home
user-header

                        
                        
Сопка Родинка – могила древней Колымской Владычицы
7 июня 2018 г., 14:39 в Путешествия по Якутии 566

Часть 1,  Часть2,  Часть3,  Часть4,  Часть5  Часть6

 

 (Фотограф от бога)

Недалеко от поселка Черский, в 15 километрах езды на машине, возвышается сопка «Родинка». Местные выговаривают это слово с особой нежностью, растягивая слово на первом слоге «рооодинка», оттого она кажется такой родной и  гостеприимной.


Местные любят отдыхать в этом месте, потому что:

- на вершине можно задохнуться от красоты увиденного

 

 

 

 

- как на ладони виден поселок

 

 

- здесь из под земли бьет живой родник!

 

 

- под сопкой пробивают долгожданную дорогу до Билибина (Чукотка)

 

 

- на склонах сопки растет густой стланик

 

 

Дорога тянется светлой тесьмой среди зеленого бархата, и в скором времени соединит Якутию с Чукоткой транспортным узлом!

 

Сама сопка словно живая, тяжело дышит и показывает мне свои ранки (наверху есть карьер), а другой стороной показывает мне свое нарядное убранство, вся бочина у нее усеяна белыми цветами.

 

 

 

Поездку на сопку нам организовала замечательный директор местной Школы музыки Анастасия Матвеева.  

 

 

Вдоволь насладившись пейзажами мы поехали обратно, Анастасия обещала показать еще один родник – на устье Пантелеихи.

И тут мне, Колыма подарила еще одну встречу, неожиданную. Резко на дорогу выбежала хитрая Лисичка!!! Фото размытые, все делалось на ходу, еще одна секунда и она скрылась в густой траве. Эхх…

 

 

 

 

 

 

Еще тогда я начала думать, что сопка непростая, в ней была какая-то магия, тянуло как магнитом. Нутром почувствовала, что есть какая-то тайна. Чуйка меня не подвела. Хотя я и не стала сильно расспрашивать местных, секрет узнала уже будучи в Якутске. Сначала я нашла на сайте Проза.ру страничку со стихами Екатерины Звягинцевой, ниточка повела к роману «Колымское эхо пропавшей шаманки». Тянуть не буду, читайте предысторию к роману:

 

 

 

 

Похищенная из неолита - ровесница фараонов

Екатерина Звягинцева

 

Холодно. На Колыме почти всегда холодно, а века назад было еще холоднее, но и здесь живут люди, живут давно – испокон веков, уходя своими корнями в покрытое мраком неизвестности прошлое.

 

Как узнать, кто и как здесь жил? Кто предки ныне малочисленных народов Севера – юкагиров, чукчей, эвенов, эвенков? Откуда и когда они пришли в эти суровые земли? Конечно же, с помощью учёных-археологов, которые, несмотря на суровый климат методично и кропотливо работают в зоне вечной мерзлоты, среди туч ненасытных и злых насекомых-кровососов.

 

В 1980 году сотрудники Приленской археологической экспедиции С. П. Кистенёв и В. М. Михалёв вели свои изыскания на Нижней Колыме, на притоке реки Колыма – Пантелеихе. В районе сопки Родинки, в 17 км от райцентра Черский, на береговой террасе они увидели лежащее каменное тесло, с этого места и начали вести раскоп. Им повезло – Колыма щедро одарила их, приоткрыв одну из своих самых сокровенных тайн – экспедиция раскопала захоронение женщины, предположительно  до 25 лет. Но что самое удивительное, так это то, что захоронение, возраст которого датируется 3500-3600 лет, оказалось невероятно щедрым для эпохи неолита.

 

Погребённая, при жизни, скорее всего, была из очень могучего и богатого племени. Есть мнения, что она была сильной шаманкой или воительницей, а возможно и то, и другое вместе, хотя может быть эти мнения и ошибочны, но то, что она была знатной особой – это бесспорно. Об этом говорят те по истине несметные богатства, с которыми она была захоронена.

 

В её могиле археологи нашли лук, наконечники стрел и копий, каменные и костяные ножи, топоры, кинжалы, молоточки, так же там были скребки и тесла – предметы, которые использовались в быту. Сама же она лежала в символической, берестяной лодке буквально засыпанная бусинами из раковин и скорлупы крупных, птичьих яиц. Колымчанку из глубины веков её соплеменники щедро проводили в мир теней, у неё были ожерелья из клыков медведя, росомахи лисицы, песца. Там были амулеты с орнаментом, подвески, скульптурные изображения хищных птиц. Многие предметы были стилизованы, на некоторых были нанесены кресты и другие загадочные символы. Но что самое интересное, у покойной в её личных вещах были обнаружены странные на первый взгляд предметы, которые вызвали недоумение и споры в научной среде –  там было оленье ребро с насечками, как на логарифмической линейке, с чётко проглядывавшимися секторами 5 и 10. Т.е. предположительно – покойная была знакома с десятичной системой счёта. На её груди лежали овальные, костяные предметы, на одном из них были изображения «остроголовых человечков», которые в мифологии юкагиров символизируют хозяина нижнего мира. Сам же овальный предмет, скорее всего, символизирует бубен. Похожая фигурка была найдена в своё время академиком А.П. Окладниковым в одном из захоронений на средней Лене, которое он охарактеризовал, как однозначно шаманское. Так же встречались и роговидные завитки, которые нехарактерны для древних, северных орнаментов,  и которые считаются атрибутом байкальского орнаментального рисунка, что не вступает в противоречие с историей происхождения юкагиров –  антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. Изделия в захоронении были из кости оленя, бивня мамонта, всего помимо бусин, которых было более 18000, из раскопа было извлечено 67 костяных и 100 каменных предметов.

 

Богатство захоронения на Родинке даёт нам возможность заглянуть в жизнь людей населявших Нижнюю Колыму 3500 лет назад, попытаться понять их представления об окружающем их мире, о религии, об их образе жизни, об их уровне культуры и об их нуждах. Арсенал захоронения говорит, что и в те далёкие времена колымчане были вынуждены вести войны – эхо, которых не докатилось до наших дней, и естественно они были охотниками. Но т.к. юкагиры, а «остроголовые» ведут нас именно к юкагирам, были племенем, в котором царил матриархат то, скорее всего в Родненском захоронении погребена могущественная и великая владычица юкагирского племени, т.е. женщина-вождь. Да, эта женщина-владычица племени обладала уникальными знаниями для того времени – линейки с насечками, и ребро сразу заинтересовавшее учёных, возможно были первыми календарями Нижней Колымы, а так же системой счёта. А вот насчёт того, что она была шаманкой – это несколько сомнительно, т.к. если она была юкагиркой, то традиционно юкагиры своих великих шаманов не хоронили, их тела расчленяли, и кости родня хранила, как родовые обереги. Для черепов делали деревянное «тело», и эта реликвия  обычно находилась у главы рода.

 

Очень много вопросов породило захоронение на сопке Родинка, но вот беда – Сергей Павлович Кистенёв умер, и захоронение, которому равных нет на просторах Арктических тундр, бесследно растаяло и опять кануло в небытиё. В Нижнеколымском музее нет ни одного артефакта из захоронения – только муляжи, да и те конечно не охватывают весь перечень артефактов. Нигде нет достоверной информации, где сейчас хранятся останки Колымской Владычицы, где коллекция редчайших артефактов. По району ходят непроверенные слухи, что коллекция артефактов выставлялась в Якутске, и  подверглась разворовыванию. Так же звучат мнения местных жителей, что останки необходимо вернуть и опять захоронить, так требуют местные обычаи, это мнение высказывалось юкагирами на Третьем съезде юкагирского народа, который состоялся в Черском, в 2007 году, но видать юкагиров не захотели услышать.

 

Сейчас уже 2009 год, захоронение обнаружено в 1980 году, все радиоуглеродные анализы за 29 лет, наверное, уже давно сделаны, артефакты переписаны, измерены, сфотографированы и изучены, а в Черском так и нет отчета о захоронении. В музее есть небольшая экспозиция из муляжей, карт и статьи в республиканской газете. Куда пропала Колымчанка из глубины веков? Куда канули её несметные сокровища? Кто и почему скрывает или искусственно замалчивает историческое прошлое Нижней Колымы?

 

Может быть, мы сможем её найти и вернуть на родную землю? Узнаем, почему она умерла в расцвете лет? Узнаем тайну древнего календаря? Найдём следы древнейших пиктограмм?  Ведь у юкагиров была письменность, которая зашифрована  в пиктограммы, но писали они на коже и на бересте, а это очень недолговечный материал. Всё ещё может быть, главное уметь ждать, искать и верить.

 

Древнейшая Колымчанка была богатейшей и влиятельнейшей женщиной эпохи неолита, она правила отнюдь не дикарями, и правила мудро, пользовалась большим авторитетом, это видно по её сокровищам. Она ровесница фараонов, она правила своей страной в одно и тоже с ними время, она олицетворение древнейшей цивилизации на просторах Арктического Севера, но она осталась женщиной – приоткрыв ответ на одну тайну, она тут же спряталась за другую…

***
На фото муляж одной из "линеек", который хранится в музее п. Черский.
Сфотографировано с разрешения директора музея З. М. Роббек.

Шепчет Колыма молитвы...

Екатерина Звягинцева

Ты мираж – подобна ветру…
Как же нам тебя позвать?
Колдовать по амулету?
Птицу вещую искать?

Вырвалась и не догонишь…
В пиктограммах тропок нет.
Где шаманишь, что ворожишь?
Где же тайны новой след?

Возвращайся птицей смелой
К берегам забытых снов,
Дым струёй закружит белой –
С жертвенных, родных костров…

Возвращайся эхом в вечность,
Там снега, как пух легки…
Сны твои, как вёсен нежность –
В отражениях реки…

Возвращайся к звёздам в небе!
В пламя плачущих богов!
Возвращайся, но не в гневе
На своих слепых рабов.

Возвращайся, через битвы!
Побеждая в тьмах врага…
Шепчет Колыма молитвы:
«Возвращайся навсегда…»

 

Три тысячи лет...

 

Три тысячи лет ты парила меж сопок –

В трёх тысячах снах вспоминая бои,

Три тысячи раз по узорам из тропок

Искала следы, где кочуют враги.

 

Тебе не любить – ты своё отлюбила,

Тебе не рожать, продолжая свой род,

Тебе б вечно спать, да разрыта могила,

А время не ждёт и крадётся вперёд…

 

Секунды как звёзды мерцают и гаснут,

Теряясь средь вечных снегов Колымы,

А ты продолжаешь шептать свою сказку

Под вой седой вьюги в чертогах зимы.

 

Ты хочешь вернуться туда, где сражалась,

Где мудрой царицей когда-то слыла,

Где просто дышала, смеялась, боялась…

Вернуться туда, где когда-то жила…

***
История эта реальная, стих посвящён просвещённейшей женщине-вождю, моей землячке-Колымчанке, которая правила на Колымской земле 3500 лет назад, найдена в 1980 году, археологи считают, что она была шаманкой. В настоящий момент в районе нет информации о том, где находятся её останки и артефакты.
 

Очень надеюсь, что Екатерина Звягинцева не обидится, что наглым образом "копирнула" ее.

 

Как оказалось, Екатерина очень известная личность: имеет в поселке магазинчики, выращивает круглый год клубничку и цветы на Крайнем севере, также как видите, прекрасно владеет литературным языком.

 

Второй живой родник находится на Пантелеихе, рядом с Наукой и Музеем под открытым небом.

 

 

В колодец местные бросают монетку и загадывают желание, я бросила аж три (!), жду СБЫЧУ))) А какая там вкуснючая водичкааа, прям живительная…

 

 

 

Музей под открытым небом принадлежит Центру возрождения культуры «Этнос». На маленьком кусочке земли собраны уникальные вещи. Здесь можно узнать о предках, обычаях и традициях северных народов, окунуться в тайны прошлого, отдохнуть с друзьями и коллективом, посетив тематические вечера, справить свадьбу или юбилей, заглянуть на дискотеку. Дети пользуются особым вниманием, для них проводятся тематические детские вечера, утренники, мастер-классы, обрядовые праздники. Это - идеальное место для активного отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уникальность района в этом, что это место компактного проживания пяти этносов коренных народов Севера. Живут юкагиры, чукчи, эвены, северные якуты, потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей. Соответственно имеется огромный пласт культурных традиций, которые затруднительно найти в каком-либо другом районе. История и быт людей, живших в то время собраны в этом исключительном музее. Кстати, когда мы там были, никого кроме собаки не было. Во все дома доступ был открыт, можно было все потрогать и понюхать. Вот такие вот, открытые люди живут у нас на Колыме.

 

PS: Хочу ответить на вопросы, которые часто у меня спрашивают. Я никакого отношения к Колыме не имею, не родилась, не училась и не жила. По счастливой случайности я там отдыхала летом прошлого года. Несмотря на то что, по роду своего занятия, я много где была, но Колыма запала. Не совру, если скажу, что родную республику объездила если не три раза, то два – точно. Но Колыму я полюбила всей своей душой, полюбилась она широтой и простотой, и только там я почувствовала себя вольной птицей. Своей суровостью климата и красотою природы, могущественной рекою и мудростью людей, живущих там. Возможно, я покажусь слишком романтичной, но я действительно влюблена…

 

Избранное
  • 7 июня 2018 г., 15:35
    l.everest   Пожаловаться

    Читаю Вас и слезы почти на моих колымских щеках катятся хахахаххахаха))))) правда, там себя чувствуешь вольным при всей суровости и таежных степей, есть в ней какая то загадка)Ээээх, спасибо за рассказ.

  • 7 июня 2018 г., 15:39
    shadowcat   Пожаловаться

    качель с дяди Диминой площадки!:)))

    родник облагородили:) очень вкусная вода :Р

  • 7 июня 2018 г., 17:22
    pikina   Пожаловаться

    УУУУххх, как меня захватил ваш рассказ! Спасибо! Очень интересно!Давайте еще!)

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации