home
user-header

                        
                        
Хангаласцы в Черкехском музее! Март 2001 года!
19 апреля 2018 г., 21:51 1078

 В марте 2001 года делегация Хангаласского улуса посетила Черкехский историко-этнографический музей им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона!  Фотографии сняты на цифровой фотоаппарат "Олимпус".


 Делегация выехала для обмена опытом по вопросам "туелбэ" (территориального местного самоуправления) т.к. Таттинский улус был известен активностью своего населения.

На фото слева направо: Алексей Петров, Лариса Константинова, я и Игнатий Иванов.

Про ситуацию с ТОСами в настоящее время я писал в своем посте: http://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1088084.  По традиции мы останавливались на границах улусов. 

 

Подъезжаем в с. Черкех. 

О Черкехском музее на сайте культура.рф: https://www.culture.ru/institutes/2920/cherkekhskii-istoriko-etnograficheskii-muzei-im-d-k-sivceva-suorun-omolloona

Черкехский историко-этнографический музей им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона

Музей создан в 1977 году по инициативе авторитетного народного писателя Суоруна Омоллоона (Дмитрия Кононовича Сивцева). Жители Таттинского улуса обустроили «Якутскую политическую ссылку» своими руками и бесплатно. Черкехский мемориальный музей «Якутская политссылка» — первый и самый известный из трех музеев под открытым небом, созданных в Якутии. На территории в одиннадцать с половиной гектар размещены несколько десятков подлинных и реконструированных сооружений, собранных со всей Республики Саха.

По идее вдохновителя музея, якутского писателя Суоруна Омоллоона (Д.К. Сивцева), жители Таттинского улуса свозили в Черкёх материальные объекты, связанные с историей политической ссылки. Якутия стала местом ссылки уже в XVII веке, а среди «политических» всегда было много образованных людей, начиная с Радищева и декабристов. Они очень повлияли на развитие Якутии — не просто отбывали наказание, но занимались просветительской деятельностью и наукой, работали учителями в местных школах и лечили людей.

 

Среди самых известных якутских ссыльных — писатели Николай Чернышевский и Владимир Короленко, первый рабочий-революционер Петр Алексеев, участники подавленного польского восстания, члены «Народной воли» и большевики. В музее сохранены подлинные урасы и балаганы (летние и зимние юрты), в которых жили ссыльные. В Черкёх перевезены спасенные от разрушения старинные здания — такие как деревянная Иннокентьевская часовня из села Уолба. Центром музея является пятиглавая Таттинская Николаевская церковь, построенная в 1912 году. Реконструированы редкие национальные бытовые постройки вроде юрты-кузницы и мельницы-топчанки, которую приводил в движение бык. Есть большое собрание ритуальных предметов «черной веры» — шаманизма. Можно увидеть даже традиционные могильные сооружения.

На территории музея под открытым небом построен выставочный зал и визит-центр, где по предварительной договоренности могут остановиться гости. После смерти Сивцева музей «Якутская политическая ссылка» переименовали в Историко-этнографический музей имени Суоруна Омоллоона. Однако старое название укоренилось и употребляется чаще. Музей в Черкёхе — филиал Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем.Ярославского.

 

О Д.К.Сивцеве - Суорун Омоллооне в Википедии пишут:

Дмитрий Кононович Сивцев (якут. Суорун Омоллоон; 1 (14) сентября 1906, 3-й Жехсогонский наслег, Таттинский улусЯкутская область — 25 июня 2005) — якутский писатель и драматург. Народный писатель Якутской АССР. Герой Социалистического Труда.

 

Дмитрий Сивцев родился в 3-м Жехсогонском наслеге Таттинского улуса Якутской области 1 (14) сентября 1906 год в семье крестьянина-середняка. В 1928 году окончил Якутский педагогический техникум.

Первые произведения Сивцева были напечатаны в 1926 году. В ранний период творчества он писал в основном рассказы, часто сатирического характера. Его перу принадлежат комедия «Лежебока», драмы «Кузнец Кюкюр» и «Сайсары», трагедия «Айаал»; он является автором либретто ко многим театральным постановкам Якутского музыкально-драматического театра. Также им был написан ряд историко-краеведческих работ и произведений для детей.

Сивцев вёл широкую культурно-просветительскую деятельность. Он является основателем Черкёхского музея политической ссылки, Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба», музея под открытым небом Хадаайы в Таттинском улусе. В 1990-е годы внёс большой вклад в восстановление церквей в Якутии, за что был отмечен наградами РПЦ

 

На сайте республика-саха-якутия.рф помещен пост Nat Zay: https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/muzei/istoriko-arhitekturnyi-muzei-v-sele-cher.html

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ В СЕЛЕ ЧЕРКЕХ

Первый в Якутии музей под открытым небом появился благодаря писателю Дмитрию Сивцеву — Суорун Омоллоону. На территории собраны уникальные памятники деревянного зодчества из разных сел Таатинского улуса. Некоторые экспонаты перевезены из Чурапчинского и Мегино-Кангаласского улусов.

 

Таатинская Николаевская церковь

 

Таатинская Николаевская церковь 1912 года постройки. Рядом с ней установлен памятник.

 

Таатинская Николаевская церковь

 

 

 

Чуть дальше Уолбинская часовня. На табличке написано "середина XIX века". Привезена из Игидейского наслега (ныне село Уолба) Баягантайского улуса. Была построена на средства Николая Кривошапкина из Оймякона, женатого на якутке из Уолбы.

 

Уолбинская часовня

 

Распятье, оригинал. Не кажется ли вам, что Иисус имеет якутские черты лица?

 

Распятье Уолбинская часовня

 

Музей расположен на берегах реки Татты и занимает территорию более 11 гектаров. Было очень холодно, к вечеру мороз усилился. Начало темнеть, а нам надо было еще добраться до Якутска. Поэтому экскурсовод музея провела нас только по основным, наиболее интересным объектам. Например в этих юртах проживали политические ссыльные. Экспозиция освещает жизнь и деятельность этих людей. В одной из юрт жил Пекарский. Он был членом революционного общества "Земля и воля", активный деятель массового движения народников. Сослан в Якутию, где прожил с 1881 по 1905 годы. Изучал жизнь и быт якутов, помогал беднякам в судебных делах. Женился на якутке, у них родилось двое детей. За время ссылки составил "Словарь якутского языка", насчитывающий 25 тысяч слов. Неподалеку расположены юрты Трощанского и Алексеева, дом Короленко, школа Ионова, дом-школа Алымова.

 

юрты Трощанского и Алексеева

 

Циновка из конского волоса

 

Циновка из конского волоса

 

А вот вам загадка: что это и для чего? Такие ледяные глыбы можно найти почти на каждой реке.

 

ледяные глыбы

 

Перебираемся на другой берег. Конусообразное строение, похожее на чум, на самом деле летнее жилище якутов — берестяная ураса. Рядом с ним сэргэ, это коновязь. Однако столбик является также культовым сооружением в шаманских традициях.

 

берестяная ураса

 

 

сэргэ, это коновязь.

 

Уникальная мельница-топчанка, привезенная из Сыланского наслега Чурапчинского района. Приводилась в действие рабочим скотом, который находился в специальном загоне и переступал по жердям колеса.

 

Уникальная мельница-топчанка

 

 

Уникальная мельница-топчанка

 

Территория огромная, гулять можно целый день. Часть экспозиции расположена в здании. Мы были рады погреться. На фото портрет богатой девушки. Кто-то задал вопрос о том, как одевались бедные? Одежда была точно такая же, только вместо соболя использовался более дешевый мех.

 

портрет богатой девушки

 

Слева писатель Короленко, справа Алексеев. Петр Алексеев был активным участником народнической "Всероссийской социально-революционной организации". В апреле 1875 года группа была арестована полицией, было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности. Следствие длилось 2 года. На суде Алексеев отказался от защиты и выступил с яркой речью. После этого последовало 10 лет каторги, а потом ссылка в Якутию. Местом поселения был назначен Таатинский улус.

 

Слева писатель Короленко, справа Алексеев

 

Небольшая выставка русских самоваров

 

выставка русских самоваров

 

На первом этаже экспозиция, посвященная основателю музея

 

 

 

 

Рядом есть еще музей истории государственности. Современное здание с теплым (!!!) туалетом. Мы посетили только эту "достопримечательность". На остальное, увы, уже не осталось времени. Но я все равно быстренько пробежалась, буквально за пять минут.

 

музей истории государственности

 

 

музей истории государственности

 

 

музей истории государственности

 

 

музей истории государственности

 

 

музей истории государственности

 

 

музей истории государственности

 

 

музей истории государственности

 

Автор: Nat Zay

 

Фотографии 2001 года!

Церковь 

В церкви 

 

Действительно якутские черты лица 

 

Панорама 

 

Мост 

В урасе  

 

 

 

 

На деревянном быке 

В якутской юрте (балаган) 

На почетном кресле 

Большое спасибо за экскурсию! 

 

Желаю дальнейшего развития музейного  дела в Республике Саха (Якутия)!

 

 Мои посты о музеях:

 День Республики Саха (Якутия). 27.04.2006 

 В Хангаласском краеведческом музее - новая экспозиция!

Японцы посетили единственный в мире Музей Хомуса в Якутске!

Уникальный музей по пути на Кигилях!  

Горный улус. Краткие впечатления 

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: http://nikbara.ykt.ru/

Мой канал на Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

 «Фейсбуке» https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также

                                                                                             Кукушка

            Я родилась в глухой сибирской деревне в конце шестидесятых. Нас было шестеро ребятишек, и мать все время была занята по хозяйству, чтобы нас накормить, обстирать, прибрать. В память навсегда врезались ее сухие, как жерди, вытянутые руки, со вздувшимися жилами и заскорузлыми от вечной стирки пальцами. Я не помню ее сидячей или просто праздно лузгающей семечки с соседками. До сих пор не могу понять, где она брала силы. От рассвета и до заката она стряпала, ходила за скотиной, чистила кастрюли, скребла на ребристой доске белье в скудной пене хозяйственного мыла. Ни о каких сказках и песнях на ночь мы не знали. Я сейчас лицо-то ее вспоминаю отчетливо, только глядя на редкие фотографии. Всегда наклонено лицо было. Над тестом, над корытом, над штопкой. Да и хозяйство было большое. Две коровы стельные, лошадь с ежегодными лошаденками, свиньи. С весны по осень куры в нашем дворе весело копошились в мусоре, щедро одаривая нас оранжево-желточными яйцами… Я самая старшая была. И лет с десяти уже помогала матери, как взрослая тетка. И корову выучилась доить, и за свинюшками ходить, и стирать, и за малыми смотреть…    

Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации