home
user-header
Самая крупная авиакатастрофа в небе Якутии
24 июля 2012 г., 17:32 5689

                   

6 января 1968 года в районе Олекминска произошла катастрофа самолёта Ан-24. Погибло 45 человек.

Это не только самая крупная катастрофа в небе Якутии по количеству жертв, но и самая таинственная, т.к. причины крушения пассажирского самолёта до сих пор неизвестны...

          

Экипаж 139 лётного отряда Якутского Авиаотряда в составе:   КВС Дьяков Николай Александрович,  второй пилот Белокур Юрий Николаевич, штурман Павлов Пётр Павлович, бортмеханик Кулешов Василий Трифонович, бортпроводник Голенева Александра Ефремовна и бортпроводник-стажер Петрова Людмила Александровна  выполнял рейс Якутск - Олёкминск - Ленск - Усть-Кут - Красноярск - Новосибирск.

Первый рейс в Новосибирск в новом, 1968 году...

У бортмеханика предстоял юбилей, и поэтому он попросился в этот рейс - накупить дефицитов в Новосибирске. В 1968 году это было весьма актуально.

На борту находились 39 пассажиров, в том числе трое детей.  После взлета из Олекминска в 12 часов 20 минут экипаж доложил о занятии эшелона 4500 м. Метеоусловия по трассе были благоприятными, что подтверждали другие экипажи. В процессе полета от экипажа не поступало сообщений о каких-либо отклонениях в полете и интонация голоса свидетельствовала, что экипаж находится в спокойном состоянии. Диспетчер КДП в 12 часов 28 минут обратил внимание на исчезновение отметки самолета на локаторе. На вызов экипаж не отвечал. В 15 часов 50 минут экипаж Ан-2 обнаружил несколько очагов пожара в 92 км от Олекминска.

7 января в 4 часа обломки самолета обнаружены в указанном районе разбросанными в радиусе 7 км. Хвостовая часть самолета лежала на удалении 6 км от фюзеляжа впереди по курсу полета. Экипаж и пассажиры самолета погибли.

На магнитофонной записи диспетчерского канала комиссия обнаружила включение неизвестного бортового радиопередатчика в 12 часов 26 минут.

По неустановленной причине произошло внезапное разрушение конструкции самолета в воздухе.

Вот выводы госкомиссии, расследовавшей эту катастрофу:

     1) уровень подготовки экипажа обеспечивал безопасное выполнение полета;

    2) прижизненных ранений экипаж не имел;

    3) предполетная подготовка самолета проведена в полном объеме, замечаний у экипажа по работе матчасти не было;

    4) загрузка и заправка самолета проведены в соответствии с установленными правилами. Опасных грузов на борту не было;

    5) управление воздушным движением полностью обеспечивало безопасность полета;

    6) до момента ЛП обстановка на борту была спокойной, полет проходил нормально;

    7) аварийная ситуация возникла внезапно, неожиданно для экипажа;

    8) разрушение самолета началось в воздухе до удара об землю. Разрушившиеся в воздухе части самолета падали практически вертикально;

    9) следов пожара и взрыва в воздухе не обнаружено;

    10) следов столкновения самолета с другими объектами комиссия не нашла;

    11) причина катастрофы не установлена.

Сразу появилась версия, что самолёт был сбит ракетой ПВО, сбившейся с курса. Эта версия актуальна до сих пор. Правда, я в неё не верю по ряду причин...

И ещё. Материалы комиссии по расследованию этого события бесследно пропали. Не смог найти их я, не видели их и люди, ранее работавшие с такими документами.

______________________________________

Интересные воспоминания оставил ветеран авиации Якутии, работавший ещё не так давно инженером в авиационно-технической службе (излагаю в своей обработке) :

- Зимой 1968 года нас, молодых авиатехников, мобилизовали на прочёсывание местности куда упали обломки самолёта. Стояли сильные морозы. Приближалось Рождество. Лес состоял из густого ельника, и все деревья были увешаны мелкими разноцветными лоскутами - остатками сорванной с людей одеждой, как рождественские ёлки. Зрелище было жутким...

Но самое сильное впечатление на всех произвела пристёгнутая к чудом уцелевшему креслу молодая девушка. Она никак внешне никак не пострадала, и казалась заснувшей сказочной феей в этом волшебном наряженом рождественском лесу...

#Тяжелее_воздуха

Избранное
  • 24 июля 2012 г., 17:51
    роберт79   Пожаловаться

    Жутко становится от этих непоняток, когда не знаешь всех точностей аварии. Может в воздухе развалился, если не было взрыва. Что за передатчик? Много вопросов, может кто и знает, топ-секрет?

    Я же каждый год на Ан-24 летал, иногда на Ан-2, Л-410 от Якутска до Среднего, с посадкой в Тёплом и Зырянке, раз было нас из-за непогоды направляли в Батагай и около недели сидели в Чокурдахе. Там, тоже слышал, как в горах Верхоянья падали самолёты. Людей жаль...

  • 24 июля 2012 г., 18:06
    leoykt   Пожаловаться

    Последнее наверное Негенбля писал 

    • Аноним
      24 июля 2012 г., 18:40
      Аноним

      Негенбля так не напишет

  • Аноним
    24 июля 2012 г., 23:49
    Аноним

    45 лет скоро будет с тех пор... Неужели действительно свои сбили? Какие в районе Олекмы части ПВО? Ужас...

    Позже в Якутии летали большие самолеты, на катастроф не было?

  • Аноним
    25 июля 2012 г., 06:16
    Аноним

    Катастрофы были и до, и после... А в Батагае - даже две, тоже Ан-24 (КВС Токарев) - где-то через пару лет. А потом ещё и Ан-12 (КВС Ефремов) уже в конце 80-х, а где-то в 1973 - под Магаданом (КВС Сыропятов), да и в 90-х ещё одна... А сколько аварий было! Красноярский Ил-18 на пробеге в Якутске порубил "уазик" санавиации, а в 1990 г. - два Ил-62 Домодедово потеряло в Якутске и в Магане...

    А с Дьяковым, дядей Колей, мы жили в одном подъезде - на ул. Кальвица, напротив кинотеатра "Мир"... . Он даже по-моему участоввал в перегонке самолётов с Аляски в СССР во время войны, а родом был из Белгорода... Помню всю их семью и обоих сыновей - Александр и Юрий (они были старше меня). И их "Волгу" ГАЗ-21 помню - первого выпуска, со звездой на облицовке радиатора... Люда Петрова - тоже жила в нашем доме, с её младшим братом в те времена во дворе собак вместе гоняли... Люда-то совсем молоденькая была, как я сейчас понимаю... Было ли ей 18 лет? Бортпроводник-стажёр... Ччуть ли не в первом своём рейсе погибла...

    • Автор
      25 июля 2012 г., 12:40
      Gim-in   Пожаловаться

      Большое спасибо за вашу, важную для меня, информацию. Всегда хочется увидеть за сухими сточками отчётов живых людей...

  • Аноним
    26 июля 2012 г., 06:09
    Аноним

    Да просто детская память сработала... И ещё один эпизод - жили мы уже в аэропорту - моя двоюродная сестрица (лет на 10 старше меня) - училась тогда в ЯГУ и должна была лететь на каникулы домой в Олёкминск (опять Олёкминск!). Взяла билет на рейс, да что-то провозилась дома (жила она тогда у нас) и опоздала на регистрацию. Сразу в слёзы. Упросила моего батю помочь ей "догнать" свой рейс... Он тогда работал в АТБ (или ещё ЛЭРМ был?) - через диспетчера ПДО узнал номер борта и фамилию командира. А тогда режим в порту был не такой строгий - аэродром не был полностью огорожен (мы с пацанами даже бегали червей копать через ВПП - к локатору) и они вышли на "рулёжку"... Батя увидел - рулит Ан-24 Дьякова - помахал ему рукой, тот притормозил и смотрит вопросительно. Отец ему жестами объяснил ситуацию: вот, мол - пассажирка с этого рейса! Тот всё быстро сообразил, тут же бортмеханик скоренько открыл входную дверь, выбросил входной трап и запихали сестрицу в самолёт... Всё прошло очень быстро и чётко. Простота нравов того времени... Так и улетела сестрица вполне благополучно... Так что хороший мужик был дядя Коля,  душевный...

  • 27 июля 2012 г., 11:48
    -Шмель-   Пожаловаться

    Отличный пост, трагическая история! В сегодняшней своей статье в "Вечёрке" в рубрике "Место встречи" проиллюстрировал статью снимком этого лётчика Дьякова - бывают же такие совпадения в жизни! 

  • Аноним
    20 августа 2012 г., 11:53
    Аноним

    в конце 80-х или в начале 90-х на Янском заливе в Море Лаптевых тоже упал самолет. Хвостовая часть торчала из воды, видимо на мель упал. Местные использовали как маяк несколько лет, потом унесло в море. И ни одной информации не было в СМИ. 

  • Аноним
    26 августа 2012 г., 01:58
    Аноним

    Да в те годы (до перестройки с её гласностью) так и было... В лучшем случае - где-нибудь на листе центральной газеты - небольшое сообщение в траурной рамке под заголовком "От Совета Министров СССР" с лаконичным соболезнованием и практически без подробностей, с указанием только ближайшего к месту катастрофы населённого пункта. Причём речь обычно шла о центальных рейсах, региональные катастрофы обычно не упоминались... А вся информация шла по линии инспеции по безопасности полётов Министерства гражданской авиации СССР (если дело касалось гражданской авиации), то есть фактически -по ведомственным каналам. То же самое касалось катастроф и аварий самолётов и вертолётов ВВС...

  • 12 октября 2012 г., 01:46
    Bons   Пожаловаться

    Очень загадочная история, видимо точно что то было экстраординарное, раз документы исчезли...  очень жаль людей..

    У меня отношение к Ан24 как к очень надежной технике,  я все детство отлетал на Ан-24  в разные уголки нашей республики. Очень редко когда выпадал случай лететь на Як- 40 :) Потом во взрослом состоянии тоже приходилось много летать на Анах ! А когда в последний раз года 2 назад летал в Благовещенск, должны был лететь на  Ан- 140... потом выяснилось что он сломался и полетим на Ан 24.. какой то мужичек сказал ну и хорошо !  точно долетим!

    Может как то можно приподнять завесу тайны по поводу этого случая, очевидцы и имеющие отношение к этому люди наверное носят с собой эту тайну... сейчас по прошествии стольких лет может кто нибудь расскажет? Я поспрашиваю у одного знакомого бывшего летчика.. я у него машину покупал как то. так и познакомились.. может он что то знает.

    ан 26

    • Автор
      12 октября 2012 г., 09:58
      Gim-in   Пожаловаться

      Вряд-ли теперь, через 45 лет,  будет озвучена причина крушения. Такие катастрофы раньше бывали - про них знали только родственники жертв, да и то не всегда. При отсутствии интернета и свободы СМИ закрыть всю информацию было легко...

      А  Ан-24 (Ан-26) - действительно крепкие и надежные самолёты. Я знаю ))))

  • Аноним
    30 ноября 2012 г., 14:19
    Аноним

    Здравствуйте Господа! пишет вам внук погибшего 6 января 1968г в районе Олекминска моего деда Дьякова Николая Александровича 1922года рождения,уроженца Белгородской области. Очень прошу кого либо из очевидцев рассказать правду как произошла катастрофа АН-24. Может кто из людей знает что об этом напишите пожалуйста мне на почту    poliwanowa2013@yandex.ru    Хотелось конечно узнать истинную причину гибели моего деда и всех находившихся на борту людей. Заранее вам искренне благодарен Дьяков Владимир.  г.Белгород.

    • Аноним
      30 ноября 2012 г., 14:23
      Аноним

      Здравствуйте Господа! пишет вам внук погибшего 6 января 1968г в районе Олекминска моего деда  Летчика Командира коробля АН-24  Дьякова Николая Александровича 1922года рождения,уроженца Белгородской области. Очень прошу кого либо из очевидцев рассказать правду как произошла катастрофа АН-24. Может кто из людей знает что об этом напишите пожалуйста мне на почту    poliwanowa2013@yandex.ru    Хотелось конечно узнать истинную причину гибели моего деда и всех находившихся на борту людей. Заранее вам искренне благодарен Дьяков Владимир.  г.Белгород.

      • Автор
        3 декабря 2012 г., 15:12
        Gim-in   Пожаловаться

        Здравствуйте!

        Вряд ли теперь, через столько лет, Вы найдете новую информацию об этой катастрофе. Одна надежда, что может быть когда нибудь рассекретят неведомые нам архивы МО. А пока причины неизвестны, материалы расследования исчезли (?). Я знал людей, принимавших участие в поисках обломков и останков людей. Как они рассказывали, крупных фрагментов самолёта, кроме его хвостовой части не было. Похоже, что полностью разрушился (взорвался?) в воздухе - поэтому основная версия, что сбили ракетой. Только откуда ракета в том районе? Одни вопросы...

  • 23 апреля 2013 г., 22:38
    Phoenix_123   Пожаловаться

    Интересно откуда слухи о ракете. Что-то ни разу не слышал что в Олекме части ПВО есть...

    • Автор
      23 апреля 2013 г., 22:51
      Gim-in   Пожаловаться

      Тогда , после обострения отношения с Китаем, к нашей с ними  границе в Амурской области спешно стягивались новые ракеты "земля - воздух". Было много ложных пусков...

  • 23 апреля 2013 г., 22:56
    Phoenix_123   Пожаловаться

    в принципе да. соглашусь. часть какая то стояла недалеко от порта. вроде радиолокация...

  • Аноним
    10 мая 2013 г., 06:27
    Аноним

    Служил под Новосибирском в зенитно-ракетном дивиозионе, там у нас был лейтенант двухгодичник он рассказал, что в конце 60 гг самолет Ан-24 идущий на посадку внезапно исчез из экрана локатора.Он в то время работал в Новосибирском а\п. И говорил что понял из=за чего самолет разбился, когда наш дивизион пытался сбить американский автоматический аэростат. Командиру орден, офицерам медали, солдатам отпуска.Видимо у того Ан-24 не сработал "ответчик", или "секретчик" перепутал "Лампу-пароль".Короче он подозревал, что Ан-24 сбили ПВО-ники.

  • Аноним
    5 июня 2013 г., 11:32
    Аноним

    Очень интригующая история, в то же время трагическая и жуткая! Почему то ассоциации появились с перевалом Дятлова.Вообще наши могли бы снять фильм на основе этих событий, получилось бы весьма оригинально!

  • Аноним
    4 июля 2013 г., 15:10
    Аноним

    у меня тоже дедушка погиб в той катасрофе, если есть хоть ккая нибудь информация пишите cozirog@mail.ru

    • 30 декабря 2016 г., 01:45
      Литвин   Пожаловаться

      Аноним, Я Николай Белокур -сын Юрия -второго пилота очень рад -что случайно Вас нашел 

      с уважением Николай -пишите

  • 4 июля 2013 г., 23:16
    psi   Пожаловаться

    В олекминске до 2000 года стояла войсковая часть в/ч 27969. Любого олекминчанина спросите, они скажут что до недавнего времени тут стояла эта часть. Кстати она относилась к войскам ПВО

  • Здравствуйте всем здесь присутствующим!В этой катастрофе погиб мой дядя по материнской линии,бортмеханник Кулешов Василий Трифонович.Да-да,тот самый, который якобы напросился за дефицитом для своего юбилея.Где доказательства того,что это было именно так,а не иначе?Мне с самого детсва была известна иная версия,что его попросили подменить, и он не очень то хотел,но в силу того,что он всегда был готов пойти навстречу,если было необходимо по какой-либо причине,согласился.Не удивлюсь,что версия о дефиците появилась в тот момент,когда начали таскать по допросам того самого человека,вместо которого полетел мой дядя.Конечно в такой ситуации лучше все стрелки перекинуть на погибшего,он же не сможет за себя постоять,а ему,оставшемуся на земле и потому сохранившему жизнь,надо было как-то реабелитироваться,иначе бы затаскали и возможно сделали виновным в катастрофе.Почему нигде не фигурирует имя того,чье место занял и погиб вместо него Василий Кулешов? И еще,о том что самолет был сбит ракетой сказали и моим родственникам,не сработал сигнал-определитель,поэтому была послана ракета,как сказали, по ошибке.Мама рассказывала,что когда они хотели забрать дядю не кремируя,им не разрешили,но сказали,что он был узнаваем,не было только правой руки и череп был снесен частично.Тот же человек сказал,что там был еще маленький ребенок,завернутый в одеяло,что он после падения был жив,просто замерз правда это или нет не могу точно уверять.Так и никому не дано право уверять,что мой дядя погиб гонясь за дефицитом.

  • 21 июля 2015 г., 13:50
    RedNeck   Пожаловаться

    Выводы комиссии
    1. Уровень подготовки экипажа обеспечивал безопасное выполнение полёта;
    2. Прижизненных ранений экипаж не имел;
    3. Предполётная подготовка самолёта проведена в полном объёме, замечаний у экипажа по работе матчасти не было;
    4. Загрузка и заправка самолета проведены в соответствии с установленными правилами. Опасных грузов на борту не было;
    5. Управление воздушным движением полностью обеспечивало безопасность полёта;
    6. До момента ЛП обстановка на борту была спокойной, полёт проходил нормально;
    7. Аварийная ситуация возникла внезапно, неожиданно для экипажа;
    8. Разрушение самолёта началось в воздухе до удара об землю. Разрушившиеся в воздухе части самолета падали практически вертикально;
    9. Следов пожара и взрыва в воздухе не обнаружено;
    10. Следов столкновения самолета с другими объектами комиссия не нашла;
    Причина катастрофы не установлена.

     

    Предположительными причинами катастрофы являются:
    1. Выход самолёта вследствие невыясненных обстоятельств на режимы, значительно превышающие предельные ограничения по скорости и перегрузке;
    2. Отделение от самолёта какой-либо части или детали, удар которой вызвал разрушение элементов конструкции, предположительно, в хвостовой части;
    3. Сложный отказ в системе винт—регулятор—двигатель, который привёл к выходу на нерасчётный режим с последующим разрушением конструкции самолёта;
    4. Какой-либо отказ в системе управления самолётом.

     

    ИМХО. Не надо нагнетать слухов и домыслов, эту катастрофу в последнее время "нехорошие" люди начали использовать как "достоверный" факт использования в СССР ПВО против гражданского судна. Которых якобы уже зарегистрировано 3 подтвержденных события. Например:

    В послевоенной истории «Аэрофлота» были 3 случая гибели воздушных судов от несанкционированного поражения с земли: Ил–14 у Сталинграда в 1959 г. (25 погибших), Ту–104 в 1962 г. в Красноярском крае (84), Ан–24 в 1968 г. в Якутии (45).

    И этими "якобы" фактами начинают оперировать в грязных политических играх с катастрофой Boeing 777–200ER компании Malaysia Airlines c 298 людьми на борту.

    Тоже ИМХО - понятно почему, что вдруг появилось так много родственников погибших в 1968 году, живо интересующихся слухами и сплетнями той трагедии.

  • 11 октября 2015 г., 16:42
    Urus   Пожаловаться

    Слышал эту историю от отца-авиатора, отдавшего всю жизнь летной работе. В этой истории много загадок, но смею предположить , что версия с попаданием ракеты или террактом наиболее близкая. Мой отец участвовал в поисковой операции с воздуха и говорил о полном разрушении самолета в воздухе на большой высоте. И еще скажу несколько слов в защиту механика Василия Кулешова. По словам отца, Кулешов накануне слетал в не очень удачный рейс, была плохая посадка, короче когда мой отец видел Василия накануне трагического вылета, он был очень расстроен и говорил, что не хочет лететь. Но пришлось...

     

    ... Вечная им всем память...

  • 29 декабря 2016 г., 23:56
    Литвин   Пожаловаться

    Я Белокур Николай Юрьевич-сын второго пилота-отзовитесь родные люди

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации