home
user-header

                        
                        
Как я совершил научное открытие, или Почему я “почемучка”?
14 сентября 2017 г., 20:14 в Author.Ykt.Ru 604

 

 Фото с сайта http://ru.depositphotos.com/

 

С малых лет окружающие внушили мне, что я всезнайка. Всего лишь из-за того, что меньше пяти лет от роду вдруг научился читать, подглядывая в щёлочку за старшИМи сёстрами (одна из них учила азбуке другую). Причём сразу целыми словами, а не слогами. 
И быстро выучил русский язык, читая книги на нём и уточняя у взрослых значения слов. Столь же блестящие успехи я демонстрировал и в арифметике.
Скоро не только сверстники, но и взрослые начали называть меня чем-то вроде “ходячей энциклопедии”. 
Это наложило на меня тяжкое бремя...



Если задавали каверзный вопрос, а я не знал ответа, то меня охватывал жгучий стыд. Обычно пытка продолжалась долго, и в конце я страдал по-настоящему, испытывал ужас перед очередным вопросом.


Постепенно научился сам придумывать ответы на “почемучки” хотя бы сверстников. Конечно, это был превосходный тренинг для развития фантазии и воображения. Однако, то и дело я попадал впросак. Это только усиливало мой комплекс “всезнайки-невежды”. Поскольку по типу информационного метаболизма я интуит, то с логикой у меня до сих пор швах, как ни пытался прокачать.


Однажды, в классе так первом или втором, я вдруг задумался: “Взрослые говорят, что Луна меняет вид из-за того, что на неё падает тень Земли. А про планету говорят, что она круглая. Так почему тень Земли на Луне иногда бывает прямой, а иногда даже вогнутой??” Ох... Был бы тогда Интернет...

 

Ни в одной книге не смог найти ответа.

Пытался уточнить у взрослых, задавая наводящие вопросы. Но они не понИМали их сути и продолжали утверждать: “Земля отбрасывает свою тень на Луну, и поэтому она меняет свою форму”.


Я втайне злился, но прямо спросить всё равно не решался. Шли годы...


Но далее было не по Пушкину. Бурь порыв мятежный нифига не рассеял мечту узнать тайну эволюций формы месяца. Доучился до десятого класса. Кажется, тогда и начали нам преподавать астрономию. Вот тут-то бы спросить у учителя, да? Какое там...


Я был однИМ из лучших учеников не только в классе, но и в масштабах всей школы. С начальных классов осыпали дипломами, грамотами, похвальными листами и ленинскИМи табелями. Более того, считался больше “физиком-математиком”, а не гуманитарием. Так что не мог задать столь идиотский вопрос Юрию Афанасьевичу Лазареву, который позже получит звание “Учитель доверия” (кажется, так называли педагогов, по ходатайству которых раньше вузы принИМали абитуриентов без экзаменов). Он считал меня однИМ из лучших своих учеников за все годы работы. Не зря я после школы подал документы ИМенно на физфак (первый экзамен сдал на “пятёрку”, а на второй не явился из-за пищевого отравления; через пару недель поступил заочно в “Иногда Трезвый Факультет”, сдав те же экзамены).


В учебнике по астрономии про тень “вогнутой Земли” тоже ничего не было сказано.
За эти десять лет я чего только не узнал о Луне, в том числе, о мнемонических и “пальцевых” методах определения её фаз, но проклятый вопрос оставался без ответа...


В школьные годы моё реноме “ботаника” сопровождалось славой превосходного футболиста. Одноклассники величали меня Марко ван Бастен, хотя мне больше хотелось бы, чтоб называли Василием Рацем. Почему-то моИМи кумирами чаще становятся непрИМетные трудяги, нежели звёзды. 

С детства мне прочили будущее учёного, а я мечтал стать профессиональным футболистом. Узнав об этом, отец фыркнул: “Было у отца три сына. Двое умных, а третий – футболист...”


И вот зашёл как-то в полной темноте в свою комнату в одних трусах. Зажёг настольную лампу. По пути к кровати по привычке откатил футбольный мяч, пытаясь попасть по какой-то цели...


Хорошо, что я не архИМед.
Иначе побежал бы в одних трусах по улицам деревни, крича: “Эврика!!!”


Кстати, привет автору того анекдота о трёх сыновьях ;-)


PS: синдром “всезнайки-невежды” я преодолел только во время учёбы в университете. Хорошо, что поступил ИМенно на отделение журналистики (совершенно случайно и даже “противозаконно”). 
Профессор Олег Дмитриевич Якимов сказал: “Журналист не должен бояться задавать вопросы”.
Сэнсэй Георгий Иванович Спиридонов добавил: “Иногда спрашивай, даже зная ответ. Можно даже дурачком прикинуться”.
Такой поворот вначале меня ошарашил. Но я был способным учеником, впитал эти уроки и как же легче стало жить, господа-товарищи! 


Сейчас я даже в быту постоянно справляюсь у людей о чём угодно. Даже зная ответ. И частенько собеседники добавляют к “готовому ответу” что-то новое. Некоторые, возможно, считают меня великовозрастным “почемучкой” или же недостаточно компетентным даже в своих “коронных темах” :))


Господи, почему у меня в детстве не было таких педагогов, как О.Д. Якимов и Г.И. Спиридонов??
Некоторые учителя, наоборот, любили устраивать мне “Свою игру” посреди урока, иногда доводя дело до абсурда. Я всей спиной чувствовал глаза одноклассников и потел от страданий. Я ведь не ИМел права НЕ ЗНАТЬ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО! По крайней мере, так мне казалось.


PS: кстати, вот почему я с первых слов возненавидел “экзаменатора” Глеба Капустина из рассказа Шукшина “Срезал” 
:-)
PPS: а у кого-нибудь из вас был этот синдром “всезнайки-невежды”?

 

 

 

Нравится
  • 14 сентября 2017 г., 20:16

    *умеет читать с 3 лет...*

     
    • 14 сентября 2017 г., 20:34

      NIKA_SOVA, кто?

       
      Автор
      • 14 сентября 2017 г., 20:36

        Izyskannyi_Mertvets, эт я про себя.

         
        • 14 сентября 2017 г., 20:40

          NIKA_SOVA, о, жесть! Наверное, кто-то учил?

           

          Меня вот никто не учил, наоборот, отгоняли, чтоб не мешал старшую сестру к школе готовить.

           

          Вообще, в 70-е годы прошлого века советские граждане не стремились дома учить читать детей, как сейчас.

          Считалось, что для этого существует школа.

          Как я понял, сейчас в некоторые школы не берут детей, не умеющих читать, не знающих цифры...

           
          Автор
          • 14 сентября 2017 г., 20:46

            Izyskannyi_Mertvets, да, мама была педагогом по первой вышке. Хотя говорить осмысленно всё я умела уже в полтора года.

             
            • 14 сентября 2017 г., 20:55

              NIKA_SOVA, офигеть... Я не знаю, окасся, когда начал говорить.

              Но титьку сосал лет до пяти))

               
              Автор
              • 14 сентября 2017 г., 20:58

                Izyskannyi_Mertvets, жесть какая) Слишком долго

                 
                • 14 сентября 2017 г., 21:07

                  NIKA_SOVA, ага, наверное, долго.

                  Однажды только что переехавшая в наше село молодая соседка зашла.

                  Я сидел на коленях матери и сосал титьку.

                  Она в разговоре с мамой пожаловалась на головокружение и тошноту.

                  И тут я бросил титьку, повернулся к ней и сказал:

                  - Наверное, это токсикоз (Ол аата токсикозтаабытын буолуо)...

                   

                  Соседка чуть в обморок не грохнулась.

                  Потом смеялась: "Я-то думала совсем маленький ребёнок сидит, титьку сосёт, а он русское слово "токсикоз" знает"))

                   
                  Автор
                  • 14 сентября 2017 г., 21:18

                    Izyskannyi_Mertvets, видать вы и выглядели не соответственно вашему возрасту, раз про вас такое подумали)

                     
                    • 15 сентября 2017 г., 00:28

                      NIKA_SOVA, не знаю. Вроде, вполне обычного роста и веса всегда был. В те времена все дети были не такие большие, как сейчас. Может, мне три или четыре года было...

                      Или соседка была тогда такая молодая, что толком не разбиралась в определении возраста детей. Выросла, не видя в своём доме маленьких детей - это точно.

                       
                      Автор
    • 15 сентября 2017 г., 21:22

      NIKA_SOVA, я тоже...

       
  • 14 сентября 2017 г., 20:36

    Я в годик уже предложения не сложные могла говорить. В поликлинике все думали что я карлик((( в 4 научилась читать. Мои родители были слишком молоды, а деда с бабулей были слишком заняты. Наверно, поэтому сейчас во мне ничего особенного нет. Раньше думала что я ипать какая умная, и вся такая деловая, но в действительности, таких как я миллиард, и еще миллиард тех, кто лучше. Печаль(

     
  • 14 сентября 2017 г., 20:41

    До сих пор этот синдром...

     
    • 14 сентября 2017 г., 20:56

      AntonAlekseevi4, о, не тяготит?

      У меня до сих пор проскакивает. И часто это выглядит некрасиво со стороны, если упрусь и начну нести ахинею))

       
      Автор
  • 14 сентября 2017 г., 21:13

    Ну...почемуу, почему-почему...лол...

    зимля жи плаская...жи исть

     
  • 14 сентября 2017 г., 22:28

    Я читала в 4 года. Помню, как в 1 классе (шестилетка) мне было капец как скучно...все никак не могла дождаться своей очереди прочитать предложение из текста. Пока сосед по парте читал по слогам, запинаясь, я рисовала и болтала ногами под партой. Или подсказывала... За что получала и от учительницы, и от одноклассников. Всю школу была из тех, кем гордилась якобы школа... Призовые места в районных олимпиадах. В студенчестве возлагали большие надежды, думали, что я далеко пойду. ХАХА! А девочка созрела, влюбилась, вышла замуж и все. На этом история закончилась. Да и думаю итог не плохой. Я не самая глупая жена из всех, не самая плохая мама не самый худший сотрудник в организации. А мне большего и не надо )

     
    • 15 сентября 2017 г., 00:30

      LyubOFF, как я Вас понИМаю...))

      Учёба начала для меня представлять интерес только классе в пятом.

      До этого сидел и весь день плевал в потолок)

       
      Автор
    • 15 сентября 2017 г., 21:26

      LyubOFF, тоже помню как осенью, приходила после библиотеки с учебниками и прочитывала весь учебник по русскому языку.

       
  • 14 сентября 2017 г., 23:29

    Я научилась читать в 4 года, наблюдая за тем как учат читать сестру. Я скромная ботанка была, поэтому никто на меня не возлагал надежды и потому не было комплекса отличницы. В каникулы развлекалась, решая сложные задачи из журнала "Квант ". В 10 классе прорешала все задачи и упражнения из учебников алгебры и геометрии за 11 класс. В 9 классе задачи для абитуриентов щелкала как семечки. И как то отругала свою старшую сестру за то, что она не смогла решить очень простые задачи (для меня ) для абитуриентов. Она мне их принесла после экзамена. Я решила сразу же, ибо они были типовые. Я то привыкла решать посложнее задачи. Но в школе я была незаметной обычной хорошисткой. Наши золотые медалисты всегда списывали у меня. На всех контрольных я решала за весь класс. Когда не успевала кому то решить, на меня сердились одноклассники. Но из за моей замкнутости,учителя не заметили моих способностей.

    Сейчас почемучкает дочка постоянно. Задает очень много вопросов. Часто гуглю и рассказываю как есть. Не фантазирую, не обманываю. Она знает откуда берутся дети, как устроена система пищеварения, круги кровообращения, строение Солнечной системы и Вселенной и много другого. К стати, она начала говорить в 6 месяцев, в 1 год 3 месяцев научилась разговаривать полноценными предложениями. Производит арифметические операции типа 12-8+6=10. Очень любит считать. Читает плохо, особо не хочет читать, а я не заставляю. Читает простые слова типа "пока", "метла " и т.д.

     
    • 15 сентября 2017 г., 00:33

      Kori_Night, ух ты, как интересно!

      Завтра напишу более развернутый ответ и задам вопросы.

      Не хочу сейчас спросонья. Люблю более тщательно готовиться к серьёзной беседе ;-)

       
      Автор
    • 15 сентября 2017 г., 21:39

      Kori_Night, наверное, у Вас и дочери - талант к точным наукам. Кстати, я тоже решал задачи для половины класса. Прямо во время контрольной. Не знаю, как у Вас, а у нас давали только два варианта заданий. Только чтоб у сидящих рядом за партой были разные. Свой вариант я успевал пустить по классу, а второй у меня получали только единицы. 

       

      А ребенок у Вас явно индиго о_О

      Жесть просто успехи, уму непостижИМо!

       

       
      Автор
      • 15 сентября 2017 г., 23:00

        Izyskannyi_Mertvets, да не, не индиго. Просто научила считать по пальцам и палочкам в игровой форме. Когда ребенок играет, он хорошо усваивает.

         
  • 14 сентября 2017 г., 23:29

    Я играя в мячик понял что луна круглая. Света было мало и в него было весело играть по вечерам. Даже удивился, когда в садике вырезали месяц из бумаги. В то время воспитатели наверно не поняли моего удивления.

     
    • 15 сентября 2017 г., 00:35

      michael.nrc, а сколько Вам было лет тогда? Офигеть...

      А глядя на полумесяц все равно оставались уверены, что Луна круглая?

       
      Автор
      • 15 сентября 2017 г., 05:41

        Izyskannyi_Mertvets, шутку сыграла слово ,,төкүнүк'' (круглый) т.к. в як.яз. нет слова ,,шар''. Потом были сложности в понятиях ,,круг'' и ,,шар''. Т.к. ,,круг'' в моем понимании был трёхмерным.

        Смотрел на ,,полумесяц'' от лампы на мячике и фигура совпадала с лунной. 5 лет вроде.

         
        • 15 сентября 2017 г., 21:56

          michael.nrc, круто! А у меня, получается, несколько наоборот было)) Случай с лампой и мячиком со мной произошел лет в 17))))

           
          Автор
  • 15 сентября 2017 г., 05:18

    Был.ботаником до 5 класса. А потом надоело и забил. Начал учиться на 2-3-4. Да, двойка била по самолюбию сперва, но это как потеря девственности, потом по накатанному. А то тоже окружающие давили...)

     
    • 15 сентября 2017 г., 21:59

      IZUS, во-во. Я тоже класса с седьмого забил почти на учебу.

      Да и резко севшее зрение страшно мешало. В очках ходить было чревато в сельской школе не только обзывалками))

      Но все равно был в числе лучших.

      До пятого класса у меня не было ни одной "четверки" ни в одной четверти. Всегда был круглым отличником.

      Когда спустился уровнем ниже, тоже дышать как-то стало легче.

      Поэтому перфекционизм - это не мое))

       
      Автор
  • 15 сентября 2017 г., 20:04

    Все было прекрасно пока меня не отправили в весьма интересную школу, где собирали умников и умниц. Вот тут то я и понял, что такое нагрузка и нехватка знаний.

     
    • 15 сентября 2017 г., 22:01

      TRN, ох, мне б попасть в такую школу в детстве...

      Я ведь в итоге вырос халявщиком. Привык все делать левой пяткой.

      Типа все равно результат будет на отлично.

      Но постепенно одноклассницы меня догнали. Больше упорством. Я-то вообще забил на учебу.

       

      Потом в университете тоже оказались слабые однокурсники.

      Тоже в потолок плевал, сидел.

      Хорошо, что во время практик нас действительно хорошо гоняли.

      А то и университет мне ничего не дал бы...

       
      Автор
      • 15 сентября 2017 г., 22:13

        Izyskannyi_Mertvets, в универ я пошел против течения, поступив а самый сложный факультет из возможных. Было трудно и сложно, особенно, обладая пониманием, что в гуманитарных науках явно "сильнее".

         
        • 15 сентября 2017 г., 22:22

          TRN, о как... Я тоже пошёл против течения, выбрав самое сложное - физфак.

          Хорошо, что благодаря случаю не поступил.

          Другая цепь (да, целая цепь!) случайностей привела меня в журналистику.

          видИМо, правду говорят, что эту профессию не ты выбираешь, а она выбирает тебя.

          Артисты тоже так говорят. Возможно, журналисты у них сплагиатили))

           
          Автор
          • 15 сентября 2017 г., 22:37

            Izyskannyi_Mertvets, важно быть на своем месте. А как туда попал это уже для историй и рассказов разного рода.

             
  • 17 сентября 2017 г., 01:58

    А я вообще ПЗ по сравнению с вами

    Читать научился только в 6, ближе к 7летнему возрасту и то в школе Членораздельно говорить и ясно выражать свои мысли научился только в 5

    А считать научили довольно рано, где то в 4 года, я тогда толком говорить то не умел а считать сколько у нас во дворе кур и сколько яиц они снесли мог

     
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации