home
user-header

                        
                        
О моноспектакле "Көтөбүн"
28 апреля 2016 г., 20:35 2587

 

 

Позавчера был на пресс-просмотре очередной новинки от Театра Эстрады – моноспектакль “Көтөбүн» по пьесе Зои Поповой. Роль исполняет моя землячка, Валентина Романова – Чыскыырай. Сперва был слегка обманут самим собой – по аналогии с ее концертом “Мин көтөн иһэбин” подумалось, что это тоже ее авторский концерт. Об этом великолепном концерте я когда-то писал в своем блоге вот здесь

 

Только перед самым концертом практически, понял, что Валентина здесь именно актриса, а не автор. Как уже говорил, автор произведения Зоя Попова, а режиссер Александр Титигиров.


 

Моноспектакль у нас явление редкое, помнится, несколько лет назад, в этом жанре, в Русском театре Потапов ставил “Анну Каренину”, больше в моей памяти таких экспериментов не было. Как жанр, моноспектакль сложен как для зрителя, так и для актера. Нет привычного взаимного действия актеров, нет диалогов, нет привычных переходов. Есть один актер и сцена.

 

 

 

Сцена и сценография, в этом действии были очень важны, ведь диалог актриса ведет именно с внешней средой, а не с каким-то конкретным лицом. И вот этот внешний мир, очень интересно реализован сценой, светом и визуализацией с проектора.

 

Надо сказать, спектакль получился интересным, и конечно, во многом благодаря Чыскыырай. У нее великолепно получается взаимодействовать со зрителем, навязывать эмоциональное состояние. А мощный, страстный голос Валентины, практически гипнотизирует. И конечно, ее пение, только ради одного этого стоило прийти на это действо.

 

 

 

Сама же история... тотально женская и по логике и по по развитию. И по этому, я только примерно представил, как она может быть близка для зрительниц. В целом, я только радуюсь, наблюдая как раз за разом, Театр эстрады, уверенно становится настоящим и сильным Театром. Тем кто хочет увидеть этот спектакль, сообщаю, что будет он идти завтра и послезавтра в ТЮЗе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немного не в тему

 

И да, по поводу Театра. Недавно была новость, о том, что Театр эстрады переместят в здание Автовокзала. Если это правда, то меня бесконечно радует эта новость. То есть, я уверен, что ГТЭ обязана иметь собственную цену, а не кочевать по подмосткам других театров пытаясь встраиваться в репертуарный план других. Ведь надо понимать, чтобы поставить спектакль, сцена нужна прежде всего для репетиций, а не только для показа. Вряд ли в “Спортхаусе” есть достаточно большая сцена для полноценных репетиций. А последний сезон этого театра, показал, на что способны наши эстрадные артисты, если их сплотить в настоящую труппу. Три полноценных мюзикла и один моноспектакль (если я ничего не упускаю) это мощная заявление. То ли еще будет!

 

И еще мысли об эстрадном искусстве Якутии. Если уж поперло меня на рассуждения. Есть такое предубеждение, что эстрада, это низкий жанр, попса и вообще, сама себя прокормит. Что ее поддерживать. На самом деле, сегодняшние реалия таковы, что именно эстрадное пение, стала сегодня авангардом активно прививающим любовь к родному языку. Чтение? Кто из молодежи сегодня читает, тем более по-якутски? А вот песни слушают. По себе сужу – самый частый источник чистого якутского языка для меня, это песни которые исполняют Күннэй, Байбал, Аскалон, Саас Устар, Варя Максима, Ый Кыыһа, Далаана и другие. Общемировой стереотип  «попса поет примитивные тексты», это не про наших эстрадников. Есть, конечно, разные легонькие песенки, но настоящие хиты, как правило, слагаются из стихов якутских поэтов, как классиков, так и наших современников.

 

Именно песня привьет нашей молодежи говорящей и пишущей на ватсапном воляпюке, вкус хорошему якутскому языку. И только потом, она начнет читать книги, ходить в академический театр, и перестанет писать: «Хайы сыдьаан, го шоулуу!».  А скажет: : «Нөрүөн-нөргүй доҕоруом, тугунан дьарыктана сылдьаҕыный? Бүгүн түүн кыттыһан, ньиргиэрдээх сынньалаҥы тэрийэрбит кэрэх буолаарай?»

:)))  

 

В общем, я за то, чтобы у нашей эстрады была свой, полноценный центр, с хорошим концертным залом, репитиционными помещениями. 

 

Фотоснимки сделаны на аппарате Fujifilm X-T1, обработаны пресетами Nik Collection

Избранное
  • 28 апреля 2016 г., 20:51
    karapot   Пожаловаться

    Хорошая рецензия. Рассуждения об эстраде интересные, оригинальная точка зрения. Хотя немного спорная. Многие приверженцы литературного языка часто пеняют эстрадным артистам на низкий уровень текстов. Татым тыллаах диэн. Хотя приведенные вами в примере артисты, действительно, эталон в плане качества текстов. Особенно Байбал. Безмерно уважаю его, люблю его песни, очень глубокие по смыслу. Еще больше зауважала его за озвучание якутских мультфильмов в проекте Константина Тимофеева. Чистейший якутский язык, олох уу сахалыы тыыннаах. И как актер он, оказывается, силен, справился с ролями на отлично.

    • Автор
      28 апреля 2016 г., 21:01
      GoRICK   Пожаловаться

      karapot, да, спорная, но во многом, потому что старые догмы мешают ясному восприятию реальности. Литература уже давно не может похвастаться массовостью аудитории. Поэзия, проза, сейчас потребляется в основном, в переработанном виде, как песня, и как кино. Так что, ставку надо делать именно на них. Невозможно народ заставить полюбить, надо подлаживаться под новые тренды и так продвигать желаемое:)

      • 28 апреля 2016 г., 21:11
        karapot   Пожаловаться

        GoRICK, немного странно слышать это от писателя) возможно, дело в том, что мало хороших современных якутских текстов? Начиная с детской литературы. У нас, мне кажется, дело пока обстоит не так плохо, многие еще читают по-якутски, спрос на литературу есть. Хотя как средство продвижения языка попса хорошее средство, во времена битломании многие начинали учить английский, чтобы понимать их тексты.

        • Автор
          30 апреля 2016 г., 22:47
          GoRICK   Пожаловаться

          karapot, как мне кажется, тут все взаимосвязано. Нет спроса, нет предложения. Безусловно читающих людей много, много и хорошо говорящих и читающих по-якутски. Но их, все равно, гораздо меньше большинства. И гораздо меньше, чем 20-30 лет тому назад. И не потому что люди стали глупее, а просто мир поменялся. Стало много видео и звукового контента, которые естественней потреблять, ведь буквы это все-таки шифрованный материал, а звук и картинка, естественный, природный способ восприятия информации. Так что, письмо хоть и остается важнейшим носителем информации, но в сфере культуры, на мой взгляд, оно постепенно станет уступать позиции:) 

          • 30 апреля 2016 г., 23:12
            karapot   Пожаловаться

            GoRICK, спрос-то, может, и есть, есть скрытый голод на настоящее слово, откровение, осмысление современности, да хотя бы о недавнем прошлом, о 90-х, хотя бы честное собственное видение, без претензий на разъяснение реальности и подоплеки событий. Слышала, буквенные люди это уже люди прошлого, сейчас вполне можно общаться одними пикчами и жестами.

            • Автор
              30 апреля 2016 г., 23:28
              GoRICK   Пожаловаться

              karapot, спрос есть на все, например, всегда найдется человек, которому нравятся, допустим, валенки с золотым напылением:) Массового спроса нет. Сейчас например, по ватаспам ходят различные самопальные агитки, о том, что де, надо говорить по якутски чисто, вычищать сорные и заимствованные слова. Но это абсолютно нерабочий подход. Спрос на такие агитки, только среди тех, кто их составляет. А вот красиво спетое слово, западает в душу, остается в памяти. И не кому-то одному, а большому количеству слушателей.

              И по поводу буквенных людей - в принципе согласен, буквенное общение отмирает, голосовые сообщения и пиктограммы станут основными средствами общения через мессенджеры. А буквы останутся в научной среде.

              • 30 апреля 2016 г., 23:53
                karapot   Пожаловаться

                GoRICK, массового спроса на осмысленное слово, наверно, быть не может. Как говорил Веллер, ну нету, нету у нас миллионов почитателей Пруста. Сейчас, кажется, дело идет обратно к средневековью, немногочисленные действительно образованные люди и толпа черни, образованной только чтоб уметь гаджетами пользоваться. Ни разу не видела такой агитки, наверно, мне повезло с ватсап-группами), хотя было бы любопытно взглянуть, оценить уровень. Агитками уже не поможешь, конечно. И как средство воздействия они устарели. Насчет "запомнится красиво спетое слово" соглашусь, но ведь его предварительно кто-то написал!

                • Автор
                  1 мая 2016 г., 02:38
                  GoRICK   Пожаловаться

                  karapot, так я ведь не отрицаю:) сначала стихи, потом музыка, потом потребитель. Или повесть - сценарий - кино - потребитель. Писательство, конечно не отомрет, просто оно становится промежуточным звеном.

                   

                  А насчет средневековья не согласен, основная масса людей во все времена имела примерно одинаковый уровень интеллекта, прогресс двигают лишь считанные проценты. В прошлом веке, именно их, прогрессоров начало становиться больше, поэтому все наоборот, гораздо оптимистичнее. 

                   

                  А агитки, примерно такого плана, написаны большими энтузиастами, но к сожалению, не знающих элементарных вещей, вроде экзонима или этнонима:)

                   

                   

                   

                  • 1 мая 2016 г., 09:44
                    karapot   Пожаловаться

                    GoRICK, про нууччу оригинально) интересная агитка, махтал! Печально, если текст станет исключительно промежуточной утилитарной вещью. Хотя и песни бывают разные, конечно, так что за уровень песенных стихов еще можно не беспокоиться. Вот о сценариях и диалогах в кино грустнее размышляется, укос под развлекательную попсу конкретный. Многие писатели ушли в сценаристы, но на качестве нашего кино это никак не отражается, скорее, писателей портит. Всё упрощается, сложность становится уделом немногих, уровень интеллекта, может, и стабилен, только в массе невостребован, судя по распространению мракобесия, расскажи людям по телевизору, что земля плоская, - они поверят.

                    • Автор
                      3 мая 2016 г., 08:54
                      GoRICK   Пожаловаться

                      karapot, сложность и должна оставаться уделом немногих. Слишком много умных - диагноз приближающейся смуты;))

  • 28 апреля 2016 г., 21:05
    karapot   Пожаловаться

    Помнится, на "Удаганок" Степаниды Борисовой у вас была рецензия, там вы тоже заметили, что спектакль очень женский. А чисто мужские спектакли у нас есть, на ваш взгляд?

    • Автор
      28 апреля 2016 г., 21:15
      GoRICK   Пожаловаться

      karapot, вообще, большинство литературы написано мужчинами и с точки зрения мужчин, как мне кажется. Поэтому, все что немного не для всех, а именно для женщин, сразу бросается в глаза, по крайней мепе, в наших реалиях. В более феминизрованных обществах, может быть уже достигнут паритет (во многом искуственный имхо). Так что, можно не глядя ткнуть и попасть на ''мужские вещи'' - ''Тиит'', ''Три реалиста'', ''Учуутал'', ''Ааттах бэйиэт Арбыыта'', все последние просмотренные спектакли, я бы обозначил как for man, about man:))

      • 28 апреля 2016 г., 21:39
        karapot   Пожаловаться

        GoRICK, т.е. это отличительный признак, в плюс или в минус? А то у нас до сих пор бытуют мнения, что литература, написанная женщинами - шлак и говно, и ваще "чему меня может научить человек, который в детстве в куклы играл?"

        • Автор
          28 апреля 2016 г., 22:05
          GoRICK   Пожаловаться

          karapot, я воспринимаю просто как данность, без оценки. Да, женщины природой менее склонны к творчеству. Эксперименты это удел расходного материала мира - мужчин. Однако, это в среднем. Поэтому есть настоящие творцы-женщины, такие же гениальные, как гении мужчины. Так что, женское творчество для меня, более ценно, как наиболее редко встречающееся явление:)

          • 28 апреля 2016 г., 22:17
            karapot   Пожаловаться

            GoRICK, вот это да! про расходный материал природы это прямо моими словами. Творчество женщин часто прикладное, домашнее, двп - для внутреннего пользования, запал растрачивается на всякие кружевца, занавесочки и что надеть на выход. На нечто глобальное, котирующееся в среде мужчин-творцов, нужно больше сил, времени, таланта и дофига чего еще. Хотя если гений требует воплощения, как у Цветаевой, например, тут уже всё побоку - и быт, и дети, и мужья. Быт в гражданскую войну был ужасающим, детей сдала в приют, а сама за творчество. Причем какие светлые сильные вещи написаны именно тогда. Многие считают ее дрянью только за отношение к дочерям, особенно к младшей, умершей от голода в том приюте. Нужно ли женское творчество такой ценой?

            • 29 апреля 2016 г., 22:31
              girlnextdoor   Пожаловаться

              karapot, позволю вклиниться в ваш диалог, так как эта тема для меня тоже близка. Я думаю, что женское творчество стоит рассматривать без отрыва от положения женщин в обществе. Сколько веков женщины терпели притеснения, не имели права получать образование и заниматься глобальными вещами? Поэтому мне кажется, что женское творчество и могущество ещё себя покажет.

              • 30 апреля 2016 г., 03:08
                karapot   Пожаловаться

                girlnextdoor, согласна. Ссылки на статистику при этом (особенно из уст мужчин) всегда немного от лукавого. Если подумать, совсем недавно женщины получили права на образование, а некоторые до сих пор считают, что женщины не совсем человеки), во всяком случае, люди немного второго сорта. У нас очень патриархальное общество, принято негласно осуждать женщину, делающую карьеру, типа лучше бы замуж вышла и дома сидела, наверно, не берет никто, вот и надрывается на работе от нефиг делать. Всё меняется, пусть медленно, но верно. Так что мы еще всем покажем!)

              • Автор
                30 апреля 2016 г., 22:37
                GoRICK   Пожаловаться

                girlnextdoor, я не вполне согласен с выводами. Согласен, женщина в социальном плане всегда находилась в подчиненном положении, но все же, не это является причиной относительного меньшинства творческих женщин. Дело в том, что самка в природе, почти всегда является супернормальной, т.е. суперсредняя, обычная. Она отборщик и хранитель генетической информации. Самцы же, являются экспериментальной базой природы. Они избыточны (например в стаде в полсотни коров, достаточно одного быка, но рождается примерно одинаковое количество бычков и телок) и менее нормальны. Среди самцов чаще, чем среди самок рождаются самые большие и самые маленькие, самые умные и самые глупые, самые быстрые и... в общем понятно. А самки, отбирают из этого разнообразия самых оптимальных на тот данный природно-социальный момент и делают с ними потомство. Такой вот половой отбор, неотъемлемая и важнейшая часть естественного. 

                 

                А творческая способность, как ни крути, качество не совсем нормальное, с точки зрения природы. И поэтому, так много свихнувшихся мужиков гениев и так мало (природа тоже может ошибаться) таких же дурных баб с непрактичными мозгами. 

                 

                А женщины могущественны были всегда, просто не на показ. Если они природой поставлены главным жюри, этого отменить не может никто. 

                • 4 мая 2016 г., 16:00
                  kubeie   Пожаловаться

                  Не думаю, что внутри одного вида может быть такое различие между полами. У женщин такое же многообразие физических данных, как и у мужчин. В школе практически все девочки учатся лучше, чем мальчики, а дальше уже все меняется, тк женщина всегда выполняет больше функций, чем мужчина - будь-то ведение хозяйства, уход за собой, стремление соответствовать канонам красоты, различные хобби и другие занятия, поиск мужа наконец. Дети, семья и тд. У мужчин просто больше времени, сил и агрессии, потому что любые достижения это преодоление конкуренции, порой не самыми этичными способами. Женщина всегда мягче и уступчивей, поэтому проигрывает эту борьбу. Ну и экономически женщины всегда в менее выгодном положении. Как правило, в тех сферах, где речь идет о больших суммах дохода женщин меньше. Ну и еще, если у женщины есть семья и дети, то она часто уже чувствует себя состоявшейся в жизни, в отличие от мужчины - ему необходимо обеспечить себя, семью и достичь успеха в работе, отсюда более творческий подход. Супернормальная самка - это откуда?

                  • Автор
                    5 мая 2016 г., 08:46
                    GoRICK   Пожаловаться

                    kubeie, это довольно распространенная теория, по которой двуполость вообще создана ради этого механизма, когда один пол экспериментирует, другой фиксирует. Из-за этого самкам природой положено быть консервативными, а самцам, вариативным.

                     

                    • 5 мая 2016 г., 10:38
                      kubeie   Пожаловаться

                      GoRICK, если честно, в первый раз об этом слышу. Звучит интересно и псевдонаучно! Пробежалась глазами по теории Геодакяна, это она имеется ввиду? Вроде бы она распространена в русскоязычном мире, но это не делает ее постулаты абсолютно верными (и слава богу).

  • 29 апреля 2016 г., 22:28
    Раневская   Пожаловаться

    Талантлива безгранична, многогранна, интересна... И это все она, Чыскыырай! Валентина Романова. Она удивила меня своим мощным вокалом еще в самом первом сольной концерте в начале 2000-х. А сегодня я под большим впечатлением от моноспектакля "Көтөбүн". Сегодня открылась еще одна грань её таланта, драматической актрисы. Великолепный тандем режиссера Александра Титигирова и Валентины Романовой. А сценография, видеоряд, проекция ооочень впечатляет! 

     

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации