
Следует отметить, что показателями формирования навыка являются скорость и качество выполнения действия.

 

Этапы формирования навыка:
от знания к умению;
от умения к навыку.
 
     В психологической литературе этот процесс принято обозначать абривиатурой ЗУН
Знания – это первоначальный этап в овладении навыком, но, как известно, можно на всю жизнь остаться на этом этапе. Применительно к собаке это выглядит так: посетив дрессировочную площадку 2-3 раза, ваша собака знает, как сесть, но не садится, когда вам это нужно, садится не всегда, или не всегда правильно садится. Это вызвано тем, что ваша собака знает, что такое «сидеть», но это действие у нее не отработано до навыка.
Умение – это такое выполнение действий, которому не свойственен высокий и устойчивый уровень воспроизведения. Примером опять может служить команда «сидеть». В таком случае собака не всегда будет выполнять команду, возможно, будет отвлекаться во время выполнения команды, т.е. умение отличается от навыка тем, что в его основе лежит меньшее число повторений (упражнений).
Навык – это действие, доведенное до автоматизма, в основе которого лежат тысячи повторений (упражнений).
 
     Перенос навыков – положительное влияние усвоенных навыков на освоение других действий. Перенос навыков осуществляется прежде всего тогда, когда новые действия имеют что-то общее с уже усвоенными действиями. Большой опыт, большое количество навыков способствуют более быстрому овладению новыми навыками. Наблюдается, впрочем, и отрицательное влияние навыков, приобретенных ранее, на усвоение новых навыков. Такое взаимодействие навыков называется их интерференцией.

   

     Существует два варианта интерференции навыков:

1. ассоциативное торможение – происходит тогда, когда при выполнении какого-либо действия заменяют ранее усвоенный способ его выполнения новым;
2. возможны случаи, когда старый навык оказывает отрицательное влияние на поведение животного уже после овладения им нового навыка. В таких случаях возникают либо временные задержки в применении нового навыка, либо животное предпочитает воспроизвести старое, «стереотипное», действие.

     Средством устранения и предупреждения интерференции навыков является противопоставление и разграничение старых и новых способов действий.
     Одной из характеристик навыка является его тенденция к дезавтоматизации. т.е., если животное в течение продолжительного времени при воспроизведении навыка не получает того, ради чего оно освоила его, навык затухает.
     Подобное (дезавтоматизация навыка) происхдит также, если он (навык) долгое время не воспроизводится по нашей команде (т.е. не тренируется).
 
Рина Трифонова

 

 

Во время разыгрывания формируются не просто некое количество навыков, объединенных в рабочий стереотип и реализуемых в ограниченном периоде времени, формируется специфический образ жизни собаки, охватывающий всю ее возможную жизнедеятельность. Формируется специфическое «мировоззрение» собаки, которое можно назвать жизненным стереотипом. Жизненный стереотип становится своеобразным эквивалентом доминирующей мотивации, заставляющий животное реагировать специфически однообразно на различные факторы внешней среды (раздражители, стимулы, ситуации, информацию).

При этом к известной схеме научения «от знания к умению, от умения к навыку» добавляется новое звено – привычка: знание – умение – навык – привычка. Если навык инициируется внешними по отношению к нему причинами, и служит для удовлетворения лежащих вне его целей, то привычка существует сама для себя.

По современным представлениям привычка – «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. С формированием потребности связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением потребности мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия».

(с) интернет

Нравится
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации