home
user-header
Инжекторная "Волга" ГАЗ-21
19 ноября 2012 г., 18:32 в Ретро-авто 4648

Взято с конференции "Обменяемся опытом Авто-Ретро", автор А.Фадеев

Сейчас принято ругать нашу автомобильную промышленность за неповоротливость, хроническое отставание, нежелание применять последние достижения науки на практике и внедрять в серию. Однако если вспомнить, то ГАЗ-21 для своих лет был весьма современной машиной, что частично иллюстрируется успешной эксплуатацией многочисленных автомобилей этой марки в наши дни. Нам прекрасно знаком "родной" однокамерный карбюратор, с которым двигатель Волги развивал 70-75 л.с. (в стандартной модификации) при удовлетворительных показателях расхода топлива. Однако еще в 1965 году велись активные разработки системы впрыска бензина для установки на серийные двигатели 21-х Волг. Были даже изготовлены несколько работоспособных экземпляров, с которыми автомобили успешно прошли испытания в автопробегах и на полигоне.

Двигатель ГАЗ-327, форсированная впрысковая версия стандартного ЗМЗ-21Д1

Электромагнитные форсунки 

 

Датчик синхронизации был установлен вместо штатного бензонасоса, через кулачклвый привод от распредвала.

 

Топливо электробензонасосом, установленным на топливном баке, через фильтр подавалось к редукционному клапану, поддерживавшему давление в магистрали 2 кг/см2.

Полупроводниковый блок управления отличался простотой - при должном навыке, он вполне мог быть сделан и радиолюбителем

 

Избыток топлива по сливным трубопроводам отправлялся обратно в бак, а необходимое для работы топливо подавалось от клапана к электрофорсункам, установленным на впускной трубе.

Основным датчиком для электронной системы служил безконтактный сильфонный датчик разрежения, установленный также на впускной трубе.

Таким образом, эту систему отличала простота управления и небольшое количество деталей. Не было датчиков расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, температуры воздуха и охлаждающей жидкости, привычных на современных системах, синхронизация была "привязана" не к прерывателю зажигания, как у зарубежных аналогов, а к распредвалу, что избавляло систему от ошибок, связанных с неисправностями системы зажигания.

 

Обогащение смеси при прогреве двигателя производилось с помощью переменного резистора, устанавливаемого вместо ручки "подсоса", таким образом водитель сам выбирал степень обогащенияНа рисунке отмечен чёрной стрелкой.

При настроенных системах впуска и выпуска двигатель развивал мощность до 130 л.с. при 5000 об/мин. Для сравнения - двигатель ГАЗ-2401 с двумя карбюраторами К-126Г выдавал 115 л.с. при 5000 об/мин. "Родной" двигатель с однокамерным карбюратором - 75 л.с. при 4000 об/мин.

Система давала возможность и дальнейшего повышения мощности при одновременном увеличении обротов коленвала, однако высокий момент инерции нижневального механизма газораспределения не позволял развить обороты свыше 5000 в минуту. Машина с электронной системой впрыска топлива легко развивала 140 км/час, при этом расход топлива был на 20-30% ниже, чем у стандартного двигателя.

В процессе испытаний были разумеется выявлены и недостатки, связанные прежде всего с нестационарными явлениями в системе при резком открытии дроссельных заслонок при разгоне и т.п., связанные скорее всего с недоработками в системе управления с датчиком разрежения. Система так и не пошла в серию, скорее всего по причине недостатка средств на ее дальнейшую разработку и внедрение.

Кстати сказать, двигатель с такой системой был установлен также на спортивном катере-глиссере, который на соревнованиях достиг скорости 170 км/час, официально зарегистрирована после испытаний была скорость 157.8 км/час как новый (для того времени) рекорд СССР на дистанции 1 км.

Более подробно с аппаратурой впрыска можно ознакомиться в книгах Будыко Ю.И. "Аппаратура впрыска легкого топлива автомобильных двигателей", Машиностроение, 1975; "Испытания аппаратуры впрыска с электронным управлением цикловой подачей для автомобиля ГАЗ-21" Труды ЦНИИТА, 1965, вып. 27, Будыко Ю.И. и др.

Избранное
  • 3 апреля 2013 г., 10:11
    JDM   Пожаловаться

    Шикарная была бы система, у нас как обычно, хорошие вещи не идут в серию. :( Или внедряются с опозданием лет на 50 %))

    • Автор
      3 апреля 2013 г., 10:17
      Chevy_   Пожаловаться

      схема хорошая, но технологии тогда были все-таки еще не те ) крайслер в 57-58 году электронный впрыск по похожей технологии ставил, только управлялось с трамблера а не с распредвала и тоже технологии подвели. а в 60ых крайслеровскую систему немцы доработали и уже на транзисторах вроде как добились приемлемой надежности. систему ставили на фольксвагены, называлась D-Jetronic

  • 3 апреля 2013 г., 10:23
    JDM   Пожаловаться

    А потом немцы изобрели K-Jetronic и KE-Jetronic... 

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации