community-header

Колыма – холодная колыбель земли или мой мини-трип по северному кордону
Kudrya 1 февраля 2018 г., 16:47 в Путешествия по Якутии 2720

Что-то зима в этом году затянууулааась…

Длинная, мерзляячая и скучная…

Тут на днях интернет «родил» новость, что в Черском 29 января зафиксирована аномальная плюсовая температура.

О, да! Это Колыма, детка! Только там это возможно… Вспомнила, как черчане рассказывали, что один раз на Новый год - 31 декабря пошел дождь. Вы можете это себе представить? Я могу! Потому что этим летом я там была. И в тот день, когда в Якутске праздновали национальный праздник Ысыах и изнывали от жары, я попала под штормовой ветер (+1С) и была в пуховике, который практически не снимала все три недели пребывания на Колыме.

Вечером перебрала фотографии и видео с поездки на Колыму и решила написать о поездке.

Возможно, мои воспоминания остались бы только в моей памяти и на фотографиях, если бы не один замечательный человек, которого уже нет среди нас…

Вот он, человек, чье имя знают по всей протяженности матушки Колымы, во всех стадах и селениях - Федор Иннокентьевич Соковиков. Я была гостьей в их с Валентиной Александровной уютном домике в Походске. Четыре дня у людей, которые бережно хранят историю колымских оленеводов, людей стоявших у истоков современного Походска. Четыре дня наполненные интересными фактами, историями и просто разговорами за вкусным чаем с ватрушками.

По прибытию в столицу, мою фотографию с походскими аборигенами напечатал якутский журнал. Вот они, живые свидетели двух столетий:

А спустя два месяца пришло печальное известие: Не стало Федора Иннокентьевича, не выдержало сердце.

Спи спокойно, дорогой наш человек, пусть родная колымская земля будет тебе пухом, а я оставлю в сердце ваш теплый взгляд и улыбку. Сохраню подаренную вами книгу с автографом на долгую память...

Ну, а теперь, все сначала.

Не буду долго рассказывать как бегали за билетами (дорогущими, которых и не было вовсе), собирала посылки и готовила свой список необходимых вещей - слишком долго. Так как поездка была запланирована заблаговременно, у меня было время прошерстить инет, поспрашивать у друзей-знакомых о житие-бытие, что нужно посетить и что необходимо брать с собой.

Итак, мы имеем двух человечков, жаждущих отдохнуть и порыбачить на Колыме и длинный список всего необходимого. Половина из которого в ночь перед вылетом безжалостно была выкинута.

На двоих 40 кг багажа и 20 кг – ручной клади. Я как #практичнаяиэкономнаяджэнщина повезла с собой продукты питания – картошку, огурцы, помидоры, крупы и, конечно же, тушенку.

Время пребывания у нас было три недели - с 21 июня по 12 июля. Прогноз погоды по Гисметео не радовал – термометр показывал отметку не теплее +12 и обильные дожди.

Час Х и невольники Чукотки

День вылета. Рейс на 5 часов утра. Мы как добропорядочные люди приехали в аэропорт за 2,5 часа. Как только переступили порог порта на телефон пришла тревожная SMS-ка «ваш рейс №… перенесен, информация о вылете в 09:15»…

Информации не было ни в 09:15 ни в 12:00… Уставшие, голодные и злые мы атаковали представителей авиакомпании. Буквально выбили положенные бесплатные обед с ужином, камеру хранения и гостиницу с трансфером. В город ехать уже не хотелось, (какой город? Ведь мы на пути в… отпуск!), сдав вещи в камеру хранения поехали кушать, а далее в гостиницу, где приняв горизонтальное положение, вырубились. Вечером администратор вежливо сообщила, что мы вылетаем в 08:00 утра. Потеряли один световой (целый) день. Но, он был компенсирован… Чукоткой.

Волею судьбы, на карте моего отпуска отметилась и Чукотка, а вернее город Певек. Туда мы приземлились на дозаправку через 3,5 часа после вылета из Якутска.

Ранее нас уже предупредили, что рейсы производятся через Чокурдах (дозаправка), но именно в тот день Чокурдах отказал в дозаправке. (Только потом узнали, что авиатопливо в п.Черский не прошел соответствие).

Певек - является самым северным городом России. Есть две версии о происхождении названия города.

Согласно наиболее распространенной из них, название происходит от чукотского слова «пээкиней», что означает «толстая, вздутая гора» — так называется гора, у подножия которой расположен город.

Согласно другой версии, название происходит от чукотского «вонючие горы». Якобы в старые времена на месте города произошла битва между чукчами и юкагирами. В то время среди этих народов не было традиции хоронить мёртвых, поэтому запах гниющей плоти чувствовался в течение продолжительного времени. Эта легенда указывает на причину, по которой чукчи отказывались селиться на месте города, и только приводили сюда оленей на летние пастбища.

Город расположен на восточном берегу одноименного пролива, соединяющего Чаунскую губу и Восточно-Сибирское море. Сверху вид был шикарный – бескрайнее море с вычурными ледяными узорами.

Естественно, в город нас никто и не собирался выпускать, все-таки пограничная зона. Но, наши ушлые «попутчики» из неопределенной солнечной страны возжелали очень сильно покурить, порывались это сделать за углом на взлетной полосе, к ним присоединились и страждущие по никотину пассажиры-черчане. Было решено выпустить людей в город, ну как в город… а на прилегающую территорию аэропорта. Ну, а мы что?, мы тоже присоединились, хотелось поснимать да и ножки «поразмять». Оказалось, что город располагается в энных километрах от аэропорта, такшо довольствовались горами и территорией порта.

Кстати, заметили необычных летающих насекомых. С виду похожи на наших комаров, но не кусаются. Полное отсутствие кровососущего органа. Или это был не сезон?

После благополучной дозаправки мы вновь взлетели вверх. На взлет 20 минут, 5 минут в небе и нам снова объявляют «самолет пошел на посадку и через 20 минут произведет посадку в аэропорту поселка Черский.

«Приютился поселочек у реки Колымы…»

Из Якутска летела в футболке, в Певеке натянула кофту, в Черском пришлось одеть пуховик.

Пока шли на своих ножках до выхода стал накрапывать дождик, мелкий такой, злючий. А в воротах нас ждали….

Каждый второй человек недоумевал, почему мы в свой отпуск прилетели в забытый край. Если мы поначалу обижались на некоторые слова то, потом мы поняли. Люди тут живут, не выезжая годами, некоторые дети до окончания школы ни разу никуда не выезжали, Якутск и то не видели. Бюджетники дорожат своими проездами, каждые положенные два года стараются выезжать семьями, погреть косточки на море, подлечится. А те, кто работает на себя, копят на «материк» годами.

Первые два дня мы ходили по гостям, кушали до отвалу рыбу – соленую, копченую, вяленую, жареную, пареную и, о да, юколу. Юкола на Колыме особенная. Мы городские привыкли есть чипсы с рыбным вкусом под видом юколы. А на Колыме юкола – это большой шмат прозрачного мяса рыбы с запахом моря. Ммм…. А потом начались поездки, и конечно же, рыбалка.

Продолжение следует...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети