Продолжаю тему о церквях и храмах в Якутске!
Армянская церковь "Сурб Карапет" в Якутии также является самой северной в мире!
Пост о Градоякутской Спасо-Преображенской церкви http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/718305.
Пост о самом северном в мире буддийском храме - дацане в Якутске http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1064459.
Пост о католической церкви г. Якутска http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1065744.
Как пишут в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Армя́нская апо́стольская це́рковь[1] (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի); традиционное, историческое название — Апостольская церковь Армении(арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.
Относится к группе дохалкидонских Древневосточных Церквей[2]. В богослужении используется армянский обряд.
Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Первым, поставленным непосредственно апостолами епископом в Армении признается Закария (68—72). Согласно некоторым источникам, в 314 году христианство объявлено государственной религией Армянского царства. Согласно иным источникам, а также в самой Армянской церкви этой датой считается 301 год
О разнице с православием в интервью Олега Давыденкова:
http://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
– Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными).
Как пишет П.Л.Казарян об истории пребывания армян в Якутии: http://zaimka.ru/kazarian-armenians/
Если в XVII–XVIII вв. армяно-русские связи в Сибири ограничивались в основном торгово-экономическими отношениями, то после 1828 г., когда произошло присоединение части Восточной Армении к Российскому государству эти отношения вышли на новый уровень.
Армяне, ставшие гражданами Российской империи, проживавшие как на территории своей исторической родины — Армянской области (с 1849 г. — Эриванской губернии), армянских уездах Елизаветопольской и Тифлисской губерний, так и в многочисленных армянских колониях Европейской России, Украины, Бессарабии и Крыма, вовлеклись в экономическую и политическую жизнь империи. Это стало особенно ощущаться в последней четверти ХIХ в. Появление оседлых армян за Уралом шло двумя путями: экономическим — через вовлечение армян в транспортное строительство, найм на работу на предприятия горной промышленности, участие в торговле, и карательным — через ссылку армян за уголовные и политические преступления в пределы губерний и областей Сибири.
Якутская область была одним из тех регионов Сибири, где появление армян произошло синхронно обоими путями в конце ХIХ — начале ХХ в. Запоздалое, в сравнении с другими регионами Сибири, появление армян в Якутии имело свое объяснение — отдаленность края, холодный климат, отсутствие спроса на многие ремесла, которыми владели армяне, и т.п.
Экономическая миграция армян в Якутскую область была связана с наймом на заработки на частные золотые промыслы Олекминской и Витимской систем, которые административно до 1899 г. входили в состав Олекминского округа Якутской области. Об этом свидетельствуют данные Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г.. По ним в Якутской области находились на жительстве 19 лиц армянской национальности, из них 17 мужчин и 2 женщины.
Образовательный уровень мужчин армян (грамотных 6 чел. из 15 взрослых) — показатель того, что они принадлежали к малообразованным группам населения — к сословиям крестьян или мещан. Они были в основном расселены в золотопромышленном районе: в Витимской системе — 11 мужчин и 2 женщины, в Олекминской — 5 мужчин и 1 чел. в г. Олекминске, что указывает на экономическую основу армянской диаспоры Якутской области конца ХIХ в.
После передачи района золотых приисков в состав Иркутской губернии вплоть до начала 20-х годов ХХ в. экономической миграции в Якутию не наблюдалось. С начала века основным каналом появления армян в Якутской области стал второй путь — ссылка.
В фондах архивов Сибири среди лиц, назначенных в ссылку в Якутскую область в 1901–1916 гг., фигурируют имена около двадцати армян [5].
Массовое прибытие армян в республику началось с началом каменного строительства в городах и селах республики, и до сих пор армяне занимают большую долю в строительстве в Республике Саха (Якутия).
Также армяне занимаются ремонтом обуви и имеется ряд армянских ресторанов и кафе.
Церковь была заложена в 2011 году и в 2012 году прошло ее освящение.
В газете "Ноев ковчег" писали: http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-11/3299.html
СТРОЯЩАЯСЯ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯКУТСКЕ ОСВЯЩЕНА
9 июня в Якутске в присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей праздника глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян освятил строящуюся церковь. Армянская церковь в Якутске будет самой «северной» в мире, в зоне вечной мерзлоты. 16 каворов (крестных) церкви заложили в фундамент освященные камни, над которыми возвысится равнозначное количество колонн, поддерживающих купол. Церковь названа Сурб Карапет.
![]()
До 1828 года армяно-русские отношения в Сибири ограничивались торгово-экономическими связями, но после присоединения Восточной Армении к России эти отношения вышли на новый уровень. Армяне, граждане Российской империи, мигрировали в Сибирь, в том числе в Якутию на заработки на золотые промыслы, и уже к концу 19-го века там проживали 19 лиц армянской национальности.
Другие армяне попали в Якутию в качестве ссыльных, их было около 20 человек. Второй этап истории армянской диаспоры в Якутии охватывает в основном середину 20-го века, когда началась экономическая миграция. Сюда начали приезжать не только представители рабочего класса, но и учителя, врачи, другие специалисты. Самым известным армянином, оставившим заметный след и связавшим свою жизнь с Якутией, оказался композитор Грант Арамович Григорян, заслуженный деятель искусств России и Якутии. Выпускник Московской консерватории, Григорян за 9 лет жизни в Якутии стал основоположником якутской композиторской школы, классиком якутской музыки. В последние десятилетия армян в Якутии стало больше. В 1998 году армянское население составляло уже около двух тысяч человек, а сейчас возросло до пяти тысяч.
И сегодня уже настала пора строить армянскую церковь и культурный центр.
Настроение и эмоции в этот знаменательный для армян Якутска день были на должной высоте. Все участники этого важного события понимали значение и святость происходящего. Особенно активен был председатель Союза армян Якутска Хорен Саакян. Союзу уже 11 лет. Хорен Арташесович сказал, что одной из главных задач союза является поддержка приезжающих в Якутск соотечественников: адаптировать их к жизни в условиях сурового Севера, ознакомить с культурой и бытом якутского и русского народов. Он особо подчеркнул, что армяне глубоко уважают ту землю, где живут и трудятся. Здесь родились наши дети и эта наша Родина.
– Мы, армяне Якутии, хотим быть полезными гражданами этой земли и одновременно не забываем о нашем происхождении, вере. Поэтому сегодняшнее событие для нас большой праздник, – заявил Хорен Саакян.
Это событие транслировалось по местному телевидению в программе «Окно в Якутию». Ранее программа уже рассказывала о жизни армян Якутска, о культуре, традициях, об армянском хачкаре, установленном на территории Никольской церкви, и дружбе между нашими народами.
Григор Григорян
![]()
![]()
Открытие церкви прошло в сентябре 2014 года: http://news.ykt.ru/article/24362
В Якутске открылась армянская церковь "Сурб Карапет"
Для всех православных армян Якутии день 7 сентября ознаменовался торжественной церемонией открытия самой северной армянской церкви. В присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей праздника глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян провел освещение церкви и богослужение.
Первый камень храма местной древневосточной православной религиозной организации - церкви «Сурб Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви был заложен в июне 2011 года. Церковь имеет высоту 27 метров, материалы (камни, стекло, дерево) и крест были специально привезены из Армении. Внешний фасад церкви полностью сделан из природного камня. Удивительный природный камень с коротким названием "туф" (ферзит) полностью украсил новую церковь . Именно из него древние строители ваяли шедевры каменного зодчества, которые пережили века и стоят по сей день, поражая своей красотой, величием и монументальностью.
"Церковь построена на средства благотворителей и простых прихожан армянской диаспоры, проживающих на территории республики. На строительство ушло 100 миллионов рублей и 2,5 года. Сегодня, наконец, в Якутске открыла свои двери армянская церковь", - рассказал ЯСИА главный меценат строительства, директор и основатель строительной компании "Кинг-95" Сос Варжапетян.
На торжественной церемонии присутствовали заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев, глава армянской диаспоры в Якутии Хорен Саакян, руководитель Департамента по делам народов Якутии Алексей Сергучев, глава делегации из Армении, губернатор Арагатцонтской области Республики Армения Саркис Саакян, представитель Якутской и Ленской епархии иеромонах Никандр, ректор духовной семинарии иеромонах Илларион и представители армянской диаспоры из Сибири, Дальневосточного региона, Москвы, Красноярска, Еревана и т.д.
Иеромонах Никандр зачитал приветственную речь от епископа Якутского и Ленского Романа и передал в дар новой церкви икону армянского священнослужителя.
В знак уважения и благодарности двум выдающимся армянам современности рядом с новой церковью установлены бюсты известного исследователя Арктики и Антарктики, государственного и политического деятеля Артура Чилингарова и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора Гранта Григоряна.
На территории церкви также ведутся отделочные строительные работы по созданию Общественного центра, где будут воскресная школа, звукозаписывающая студия, офис Союза армян Якутска и многое другое.
"Благодаря большой территории, которая была выделена под строительство церкви, также удалось начать строительство Общественного центра. Он будет открыт уже в декабре этого года. Здесь дети любой национальности могут поучиться в воскресной школе литературе и культуре, а также истории Якутии и России. Строительство этой православной церкви означает, что наши народы стали духовно еще ближе друг к другу", - прокомментировал ЯСИА Алексей Сергучев.
Еще об открытии:http://yakutsk.bezformata.ru/listnews/samaya-severnaya-v-rossii-armyanskaya/23815407/
В Якутске открылась самая северная в России армянская церковь
"Сурб Карапет"
Поделиться…![]()
![]()
![]()
Фото: media01.ysia.ru![]()
В воскресенье 7 сентября, в Якутске открылась армянская церковь « Сурб Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви. Посетить знаменательное событие пришло более 1000 армян Якутска, а также гости из Еревана, Москвы и Дальнего востока.Россия является самой многонациональной страной в мире. Только в Якутии проживает более 120 народов. Самой древнейшей и многочисленной является армянская диаспора. В 2001 году Хорен Саакян основал в Якутске общество "Союз армян", куда входит более 1500 человек. Всего в республике согласно переписи населения за 2010 год проживает более 5 тысяч армян.
Открытие самой северной армянской церкви в России
В 2011 году Хорен Саакян и члены армянской общины приняли решение построить в Якутске армянскую церковь. Для этого православного народа было очень важно иметь в Якутске, в дали от своей родины, святое место - церковь, куда они смогут прийти и помолиться за своих родных и воздать благодарность всевышнему за каждый прожитый день. Три года назад глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян приезжал в Якутск для освещения фундамента строящегося храма. 7 сентября он провел богослужение уже в новом храме, который официально открыл свои двери для всех православных прихожан.
Посетить торжественную церемонию прибыл заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев , руководитель Департамента по делам народов Якутии Алексей Сергучев , губернатор Арагатцотнской области республики Армения Саркис Саакян , заместитель министра Диаспоры в республике Армения Сержик Срапионян , ученики заслуженного деятеля искусств Якутии Гранта Григоряна, народный писатель Армении Размик Давоян, а также гости из Москвы, Красноярска, Еревана и Дальнего востока.
" Три года шло строительство церкви "Сурб Карапет". Она была мечтой многих поколений армян, которые живут в Якутии. Церковь была построен на средства прихожан, членов общества армян. В основном нам помогли наши земляки-строители, кто как мог поддержал нас. Мы хотим, чтобы церковь была не просто религиозным центром, а одним из красивейших и культурных мест в Якутске. Спасибо жителям нашего города и республики за понимание того, что мы хотим иметь здесь свой духовный центр ", - прокомментировал ЯСИА глава диаспоры Хорен Саакян .
По словам директора и основателя строительной компании "Кинг-95" Сос Варжапетяна, на строительство храма и общественного центра, где сейчас ведутся отделочные работы, ушло примерно 100 миллионов рублей. В основном средства были выделены строительной компанией "Кинг-95".
Церковь имеет высоту 27 метров, материалы (камень, стекло, дерево, крест) привезены из Армении. Внешний фасад церкви полностью сделан из природного камня с коротким названием "туф" (ферзит), который полностью украсил новую церковь. Именно из него древние строители ваяли шедевры каменного зодчества, которые пережили века и стоят по сей день, поражая своей красотой, величием и монументальностью.
Благословение на строительство церкви в свое время дал владыка Зосима
От имени епископа Якутского и Ленского с открытием храма всех армян поздравили священнослужители Русской православной церкви: настоятель Спасского мужского монастыря игумен Никон , настоятель Преображенского кафедрального собора иеромонах Никандр и ректор духовной семинарии иеромонах Иларион .
" Этого события представители армянской общины ждали очень долго. Если судить по истории, то благословение на строительство церкви дал еще покойный владыка Зосима, – рассказал ЯСИА заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев . - И сегодня для всех прихожан армянской церкви очень важное событие - открылась самая северная армянская церковь в России. Отрадно видеть радостные лица людей, которые просто светятся счастьем. У них теперь есть свой дом, свой храм, куда они могут прийти и воздать молитвы своему богу ".
Одним из почетных гостей был заместитель министра Диаспоры в республике Армения Сержик Срапионян . Он отметил, что восхищен и поражен армянами, которые живут в Якутии и глубоко уважает их за преданность своей вере: " Собралось очень много армян, каждый из которых вошел в церковь, перекрестился, поставил свечку. Строительство церкви в Якутске говорит о том, что армяне всегда думают о родине, - говорит Сержик Срапионян. - Я благодарен якутскому народу и руководству республики за то, что они дали возможность работать здесь и построить церковь. Это не всегда и не всем удается сделать. И этот факт надо с благодарностью отметить. Здесь построена не только церковь, а фундамент для армянской диаспоры, чтобы жить и быть верными своей вере, уважать веру других народов ".
На территории храма в декабре будет официально открыт общественный центр, где будет располагаться большой зал, студия звукозаписи, офис "Союза армян Якутска" и воскресная школа, где дети смогут изучать якутский и армянский языки, а также культуру и историю народов мира. В день открытия храма были установлены бюсты двум выдающимся армянам современности - известного советского и российского исследователя Арктики и Антарктики, крупного учёного-океанолога, государственного и политического деятеля Артура Чилингарова и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора Гранта Григоряна.
На территории церкви стоят бюсты Гранта Григоряна и Артура Чилингарова.
Грант Григорян внес большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры.
Как пишут на сайте: http://ru.hayazg.info/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Родился 13 апреля 1919 в Сухуми.
В 1952 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева. В 1940-1947 служил в Ансамбле песни и пляски 1-й Дальневосточной армии в качестве скрипача и композитора.
В 1953 г. уехал в Якутию, где в столице - Якутске - преподавал теоретические музыкальные предметы в музыкально-художественном училище.
Плодотворной была педагогическая деятельность композитора, он подготовил большое количество специалистов якутской музыки.
Одновременно изучал якутскую народную музыку, собирал музыкальное якутское народное творчество и обрабатывал его лучшие образцы.
Занимался и творческой деятельностью. Используя якутские мелодии, создал ораторию на якутские темы («Праздничная Якутия», 1955), оперу («Лоокут и Нюргусун», 1958), балет («Камень счастья», 1961), оперетту («Северный цветок», 1961), симфонии, сонаты, концерт для скрипки, пьесы для различных музыкальных инструментов, романсы, хоровые произведения, песни и т.п.
Под его редакцией было издано два сборника якутских народных песен. Большой его заслугой является составление и издание сборника якутских этнографических песен, который под названием «Поет Якутия» вышел в свет в 1956г. в Якутске. Этот песенник, помимо сборника песен якутского композитора З.Винокурова, который также составил Г.Григорян, является одним из первых нотных изданий Якутии.
Григорян внес огромный вклад в развитие якутской музыкальной культуры. По его инициативе были записаны также песни живущих в Якутии эвенов, эвенков и юкагиров. В 1960 г. в Якутске под его руководством был опубликован первый сборник эвенских песен. Были изданы также мелодии национальных якутских инструментов.
Он первым обратил внимание на самодельную якутскую скрипку и особенности игры на ней и описал это в своих статьях.
Композитор был удостоен звания заслуженного деятеля искусства Якутской АССР (1957) и РСФСР (1958).
Он скончался 27 января 1962 г. в Якутске в возрасте 43 лет.
В дневниках якт.ру Аина Ефимова поместила видео концерта для скрипки с оркестром Гранта Григоряна на якутскую тему http://www.dnevniki.ykt.ru/Ayiina/725085.
О жизни и деятельности Артура Чилингарова я писал в своем посте "Тикси! Улица имени Героя!" http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1053781.
Вход в храм.
Внутреннее убранство.
Рядом с церковью находятся здание Общественного центра и мемориал хачкар.
Отражение церкви в витраже.
Желаю дальнейшего расширения связей Якутии с Арменией, благополучия армянской диаспоре, дальнейшего вовлечения армян в общественную и экономическую жизнь Якутска и всей республики.
Моя страница в Дневниках якт ру.: http://dnevniki.ykt.ru/NikBara
Мой канал на Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true
В Инстаграм @nb2015p
самое главное, что строили церковь армяне себе сами, без бюджетных подпиток, молодцы
jw10, зато землю получили бесплатно. А вот нам дали бы так же бесплатно землю под Ереваном под строительство православной церкви или Дома Арчы ? Сильно сомневаюсь
Ink76, глупое суждение. Вряд ли 5000 саха туда ломанутся жить. Сравните в каком состоянии хозяйства нашего поблекшего Дома Арчы и какой порядок у них
jw10, вы не поняли. Я просто имел ввиду, что армяне совсем не толерантные и при этом позволяют себе на чужой земле наглеть. И вообще, посмотрите на примере Европы, к чему привела их толерантность
Ink76, армяне живут во всем мире и прекрасно везде уживаются. Наверно, один из известнейших армян Европы - Шарль Азнавур жил во Франции.
Ink76, простите, но в доме арчи не бывает верующих так то, сомнительные обрядо-предсказательные вещи проводят и только. не то вы цените и думаете что оно ценно ,да и мыслите не правильно совсем. Церковь тут построен на потому что крепкого и здравого на этой земле хотят люди, не просят ни у кого ничего. Вы сами то в православную что уже построенные есть ходите? как прихожанин .а не захожанин)
Там на парковке злой старик на табуретке сидит чужих не пропускает только своих еще п..дорами обзывает тех кто хочет заехать на парковку
cholover, где там?
пускай убирают свою церковь!!!!
sas2016, почему? Уже более 3х поколений живут на этой земле.
NikBara, и что? Я же не строю в армении всякие арчы дьиете, если они до того религиозные пускай у себя дома молятся, а тут нечего. Я про исламистов точно так же думаю, пускай к у себя в аулах строят мичэти.
sas2016, а кто работать будет? Бетонщиком пойдете?
NikBara, пойдем работать. Только вот беда, места заняты ими же
При СССР как-то сами обходились без них.
Ink76, не скажите... Вам знакомо слово "шабашники"?
вот это церковь :) а не "русская" вся в золоте и в мишуре, прямо как "нигеры" гангсетры :D
ndo230989, на вкус и цвет...
Якуты, злой народ.
ПИФон, неправильно)) Якуты, народ который всегда поддерживает другие народы!
NikBara, Что-то в комментариях выше видно кто-кого поддерживает. Даже по лайкам на этих-же комментариях. каждый 4-й - нацик
viktorolegich, люди разные...
красота! там можно просто прийти и посмотреть? голову женщинам нужно прикрывать (как в православных)?
заборж, работница была без платка
жду пост про мечеть
заборж, обязательно напишу.
Молодцы Армяне !!
Злые люди везде есть, не обращайте внимания на этих недоносков, это не люди ,это злые бесы в них говорят...