home
user-header

                        
                        
Про обрезание
4 августа 2016 г., 00:19 1429

 

 

Как-то, изучая съедобную растительность якутов, вспомнил о рогозе широколистном, который нынче зовут просто "хомус" от русского, "камыш". На самом деле, он к осоковым не имеет отношения, просто растет вокруг озера вместе с камышами. Его легко узнать, по характерному, коричневому початку, похожему на сигару. Так вот, до того, как его начали называть "хомус", он имел несколько скабрезное название - "өргүөт өбүһэ" - пенис кого-то, обозначенного как "өргүөт". Ну понятно, сигар у якутов в древние времена не было, сравнивали с тем, что имели. И вот, недавно узнал, что таинственный "өргүөт" это оказывается - "обрезанный"! То есть, растение называлось по-простому говоря - "хер обрезанный"


И что же получается - обрезание практиковалось якутами? Потому что, есть обозначение и необрезанного прибора - "хаҥалас". Тут стоит привести все значения слова "хаҥалас", чтобы не обидеть кангаласцев: хаҥалас 1) человек, не прошедший обрезание, живущий "по природе" (антоним - өргүөт ); 2) связка, ниже левой подмышки; 3) один основных родов Саха; 4) стороны от реки (арҕаа х. - левая сторона реки, илин х. - правая сторона реки), хаҥаластаан олоруу - жить около реки.

Собственно, интересно вот что - для чего в якутском языке, есть обособленные определения обрезанности и "природности"? Было ли это связано с некой традицией или с какой-либо медицинской практикой (как иссечение фимоза)? Может есть те, кто знает об этом больше, среди моих читателей?

Избранное
  • 4 августа 2016 г., 00:57
    Ltm   Пожаловаться

    Впервые слышу, но думаю, что значит была практика обрезания издревле, а те кто не обрезались относились к иноверцам (старообрядникам итд).

    Возможно, преобладало обрезание (откуда пришли и практика обрезания) плюс для гигиены кочевников, но думаю больше к традициям религии.

    Интересно.. если поискать нарно есть и инструменты

    • Автор
      4 августа 2016 г., 10:33
      GoRICK   Пожаловаться

      Ltm, я как-то вообще не нашел ни сведений, ни знатоков. Есть только косвенное подтверждение, что это не просто моя выдумка, это слово в словарях: http://sakhatyla.ru/translate?q=%D3%A9%D1%80%D0%B3%D2%AF%D3%A9%D1%82

       

      • 4 августа 2016 г., 11:29
        Ltm   Пожаловаться

        GoRICK, верю что так оно и было

      • 4 августа 2016 г., 11:30
        tuuyas   Пожаловаться

        GoRICK, это же не классический словарь? А может это неосахизм, "популяризаторы" сами придумали, "буквально вчера". В том же словаре есть слово оргуо - суслик, оргус, что-то смутно связанное с острием и с /не/сломленным духом.

        • Автор
          4 августа 2016 г., 11:44
          GoRICK   Пожаловаться

          tuuyas, у Пекарского тоже есть.

        • Автор
          4 августа 2016 г., 14:35
          GoRICK   Пожаловаться

          tuuyas, өргүө уонна өргөс дьиҥнээх сахалыы тыллар ээ, хайдах даҕаны "неосахизм" буолбатахтар:)

          • 4 августа 2016 г., 17:36
            tuuyas   Пожаловаться

            GoRICK, нет, к неосахизму я отнесла перевод, может кто-то придумал недавно, это же не бумажный словарь, и кем заполняется, неизвестно. А настоящее значение слова утрачено. Вот, к примеру якутские имена, для меня их большая часть не несет смысловой нагрузки, даже интуитивно я не смогу понять, что они означают. А с современными Дойдуунами, Сайыынами, Арчынами и т.д. все понятно.

            • Автор
              4 августа 2016 г., 19:40
              GoRICK   Пожаловаться

              tuuyas, а, в этом смысле. Я значение рогоза как "өргүөт өбүһэ" услышал давно, от своего абаҕа, он интернет словари не читал:)

  • 4 августа 2016 г., 00:57
    tuuyas   Пожаловаться

    А в каких районах якутии растет рогоз?

  • 4 августа 2016 г., 01:08
    karapot   Пожаловаться

    Есть поселения с таким названием - өргүөт, в Верхневилюйском районе точно. Вроде бы никаких скопцов, как в Мархе, там не было. Скопцов называли по-якутски аттакылар. Возможно, өргүөт более древнее слово или относящееся к животному миру?

    • 4 августа 2016 г., 08:20
      Fotij   Пожаловаться

      karapot, не верно...это слово в якутской среде появилось со времён ссылок "политических" преступников царской Россией.... этим словом якуты отмечали этих ссыльных...представляют интерес районы в республике куда больше всего расселяли ссыльных и их потомки сейчас...изучив её откроется интересная картина, которая позволит ответить на многие вопросы происходящие ныне в политической и общественной жизни республики. 

    • Автор
      4 августа 2016 г., 10:29
      GoRICK   Пожаловаться

      karapot, есть классический анекдот о том, как перепутали обрезание с кастрацией:)

    • 8 августа 2016 г., 02:07
      kubeie   Пожаловаться

      karapot, кажется Оргет это хангаласский род, в древности переехавший в сторону Вилюя.

  • 4 августа 2016 г., 07:57
    Karamba   Пожаловаться

    Я где-то это читал. Прямо этот текст

  • 4 августа 2016 г., 10:02
    Decider   Пожаловаться

    Есть мнение некоторых исследователей, что обрезание как элемент культуры был перенесен предками якутов из Средней (Центральной) Азии. Также в лексике якутов присутствует большой пласт слов кипчакского (кыпчакского) происхождения. Кыпчакский язык лёг в основу татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского. Кипчакское наследие, как представляется, проявляется через этнонимы ханалас и саха. Первый из них имел вероятную связь с древним этнонимом ханлы, носители которого в дальнейшем вошли в состав многих средневековых тюркских народов. Особенно велика их роль в происхождении казахов. Этим следует объяснить наличие ряда общих якутско-казахских этнонимов: одай - адай, аргин - аргын, мэйэрэм суппу - мейрам сопы, ерас куел - оразкельды, туер тугул - гортуур. В XI в. канглы-печенеги вошли в состав кипчаков. Звеном, связующим якутов с кипчаками, является этноним сака, со множеством фонетических вариантов, встречаемых среди тюркских народов: сокы, саклар, сакоо, секлер, сакал, сактар, саха. Первоначально данный этноним, видимо, входил в круг телесских племен. Среди них, наряду с уйгурами, курыканами, китайские источники помещают племя сейке. Среди этих племен кочевали и сиры, которые, как считает С.Г.Кляшторный, с VIII в. стали именоваться кыбчаками. При этом нужно согласиться с мнением С.М. Ахинжанова о том, что первоначальным местом пребывания кипчаков были южные склоны Саяно-Алтайских гор и степей. Небольшой Сирский каганат в VII в. включил в свой состав енисейских киргизов. В VIII в. после разгрома тугю и сиров, уцелевшая часть сиров отошла на запад и заняла Северный Алтай и верховья Иртыша. С ними, видимо, отошли и носители этнонима сейке-сака. В IX в. вместе с кимаками кипчаки образовали новый союз. В XI в. в состав кипчаков вошли канглы и в целом кипчакский этнографический комплекс образовался в XI-XII вв. Родство якутов с кипчаками определяется наличием общих для них элементов культуры - обряда погребения с остовом коня, изготовления чучела коня, деревянных культовых антропоморфных столбов, предметов украшений, связанных в своей основе с пазырыкской культурой (серьги в виде знака вопроса, гривны), общих мотивов орнамента. Древнее "западное" (южносибирское) направление в этногенезе якутов в эпоху средневековья было продолжено кипчаками. И, наконец, этими же связями объясняются сюжетные параллели, обнаруживаемые в дастанах волжских татар и якутском цикле исторических преданий "Эллэяда", т.к. на формирование татар огромное воздействие оказали средневековые половцы. Скопировано по ссылке: http://www.kyrgyz.ru/articles/saha/proishozhdenie_yakutov/

  • 4 августа 2016 г., 10:41
    Decider   Пожаловаться

    Сравнение некоторых якутских и казахских слов: http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=1336876

  • 5 августа 2016 г., 16:12
    Gramor   Пожаловаться

    Ну, ведь, есть же понятие медицинское обрезание. Понятно, что оно появилось не сто и не двести лет назад. Так и здесь, наши предки, путем логического умозаключения, а где то и методом проб и ошибок))) пришли к выводу, что некоторые недуги можно излечить таким вот отразом.

    • Автор
      5 августа 2016 г., 23:37
      GoRICK   Пожаловаться

      Gramor, ну да, поэтому и предположил про иссечение фимоза

      • 6 августа 2016 г., 16:50
        скептик   Пожаловаться

        GoRICK, пусть твои изыскания верны. Тогда почему не допустить совсем простое происхождение названия - "хрен" обрезанный, без всякого обрезания, а лишенного, извини за выражение, залупы. 

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации