home
user-header

                        
                        
Из таежных приключений отца. Вспомнилось.
4 февраля 2016 г., 00:59 4101

Давненько это было. Я тогда только поступил в институт. Ранней весной, отец со товарищи отправился на промысел в любимую сторону - речка Намана, что в Олёкминском районе Якутии. Пути было около трехсот километров в одну сторону, что немного, если бы была дорога. Но в тайге чаще всего есть только направления, которыми и передвигаются на таких вездеходах, как гусеничный транспортер-тягач. Туда ушли штатно. Без поломок. Подбивая лишь соединительные пальцы в траках гусениц, которые имеют обыкновение при движении любопытно высовываться наружу. Промысел прошел тоже без особых событий со средним результатом. Веселье началось по пути назад.

 

Фотографии также из одной из поездок отца с приключениями

 

 


Для начала пара штрихов к "портрету" вездехода. За габариты и конфигурацию шасси, его иногда называют танкеткой. По сути дела это восьмитонная махина более, чем трехметровой ширины и почти семиметровой длины, способная вместить до двадцати пяти человек (либо две тонны груза) и буксировать что-нибудь, что удастся прицепить для транспортировки. Корпус тягача, называемый в народе лодкой, устроен так, что монстра способна еще и на плаву держаться, если течение и волна не слишком сильные. Для детей и женщин - настоящий танк, только без пушки. Отцу он достался уже изрядно потрепанным, что вынудило сделать капремонт, сменить двигатель и установить сварной кожух вместо брезентового тента на заднюю часть лодки. Поскольку тогда я еще частично принимал участие в ремонте, то могу поделиться, что ворочать все эти железяки - удовольствие то еще. Лебедки, подъемники, ломы, ваги и коллективная "какая-то мать" - всё было в помощь, как говорится. В общем, пепелац был оборудован по всем правилам для коллективных поездок далеко и надолго. В тайгу, то бишь. Еще один штришок. Ввиду того, что нехилый такой двигатель расположен внутри кабины, разговаривать ни внутри, ни рядом с работающим тягачом почти невозможно. А я вообще надевал беруши, чтобы не оглохнуть, когда отец брал меня с собой прокатиться.

 

 

Так вот, на обратном пути, когда до ближайшей деревни оставалось всего-то около ста километров пути таежными полянками, вдруг, перекрывая рев двигателя, раздался похожий на звук корабельной рынды "бздынь", сопровождаемый металлическим скрежетом, который мгновенно обездвижил тягач и привел компанию путешественников в состояние легкой озадаченности, характеризовать которую я здесь не буду из соображений цензуры. Отцу не понадобилось долго выяснять, что случилось. Поскольку он перебрал этот выдающийся образец советского оборонпрома своими руками, то он сразу же вычислил, что проблему надо искать в районе ведущей полуоси, которая крутит ведущую звездочку, а с ней и двухтонную гусеницу. Выяснилось, что полуось просто лопнула пополам. Мужики слегка приуныли и достали остатки "негрустина", чтобы смочить настроение. А отец раскурил походную трубку и присел на ближайший пенек обдумать, как быть дальше. Связи нет. Идти по тайге полтораста километров по снегу и холоду - долго и скучно. Ту еще не ко времени проснулась жаба, при мысли о том, что придется бросать на произвол судьбы технику и добычу.

 

Батя о чем-то задумался.

 

 

Размышления прервал случайный охотник, который возвращался на коне со своего таежного зимовья в деревню. Наскоро переговорив, его быстро проинструктировали, что в деревне нужно наведаться к знакомому старику Анюзину, у которого был аналогичный аппарат, и передать ключевые слова: Георгий Живолун просит дать взаймы правую полуось, чтобы починиться и вернуться из лесу, возврат запчасти гарантируется. "Сёп" (ладно) - сказал по-якутски охотник и сел на своего низкорослого мохнатого якутского конька, который ленивым шагом вразвалочку двинулся в сторону дома. Отец понял, что это надолго.

Недолгая ревизия в инструментальном отсеке, вкупе с найденными железяками и инженерной смекалкой дали отцу идею, как не скучать во время ожидания помощи. Он с помощью мужиков "разбортировал" неисправную часть ходовой и извлек на свет божий сломанную полуось. Затем он вручил мужикам дрель с ручным приводом и поручил просверлить отверстия в каждой их половинок сломанной полуоси. Мужики решили, что отец просто издевается над ними, поскольку сверлить такие куски прочного металла - это все-равно, что отверткой проковырять лиственничный брус. Но отец был непреклонен: пилите, Шура, пилите. На удивление всем, мужики примерно за сутки справились с заданием, сменяя друг друга по очереди, чтобы не прерывать процесс. В воздухе и их головах повис главный вопрос - нафига это надо было? Отец достал примерно подходящий по диаметру отрезок трубы, просверлил в нем такие же отверстия, срастил с его помощью сломанную полуось и закрепил это дело шплинтами из подходящих гвоздей. "Да ладно", - усмехнулись мужики - "Это же не будет работать". Когда всё собрали, отец "шепотом" тронул тягач с места. В салоне стали делать ставки - через сколько метров это накроется медным тазом, и они лягут отсыпаться после трудовых суток.

Охотник, отправленный за помощью, выспался после возвращения из тайги и наутро навестил старика Анюзина с просьбой о запчасти. Тот приволок из гаража железяку и попросил передать Георгию привет. Охотник снарядил коня, навьючил на него полуось и со вздохом отъехал от ворот. А в это время на околице показался ползущий "шепотом" вездеход, в котором отец вез спящих вповалку товарищей.

 

 

 

  • 4 февраля 2016 г., 01:32
    axlerage   Пожаловаться

    С душой. Какова сейчас судьба вездехода? 

     

    Где смекалка и сноровка там и палка что винтовка! 

  • 4 февраля 2016 г., 06:09
    Фантазер   Пожаловаться

    В 2007 году, в октябре с Георгием Живолуном на этой знаменитой танкете ездили в археологический рейд до Бирюка. Мир тесен :)

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 14:56
      TUTOR   Пожаловаться

      Фантазер, классно.)) Будете смеяться, но так же может сказать и Михаил Ефимович Николаев, которого батя возил по реке Олёкме.)) И еще куча народу.)))

  • 4 февраля 2016 г., 06:13
    Фантазер   Пожаловаться

  • 4 февраля 2016 г., 07:26
    vsk   Пожаловаться

    Землякииии!

  • 4 февраля 2016 г., 09:18
    AntonTretiakov   Пожаловаться

    Душевно :) А двигатель в нём какой стоял? История у меня была похожая, может быть, расскажу потом :) Но там без посторонней помощи не обошлось.

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 14:58
      TUTOR   Пожаловаться

      AntonTretiakov, отец менял движки. Первоначально стоял судовой 3Д6. Потом он ставил трелевочный дизель. Какой именно был тогда - не могу сказать.

      • 4 февраля 2016 г., 15:20
        AntonTretiakov   Пожаловаться

        TUTOR, ну у вас серьёзная машина :) У нас был вездеход ГАЗ-71, он скромнее, но лазил отлично. А вот на тракторе мы упустили гусеницу и долго пытались снова её надеть на ДТ-75, да так и не смогли, пока вдруг не услышали в тайге за 50 км до ближайшего жилья работающий ДТ-75 предыдущей версии с маленькой кабиной. Он и помог.

        • Автор
          4 февраля 2016 г., 15:40
          TUTOR   Пожаловаться

          AntonTretiakov, ГАЗушка тоже хороши агрегат. Экономичный. Повезло, что трактор попался. Хотя мне что-то подсказывает, что и в вашей ситуации можно было что-то придумать. ;-) 

  • 4 февраля 2016 г., 09:22
    Detmar   Пожаловаться

    вывод-на охоту на коне нужно ездить:)

  • 4 февраля 2016 г., 10:29
    masternicmail   Пожаловаться

    Чисто технически этот план по "реанимации" полуоси представляется из области фантастики. Этот мастер - механик воистину смог бы с помощью кувалды и "какой-то матери" починить космический корабль !

    Таким отцом можно и нужно гордиться ! 

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 15:01
      TUTOR   Пожаловаться

      masternicmail, для меня до сих пор остается невероятным - как выдержали нагрузку шплинты и сколько он их сменил, пока доехал.)) Срастить куском трубы - самый очевидный способ. А если она еще и диаметром максимально прилегает к полуоси, то соединение будет очень надежным. И да, я горжусь.)) Спасибо!))

  • 4 февраля 2016 г., 12:39
    Люба_летняя   Пожаловаться

    Четко ! Отец-молодец, Кулибиных в России матушке не пересчесть, и это радует
     

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 15:05
      TUTOR   Пожаловаться

      Люба_летняя, спасибо! Я начал вспоминать хотя бы те случаи, где сам был свидетелем смекалки и инженерной мысли отца - можно написать целый сборник рассказов.))

  • 4 февраля 2016 г., 12:47
    potapovski   Пожаловаться

    отлично излагаете))) 

  • занятно....как интересно шплинты не срезало..чудеса

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 15:10
      TUTOR   Пожаловаться

      Добрыхделмастер, это самое удивительное, что с учетом механических свойств разных металлов и испытываемой нагрузке идея все-таки сработала. А заменить сработавшиеся шплинты дело несложное. Вал полуоси проходит внутри корпуса, на подшипники опирается в узловых точках. Тут скорее надо отдать должное искусному управлению тягачом, обеспечившему отсутствие рывковых нагрузок - плавность старта и хода, недопускание рывков двигателя. 

  • 4 февраля 2016 г., 14:47
    dancer   Пожаловаться

    может быть по 2-3 шплинта на каждой половине было в разных проекциях ?

    ато 1 шплинт в половине както слишком удачно, что не слизнуло

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 15:16
      TUTOR   Пожаловаться

      dancer, я не уточнял их количество. После того, как еще в моем школьном детстве отец при мне, буквально на коленке, рассчитал Т-образную конструкцию поливальной установки, вращающуюся от реактивной силы струй воды, вытекающих их горизонтальных патрубков, с учетом производительности бытового насоса "Кама", я даже не сомневаюсь, что в данном случае, с учетом примерных значений нагрузок и показателей физических свойств различных металлов, со шплинтами он также прикинул необходимое сочетание и конфигурацию "заплатки" на вал.)))

      • 4 февраля 2016 г., 15:18
        dancer   Пожаловаться

        TUTOR, знакомые так панару делали из березы, чтоб до города доехать, потом еще неделю так и ездила машина, т.к. сразу не смогли найти нужную =)

        • Автор
          4 февраля 2016 г., 15:42
          TUTOR   Пожаловаться

          dancer, бывало такое, да. Знакомый даже шестерни из капа точил.))

  • 4 февраля 2016 г., 15:24
    V1nSand   Пожаловаться

    Даа... Настоящий Техножрец. Респект

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 15:43
      TUTOR   Пожаловаться

      V1nSand, спасибо!)) Батя уникум в этом отношении. Всю жизнь за ним наблюдаю, и каждый раз сумеет чем-нибудь, да удивить.)))

  • 4 февраля 2016 г., 15:24
    Ivera   Пожаловаться

    речка Намана не дает покоя водителям, своенравная, ошибки "не прощает". Зачем весной ездить на такой махине? дороги гробит конкретно. Пусть будет "памятником" у дома.

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 15:47
      TUTOR   Пожаловаться

      Ivera, не дает покоя, угум-с. Ширина гусеничной ленты у ГТТ порядка 53 см. Длина соприкосновения с почвой около 7 метров. Вес ГТТ около восьми тонн - распределяется равномерно по площади соприкосновения двух гусеничных лент. Удельный вес на почву сумеете рассчитать, чтобы сравнить с повреждениями от автомобильной техники? ;-) Это и будет ответ на вопрос - кто гробит дороги и почву.

  • 4 февраля 2016 г., 16:49
    dancer   Пожаловаться

    а на 1 фото, за танкеткой, стоит ЧТОТО еще с лодкой наверху - что там ? )

     

    и еще вопрос - а как лодки то спускали ? канатами ?

    • Автор
      4 февраля 2016 г., 17:22
      TUTOR   Пожаловаться

      dancer, вторая танкетка. ))) Фото из другой поездки. Не той о которой речь в рассказе.

      Когда носом в лужу ухнули, пытались выйти своим ходом (там можно связанные бревна на гусеницах разглядеть). Вездеход и встал в такое положение "на попА". А после подошел второй вездеход, который и оказал помощь. Именно он с лодкой на крыше и виднеется позади.

  • 5 февраля 2016 г., 13:57
    nastjonysh   Пожаловаться

    Очень классный пост: батя, история, вездеход, фото, текст! Пишите еще - будем читать с удовольствием!

    • Автор
      6 февраля 2016 г., 02:33
      TUTOR   Пожаловаться

      nastjonysh, спасибо!)) Постараюсь делиться по возможности.)))

  • 5 февраля 2016 г., 22:39
    Coco_sha   Пожаловаться

    Прочитала и хорошо на душе, спокойно и умиротворенно. С такими людьми, наверное, так всегда. И это просто здорово.

    • Автор
      6 февраля 2016 г., 02:34
      TUTOR   Пожаловаться

      Coco_sha, именно так. С батей всегда спокойно и надежно в любой ситуации. Стараюсь у него этому учиться.))

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации