home
user-header

                        
                        
Форум Эпоса в Орто Дойду! Речь генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой!
26 июля 2017 г., 23:08 1515

6 июля 2017 г. состоялась церемония открытия 2-го Международного Форума Эпоса в местности Орто Дойду с участием Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой.

Вашему вниманию фото- и видеорепортаж с крупнейшего культурного события!


 

Очень подробная информация о мероприятии: http://iltumen.ru/content/na-doline-erkeeni-sostoyalas-tseremoniya-otkrytiya-vtorogo-epicheskogo-foruma-%C2%ABeposy-narodov

На долине Эркээни состоялась церемония открытия Второго эпического форума «Эпосы народов мира на земле Олонхо»

В культурно-этнографическом комплексе «Орто Дойду» долины Эркээни сегодня состоялась церемония открытия Второго международного эпического форума «Эпосы народов мира на земле Олонхо» с участием генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве почетных гостей в Хангаласский улус прибыли посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики АлтайИван Белеков, Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков, Государственный советник Республики Саха (Якутия), Первый Президент Якутии Михаил Николаев, глава МО «Хангаласский улус (район)» Гаврил Алексеев, представители из 13 стран ближнего и дальнего зарубежья, 22 субъектов Российской Федерации.

 

Гостей с чоронами, наполненными священным благоуханным кумысом, встретили герои спектаклей Олонхо. Среди них был легендарный Эллэй Боотур – прародитель народа саха, устроитель первого национального праздника Ысыах.

 

Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов обратился к зрителям на родном якутском и русском языках. Ил Дархан отметил, что сегодня большая честь представить перед якутянами генерального директора ЮНЕСКО Ирину Бокову. По его словам, данный визит даст возможность не только приобщиться к культурному богатству якутян, но и больше узнать о жизненном укладе, традициях народа саха. Егор Афанасьевич от имени всех народов, проживающих на огромной территории Якутии, выразил слова благодарности за поддержку идей, программ, направленных на развитие республики. «Большое спасибо за признание Олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. За включение Природного парка «Ленские Столбы» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году. Желаем, чтобы ваши действия были реализованы в интересах жителей планеты», - сказал глава.

 

Госпожа Ирина Бокова всвоей приветственной речи поблагодарила Главу Якутии за теплые слова в адрес ЮНЕСКО и отметила, что рада присутствовать на торжественном открытии международного эпического форума «Эпосы народов мира на земле Олонхо». «Я вижу в этом международном форуме мощный сигнал глубокой приверженности руководства и народа республики к межкультурному диалогу, популяризации сокровищ нашего общего нематериального наследия, потому что ваши традиции - это и наши традиции, ваше наследие - это и наше наследие. Большая честь побывать на земле Олонхо. В прошлом году мы отметили 25-летие создания республиканского комитета по делам ЮНЕСКО. Наше сотрудничество охватывает широкие горизонты. Я хотела бы отдать дань уважения сказителям, без которых эпос не смог бы существовать. Передача традиций и ценностей будущим поколениям - это наша обязанность и ответственность, поэтому ЮНЕСКО уделяет огромное внимание нематериальному наследию», - сказала госпожа Бокова.

 

Во время открытия II Международного форума «Эпосы народов мира на земле Олонхо» Ирина Бокова сообщила о том, что ЮНЕСКО поддерживает проект создания в Якутске Международного центра эпоса евразийских народов.

 

«Якутии надо выходить на международный уровень и создать Центр эпоса евразийских народов. Инициативу республики мы поддерживаем, и вы, создав этот центр, станете пионерами в евроазиатском пространстве и будете способствовать сохранению эпосов других народов», - сказала Бокова.

 

Отметим, с инициативой создания данного центра к Ирине Боковой обратился глава республики Егор Борисов. «Народ, не имея своей письменности, сохранил свой язык благодаря эпосу Олонхо. Поэтому создание Международного центра эпоса евразийских народов будет способствовать дальнейшей интеграции эпоса в другие мировые культуры», - сказал он.

 

 

Далее на сцену вышли участники Международного фестиваля сказителей «По зову земли Олонхо»: Айдын Курманов (Горно-Алтайская область Алтайского края), Талантаалы Бакчиев (Кыргызская Республика), Лхагвасурэн Лхамрагчаа (Республика Монголия), Владимир Каруев (Республика Калмыкия), Петр Тихонов (Якутия), Айсен Федоров(Якутия), Рада Сивцева (Якутия), Баатыр Леджигобяев (Республика Калмыкия), Цейджи (Китай). Приветствуя гостей, все сказители исполнили фрагменты из эпосов.

 

Второй международный эпический форум «Эпосы народов мира на земле Олонхо» уникальное культурное событие в республике – встреча ученых, ведущих мировых эпосоведов, сказителей и исполнителей эпического наследия, дискуссионная площадка для творческой интеллигенции из разных регионов Российской Федерации и зарубежных стран. В форуме примут участие 189 исследователей, исполнителей эпосов и почетных гостей из разных стран.

 

Открытие танцевальными номерами украсили артисты Национального театра танца им. С.Зверева-Кыыл Уола, ансамбля «Эрэл», Государственного театра коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Театра Олонхо. Свое мастерство исполнения тойук, игры на хомусе продемонстрировали артистка Театра Олонхо Куннэй Николаева и солистка этно-группы «Эйээр» Сахаайа Бускарова.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

 

На церемонию Открытия 2-го Международного Форума Эпоса зрители приехали как на Ысыах.

Специально были подготовлены торговые ряды для мастеров и харчовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрители  церемонии открытия!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На открытие Форума приехала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Ирина Георгиева Бокова (12 июля 1952СофияБолгария) — болгарский политический и общественный деятель, дипломат. Генеральный директор ЮНЕСКО с осени 2009 года. Почётный доктор МГИМО (2010).

 

Семья

Родилась в известной болгарской семье. Её отец Георгий Боков был одним из руководителей Болгарской коммунистической партии, участником антифашистского сопротивления, являлся главным редактором официального печатного органа болгарской коммунистической партии газеты «Работническо дело» и секретарем ЦК БКП. Брат Филипп Боков занимал различные государственные и дипломатические посты.

Карьера в Народной Республике Болгарии

Окончила МГИМО по специальности «международные отношения» в 1976 году.

С 1977 года — на работе в министерстве иностранных дел НРБ, где занимала различные посты в центральном аппарате, и отвечала за вопросы сотрудничества с ООН.

В 1982—1984 годах работала в постоянном представительстве НРБ при ООН.

В 1990 году была избрана депутатом Великого народного собрания.

Карьера в Республике Болгарии

В 1991—1992 годах незначительное время продолжала работать в министерстве иностранных дел Болгарии, однако вскоре была вынуждена покинуть органы государственной власти, поскольку тогдашний кабинет Болгарии был сформирован представителями Союза демократических сил, и представители коммунистической номенклатуры не могли найти в нём места.

В 1992—1994 годах проходила обучение по программе НАТО для Центральной и Восточной Европы, специализировавшись по вопросам защиты меньшинств.

В 1995 году занимала должность заместителя министра иностранных дел Болгарии и правительственного секретаря по вопросам европейской интеграции в социалистическом правительстве Жана Виденова.

В 1996 году баллотировалась на президентских выборах в качестве кандидата на пост вице-президента в паре с социалистическим кандидатом Иваном Маразовым. Однако Маразов и Бокова уступили победу на втором туре кандидатам от «Союза демократических сил Болгарии» Петру Стоянову и Тодору Кавалджиеву.

После того, как некоторое время она занимала должность первого заместителя министра иностранных дел в 1996 году, ей был предложен портфель главы внешнеполитического ведомства Болгарии. Пост временно исполняющего должности министра иностранных дел Болгарии занимала очень недолгое время с ноября 1996 до февраля 1997. Это было сложное время для правившей тогда социалистической партии — политика правительства довела страну до финансового коллапса, начались массовые волнения, что вынудило кабинет во главе с Жаном Виденовым досрочно подать в отставку в начале 1997 года.

После отставки Ирина Бокова активно продолжила заниматься общественной деятельностью, возглавив созданный ею Европейский политический форум, призванный способствовать европейской интеграции Болгарии и популяризации европейских ценностей в Болгарии.

В 2001 году Ирина Бокова была избрана депутатом в Народное собрание Болгарии. В течение срока своего мандата в 2001—2005 являлась секретарём парламентской фракции «Коалиция за Болгарию», возглавляемой социалистами.

Карьера в ЮНЕСКО

В 2005 году после возвращения социалистов во власть была назначена Чрезвычайным и Полномочным Послом Болгарии во Франции и Постоянным представителем этой страны при ЮНЕСКО.

22 сентября 2009 года после четырёх туров голосования, которые не выявили победителя среди кандидатов, И. Бокова была рекомендована Исполнительным советом ЮНЕСКО на пост Генерального директора[1]. Кандидатура Боковой была утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО 15 октября 2009 года[2].

Совместно с Херби Хэнкоком выступила инициатором провозглашения Международного дня джаза, отмечаемого 30 апреля, начиная с 2012 года[3].

12 ноября 2013 года была переизбрана главой ЮНЕСКО на второй срок.

11 февраля 2016 года Постоянное представительство Болгарии при ООН официально уведомило Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности о выдвижении кандидатуры Ирины Боковой на пост Генерального секретаря ООН.

Помимо родного болгарского, Ирина Бокова свободно владеет английским, испанским, русским и французским языками.

 

Театр "Гулун" приветствует  г-жу Бокову и сопровождающих. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г-жа Бокова осмотрела выставку палеонтологических находок Академии Наук Республики Саха (Якутия).

 

 

 

 

  

 

 

 

Председатель Академии Наук РС (Я) Игорь Колодезников рассказал о носорожке Саше. 

 

 

 

 

Григорий Орджоникидзе сфотографировался с земляками - хангалассцами. 

 И сыграл на хомусе. 

 

 

 

Ил Дархан Е.А.Борисов произнес речь на якутском и русском языках. 

 

На торжественном открытии г-жа Бокова произнесла речь на русском языке! 

 

 

Прошла церемония Алгыса.

 

Танец с чоронами. 

 

 

 

И начались выступления сказителей эпоса.

Якутский героический эпос Олонхо! 

 

 

 

Киргизский "Манас". 

 

 

 

Об Олонхо и Манасе я уже писал в посте про встречу шедевров ЮНЕСКО в Орто Дойду. http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1066080

 

Монгольский и тибетский "Гэсэр". https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%8D%D1%81%D1%8D%D1%80

Гэсэ́р (монг. Гэсэр, бур. Абай Гэсэр, калм. Гэсэр-хан) — в мифологии монгольских народов и народов Тибета, контактировавших с сяньбийцами: ниспосланный небом культурный герой — Сын Небанебесный всадникбог войны (покровитель воинов) и царь-избранник (ср. мессия), очищающий землю от чудовищ — демонов-мангусов. Как первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»), Гэсэр восходит к добуддийскойбонской традиции. В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается двойником Гэсэра, одним из его воплощений.

По сходству функций или внешнему облику Гэсэр близок ряду персонажей буддийского пантеона: например, как бог войны (тиб. Далхамонг. Дайсун-тэнгэри, калм. Дайчин-тэнгри) иногда отождествляется с Джамсараном; с конца XVI века с Гэсэром ассоциируется бог войны в китайской мифологии Гуань-ди.

Культ

Существовали мистерии, посвящённые некоторым сюжетным циклам Гэсэриады. В Тибете и у монгольских народов были широко распространены поверья о причастности духа героя (и его самого) к исполнению эпической поэмы, о его особой связи с певцом. В культовой практике Гэсэр как универсальное охранительное божество (подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэр иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов. Праздник Гэсэра — Сагаалган[1] — справлялся весной и сопровождался пением и стрельбой из лука.

По легенде, в Каме сохранился дворец Гэсэра, в котором вместо балок уложены «богатырские мечи и копья» его воинов: по завершении своих подвигов здесь царь Гэсэр хранил всё своё оружие. Храм Гэсэра существует в Улан-Баторе, а также в Лхасе.

Этимология

Чаще всего его имя производят от ирано-согдийской формы титула «кесарь».

Детство Гэсэра

Согласно сказаниям, Гэсэр является сыном верховного бога Хормуста-хана, родившимся на земле для того, чтобы одолеть чудовищ, появившихся из кусков тела Атай Улана. Согласно другой, тибетской версии о Гэсэре, в государство Лин, которое не имело правителя, был послан один из трёх сыновей небесного владыки. Он возрождается в Лине в семье одного из князей безобразным, сопливым ребёнком по имени Джору (в ряде вариантов он зачат матерью от горного духа). Его преследует дядя по отцу Тхотун (монг. и калм. Цотон, Чотон, бур. Сотон, Хара Зутан). В детстве мальчик проявляет чудесные способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании за обладание красавицей Другмо (Рогмо-гоаУрмай-гоохон), троном и сокровищами Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный величественный облик и имя Гэсэр (в монгольских версиях — Гэсэр-хаан, обычно именуемый «владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света»).

В монгольских версиях любопытным является обращение Гэсэра к властелину ада Эрлику — «Старший брат мой» (Эрлик может рассматриваться как умерший первый человек). В ряде вариантов эпоса земной отец Гэсэра — горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепциям тибетской мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой горой, Гэсэр воспринимается как правитель «центра» (это соответствует генеалогическим мифам о тибетских правителях), противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гэсэр — властитель одной из четырёх стран света — Севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гэсэра — Кром (возможно, от Рум — иранское наименование Византии). Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гэсэра оказывается Брахма или — в ладакхской(западнотибетской) версии и во всех монгольских — Индра (монг. Хормуста; у западных бурят его место занимает иногда шаманское божество Эсэгэ Малан тенгри).

Подвиги Гэсэра

Согласно ряду сюжетов, Гэсэр отправляется в Китай, где с помощью чудесных средств добывает себе принцессу и вызволяет свою земную мать из ада; уничтожает демонических царей соседних стран (на севере, юге, востоке и западе), подчиняя их подданных своей власти. В монгольских сказаниях Гэсэр оживляет богатырей, павших в войне с шарайголами.

Гэсэр побеждает демона севера, людоеда Лубсана (ср. монг. Лобсага, калм. Лувсарга, бур. Лобсоголдой Хара мангадхай), с помощью супруги демона Мезы Бумджид (монг. Түмэн Джаргалан, западнобурятТүмэн Яргалан; по некоторым версиям, в том числе монгольским, она — бывшая жена Гэсэра, похищенная демоном). Меза Бумджид подносит герою «напиток забвения», испив который, он остаётся на севере.

В Лине Тхотун (Цотон), напрасно домогавшийся Другмо, совершает предательство, в результате на Лин нападают из соседнего государства хоры (в монгольской версии — шарайголы, в калмыцкой — ханы Шаргули, в бурятской — шараблинские ханы), которые захватывают Другмо, и она становится женой одного из хорских царей — Гуркара (монг. Цагаан Гэртү хаан 'белоюртый хан'). Сбросив наваждение благодаря небесному вмешательству, Гэсэр спешит на родину. В облике скверного мальчишки (монг. Ольджибай) он проникает к хорам, колдовским способом убивает Гуркара и, подчинив себе его государство, вместе с Другмо возвращается в Лин.

В оккультизме

В оккультизме Н. К. Рериха Гэсэр — это герой, новое воплощение которого произойдёт в северной Шамбале. Он придёт с непобедимым войском, чтобы водворить всеобщую справедливость. Его оружием будут громовые стрелы[2]. Гэсэр также имеет ряд волшебных атрибутов: белый конь, седло, подкова, меч и замок[3].

 

Монгольский "Гэсэр" 

 

 

 

Тибетский "Гэсар" 

 

 

 

Театр коренных малочисленных народов "Гулун" исполнил танец с бубнами. 

 

 

 

Алтайский эпос "Маадай-Кара" http://mifoteka.ru/books/maaday-kara/index.htm

Маадай-Кара [Алтайский героический эпос]

Горный Алтай - удивительно красочный, сказочный край, нередко называемый жемчужиной Азии. Древние тюрки считали Алтай сердцевиной мира и отсюда вели свою родословную. В легендах, мифах и героических сказаниях многие тюркские и монгольские народы называют Алтай своей прародиной.

"Маадай-Кара" - одно из самых совершенных мифологических сказаний алтайцев. В нём рассказывается о том, как в земли богатыря Маадай-Кара вторгся Кара-Кула, злой кровожадный великан. Он разграбил страну, а Маадай-Кара с женой и скотом, с их народом угнал в плен. Однако сын Маадай-Кара Когюдей-Мерген, спрятанный отцом до нашествия Кара-Кулы в горах Алтая, вырос и решил отомстить великану. Но победить Кара-Кулу было не так просто. Его душа находилась в одной из звёзд Трёх Маралух (Пояса Ориона). Народный герой Когюдей-Мерген обращается к мудрецам с вопросом, как победить великана Кара-Кула, на что один из мудрецов отвечает:

Не знает о судьбе своей
Всепоглощающий.
Но нету проще ничего,
На дне небес, где вечный мрак,
Сияют звёзды Юч-Мыйгак -
Три Маралухи, и в одной
Запрятан ящик золотой...

В золотом ящике находилось два перепелиных птенца. В одном была душа коня злого Кара-Кула, а в другом душа самого злодея. Чтобы освободить алтайский народ, необходимо было достать золотой сундук, который находился внутри одной из маралух и убить птенцов.

Но подняться людям не дано
В холодный занебесный мрак,
Достичь созвездья Юч-Мыйгак.

Это можно было сделать, когда на короткое время три маралухи спустятся на землю. Когюдей-Мерген, позвав Трёх Маралух на землю, он пронзил своей стрелой брюхо одной из них, и оттуда выпал ящик с душой Кара-Кулы и его коня. Убив птенцов-душ, герой вернул на родину свой скот и своих родителей.

Алтайский эпос "Маадай-Кара" - одно из наиболее крупных и популярных на Алтае героических сказаний. Русскоговорящий читатель сможет получить представление о характере и стилистической системе этого жанра алтайского фольклора, так как перевод передаёт своеобразие публикуемого в этой же книге подлинника.

 

 

 

 

Калмыцкий эпос "Джангар" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80_(%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%81)

«Джангар» (калм. Җаңhр) — калмыцкий фольклорэпическое повествование о стране счастья и благоденствия Бумбе (Бумба) и подвигах её богатырей. Проникнутый духом героизма и патриотизма, эпос по своим художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды — джангарчи пользовались огромной любовью и уважением в народе. Является историко-героическим произведением.

История и изучение эпоса

Героический эпос «Джангар» складывался на протяжении многих веков. О дате создания эпоса мнения учёных разошлись. Некоторые исследователи относят её к XIIIXIV векам. Другая группа учёных считают, что эпос был создан в XVIIXVIII веках. История изучения эпоса насчитывает 200 лет.

Самой ранней европейской документированной записью о «Джангаре» считается запись одной песни и легенды о джангарчи, которые опубликовал Вениамин Бергман в 1804 году[1]. В 1855 году А.Бобровниковым была переведена на русский язык одна из глав эпоса. В 1862 году под руководством К. Ф. Голстунского были изданы 2 главы на старокалмыцкой письменности. 10 глав эпоса записаны в 1908 году из уст джангарчи Ээляна Овлы учёным Номто Очировым под руководством В. Л. Котвича.

В настоящее время существует научная дисциплина «джангароведение», являющаяся одним из профилирующих направлений научной деятельности Калмыцкого института гуманитарных исследований.

В Элисте проводится праздник «Джангариада»[2] 

 

 

 

Мы с женой попали в кадр ЯСИА: http://ysia.ru/glavnoe/generalnyj-direktor-yunesko-yakutiya-mozhet-stat-hranitelem-drevnej-kultury-narodov-mira/ 

 

Еще зрители Форума. 

 

 

 

 

  

 

Народ фотографируется с генеральным директором ЮНЕСКО.

 

В завершение церемонии зрители и участники церемонии открытия Форума эпоса закружились в космическом танце - хороводе Осуохай!

 

О Форуме на НВК "Саха". http://nvk-online.ru/yunesko-podderzhit-stroitelstvo-tsentra-eposa-evrazijskih-narodov-v-yakutske-video/

ЮНЕСКО поддержит строительство Центра эпоса евразийских народов в Якутске (ВИДЕО)

 08.07.2017 16:28  Комментарии  Общество и политика  Like

 

Просмотров: 25

NVK-ONLINE.RU – В Якутии продолжается II Международный эпический форум «Эпосы народов мира». Сегодня, 7 июля, участники форума посетили природный парк «Ленские столбы» – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Состоялось пленарное заседание международной научной конференции «Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика» с участием Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой.

 

 

Духовные, культурные традиции любого народа бережно передавались сотни лет от поколения к поколению благодаря сказителям. Один из них приехал на форум из Бурятии.

Улигеры – основной жанр устно-поэтического творчества бурят. В них воспеваются подвиги древних богатырей.

Чтобы не утратить такие виды устного, песенного народного творчества, в российских регионах хотят создать систему сохранения своего культурного наследия как в Якутии. Сегодня олонхо изучают и исполняют со школьной скамьи. А в 2005 году якутский героический эпос включен в список нематериального культурного наследия человечества.

Сотрудничество ЮНЕСКО с Якутией насчитывает более чем 25-летнюю историю. В республике реализуется 16 международных проектов. Среди новых инициатив – два создаваемых природных парка.

В целях совместного коммюнике по сотрудничеству с ЮНЕСКО, подписанного три года назад, разрабатываются и будут реализованы 16 новых проектов. Один из которых уже получил поддержку генерального секретаря ЮНЕСКО Ирины Боковой в эти дни. В Якутске будет построен Центр эпоса евразийских народов.

Поддержка ЮНЕСКО в создании такого объекта означает, что финансирование его строительства будет вестись и на средства федерального бюджета. Таким образом, Якутия при поддержке ЮНЕСКО внесет вклад с сохранение эпического наследия евразийских народов мира.

 

Впечатления гостей Форума из Калмыкии и Алтая.

 

Из Калмыкииhttp://www.kalmsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7086:2017-07-21-13-42-58&catid=1:news&Itemid=333

Три незабываемых дня в Якутске: Эпосы народов мира на Земле Олонхо

 

            С 6 по 8 июля   на гостеприимной якутской земле состоялась знаковая встреча ведущих ученых-эпосоведов и известных сказителей из различных уголков мира – США, Монголии, Китая, Республики Кыргызстан, Казахстана, Армении, Абхазии и других стран, а также целого ряда субъектов Российской Федерации, в том числе из Калмыкии, которую представляли ученые КалмГУ ( проф. Герман Борликов и с.н.с, доцент Эллара Омакаева) и КалмНЦ РАН (директор Виктория Куканова, в.н.с. Тамара Басангова). 

              Ученые КалмГУ представили доклады по проблемам сохранения, научного изучения и перевода калмыцкого героического эпоса «Джангар» в рамках реализации двух международных проектов  РФФИ: «Проблемы научного изучения и сохранения историко-культурного наследия монголоязычных народов в цивилизационном измерении: российский и монгольский опыт (на примере калмыков России и ойратов Монголии)» (руководитель с российской стороны — Г.М. Борликов, с монгольской стороны — С. Чулуун) и   «Аутентичное искусство монгольских кочевников (протяжная песня, народный танец, музыкальные инструменты): калмыки России и ойраты Монголии» (руководитель с российской стороны — Э.У. Омакаева, с монгольской стороны — Ш. Эрдэнэцэцэг).

Международный эпический форум “Эпосы народов мира на Земле Олонхо” прошел в рамках объявленного Второго Десятилетия Олонхо. 

              Торжественное открытие Форума состоялось 6 июля в долине Эркээни местности Орто Дойду Хангаласского района (улуса) Якутии. В церемонии открытия приняли участие Глава РС(Я)  Е. Борисов и Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова. В качестве почетных гостей на праздник в Хангаласский улус прибыли посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО  Григорий Орджоникидзе,  депутат Государственной Думы от Республики Алтай Иван Белеков, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)  Александр Жирков,  Государственный советник РС(Я), Первый Президент Якутии  Михаил Николаев  и другие официальные лица,  ученые и сказители из 13 стран ближнего и дальнего зарубежья, 22 субъектов РФ. Был проведен обряд благословения. Затем состоялся концерт участников Международного фестиваля сказителей «По зову земли Олонхо».  В рамках международного эпического форума прошли два ключевых  мероприятия: это Третья Международная научная конференция «Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика» (главной площадкой конференции стал теплоход «Михаил Светлов», доставивший ее участников по реке Лена на территорию природного парка «Ленские столбы») и второй Международный фестиваль сказителей «По зову Земли Олонхо».

            7 июля на теплоходе состоялось пленарное заседание Международной научной конференции "Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика". Пленарное заседание открыла ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.  К.  Аммосова  Евгения Михайлова. С докладами выступили директор Научно-исследовательского института Олонхо при СВФУ  Василий Иванов, директор Института манасоведения Кыргызского государственного университета имени И.  Арабаева  Топчубек Тургуналиев, заместитель директора Института этнических меньшинств провинции Ганьсу (КНР)  Анба, ведущий научный сотрудник отдела фольклора Калмыцкого научного центра РАН  Тамара Басангова, президент Академии наук Абхазии  Зураб Джапуа, директор Центра изучения мировых искусств  Робин Харрис  (США), директор НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия  Валерий Юрчёнков  и руководитель Центра нематериального культурного наследия народов РС(Я)  Агафья Захарова.

            По завершении пленарного заседания конференции состоялась презентация проектов ЮНЕСКО, осуществляемых в Республике Саха (Якутия), на которой выступили глава Якутии Е. Борисов и Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова. Затем на борту теплохода был сделан общий снимок участников конференции.

В этот же день Егор Борисов и Ирина Бокова поставили свои подписи под новым, третьим коммюнике, содержащим новые проекты, которые будут реализованы в Якутии под эгидой ЮНЕСКО, в частности, проект создания в Якутске Международного центра эпоса евразийских народов. 

Обязательным пунктом программы Форума стало посещение природного парка «Ленские столбы». И это не случайно. Под эгидой международной организации сегодня находится не только якутский героический эпос Олонхо (с 2005 г.), но и природный парк «Ленские столбы» (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2012 г.).  На теплоходе состоялись конкурсные выступления участников Международного фестиваля сказителей «По зову земли Олонхо», которые оценивало компетентное жюри. Калмыкию представлял Баатр Лиджи-Горяев, исполнивший отрывок из «Джангара». С бурятским эпосом «Гэсэр» познакомил слушателей заслуженный артист РФ, заслуженный артист Республики Бурятия Бабалаев Леонид Бимбаевич из Забайкальского края.

            Порадовали присутствующих впервые приехавшие в Якутию сказители из Монголии и Китая: ЛхамрагчааЛхагвасурэн из Республики Монголия, виртуозно владеющий искусством горлового пения и игры на товшуре, и сказители из Внутренней Монголии КНР- Цайджи, исполнитель тибетского «Гэсэра» и Намужу Батунашэн, исполнитель монгольского «Гэсэра».

Работа конференции продолжилась на следующий день в стенах СВФУ на секционных заседаниях по следующим направлениям: национальные эпосы в контексте этнической истории; феномен этнических сказителей и музыка эпоса”; современное бытование эпического творчества; памятники этнического наследия: вопросы их издания и перевода; национальные эпосы: язык и поэтика. Ученые КалмГУ выступили с докладами на второй (модератор д. иск. А.С. Ларионова) и четвертой (модераторы д. пед. н. Г.М. Борликов и к.ф.н. А.А. Амбарцумян) секциях.

В прозвучавших на секциях докладах обсуждались вопросы сравнительного изучения Олонхо и других эпосов народов мира; проблемы сохранения, перевода и публикации текстов эпосов; определения места эпоса в культурном пространстве и образовательном процессе; языка и поэтики эпоса; внедрения новых информационных технологий в целях актуализации и распространения памятников эпического наследия народов мира.

              Затем состоялось заседание Круглого стола «Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения», модератором которого выступил директор НИИ Олонхо СВФУ, д.и.н., проф. В.  Н.  Иванов. Василий Николаевич подчеркнул, что «необходимо возрождать сказительство - исполнение. Просто текст - это не эпос. Только сказительство делает его полноценным произведением. Поэтому надо воспитывать новое поколение сказителей».

Участники Круглого стола обсудили целый комплекс вопросов, представляющих различные аспекты изучения эпического наследия народов мира. Состоялся заинтересованный и плодотворный обмен мнениями по проблемам генезиса и типологии национальных эпосов, дальнейшего углубления и расширения научного изучения национальных эпосов; по вопросам сохранения сказительского искусства и использования потенциала эпического наследия народов мира в условиях глобализации.

Отчеты модераторов секций были заслушаны на Заключительном пленарном заседании. С интересными конструктивными предложениями выступил Президент Академии наук Абхазии проф. Зураб Джапуа.

              Вечером того же дня состоялся прием ректора Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова Е.  И.  Михайловой, на котором присутствовал Председатель  РС(Я)  Александр Жирков, который обратил внимание присутствовавших ученых на исключительную важность назревшего вопроса адекватного перевода эпических произведений. Спикер якутского парламента поразил присутствующих гостей глубоким пониманием современных эпосоведческих проблем и прекрасным исполнением вместе с монгольским сказителем монгольской народной песни.

Во время конференции нам удалось побывать в уникальном музее музыки и фольклора народов Якутии, создателем и бессменным директором которого является заслуженный работник культуры РФ, заслуженная артистка Якутии, к. и. н.  Аиза Петровна Решетникова. Это удивительный человек, высококлассный профессионал и большой энтузиаст своего дела. Благодаря ее стараниям в музее царит особая атмосфера, здесь не просто экспонируются музыкальные инструменты, а раскрывается музыкальная душа народа, вскрывается музыкальный код древних культур коренных малочисленных народов Севера.

Организаторами мероприятий Форума выступили Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Департамент по внешним связям РС(Я), Комиссия по делам ЮНЕСКО при Главе РС(Я), «Театр Олонхо», НИИ Олонхо СВФУ имени М.К. Аммосова, Центр нематериального культурного наследия народов РС(Я)  Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского, Центр духовной культуры «Арчы Дьиэтэ» г. Якутска, МО «Хангаласский улус» и др.

Калмыцкие ученые, представлявшие на якутском эпическом форуме КалмГУ, выражают благодарность организаторам Форума, прежде всего ректору СВФУ Е.И. Михайловой и директору Института Олонхо В.Н. Иванову, под руководством которого вот уже пять лет слаженно работает коллектив исследователей Олонхо (зам. директора Руслан Анисимов, ученый секретарь Антонина Корякина, молодые ученые Евгения Жиркова, Юрий Борисов и др.) и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество с якутскими коллегами по реализации ряда инициатив, в частности долгосрочного проекта по взаимному переводу якутского Олонхо на калмыцкий язык и калмыцкого эпоса «Джангар» на якутский язык.

 

Научный отдел

 

Из Республики Алтай http://elkurultay.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5654:2017-07-11-03-25-32&catid=1:all-news&Itemid=2

Иван Белеков стал почетным гостем форума «Эпосы народов мира на земле Олонхо» в Якутии

 

 

 

11.07.2017 10:18   

 

Депутат Государственной Думы РФ  Иван Белеков, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и

связям с соотечественниками рассказал о своем пребывании на Втором эпическом форуме «Эпосы народов мира на земле

Олонхо», который прошел в Республике Саха (Якутия) в культурно-этнографическом комплексе «Орто Дойду». 

По словам Ивана Белекова, глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, представляя генерального директора ЮНЕСКО 

Ирину Бокову,подчеркнул, что данный визит дает возможность высокому гостю не только приобщиться к культурному

наследию якутян, но и глубже узнать о жизненном укладе, традициях народа саха. 
«Егор Борисов выразил слова благодарности за поддержку идей и программ, направленных на развитие республики.

Госпожа Ирина Бокова в своем ответном слове поблагодарила главу Якутии за теплые слова в адрес ЮНЕСКО. На ее взгляд, международная организация уделяет огромное внимание нематериальному наследию», - сообщил  Иван Белеков.
Рассказывая о прошедшем мероприятии, депутат Госдумы особо остановился на том факте, что республика Саха-Якутия

находится в числе первых регионов России, которые  установили сотрудничество с ЮНЕСКО еще в январе 1991 года.
«Республика системно развивается, как в экономическом, так и  социальномплане. Что касается духовной культуры,

то  в этом направлении наши братья-якуты достигли больших успехов», - заявил Иван Белеков. - Руководитель

международной общественной организации ЮНЕСКО поддержала инициативу республики о создании Международного

центра эпоса евразийских народов, который будет способствовать сохранению эпосов других народов. - «Алтайский

героический эпос, рожденный на  колыбельной земле многих  тюркских народов, тоже уходит корнями в древность», -

подчеркнул депутат. Парламентарий считает, что, принятие внесенного в Госдуму  законопроекта о сохранении и

развитии эпического наследия народов России, даст новый толчок развитию этого древнего народного искусства.

Свою историческую роль должно сыграть и создание Центра эпоса в Якутске носит масштабный международный характер.

Отметим, что  второй международный эпический форум «Эпосы народов мира на земле Олонхо» -  уникальное

культурное событие не только вРеспублике Саха (Якутия), но и России в целом.  Ведь здесь происходят  встречи ученых,

ведущих мировых эпосоведов, сказителей и исполнителей эпического наследия. В этом году он стал хорошей дискуссионной

площадкой  для представителей творческой интеллигенции из разных регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

На форум было приглашено 189 исследователей, исполнителей эпосов и почетных гостей из разных стран.
На Международном фестивале сказителей «По зову земли Олонхо» Республику Алтай достойно  представил

 Айдын Курманов.

По материалам СМИ

 

 

Оценки визита генерального директора ЮНЕСКО.

 

Информационное Агентство ТАСС http://tass.ru/kultura/4393170

 

ЮНЕСКО поддержала проект создания Международного центра эпоса евразийских народов

 

Культура

6 июля, 15:27UTC+3

Инициативу создания такого центра выдвинул глава Якутии

 

 

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова

 

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова

© Сергей Фадеичев/ТАСС

 

ЯКУТСК, 6 июля. /Корр. ТАСС Сусанна Рожина/. ЮНЕСКО поддержала проект создания в Якутске Международного центра эпоса евразийских народов.

Об этом во время открытия II Международного форума "Эпосы народов мира на земле Олонхо" в местности Орто Дойду сказала генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

"Якутии надо выходить на международный уровень и создать Центр эпоса евразийских народов. Инициативу республики мы поддерживаем, и вы, создав этот центр, станете пионерами в евроазиатском пространстве и будете способствовать сохранению эпосов других народов", - сказала Бокова.

С инициативой создания данного центра к Боковой обратился глава республики Егор Борисов. "Народ, не имея своей письменности, сохранил свой язык благодаря эпосу Олонхо. Поэтому создание Международного центра эпоса евразийских народов будет способствовать дальнейшей интеграции эпоса в другие мировые культуры", - сказал он.

 

Как сказал ТАСС государственный советник республики Андрей Борисов, проект создания данного центра поддержан МИД РФ и администрацией президента и правительства РФ. "Также в Госдуму внесен законопроект о сохранении и развитии эпического наследия народов России. Создание Центра эпоса в Якутске носит масштабный международный характер, в республике уже заложен фундамент для создания Центра", - сказал он.

По словам Борисова, в Центре будут располагаться как шедевры нематериального наследия ЮНЕСКО, такие как Театр Олонхо, Национальный театр танца, Театр КМНС, Музей музыки и фольклора, Музей хомуса, так и кинозалы IMAX -Евразия. "Архитектура центра будет купольно-храмовая, внутри будут располагаться театрально-киноконцертные залы-трансформеры, конгресс-холл, площадки для конференций, выставок и форумов", - пояснил он.

Согласно проекту, Центр будет создаваться в три этапа. Как сказали ТАСС разработчики проекта, строительство планируется завершить к 2020 году. Общая стоимость оценивается в пределах 6 млрд рублей, часть из которых уже заложена в бюджете республики по линии госпрограммы по развитию культуры.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/4393170

 

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО: http://unesco.ru/ru/?module=news&action=view&id=886 

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова посетила Якутию

11.07.2017

6 - 8 июля с.г. состоялся визит Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой в Республику Саха (Якутия). Гендиректор провела встречи с Главой Республики Е.А.Борисовым, министром культуры и духовного развития В.И.Тихоновым, министром охраны природы С.М.Афанасьевым, министром образования и науки В.А.Егоровым, а также деятелями науки, культуры и образования Якутии. В рамках своего визита И.Бокова приняла участие в церемонии открытия II-го Международного эпического форума «Эпосы народов мира на земле Олонхо» под эгидой ЮНЕСКО, XX-й Спартакиады по национальным видам спорта «Игры Манчаары» в с.Верхневилюйск, в международной научной конференции «Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика», посетила памятник Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Ленские столбы».

В ходе визита был констатирован высокий уровень взаимодействия Якутии с ведущей гуманитарной организацией во всех областях ее компетенции. Был предметно обсужден ряд новых перспективных проектов сотрудничества: создание Международного центра эпоса евразийских народов «Олонхо» категории 2 под эгидой ЮНЕСКО в г. Якутске, организация биорезервата ЮНЕСКО на базе Государственного природного заказника «Кыталык» и геопарка «Кембрий» на территории Алданского, Олекминского и Хангаласского районов, проведение под эгидой ЮНЕСКО в 2018 г. детских «Международных интеллектуальных игр», создание Международной Арктической школы и ее включение в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО, открытие Международного центра «Дети Арктики» - инновационной площадки развития и социализации детей и подростков в условиях Арктики, презентация Республики в штаб-квартире ЮНЕСКО в 2018 г.

По итогам визита Генерального директора ЮНЕСКО в Якутию было подписано совместное Коммюнике по реализации новых проектов под эгидой ЮНЕСКО в Республике Саха (Якутия).

(По материалам, предоставленным Комиссией Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО)

 

 

Еще раз поздравляю с успешным проведением Форума! Желаю дальнейшего развития нашего эпоса Олонхо, национальной культуры всех народов Якутии, и благодаря планируемому Центру, - всех народов Евразии!

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: http://dnevniki.ykt.ru/NikBara 

Мой канал на Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

 

 

 

 

  • 27 июля 2017 г., 12:54
    golk1p3r   Пожаловаться

    Ни чё не понял ни чё не читал не интересно

  • 27 июля 2017 г., 13:56
    OSP   Пожаловаться

    Мой прадед, Ырыа Миитэ, из с. Мугудай Чурапчинского р-на один из тех, кто Ойунскому диктовал олонхо "Ньургун Боотур". Так что где то в строках "Ньургун Боотур" записанные слова моего прадеда. Как я понял, Ойунский собрал из слов нескольких исполнителей. По давнешним рассказам, Ойунский несколько дней жил, записывая олонхо в том селе.

  • 27 июля 2017 г., 14:48
    Kyostap   Пожаловаться

    Вижу совсем молодежи мало, видать одни пожилые и участники танцевальных групп. Наверно мы тоже на старости будем также посещать такие мероприятия.

    • Автор
      27 июля 2017 г., 15:36
      NikBara   Пожаловаться

      Kyostap, молодежи некогда))) А к определенному возрасту - тянет к вечному)))

      Школьники из лагерей были...

  • 27 июля 2017 г., 17:40
    Parkso   Пожаловаться

    носорожек в идеальном состоянии!!!

  • Почему я всегда узнаю после, где вообще эти объявления об этих мероприятиях есть то? ((

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации