home
user-header

                        
                        
BO!    4
МЫЧАНИЕ ЯГНЯТ
6 декабря 2018 г., 11:22 в Author.Ykt.Ru 3183

Тут в суд намедни ушло дело двух крутых якутских депутатов (один так с 25-летним стажем!), погоревших на, смешно сказать, бычьей сперме. По версии следствия председатели (!) двух парламентских комитетов брали взятки за то, что вносили в закон о бюджете республики пунктики об ассигнованиях на осеменение коров для конкретных предприятий.

По версии депутатов (по крайней мере одного, Александра Уарова) они вовсе не доили предприятие, дергая невесть за что, а всего лишь получали спонсорскую помощь.

Уж не знаю, досталась бы в конечном итоге коровам положенная порцию замороженных эндорфинов или от этой спермы питались бы еще какие-то товарищи на местах, весело распиливая бюджетный транш… но речь хочу повести не об этом.
Вернее не совсем об этом.

Я тут намедни читал занимательный исторический документ - "Краткая записка о современном положении Якутского края". Датирована она 21 июня 1883 г. Автор – Егор Николаев, глава одного из наслегов Ботурусского улуса (это территория нынешней Чурапчи + несколько таттинских и амгинских наслегов).
Записка подготовлена на имя и по предложению министра внутренних дел Российской Империи Толстого (не известного всем босоного графа с бородой, а вовсе даже Дмитрия Андреевича).

И вот чем больше читал, тем смешнее мне становилось.



Смешил, спешу заверить, вовсе не документ, который начинается с подобострастного обращения автора к сиятельному читателю:

 

«Осчастливленный благосклонностью и вниманием Вашего Сиятельства, удостоившаго меня вопросами о положении моих сооттичей, инородцев в Якутском крае, я осмелился представить на Ваше благоусмотрение краткое изложение положения нашего и нужд текущих, по уполномочию сооттичей моих. Я надеюсь, что Ваше Сиятельство отнесетесь снисходительно к настоящему изложению инородца»...

 

Забавен, подчеркну, не Егор Дмитриевич, соблюдавший форму и протокол, а наши с вами современники - на его фоне.

Вот как пишет современный чиновник о состоянии дел в вверенном ему регионе?
Сплошь бодрые отчеты и победные реляции – рост, прирост, тут плюс два и пять процентов, там плюс ноль целях три десятых, общая динамика ого-го, среднемесячная зарплата растет, номинальные доходы граждан тоже растут, а если у кого-то уменьшилось, это потому что бухгалтерия неправильно посчитала.

(Помните конфуз с учителем из Якутии, который до Путина дозвонился?)

А уже потом, когда становится совершенно очевидно, что все вопросы решаемы и все цели достижимы, упоминаются проблемы. Да, есть вот, но мы решаем, а при вашей поддержке и уж точно решим, вы
там только посмотрите - пр-возможности. Это было бы неплохо. А то, давайте, соберем совещание и обсудим изменения в методике? И снова бла-бла-бла.


Федеральное начальство такому и радо: ведь, выходит, все оно правильно делает, все правильно считает, рассчитывает и спускает, а что на местах не укладываются, так потому что у них бухгалтерии неправильно считают.
Реальная реальность при этом имеет вторичное значение.


По факту: сегодня 20% жителей Якутии – официальная беднота, имеющая доходы ниже прожиточного минимума. Но разве это обсуждается на раутах, аудиенциях и госсоветах?
Нет.
Обсуждается среднемесячная зарплата, которая выше 64 тыс. и процент выполнения «майских указов» на бумаги.

А вот Егор Дмитриевич 135 лет назад после своих «благолепостей» жОг - без обиняков, стеснений и оглядки на титулы - глаголом про реальное состояние дел. И если его дать почитать саха-сакральщикам, то они взгрустнут: не ходили предки, сплошь увешанные килограммами серебром и благоденствовали кумыс, да под хруст французских булок, доставляемых из Москвы (полгода гужевым транспортом).
Бедность была ужасная.
Состоятельной считалась та редкая семья, которая могла позволить себе каждый день есть тар (заквашенное молоко), не разбавляя водой и сосновой заболонью и позволяла себе мясо и рыбу по праздника. Егор Дмитриевич знал о чем писал, даром, что сам родом был из семьи зажиточной.


Но, казалось бы, причем здесь депутаты и непокрытые коровы?
А вот причем. Подхожу к самой сути поста.
В записке Егора Николаева приводятся архивные данные по состоянию скотоводства на территории Якутии. Я когда цифры прочитал, протер глаза, не веря. Потому что накануне я как раз поднимал цифры по численности КРС в Якутии на начало 2018 г.
Так вот, Николаев приводит отчеты за 1870-й и 1879 годы.
Рогатого скота во всей области:

 

- в 1870 г. было 261 тыс. 91 голова;
- в 1879 г. — 264 тыс. 499 голов.

 

Есть прирост, но малый прирост, жалуется наслежный голова.

А теперь смотрим данные за июнь 2017 г. Цитирую ЯСИА

 

«По состоянию на 1 июня численность крупного рогатого скота в республике составила 236,4 тыс. голов».


А на 1 сентября 2018 г. власти отчитались о сокращении на 1% поголовья.


Еще раз, акцентирую.
В 1870 г. – без поддержки государства, без искусственного осеменения, без ветеринарных служб, без генетических и селекционных успехов в области животноводства, без машинизации труда, без витаминов, лекарств и антибиотиков, без комбинированных кормов, без сельхозменеджеров, без еврохотонов на биогазе, без искуственного осеменения… в общем без всего этого (и с куда меньшим населением!), коров было на 25 тыщ больше, чем сейчас.
И шел ежегодный прирост, а не уменьшение.

... по-моему, если минсельхоз Якутии прямо сейчас разогнать, хуже не будет.



Примечание:
Друзья, если вы впервые намерены комментировать записи в блоге ВО!, убедительная просьба сначала тыцнуть сюда и ознакомиться с правилами блога. Заранее благодарен!

Избранное
  • 6 декабря 2018 г., 11:56
    обыватель777   Пожаловаться

    Дак давно уже все толкуют, что наш Минсельхоз работает только на себя))) Главное отчеты послать, финансирование себе выбить))) А остальное по остаточному принципу, дам, захочу не дам))) 

  • 6 декабря 2018 г., 12:45
    fOr3St   Пожаловаться

    Виталий, что можете сказать насчет открытого письма Уарова http://sakhaday.ru/news/deputat-il-tumena-napisal-pismo-budushhemu-prezidentu-rossii/

    • Автор
      6 декабря 2018 г., 13:37
      BO!   Пожаловаться

      fOr3St, дык у нас вся страна Владимиру Владимировичу пишет по поводу и без.
      Другое дело, что г-н Уаров имел немалые возможности для продвижения соответствующих идей и решений - в том числе право законодательной инициативы. Другое дело, что он ими не пользовался.

  • 6 декабря 2018 г., 13:23
    Нехор   Пожаловаться

    Былыр,т.е.давным давно у каждой семьи якутской для выживания требовалось как минимум 5 дойных коров,не считая их потомства.только тогда можно надеятся на то что просто не умрете голоду.основное мясо сьедалось осенью и зимой так что весной еле еле дотягивали до первого отела,когда можно было попить молока,поесть керчяха и суората.дед рассказал.

    • Автор
      6 декабря 2018 г., 13:38
      BO!   Пожаловаться

      Нехор, "минимум 5 дойных коров, не считая их потомства" это вы, мягко говоря, преувеличили.

      • 6 декабря 2018 г., 13:50
        стрела81   Пожаловаться

        BO!, по вашему сколько было в хозяйстве дойных коров у не самого бедного якута в 18 веке?

        • 6 декабря 2018 г., 14:12
          D505   Пожаловаться

          стрела81, всего от 500 до 1000 голов, включая дойных .

          https://www.yakutskhistory.net/с-и-николаев-сомоготто/народ-саха-якуты/narod3/

          Скорее, дойных коров приблизительно было около 30-40% от общего количества, учитывая молодняк и быков.

        • Автор
          6 декабря 2018 г., 14:27
          BO!   Пожаловаться

          стрела81, что значит по-моему?
          В документе, на который я ссылаюсь Егор Дмитриевич очень конкретно об этом пишет:

           

          "При расчете количества скота, на 100 душ населения коннаго 63, а рогатого 115 голов, явствует, что главный источник якутскаго благосостояния и уплаты повинностей находится в крайне неудовлетворительном состоянии, влекущем за собою крупную сумму недоимок за податным населением, каковая сумма в 1841 году составляла 108,945 рублей.

          При суровой природе, бедных промыслах и первобытных занятиях, якуты неминуемо ведут самый жалкий образ жизни и могут снискивать себе только самое скудное питание. Состоит оно в следующем.

          Тар составляет основную и почти единственную пищу якутов, имеющих коров. Он изготовляется из снятаго, варенаго молока, которое собирается и киснет все лето в посудах и, замерзая зимою, употребляется в пищу, разведенное на половину и более водою, с примесью: у состоятельных жителей горсти муки, а у бедных — мякоти (луба) сосновой коры".


          На 100 человек - 115 коров.

          • 6 декабря 2018 г., 14:37
            стрела81   Пожаловаться

            BO!, ну вот, если семья из пяти человек например, почему пять дойных коров, это "мягко говоря преувеличение " по вашему?

            • Автор
              6 декабря 2018 г., 14:42
              BO!   Пожаловаться

              стрела81, потому что распределение 115 коров между 100 человеками никогда не будет равномерным. Всегда будет одна семья с 30 коровами, две с 20, одна с 10 и между остальными должны распределиться оставшиеся 35.
              Человеческое общество всегда разнородно.
               

              • 6 декабря 2018 г., 14:49
                стрела81   Пожаловаться

                BO!, это понятно, что в среднем. Все равно мало. Получается, что если у кого то троих 60 крс грубо, тогда у 97 по одной на семью будет что ли? Непонятно как семья  то будет жить тогда с одной рогатой скотиной непонятного пола и возраста.

          • 6 декабря 2018 г., 15:13
            D505   Пожаловаться

            BO!, сколько было в хозяйстве дойных коров у не самого бедного якута в 18 веке?

            • Автор
              6 декабря 2018 г., 15:44
              BO!   Пожаловаться

              Про 18-й век надо поднимать информацию.
              По 19-му автор "записки" дает такой расклад:

               

              "Что может врач сделать для больнаго семейства, у котораго все богатство, заключающееся в 2-х и 3 коровах, помещается вместе с ним в тесной, сырой и низкой юрте, при 40° морозах, где скот и человек согреваются взаимно и где больной питается таром с сосновой корой и сымой? Семейство, имеющее 10 голов рогатаго скота, считается уже состоятельным, имеющее 40 голов считаются богачами и во всем Якутском округе нет ни одного семейства, имеющаго 500 голов скота".

              • 6 декабря 2018 г., 15:50
                D505   Пожаловаться

                BO!, Ищу!

              • 6 декабря 2018 г., 15:52
                стрела81   Пожаловаться

                BO!, мне не понятно. что имеет автор под словом "корова".  Это или собственно дойная корова, или под коровой подразумевается весь крс. Если у семьи в общей сложности 10 голов скота, значит как минимум из них 3 - дойные коровы. Остальные телята и годовалые телки. Это более похоже на правду.

              • 6 декабря 2018 г., 16:09
                D505   Пожаловаться

                BO!, исходя из публикации:

                Г. П. БАШАРИН. ИСТОРИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯКУТИИ (60-Е ГОДЫ XVIII - СЕРЕДИНА XIX В.) ​

                 

                 

                 

                Автор впервые установил возникновение у тунгусов земельного вопроса в конце XVIII - первой половине XIX в. в связи с частичным их переходом в то время к скотоводству, сенокошению. Оказалось, что только в результате вмешательства второй ясачной комиссии тунгусы добились официального отвода им сенокосных и пастбищных угодий. Изучив земельные раздельные ведомости 1808, 1817, 1822, 1824, 1827 и 1828 гг., Г. П. Башарин приходит к неоспоримому заключению, что в последней трети XVIII - первой трети XIX в. в якутских улусах земля распределялась по соболино-лисьим окладам ясака и что при такой системе землепользования около половины населения - беднота, не платившая ясака, - было лишено официальных земельных наделов. Эта часть населения вынуждена была арендовать тойонские земли на различных условиях или осваивать незанятые отдаленные земли.

                Г. П. Башарин открыл целую систему земельных отношений, существовавшую в Якутии в последней трети XVIII и в первой трети XIX в., и показал несостоятельность господствовавших до сего времени воззрений на земельные отношения у якутов как неизменные в течение тысячелетий. 

                 

              • 6 декабря 2018 г., 16:26
                D505   Пожаловаться

                BO!, 

                "Исследуя различные отрасли якутского хозяйства в XVII - XVIII вв., автор пришел к выводу, что разведение рогатого скота играло огромную роль в развитии сенокосно-пастбищного хозяйства якутов и определило содержание и характер аграрных отношений в Якутии. Рассмотрение развития форм собственности привело Г. П. Башарина к такому заключению: при наличии общинной собственности на пастбища, леса, водоемы и охотничьи угодья у якутов с середины XVIII в. появляется частная собственность не только на скот, но и на сенокосы и частично - на рыболовные угодья. Это сочетание частной собственности с родоплеменной являлось характерной чертой земельных отношений якутов к моменту реформ. По мнению автора, на базе становления частной собственности уже тогда скот и земля сосредоточивались в руках тойонов и зажиточных якутов, которые эксплуатировали в своем хозяйстве труд бедняков, находившихся в различных формах полуфеодальной зависимости, и холопов. Изучение истории ясачного обложения, объекта ясачного оклада и методов его сбора выявило складывание к концу XVIII в. соболино-лисьего оклада ясака, а в первой половине XVIII в. - и денежно-горностаевого. Первый выплачивался богачами, а второй - беднотой, что имело органическую связь с развитием земельных отношений в Якутии в дальнейшем."

                Следовательно, в XVIII веке основная часть КРС была сосредоточена в руках тойонов и зажиточных якутов. И наличие в их собственности от 500 до 1000 голов КРС вполне объяснимо.

        • 6 декабря 2018 г., 15:33
          D505   Пожаловаться

          стрела81, пока нашёл данные только за XIX век для среднестатистической семьи. В XIX в. прожиточный минимум на одного члена семьи приленских скотоводов составлял в год две головы рогатого скота, т.е. одна среднестатистическая семья, состоящая из пяти человек, должна была иметь около десяти голов рогатого скота и лошадей. В Олекминском округе, где большая часть населения занималась земледелием, эта норма уменьшалась до 1,5 голов скота . К началу второй половины XIX в. на одного человека в центральных улусах области приходилось около 2,3 голов рогатого скота, а в 1917 г. приблизительно 2,7 голов скота на одного человека . Однако, по большей части, эти данные не отражали настоящей картины, т.к. во многих бедняцких семьях показатели были гораздо ниже.

          Источник: 

          "Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)"

          Слепцов Платон Алексеевич

          http://www.dslib.net/etnografia/semja-i-semejnaja-obrjadnost-u-jakutov.html

      • 6 декабря 2018 г., 15:10
        Нехор   Пожаловаться

        BO!, эти сведения мне предоставил мой дед.сейчас попросить у него уточнений не представляется возможным. можно сослаться и на сказку про старушку Бэйбэрикээн (почему идут смешные ассоциации со словом "детка"и армянской фамилией.не обращайте внимания).одинокая пожилая женщина имела 5штук коров.отсюда можно предположить что такое количество-минимум,который нужен для пропитания,дополнительного обогрева жилища и может предельное для того чтобы обслужить.

        А сейчас почему мало держат?причин много.имхо людей склоняют к тому,чтобы было невыгодно держать коров только для себя,чтобы раз держишь скотину,то держи много.только тогда будет какая то отдача.потом былыр почти не было альтернативной еды акромя получаемой от содержания скота и лошадей.сейчас много другой жрачки,на пропитание можно заработать менее ароматным и тяжелым трудом.

        Пользуясь случаем спрашиваю,кто придумал чтобы гаишники превратились в грабителей с дороги?говорят же людей останавливают и если везешь мясо и даже рыбу (!)без доков,тебя просто напросто лишают этого мяса.че за?что тут можно сделать?лучше уж и правда распустить и депутатов и министров,чем провоцировать людей на мятеж.

      • 6 декабря 2018 г., 15:22
        Нехор   Пожаловаться

        BO!, маленькое примечание.былыр коровки были махонькие и малопродуктивные,но крутые в смысле приспособленности к условиям.даже тебеневали.

  • 6 декабря 2018 г., 14:41
    стрела81   Пожаловаться

    Если только под "коровами " вы не имеете ввиду все крс, бычков, телят итд . Тогда получается очень мало на одну семью. С одной коровы какие могут быть запасы на зиму? Бред.

    • 6 декабря 2018 г., 15:51
      Невидимка_   Пожаловаться

      стрела81, вот поэтому-то несколько кров могли иметь только зажиточные семьи. Бедняцкие семьи нанимались в батраки.

      • 6 декабря 2018 г., 15:55
        стрела81   Пожаловаться

        Невидимка_, у зажиточных коров больше чем пять, если одна или две- это почти кумалаан.

        • 6 декабря 2018 г., 16:00
          Невидимка_   Пожаловаться

          стрела81, конечно, больше, чем пять! Но таких семей среди городского населения было ничтожно мало. В селах побольше. Одна корова - это только деткам на молоко. И то не всегда хватало. Приходилось народившихся телят забивать, когда они мать рассосут, потому что не на что содержать было.

  • 6 декабря 2018 г., 15:12
    беченча   Пожаловаться

    Деревни в России вымирают, в Центральной России этот процесс быстрее идёт, на пустующие земли приходят агрохолдинги и фермеры. В Якутии этот процесс замены идёт медленнее, но это зона рискованного земледелия и капитализм победит нескоро. 

  • 6 декабря 2018 г., 15:16
    беченча   Пожаловаться

    С другой стороны если бы все выполняли требования наших министерств, то все писали бы отчёты

  • 6 декабря 2018 г., 16:08
    Kori_Night   Пожаловаться

    Раньше люди выживали лишь за счет коровы и лошади. Поэтому поголовье было такое. Сейчас мало кто занимается разведением коров. Даже в деревнях не все решаются на коров. Большая часть населения живёт в городе. Образ жизни якутян очень сильно изменился с тех пор. Только в этом причина.

    • Автор
      6 декабря 2018 г., 17:44
      BO!   Пожаловаться

      Kori_Night, на момент развала СССР поголовье КРС в Якутии было более 400 тыс. голов.

      • 6 декабря 2018 г., 21:43
        Kori_Night   Пожаловаться

        BO!, так тогда были большие фермы, колхозы

        • Автор
          11 декабря 2018 г., 16:16
          BO!   Пожаловаться

          Kori_Night, это как-то отменяет тот факт, что сегодня поголовье КРС в республике меньше, чем 135 лет назад? При том, что народа надо кормить в три раза больше?

          • 23 часа назад
            Kori_Night   Пожаловаться

            BO!, образ жизни и строй тогда были совсем другие. После школы и девушки и парни обязаны были несколько лет поработать на ферме. Это была обязаловка. Только таким способом можно было содержать так много ферм. Эти ребята строили коммунизм на ферме. А сейчас никого не заманить в фермы, ибо никто не обещает светлое будущее. Наоборот никто не верит в будущее, в завтрашний день смотрят со страхом. Поэтому сейчас молодые люди живут здесь и сейчас, пока можно. А те ребята жили надеждой на светлое будущее. В этом причина, что никто не хочет сейчас заниматься скотоводством. Нужно жить здесь и сейчас, брать от жизни всё пока можно

      • 7 декабря 2018 г., 20:29
        Kuosta   Пожаловаться

        BO!, в 1929 или 1931 году (забыл немного) крс было 580 тыс. Якутия вышла на первое место по кол на душу населения. Интересно изза чего?

  • 6 декабря 2018 г., 17:54
    zxcvb87   Пожаловаться

    Сейчас то не у всех коровы, раньше содержание коровы это как работа, а сейчас утром встань, подои, покорми, почисти, потом на работу, с работы опять бегом к корове, естественно много содержать не будешь, а в некоторых поселках так их вообще никто не держит. Такая ситуация мне кажется, не только в якутии, а везде по россии. Это скорее дух времени. По идее заниматься коровами должны люди обученные на это, для которых это такая же работа как врач, учитель и тд. К сожалению у нас эти люди не в состоянии качественно выполнять свою работу, потому и прирост как в  18 веке

  • 6 декабря 2018 г., 19:15
    Z201167   Пожаловаться

    Мало коров мало.минсельхощ не нужная в Якутии структура.

  • 6 декабря 2018 г., 20:56
    Berd   Пожаловаться

    Неправильное сравнение. Это как сказать, 19 веке в европе лошадей было не в пример больше, чем сейчас. Уволить всех министров сельского хозяйства.

    В те годы местные коровы были вне конкуренции как источник пропитания. Даже муку завозить было дороже, чем купить мясо. Поэтому коров было много. Сейчас хоть и населения намного больше, потребление мяса и молока составляет совсем малый % по сравнению с другими продуктами. И самое главное, завозить мясо из америки, молоко из европы намного дешевле, чем выращивать здесь. И только санкции позволяют держатся мясомолочному поголовию. Но бурятия и алтай по тихой завоевывают рынок Якутии. Помрет это поколение жителей, местных коровок как диковинку будут смотреть. Невыгодно у нас КРС содержать.

  • 6 декабря 2018 г., 21:43
    Быр5ай   Пожаловаться

    Ну и фиг с ними, с коровами, вон даже в 19-м веке понимали, что это "первобытное занятие".

    А насчет неэффективности вы правы.

  • 6 декабря 2018 г., 23:32
    Raulmadrid   Пожаловаться

    Раньше все население занималось скотоводством, сейчас лишь малая часть, не спешите разгонять Минсельхоз

  • 7 декабря 2018 г., 00:13
    caxa-mmm   Пожаловаться

    . по-моему, если минсельхоз Якутии прямо сейчас разогнать, хуже не будет. ДАВНО ПОРА РАЗОГНАТЬ! Согласен))

  • 7 декабря 2018 г., 05:24
    Уруу   Пожаловаться

    Да причем тут минсельхоз, просто молодежь нынче подалась в промышленность. Вот старшее поколение вымрет и будем есть говядину из мадагаскара. И не надо сравнивать XIX век с XXI. Тутвамнетам.

  • 7 декабря 2018 г., 05:44
    Уруу   Пожаловаться

    А про одинокую старушку Бэйэбирикээн-сказка. Не может одна старушка прокормить столько скота. Цыплят считают по осени. На зиму в хотон, пусть будет еврохотон, если коров пять+телята 5+прошлогодние телята(тыһаҕас киирэр)+ две, три трехлетки(не всех же забить на мясо). Итого 17-18 голов, еще оставить места для будущих телят на весну. Не может одинокая старушка столько сена заготовить( примерно двадцать тонн сена), построить хотон (8×8, минимум), никак.

  • 7 декабря 2018 г., 09:56
    Sjan   Пожаловаться

    До революции была тьма-тьмущая хамначчитов и кумаланов, у которых в собственности ничего не было.

  • 7 декабря 2018 г., 11:42
    Edkom   Пожаловаться

    И шел ежегодный прирост, а не уменьшение.

    Это было не всегда. Какого то определенного тренда в 19 в. не было. В 1860 г. к примеру числ. КРС составляла 370 тыс., а в 1890 г. 220 тыс.

  • 7 декабря 2018 г., 13:10
    greendragon   Пожаловаться

    В современном мире при развитии биологического ДНК-оружия в виде ГМО-продуктов, пищевая безопасность нации ставится во главу. Поэтому в 21 веке, наоборот требуются дополнительные вливания средств в сельское хозяйство и в его перерабатывающую промышленность, чтобы перейти к потреблению собственных экологически безопасных продуктов питания. Прочитав пост, можно сделать следующие выводы: во-первых, что вы засланный казачок, во-вторых, вы рубите сук на котором сидите, в-третьих, вы космополит, которому нет разницы где жить... 

  • 7 декабря 2018 г., 16:24
    catmatroskin   Пожаловаться

    Мне кажется сравнение 19 и 21 веков немного некорректно. В то время скорее всего было необходимо собственное хозяйство для выживания, а значит корова была более чем у 50%(ну так, очень грубо, пальцем в небо) населения. Сейчас же коровы есть наверно у процентов 10% населения - не думаю, что ведение своего хозяйства сильно выгодно в условиях нашего высокотехнологичного века (выживать же можно работая на дядю и получая з/п).

     

    Не согласен также с фразой "... по-моему, если минсельхоз Якутии прямо сейчас разогнать, хуже не будет." - станет хуже, людям, получающим там з/п, особенно тем, кто высоко сидит и далеко глядит как, где и чем можно поживиться на службе у народа.

  • 7 декабря 2018 г., 17:26
    MaximAmm   Пожаловаться

    Перепись сотрудников Минсельхоза завершена

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации