home
user-header

                        
                        
Самая северная в мире Армянская церковь в Якутске!
19 июня 2017 г., 08:24 2197

Продолжаю тему о церквях и храмах в Якутске!

Армянская  церковь "Сурб Карапет" в Якутии также является самой северной в мире! 


Пост о Градоякутской Спасо-Преображенской церкви http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/718305.

Пост о самом северном в мире буддийском храме - дацане в Якутске http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1064459.

Пост о католической церкви г. Якутска http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1065744.

 

Как пишут в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C

Армя́нская апо́стольская це́рковь[1] (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի); традиционное, историческое название — Апостольская церковь Армении(арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.

Относится к группе дохалкидонских Древневосточных Церквей[2]. В богослужении используется армянский обряд.

Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Первым, поставленным непосредственно апостолами епископом в Армении признается Закария (68—72). Согласно некоторым источникам, в 314 году христианство объявлено государственной религией Армянского царства. Согласно иным источникам, а также в самой Армянской церкви этой датой считается 301 год

 

О разнице с православием в интервью Олега Давыденкова: 

http://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

– Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). 

 

Как пишет П.Л.Казарян об истории пребывания армян в Якутии: http://zaimka.ru/kazarian-armenians/

Если в XVII–XVIII вв. армяно-русские связи в Сибири ограничивались в основном торгово-экономическими отношениями, то после 1828 г., когда произошло присоединение части Восточной Армении к Российскому государству эти отношения вышли на новый уровень.

Армяне, ставшие гражданами Российской империи, проживавшие как на территории своей исторической родины — Армянской области (с 1849 г. — Эриванской губернии), армянских уездах Елизаветопольской и Тифлисской губерний, так и в многочисленных армянских колониях Европейской России, Украины, Бессарабии и Крыма, вовлеклись в экономическую и политическую жизнь империи. Это стало особенно ощущаться в последней четверти ХIХ в. Появление оседлых армян за Уралом шло двумя путями: экономическим — через вовлечение армян в транспортное строительство, найм на работу на предприятия горной промышленности, участие в торговле, и карательным — через ссылку армян за уголовные и политические преступления в пределы губерний и областей Сибири.

Якутская область была одним из тех регионов Сибири, где появление армян произошло синхронно обоими путями в конце ХIХ — начале ХХ в. Запоздалое, в сравнении с другими регионами Сибири, появление армян в Якутии имело свое объяснение — отдаленность края, холодный климат, отсутствие спроса на многие ремесла, которыми владели армяне, и т.п.

Экономическая миграция армян в Якутскую область была связана с наймом на заработки на частные золотые промыслы Олекминской и Витимской систем, которые административно до 1899 г. входили в состав Олекминского округа Якутской области. Об этом свидетельствуют данные Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г.. По ним в Якутской области находились на жительстве 19 лиц армянской национальности, из них 17 мужчин и 2 женщины. 

Образовательный уровень мужчин армян (грамотных 6 чел. из 15 взрослых) — показатель того, что они принадлежали к малообразованным группам населения — к сословиям крестьян или мещан. Они были в основном расселены в золотопромышленном районе: в Витимской системе — 11 мужчин и 2 женщины, в Олекминской — 5 мужчин и 1 чел. в г. Олекминске, что указывает на экономическую основу армянской диаспоры Якутской области конца ХIХ в.

После передачи района золотых приисков в состав Иркутской губернии вплоть до начала 20-х годов ХХ в. экономической миграции в Якутию не наблюдалось. С начала века основным каналом появления армян в Якутской области стал второй путь — ссылка.

В фондах архивов Сибири среди лиц, назначенных в ссылку в Якутскую область в 1901–1916 гг., фигурируют имена около двадцати армян [5].

 

Массовое прибытие армян в республику началось с началом каменного строительства в городах и селах республики, и до сих пор армяне занимают большую долю в строительстве в Республике Саха (Якутия).

Также армяне занимаются ремонтом обуви и имеется ряд армянских ресторанов и кафе.

 

Церковь была заложена в 2011 году и в 2012 году прошло ее освящение.

В газете "Ноев ковчег" писали: http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-11/3299.html

СТРОЯЩАЯСЯ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯКУТСКЕ ОСВЯЩЕНА

9 июня в Якутске в присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей праздника глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян освятил строящуюся церковь. Армянская церковь в Якутске будет самой «северной» в мире, в зоне вечной мерзлоты. 16 каворов (крестных) церкви заложили в фундамент освященные камни, над которыми возвысится равнозначное количество колонн, поддерживающих купол. Церковь названа Сурб Карапет.

 

 

До 1828 года армяно-русские отношения в Сибири ограничивались торгово-экономическими связями, но после присоединения Восточной Армении к России эти отношения вышли на новый уровень. Армяне, граждане Российской империи, мигрировали в Сибирь, в том числе в Якутию на заработки на золотые промыслы, и уже к концу 19-го века там проживали 19 лиц армянской национальности.

Другие армяне попали в Якутию в качестве ссыльных, их было около 20 человек. Второй этап истории армянской диаспоры в Якутии охватывает в основном середину 20-го века, когда началась экономическая миграция. Сюда начали приезжать не только представители рабочего класса, но и учителя, врачи, другие специалисты. Самым известным армянином, оставившим заметный след и связавшим свою жизнь с Якутией, оказался композитор Грант Арамович Григорян, заслуженный деятель искусств России и Якутии. Выпускник Московской консерватории, Григорян за 9 лет жизни в Якутии стал основоположником якутской композиторской школы, классиком якутской музыки. В последние десятилетия армян в Якутии стало больше. В 1998 году армянское население составляло уже около двух тысяч человек, а сейчас возросло до пяти тысяч.

И сегодня уже настала пора строить армянскую церковь и культурный центр.

Настроение и эмоции в этот знаменательный для армян Якутска день были на должной высоте. Все участники этого важного события понимали значение и святость происходящего. Особенно активен был председатель Союза армян Якутска Хорен Саакян. Союзу уже 11 лет. Хорен Арташесович сказал, что одной из главных задач союза является поддержка приезжающих в Якутск соотечественников: адаптировать их к жизни в условиях сурового Севера, ознакомить с культурой и бытом якутского и русского народов. Он особо подчеркнул, что армяне глубоко уважают ту землю, где живут и трудятся. Здесь родились наши дети и эта наша Родина.

– Мы, армяне Якутии, хотим быть полезными гражданами этой земли и одновременно не забываем о нашем происхождении, вере. Поэтому сегодняшнее событие для нас большой праздник, – заявил Хорен Саакян.

Это событие транслировалось по местному телевидению в программе «Окно в Якутию». Ранее программа уже рассказывала о жизни армян Якутска, о культуре, традициях, об армянском хачкаре, установленном на территории Никольской церкви, и дружбе между нашими народами.

Григор Григорян

 

 

 

 

 

 

 

Открытие церкви прошло в сентябре 2014 года: http://news.ykt.ru/article/24362

В Якутске открылась армянская церковь "Сурб Карапет"

 

 

Для всех православных армян Якутии день 7 сентября ознаменовался торжественной церемонией открытия самой северной армянской церкви. В присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей праздника глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян провел освещение церкви и богослужение.

Первый камень храма местной древневосточной православной религиозной организации - церкви «Сурб Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви был заложен в июне 2011 года. Церковь имеет высоту 27 метров, материалы (камни, стекло, дерево) и крест были специально привезены из Армении. Внешний фасад церкви полностью сделан из природного камня. Удивительный природный камень с коротким названием "туф" (ферзит) полностью украсил новую церковь . Именно из него древние строители ваяли шедевры каменного зодчества, которые пережили века и стоят по сей день, поражая своей красотой, величием и монументальностью.

"Церковь построена на средства благотворителей и простых прихожан армянской диаспоры, проживающих на территории республики. На строительство ушло 100 миллионов рублей и 2,5 года. Сегодня, наконец, в Якутске открыла свои двери армянская церковь", - рассказал ЯСИА главный меценат строительства, директор и основатель строительной компании "Кинг-95" Сос Варжапетян.

На торжественной церемонии присутствовали заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев, глава армянской диаспоры в Якутии Хорен Саакян, руководитель Департамента по делам народов Якутии Алексей Сергучев, глава делегации из Армении, губернатор Арагатцонтской области Республики Армения Саркис Саакян, представитель Якутской и Ленской епархии иеромонах Никандр, ректор духовной семинарии иеромонах Илларион и представители армянской диаспоры из Сибири, Дальневосточного региона, Москвы, Красноярска, Еревана и т.д.

Иеромонах Никандр зачитал приветственную речь от епископа Якутского и Ленского Романа и передал в дар новой церкви икону армянского священнослужителя.

В знак уважения и благодарности двум выдающимся армянам современности рядом с новой церковью установлены бюсты известного исследователя Арктики и Антарктики, государственного и политического деятеля Артура Чилингарова и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора Гранта Григоряна.

На территории церкви также ведутся отделочные строительные работы по созданию Общественного центра, где будут воскресная школа, звукозаписывающая студия, офис Союза армян Якутска и многое другое.

"Благодаря большой территории, которая была выделена под строительство церкви, также удалось начать строительство Общественного центра. Он будет открыт уже в декабре этого года. Здесь дети любой национальности могут поучиться в воскресной школе литературе и культуре, а также истории Якутии и России. Строительство этой православной церкви означает, что наши народы стали духовно еще ближе друг к другу", - прокомментировал ЯСИА Алексей Сергучев. 

 

Еще об открытии:http://yakutsk.bezformata.ru/listnews/samaya-severnaya-v-rossii-armyanskaya/23815407/

 

В Якутске открылась самая северная в России армянская церковь

"Сурб Карапет"

Поделиться…
В Якутске открылась самая северная в России армянская церковь "Сурб Карапет" - Якутское-Cаха ИА
 
photoByWidth&id=11795&width=1000 - Якутское-Cаха ИА
 
photoByWidth&id=11796&width=1000 - Якутское-Cаха ИА
 
photoByWidth&id=11797&width=1000 - Якутское-Cаха ИА
 
photoByWidth&id=11799&width=1000 - Якутское-Cаха ИА
Фото:  media01.ysia.ru
В воскресенье 7 сентября, в Якутске открылась армянская церковь « Сурб Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви. Посетить знаменательное событие пришло более 1000 армян Якутска, а также гости из Еревана, Москвы и Дальнего востока.

Россия является самой многонациональной страной в мире. Только в Якутии проживает более 120 народов. Самой древнейшей и многочисленной является армянская диаспора. В 2001 году  Хорен Саакян основал в Якутске общество "Союз армян", куда входит более 1500 человек. Всего в республике согласно переписи населения за 2010 год проживает более 5 тысяч армян.

 

Открытие самой северной армянской церкви в России

В 2011 году Хорен Саакян и члены армянской общины приняли решение построить в Якутске армянскую церковь. Для этого православного народа было очень важно иметь в Якутске, в дали от своей родины, святое место - церковь, куда они смогут прийти и помолиться за своих родных и воздать благодарность всевышнему за каждый прожитый день. Три года назад глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян  приезжал в Якутск для освещения фундамента строящегося храма. 7 сентября он провел богослужение уже в новом храме, который официально открыл свои двери для всех православных прихожан. 

Посетить торжественную церемонию прибыл заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев , руководитель Департамента по делам народов Якутии Алексей Сергучев , губернатор Арагатцотнской области республики Армения Саркис Саакян , заместитель министра Диаспоры в республике Армения Сержик Срапионян , ученики заслуженного деятеля искусств Якутии Гранта Григоряна, народный писатель Армении Размик Давоян, а также гости из Москвы, Красноярска, Еревана и Дальнего востока.

 

Три года шло строительство церкви "Сурб Карапет". Она была мечтой многих поколений армян, которые живут в Якутии. Церковь была построен на средства прихожан, членов общества армян. В основном нам помогли наши земляки-строители, кто как мог поддержал нас. Мы хотим, чтобы церковь была не просто религиозным центром, а одним из красивейших и культурных мест в Якутске. Спасибо жителям нашего города и республики за понимание того, что мы хотим иметь здесь свой духовный центр ", - прокомментировал ЯСИА глава диаспоры  Хорен Саакян 

По словам директора и основателя строительной компании "Кинг-95Сос Варжапетяна, на строительство храма и общественного центра, где сейчас ведутся отделочные работы, ушло примерно 100 миллионов рублей. В основном средства были выделены строительной компанией "Кинг-95".

Церковь имеет высоту 27 метров, материалы (камень, стекло, дерево, крест) привезены из Армении. Внешний фасад церкви полностью сделан из природного камня с коротким названием "туф" (ферзит), который полностью украсил новую церковь. Именно из него древние строители ваяли шедевры каменного зодчества, которые пережили века и стоят по сей день, поражая своей красотой, величием и монументальностью.

Благословение на строительство церкви в свое время дал владыка Зосима

От имени епископа Якутского и Ленского с открытием храма всех армян поздравили священнослужители Русской православной церкви: настоятель Спасского мужского монастыря игумен  Никон , настоятель Преображенского кафедрального собора иеромонах Никандр и ректор духовной семинарии иеромонах  Иларион .

Этого события представители армянской общины ждали очень долго. Если судить по истории, то благословение на строительство церкви дал еще покойный владыка Зосима,  – рассказал ЯСИА заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев . - И сегодня для всех прихожан армянской церкви очень важное событие - открылась самая северная армянская церковь в России. Отрадно видеть радостные лица людей, которые просто светятся счастьем. У них теперь есть свой дом, свой храм, куда они могут прийти и воздать молитвы своему богу ".

 

Одним из почетных гостей был заместитель министра Диаспоры в республике Армения  Сержик Срапионян . Он отметил, что восхищен и поражен армянами, которые живут в Якутии и глубоко уважает их за преданность своей вере: " Собралось очень много армян, каждый из которых вошел в церковь, перекрестился, поставил свечку. Строительство церкви в Якутске говорит о том, что армяне всегда думают о родине,   - говорит Сержик Срапионян. -   Я благодарен якутскому народу и руководству республики за то, что они дали возможность работать здесь и построить церковь. Это не всегда и не всем удается сделать. И этот факт надо с благодарностью отметить. Здесь построена не только церковь, а фундамент для армянской диаспоры, чтобы жить и быть верными своей вере, уважать веру других народов ". 

На территории храма в декабре будет официально открыт общественный центр, где будет располагаться большой зал, студия звукозаписи, офис "Союза армян Якутска" и воскресная школа, где дети смогут изучать якутский и армянский языки, а также культуру и историю народов мира. В день открытия храма были установлены бюсты двум выдающимся армянам современности - известного советского и российского исследователя  Арктики и Антарктики, крупного учёного-океанолога, государственного и политического деятеля  Артура Чилингарова  и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора  Гранта Григоряна.

 

На территории церкви стоят бюсты Гранта Григоряна и Артура Чилингарова. 

Грант Григорян внес большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры. 

Как пишут на сайте:  http://ru.hayazg.info/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Родился 13 апреля 1919 в Сухуми.

В 1952 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева. В 1940-1947 служил в Ансамбле песни и пляски 1-й Дальневосточной армии в качестве скрипача и композитора.

В 1953 г. уехал в Якутию, где в столице - Якутске - преподавал теоретические музыкальные предметы в музыкально-художественном училище.

Плодотворной была педагогическая деятельность композитора, он подготовил большое количество специалистов якутской музыки.

Одновременно изучал якутскую народную музыку, собирал музыкальное якутское народное творчество и обрабатывал его лучшие образцы.

Занимался и творческой деятельностью. Используя якутские мелодии, создал ораторию на якутские темы («Праздничная Якутия», 1955), оперу («Лоокут и Нюргусун», 1958), балет («Камень счастья», 1961), оперетту («Северный цветок», 1961), симфонии, сонаты, концерт для скрипки, пьесы для различных музыкальных инструментов, романсы, хоровые произведения, песни и т.п.

Под его редакцией было издано два сборника якутских народных песен. Большой его заслугой является составление и издание сборника якутских этнографических песен, который под названием «Поет Якутия» вышел в свет в 1956г. в Якутске. Этот песенник, помимо сборника песен якутского композитора З.Винокурова, который также составил Г.Григорян, является одним из первых нотных изданий Якутии.

Григорян внес огромный вклад в развитие якутской музыкальной культуры. По его инициативе были записаны также песни живущих в Якутии эвенов, эвенков и юкагиров. В 1960 г. в Якутске под его руководством был опубликован первый сборник эвенских песен. Были изданы также мелодии национальных якутских инструментов.

Он первым обратил внимание на самодельную якутскую скрипку и особенности игры на ней и описал это в своих статьях.

Композитор был удостоен звания заслуженного деятеля искусства Якутской АССР (1957) и РСФСР (1958).

Он скончался 27 января 1962 г. в Якутске в возрасте 43 лет.

В дневниках якт.ру Аина Ефимова поместила видео концерта для скрипки с оркестром Гранта Григоряна на якутскую тему http://www.dnevniki.ykt.ru/Ayiina/725085.

 

 О жизни и деятельности Артура Чилингарова я писал в своем посте "Тикси! Улица имени Героя!"  http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1053781.

 

 Вход в храм. 

 

 

 Внутреннее убранство.  

 

 

 

 

 Рядом с церковью находятся здание Общественного центра и мемориал хачкар. 

  

  

  

Отражение церкви в витраже. 

 Желаю дальнейшего расширения связей Якутии с Арменией, благополучия армянской диаспоре, дальнейшего вовлечения армян в общественную и экономическую жизнь Якутска и всей республики.

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: http://dnevniki.ykt.ru/NikBara 

Мой канал на Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

В Инстаграм @nb2015p 

 

Нравится
  • 19 июня 2017 г., 13:53

    самое главное, что строили церковь армяне себе сами, без бюджетных подпиток, молодцы

     
    • 19 июня 2017 г., 14:46

      jw10, зато землю получили бесплатно.   А вот нам дали бы так же бесплатно землю под Ереваном под строительство православной церкви или Дома Арчы ?  Сильно сомневаюсь

       
      • 19 июня 2017 г., 15:16

        Ink76, глупое суждение. Вряд ли 5000 саха туда ломанутся жить. Сравните в каком состоянии хозяйства нашего поблекшего Дома Арчы и какой порядок у них

         
        • 19 июня 2017 г., 19:17

          jw10, вы не поняли. Я просто имел ввиду, что армяне совсем не толерантные и при этом позволяют себе на чужой земле наглеть. И вообще, посмотрите на примере Европы, к чему привела их толерантность

           
          • 20 июня 2017 г., 07:38

            Ink76, армяне живут во всем мире и прекрасно везде уживаются. Наверно, один из известнейших армян Европы - Шарль Азнавур жил во Франции.

             
            Автор
      • 19 июня 2017 г., 15:23

        Ink76, простите, но в доме арчи не бывает верующих так то, сомнительные обрядо-предсказательные вещи проводят и только. не то вы цените и думаете что оно ценно ,да и мыслите не правильно совсем. Церковь тут построен на потому что крепкого и здравого на этой земле хотят люди, не просят ни у кого ничего. Вы сами то в православную что уже построенные есть ходите? как прихожанин .а не захожанин)

         
  • 19 июня 2017 г., 15:16

    Там на парковке злой старик на табуретке сидит чужих не пропускает только своих еще п..дорами обзывает тех кто хочет заехать на парковку

     
  • 19 июня 2017 г., 15:37

    пускай убирают свою церковь!!!! 

     
    • 19 июня 2017 г., 15:46

      sas2016, почему? Уже более 3х поколений живут на этой земле.

       
      Автор
      • 19 июня 2017 г., 17:29

        NikBara, и что? Я же не строю в армении всякие арчы дьиете, если они до того религиозные пускай у себя дома молятся, а тут нечего. Я про исламистов точно так же думаю, пускай к у себя в аулах строят мичэти.

         
        • 19 июня 2017 г., 18:16

          sas2016, а кто работать будет? Бетонщиком пойдете?

           
          Автор
          • 19 июня 2017 г., 19:11

            NikBara, пойдем работать. Только вот беда, места заняты ими же

            При СССР как-то сами обходились без них.

             
  • 19 июня 2017 г., 16:23

    вот это церковь :) а не "русская" вся в золоте и в мишуре, прямо как "нигеры" гангсетры :D

     
  • 19 июня 2017 г., 20:11

    Якуты, злой народ.

     
    • 19 июня 2017 г., 23:13

      ПИФон, неправильно)) Якуты, народ который всегда поддерживает другие народы!

       
      Автор
      • 20 июня 2017 г., 14:05

        NikBara, Что-то в комментариях выше видно кто-кого поддерживает. Даже по лайкам на этих-же комментариях. каждый 4-й - нацик

         
  • 20 июня 2017 г., 09:09

    красота! там можно просто прийти и посмотреть? голову женщинам нужно прикрывать (как в православных)?

     
  • 20 июня 2017 г., 09:09

    жду пост про мечеть

     
  • 20 июня 2017 г., 10:41

    Молодцы Армяне !!

     
  • 20 июня 2017 г., 10:45

    Злые люди везде есть, не обращайте внимания на этих недоносков,  это не люди ,это злые бесы в них говорят...

     

     
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации