home
user-header

                        
                        
Эпичный Манчаары в Саха Театре
27 мая 2016 г., 11:01 2892

 

Были большие сомнения, идти на этот спектакль или нет. Казалось, после потаповского Манчаары, ставить еще один спектакль об этом же герое, затея довольно... рискованная. И, скажем прямо, будучи явным поклонником режиссуры Сергея Потапова, не очень хотелось идти на Руслана Тараховского. Тем более, последняя постановка Тараховского увиденная мною,  “Учуутал”,  совершенно не понравилась. 


 

 

Но любопытство пересилило скепсис, и вот, 20 мая, в день последнего премьерного показа, я очутился в зале любимого театра. В програмке автором значился Василий Никифоров-Кюлюмнюр, однако, название драмы было не “Манчаары түөкүн», а просто «Манчаары», да и обилие участвующих персонажей, предполагало, что действо основано не только на авторском тексте Никифорова. А я ведь хотел также сравнить истории написанные нашим современником, Айсеном Дойду и Кюлюмнюра – почти современником персонажа.

 

Да, как оказалось, от драмы указанного автора, в постановке практически ничего нет. Что, забегая вперед скажу, пошло только на пользу.

 

Не буду ходить вокруг да около, скажу прямо – спектакль понравился, весь и безоговорочно. Но есть нюансы.

 

Манчаары по версии Потапова

 

Как я говорил, это второе обращение к образу Манчаары в одном и том же театре, за относительно короткое время (а вообще, Манчаары, наверное, самый частый главный герой якутской сцены). И мне понравился нынешний вариант, во многом, благодаря первому.

 

 

 

У Сергея, идея постановки «Мэҥэ халлаан уола Баһылай Манчаары» (Сын вечного неба Василий Манчаары) преследовала одну интересную цель – демонтаж канонических представлений преданий о Манчаары. Несмотря на то что, реальный персонаж жил совсем недавно (по историческим меркам, конечно), в народных преданиях, а потом в советской мифологеме, он стремительно превратился в былинного персонажа и остается в народе таковым и сейчас. И Сергей, спускает этого Героя на белом коне, на землю, и показывает, каким он мог быть, живой якут в настоящих условиях.

 

 

Не таким мы представляли грозного Манчаары! (фото взято из сайта Саха Театра) 

 

И мы видим изможденного, страдающего человека с загубленной жизнью, который пытается понять – как это получилось? Кто виноват? А ведь мы знаем, кто виноват...

 

И опять, мы получаем новую порцию слома стереотипного образа – злодей Чоочо, превратился в обычного мужика! Тот, кого мы со школьной скамьи представляли как не иначе как Алаа Могуса, демона злобного по рождению, предстает человеком. Хитрым, корыстным, способным на подлость ради выгоды, но человеком!

 

Актеры – Роман Дорофеев (Манчаары), Дмитрий Михайлов (Чоочо) – даже гипертрофированно антимифичны. Ведь Манчаары, по воспоминаниям современников был очень сильным и красивым мужчиной, но для усиления эффекта смещения Героя, Сергей выбрал актера с мальчишеским строением тела. А Чоочо, из дородного старика, разжалован в почти стройного, очень подвижного мужчину средних лет.

 

 

 

 

 Чоочо стоит в середине кадра... да, это он.  (фото взято из сайта Саха Театра) 

 

 

Все это произвело на публику огромное впечатление, еще бы, на ровном месте, из, казалось бы, очевидных и незыблемых аксиом, на наших глазах, извлекли новые выводы!

 

Игра от обратного

 

Думаю, берясь за постановку нового «Манчаары» режиссер, несомненно брал в расчет предыдущую версию. И принял практически единственное верное решение – дать «настоящего» Манчаары, а не историю какого-то инородца Василия Федорова!

 

Все легенды и предания, мифологизированы до предела, и история полностью превращена в эпос. Чоочо (конечно, Геннадий Турантаев!), не просто князец наслега, местечковый деспот, а грозный вершитель судеб, мечтающий стать якутским царем (!) при помощи шаманских обрядов. Чоочо, Шаман Тэппээк и отец Манчаары (который в спектакле имеет довольно большую роль) предстают единокровными братьями и это придает истории почти ветхозаветный колорит.

 

 Вот это, Чоочо! (фотография Сардааны Барабановой)

 

В этой версии шаман Тэппээк (Гаврил Мянкярев) становится полноценным участником конфликта. Он сначала готовит Чоочо к воцарению, но терпит неудачу и разгневанный господин становится его врагом. Тогда Тэппээк встает на сторону Манчаары, преращая его в свое орудие мести. И великолепные шаманские мистерии разбивают повествование в логические подглавы.

 

Сам Манчаары представлен в трех возрастах детство (Павел Ченянов), отрочество (Валентин Макаров) и зрелость (Василий Борисов). Все актеры очень органично вылепили единого героя. В итоге Манчаары Василия Борисова был совершенно другим от персонажа сыгранного Романом Дорофеевым. Статный, стремительный, несломленный – легендарный.  

 

 Потаповский Манчаары в этот раз предстает другом детства и действительно, органичен 

(фотография Сардааны Барабановой)

 

 

Манчаары и Күөх Кэтэриис (фотография Сардааны Барабановой) 

 

Особым пунктов через весь спектакль идет тема “женщины Манчаары”. Прекрасные актрисы театра Елена Маркова (подруга детства), Ильяна Павлова (мать), Айталина Лавернова (первая любовь), Татьяна Леганьева (Күөх Кэтэриис), Нюргуяна Шадрина (Бэрт Маарыйа) дают достойное легендарного героя, женское окружение.  

 

Вся постановка пестрит нарочито яркими, вычурными театральными приемами. Героика, пастораль, гротеск, патетика, мистика сочными мазками выстраивают внереальный, мифический мир. Манера игры, подчеркнуто пафосная, но именно такой она и должна была быть в этой постановке. И режиссерская задача состояла в том, чтобы накал пафоса ни на минуту не угасал и не давал зрителю очнуться. Сценография Михаила Егорова, как всегда превосходная, давал всему действу, правильное, “волшебное” воплощение.

 

 

 

 

 Манчаары, легендарный! 

(фотография Сардааны Барабановой) 

 

 

 

Несравнимо

 

В итоге, незаданный вопрос “Какая постановка лучше?” повисает без ответа.  Одна из театралок, метко обозначила данную постановку как “мастичный торт”. Тогда по этой аналогии, постановку Потапова, можно определить как “мясную похлебку”. Возможно, если бы до этого я не видел версию с реалистичным Манчаары, от чрезмерно “сладкого” меня бы замутило.

 

Однако, Тараховский, избравший лучшую тактику исходя из истории театра, поставил отличный спектакль. Так что, у меня нет ответа, какой из них лучше.

 

Но, спустя пару лет, если встанет выбор, какой спектакль пересмотреть... я пожалуй, с удовольствием отведал бы сладкого торта.

     

 

Избранное
  • 27 мая 2016 г., 11:33
    SakhaTheatre   Пожаловаться

    спасибо за отзыв)))))))))

  • 27 мая 2016 г., 11:58
    Кусса   Пожаловаться

    К сожалению, сам не смог посмотреть, сестра была в восторге, очень советовала, когда еще будут постановки "Манчаары"?     

  • 27 мая 2016 г., 13:02
    MrLaw   Пожаловаться

    Манчаары герой "по советски", где идеологизирована классовая борьба (богатые дураки, а бедняки молодцы), что не совсем соответствует действительности. Саха театр, не переосмысливая, вот уже который раз ставит постановки "по советски", что обидно, вроде образованные режиссёры и актеры

    • Автор
      27 мая 2016 г., 13:43
      GoRICK   Пожаловаться

      MrLaw, я бы эту интерпретацию не назвал "советской", она скорее мифичная, олонхоподобная. Основа спектакля устный фольклор, а не соцреализм.

  • 27 мая 2016 г., 14:29
    MrLaw   Пожаловаться

    Видение на героя "по советски", по другому саха театр не умеет пока

    • Автор
      27 мая 2016 г., 14:44
      GoRICK   Пожаловаться

      MrLaw, прям-таки ''не умеет''?:)))

      • 27 мая 2016 г., 15:10
        MrLaw   Пожаловаться

        GoRICK, пример в "весенняя пора" по Амма Аччыгыйа, старуха богачка со злостью бьёт беднячку красавицу Т.Обутову, в "Лоокуут и ньургусун" герой богач-жених изображается тупым, а бедняк-жених молодец. Когда в саха театре поймут, что советское время, с его классовой идеологией, давно прошло, неизвестно

        • Автор
          27 мая 2016 г., 15:46
          GoRICK   Пожаловаться

          MrLaw, ''Весенняя пора'' это роман написанный в советское время, советским писателем, о том, как хороша Советская власть. И как вы думаете, можно было по другому сыграть? ''Лоокут и Нюргусун'' сюжет основан на сказке, где традиционно, сыны богачей придурки, а герои бедны. Опять же, претензии должны быть народу. Вы смотрели ''Ааттаах поэт Арбита'', ''Дыгын Дархан'', ''Кэнчээри 66'', ''Тиит'', ''Макбет''? Сколько в этих постановках советского, классового?

  • Очень люблю премьеры в Саха театре, особенно с приходом молодых актеров. Режиссер показал свое видение, а рассуждать уже зрителю). Образ Манчаары конечно показывает неравенство в народе тех времен, что баи притесняли бедный народ... К большому сожалению эта черта существует до сих пор, когда обычный человек становится каким-нибудь винтиком крючкотвором от которого зависит хоть что-то...(.

    Но вспомните, ведь такие герои есть у многих народов, даже в странах, где не было социализма и советской власти.

    Руслан молодец, ждем новых полетов мысли на сцене! Удачи!

  • 27 мая 2016 г., 17:07
    Sibumi   Пожаловаться

    Оефань, спасибо за прекрасный отзыв, заинтриговал, надо сходить.

  • 27 мая 2016 г., 23:09
    kubeie   Пожаловаться

    Мне история не показалась советской, а в некоторых местах даже чувствовался намек на современные реалии - олигархов, противостояние региона и империи, судебные тяжбы и растущую пропасть между бедным населением и богачами. Чоочо в оригинале разве имел амбиции стать Саха сирин ыраахтаахыта? Спектакль понравился. Хорошо бы еще постановку Потапова увидеть.

    • Автор
      27 мая 2016 г., 23:23
      GoRICK   Пожаловаться

      kubeie, нет конечно. Это один из образчиков народного творчества, миф приближающийся фабулой сказке. Там, Тэппээк должен был длительным камланием добиться у Кыыс Таҥара, царского духа для Чоочо. В конце серии камланий, он должен был умереть. И в последний день, он подумал, и расхотел умирать. Чтобы не допустить этого он сознательно соблазнил и согрешил с младшей женой Чоочо, поскольку, только безгрешным мог довершить камлание. И в итоге, не умирает и воцарение Чоочо проваливается. Потом Чоочо узнает о саботаже, и публично избивает Тэппээк шамана. И он чтобы отомстить, подмечает его родственника, Манчаары, и тайно, пока тот спал, посвящает его духу Илбис, чтобы тот начал разрушительную деятельность в отношении дяди. И только в конце жизни, Манчаары догадывается об этом, и приходит шаману, тот выпрашивает прощения и выпускает дух войны из Манчаары. Примерно такого плана байка была, и спектакль больше основан на ней, чем на драме Кюлюмнюра. 

       

      А постановку Потапова обязательно посмотри, я эти спектакли воспринял почти как неразрывную дилогию антиверсии:)

       

  • 27 мая 2016 г., 23:31
    kubeie   Пожаловаться

    Вот теперь все прояснилось, что мне было сложно понять про илбис. Мощная должно быть штука!

  • 27 мая 2016 г., 23:35
    MrLaw   Пожаловаться

    До Чоочо бая с количеством скота протяженностью 30 км, современным главам крестьянских хозяйств ещё расти и расти. Сам манчаары кажется ленивым, не любящим трудиться, но с физической силой и как в 90е промышляющим рэкетом у богатых

  • 28 мая 2016 г., 07:29
    Xabyryyc   Пожаловаться

    Манчаары  терроризирует богачей. Попробуй сейчас терроризировать олигархов получишь по полной. Он же бандит большой дороги. Восстал против власти.

  • 28 мая 2016 г., 07:34
    lat   Пожаловаться

    Слабоватая постановка,излишне набитая техническими эффектами.

  • 29 мая 2016 г., 20:44
    foe   Пожаловаться

    Отзыв хороший и соответствует действительности - спекталь стоящий, но здесь "а не историю какого-то инородца Василия Федорова" - промашка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации