home
user-header

                        
                        
Следующий уровень?
8 ноября 2018 г., 22:26 386

 

 

Следующий уровень не обязательно означает, что он сложнее, интереснее, лучше. Он просто другой. И следующий в последовательности. Именно на такие мысли наводит просмотр последнего нашумевшего кинофильма.

 

 

 

 

 

Бравурно разрекламированный в социальных сетях "Чээкэ" предлагает совершенно новый киноязык. Будет ли он воспринят аудиторией - вопрос. Маркетинговая стратегия на этом "следующем уровне" выходит на первый план, она самодостаточна и захватывает зрителя как совершенно отдельное культурное явление. Собственно содержание продукта отходит на второй план. Это кино не в том обычном классическом понимании, к которому привыкли мы, и в этом, безусловно, проблема нас самих.

 

Современная индустрия Голливуда, как и в целом массовое производство, нацелена продуцировать постоянное, нескончаемое и неудовлетворяемое потребление. Во многом это формирование искусственной потребности. А самым постоянным потребителем кинофильмов является аудитория тинейджеров, у которых есть время на такое проведение досуга.

 

Индустрия современного кинопроката, хотим мы или нет, устроена так, чтобы продавать кино для подростков. Не обремененное особыми эстетическими или интеллектуальными поисками, легкое для усвоения и... быстро забываемое. Это не то кино, которое можно пересматривать десятилетиями, поскольку на этом бизнеса не построишь. Нужна простая, если не примитивная, история. Что, кстати, объясняет популярность жанра фэнтези. С супергероями, компьютерными спецэффектами, понятными шутками и запоминающейся, эффектной пиар-кампанией. 

 

"Чээкэ" предлагает нам более-менее занятный сюжет, который пестрит визуальными цитатами, обыгрывает типажи местной поп-культуры, перефразирует наши местные особенности. Но несмотря на все достоинства, этих местных особенностей как раз-таки и не хватает. Действительно смешно становится именно там, где на сцену выходят представители первого поколения кино-комедиантов. 

 

По сравнению с продукцией "Детсата", новый взгляд на комичные ситуации гораздо космополитичнее, толерантнее, и я бы сказал, атомистичнее. Это и есть влияние времени, поскольку адресован фильм молодому поколению. Недаром в большей мере он рекламировался через модные среди юного поколения социальные сети.

 

При этом сам герой Чээкэ символизирует переход от "старого" к "новому". Это дань моде 80-х, которая прослеживается в современном кинематографе. Человек корнями из 80-х, который пытается не отставать от модных трендов. Ведь мода - преходящее, вечен стиль. Кожаная «косуха», кассетник, 8-битные игры и зеленый цвет, символизирующий заряженную батарейку, родом из 80-х. И это уже стиль, не раз обыгранный в мировом кинематографе. 

 

Но сколько в этом образе от нас самих? Кинокомедии "Детсата" обыгрывали именно наши локальные архетипы, поэтому они и были любимы народом, что обеспечило проектам объединения коммерческий успех. На местных особенностях строится и фестивальный успех нашего кино.

 

Достояние национальной культуры - это основа, на которой держится весь успех якутского кино и других феноменов современной популярной культуры. Только этим мы интересны миру и, что скрывать, пока оно сохранено, интересны друг другу. Нам важно не растерять наши особенности, не поддаться напору глобализации и унификации. И именно благодаря массовой культуре возможно сохранение языка и традиций, как живых, не законсервированных явлений современной культуры. 

 

Совершенно неверно противопоставлять сохранение традиций и стремление к инновациям. Именно сочетание этих приоритетов делает социо-культурную деятельность действенной и на самом деле характеризует особенность культурной политики, проводимой в республике на протяжении десятилетий. Бачата, хип-хоп и «Узоры» не исключают друг друга, этот конфликт поколений надуман, - говорят создатели фильма, и нельзя с этим не согласиться.

 

Также хотелось бы, чтобы и языковая основа фильмов, продолжая заложенную традицию, отображала богатство литературного якутского языка, которому предыдущими лидерами жанра уделялось определенное внимание. Кино, а особенно комедия - это такое культурное явление, которое должно претендовать на цитируемость. Именно цитаты поддерживают запоминание и создают условия для культивации. Точно так же, как в 80-е вся страна ждала выхода новой кинокомедии про Шурика, в 2000-е в Якутии все ждали новых приключений Кэскила. Сейчас другое время и нужны новые герои, которых захочется повторять. Или, может, на это вакантное место претендует напарник Чээкэ, "жених" Кюнней?

 

Расстраивает злоупотребление темой психоактивных веществ. Это все-таки анахронизм. Тема была популярна в 90-е целым циклом российских кинокомедий. Нынешнее поколение молодых, хочется надеяться, ее недопонимают. Может быть, это происходит потому, что создатели фильма сами из 80-х и 90-х, а пытаются адресовать его современным тинэйджерам? 

 

"Чээкэ" стал рискованным экспериментом, иронизирующим над засильем новомодностей массовой поп-культуры. Увидим, станет ли "Чээкэ" основой для нового направления в нашем кинематографе, но то, что это направление действительно новое и претендующее на революционность - несомненно.

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации