home
user-header

                        
                        
Об авиакатастрофах
7 марта 2018 г., 13:48 499

Так сложилось, что с большим интересом отношусь к тематике авиастроения. Интересуюсь истоками развития. И, конечно, не обошлось без повышенного внимания к выдающимся советским авиаконструкторам. В связи с происходящими катастрофами, и несмотря на то, что две недавние трагедии случились с самолетами Антоновского КБ, вспомнился без преувеличения великий советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. И вот почему.

 


 

Помимо того, что он был первооткрывателем очень многого в мире авиации, он пережил еще ряд знаковых катастроф своих детищ. Впоследствии это отразилось в виде нескольких инфарктов, хоть он и дожил до преклонного возраста. И возможно ли представить все эти переживания в душе одного человека?  

 

Так первой знаковой катастрофой было крушение в 1935 г. АНТ-20 "Максим Горький". Это был агитационный самолет, созданный на базе предшествующей ему модели многомоторного бомбардировщика, и самый крупный самолет своего времени. Стоит оценить масштаб этого воздушного судна. Площадь внутренних помещений составляла 100 кв.м. Он брал на борт 70 пассажиров, экипаж составлял 20, а обслуживающий персонал - 8 человек. Был оснащен много чем, включая автономную электрическую энергоустановку, автопилот (1935г.!) и т.д. 

 

 

Само крушение произошло 19 мая 1935 года во время демонстрационного полета на центральном аэродроме столицы. А причиной тому стал пилот самолета сопровождения, который начал в непосредственной близости от АНТ-20 выполнять фигуры высшего пилотажа и допустил столкновение. Погибло 49 человек, включая и самого пилота самолета сопровождения. Что тогда довелось пережить авиаконструктору, вряд ли удастся представить. 

 

Вторая знаковая катастрофа произошла с улучшенной версией АНТ-20бис, построенном в 1938 году. В декабре 1942 года он выполнял рейс из Узбекской ССР в Туркменскую ССР. В ходе этого рейса он перевез 85 пассажиров и почти 2 тонны груза. На обратном пути в Узбекскую ССР, когда на борту самолета находилось 26 пассажиров и 10 членов экипажа, произошла катастрофа. Во время полета воздушное судно неожиданно ушло в пике и врезалось в землю. Погибли все.

 

 

Расследование показало, командир экипажа Говяз разрешил поуправлять авиалайнером летевшему пассажиру — пилоту Козлову. Присматривать за Козловым должен был второй пилот Тропиков, сам же Говяз из кабины вышел. При этом надо отметить, что на подлокотнике кресла пилота был установлен выключатель электрического механизма управления углом установки стабилизатора. По какой-то причине (случайно или преднамеренно) Козлов включил этот механизм, в результате чего верхняя кромка стабилизатора начала подниматься, тем самым переводя самолёт на пикирование. Из-за растерянности и небольшой высоты полёта Козлов не успел исправить развитие ситуации. Второй пилот Тропиков, в свою очередь, либо своевременно не заметил этого, либо не успел предпринять активные действия, чтобы избежать сваливания авиалайнера.

 

И если для большинства людей это безусловная трагедия, то для авиаконструктора - это трагедия в квадрате. Одно дело, когда случаются авиапроисшествия в ходе испытаний новой модели самолета, хотя если при этом гибнут летчики-испытатели, идущие на сознательный риск, менее трагичным это не становится. Другое дело, когда самолет терпит крушение в ходе серийного полета, да еще и с пассажирами. И третье испытание катастрофами ждало Андрея Николаевича Туполева уже накануне его семидесятилетия, когда был запущен в серию первый советский магистральный реактивный самолет ТУ-104. 

 

 

 

 

К слову сказать, когда в рамках первого визита Хрущева в Великобританию в 1956 году, он прибыл на этом самолете в Лондон, был произведен настоящий фурор. Помимо того, что это был один из самых красивых самолетов своего времени, сам факт его появления "у этих русских" был полной неожиданностью. Кстати, там был еще и забавный эпизод, когда нужно было в несколько групп перевезти труппу Большого театра и прочих участников важного международного мероприятия, лондонская пресса стала язвить на тему того, что русские хотят создать видимость нескольких машин и для этого переписывают на самолете бортовые номера. Когда об этом доложили Хрущеву, то распорядился пригнать в Лондон все три имеющиеся к началу эксплуатации машины/

 

 

Но, вернемся к авиапроисшествиям и катастрофам. 17 октября 1958 года, менее чем за две недели 70-летнего юбилея авиаконструктора, в Вурнарском районе Чувашской АССР потерпел крушение самолет ТУ-104, перевозивший их Пекина в Москву 71 пассажира, в числе которых была делегация китайских и корейских комсомольских и партийных активистов. Это была уже вторая катастрофа ТУ-104 с человеческими жертвами, не считая серии авиапроисшествий, где пилоты справились с возникшими трудностями. Но на этот раз, это была тройная катастрофа. Помимо гибели людей и крушения воздушного судна, назревал международный скандал. Невзирая на преклонный возраст, у Андрея Николаевича в тот момент было еще громадьё планов. И эта трагедия могла поставить крест на всей жизни авиаконструктора и его самолета, как в профессиональном, так и прочих смыслах, поскольку здоровье тоже не железное. Но и здесь Туполев сумел выяснить причины крушения, хотя бортовых самописцев (черных ящиков) на самолетах тогда не устанавливалось, да и атмосферные явления на высоте 11 тысяч метров, которые могут повлиять на воздушное судно, летящее со скоростью 800 км/ч, были еще как следует не изучены. Предполагалось, что на такой высоте восходящих и нисходящих потоков быть не может, что свойственно более низким слоям атмосферы.

 

 

Следует отметить также, что даже тогда, когда стало понятно, что самолёт обречён, командир экипажа Гарольд Кузнецов продолжал без паники, чётко комментировать всё происходящее и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю. Благодаря этой невероятной трансляции были сделаны выводы о том, что экипаж сделал все возможное, чтобы спасти воздушное судно и пассажиров, но недостатки конструкции помешали этому.

 

В чем была причина трагедии? Оказывается, на большой высоте все-таки бывают мощные восходящие потоки, в результате которых ТУ-104 устремился почти вертикально вверх до высоты в 13 тысяч метров, а когда потерял скорость, то устремился в крутое пике. Это эффект подбрасывания в авиации назовут подхватом. А метеорологи дадут этим потокам свое название - турбулентность ясного неба. Из пикирования Гарольд Кузнецов с коллегами пытался вывести до последнего. На высоте около 2 тысяч метров им даже удалось уменьшить траекторию снижения. Но нехватка хода руля высоты помешала успеть выйти из пике. 

 

В кратчайшие сроки Туполев сумел разобраться в причинах крушения и принял меры к тому, чтобы решить как вопросы технического несовершенства конструкции и повысить безопасность самолета, так и исключить вопрос о снятии самолета с эксплуатации и производства. Понятное дело, что определенная объективность причин трагедии помогла урегулировать и международную сторону этой трагедии. 

 

Сейчас, когда происходит какое-либо авиапроисшествие с благополучным исходом или, не дай бог, катастрофа с человеческими жертвами, я всегда напряженно жду результатов расследования. Конечно, сейчас, казалось бы, изучено уже почти всё в авиастроении и воздухоплавании нынешнего этапа. Тем более, что интересующиеся авиацией знают, какой ценой дался этот опыт, включая технику безопасности и инструкции. Но каждый раз, когда это происходит, хочется детально понять - почему. И каждый раз хочется надеяться, что вот теперь точно в последний раз.

 

p.s. Фото из Интернета.

Избранное
  • 7 марта 2018 г., 14:04
    Кот_в_Унтах   Пожаловаться

    И как бы потом не говорили что на самолете безопаснее чем в автомобиле ,так как по "статистике" больше всего катастроф или аварий на авто...ну дык численность одного и другого не соизмеримо так то... 

    сколько машин и сколько самолетов.

    а так конечно страшновато это все. 21 век, а у нас по прежнему те же проблемы с самолетами что и в 90-ые. 

    • Автор
      7 марта 2018 г., 14:16
      TUTOR   Пожаловаться

      Кот_в_Унтах, я бы не стал сравнивать статистику погибших и пострадавших на дорогах с количество жертв авиакатастроф. За 2017 года на дорогах России только погибших 5,7 тысяч человек. В авиакатастрофах во всем мире погибло в 2016 году - 303 человека (16 катастроф), а в 2017 - 76 человек (9 катастроф). Данные  Aviation Safety Network (ASN). 

       

      Да и проблемы у нас уже совсем другие, нежели в 90-х. Тогда сплошь были контрафактные запчасти, некачественное топливо и т.д. Сейчас, чаще всего, человеческий фактор. Иногда еще терракты. 

      • 7 марта 2018 г., 14:21
        Кот_в_Унтах   Пожаловаться

        TUTOR, а что подразумевается под человеческим фактором? Неопытность ввиду того что нет практики (опять же из 90-ых, смотрел передачу когда пилоты жаловались что у них просто тупо нет горючего чтобы летать и практиковаться... может быть усталость  тогда куда медкомиссия смотрит? Прости Господи нетрезвость? Помните фильм с Дензилом Вашингтоном про то как он бухал и врезался , это увы тоже имеет место быть. Часто слышим ошибка пилота. Как??? Как может ошибиться пилот за плечами которого тысячи часов лету?

         

        • Автор
          7 марта 2018 г., 14:34
          TUTOR   Пожаловаться

          Кот_в_Унтах, ну, фильмы хоть и основываются порой на реальных событиях, но не всегда являются основанием для общих выводах. А как случилось, что пилоты АН-148 не включили систему подогрева датчиков давления? Как пилоты не смогли уйти на второй круг в Казани, когда погиб сын Миниханова? Как допустили критическое снижение пилоты ТУ-154 Министерства обороны в Сочи? Вот это и означает человеческий фактор. Если уж и делать какие-то обобщающие выводы, то на основе мнения профессионалов по факту разбора результатов расследования. Один из них очень хорошо освещает эти события. Денис Окань - командир Боинг-737 авиакомпании S7. И это только один из профессионалов, который делится профессиональными размышлениями, а не налегает на желтую прессу с её домыслами и предположениями.

          • 7 марта 2018 г., 14:35
            Кот_в_Унтах   Пожаловаться

            TUTOR, ну вы же понимаете, что невсегда говорится вся правда, даже мнения экспертов. Вспомните даже те катастрофы, причины которых мы до сих пор не знаем

            • Автор
              7 марта 2018 г., 14:41
              TUTOR   Пожаловаться

              Кот_в_Унтах, вы о малазийских боингах сейчас? Так ведь один вообще бесследно исчез на просторах океана. А "расследование" крушения второго - это цирк какой-то. 

  • 7 марта 2018 г., 14:48
    pons   Пожаловаться

    Из моделей самолетов чаще всего терпят катастрофы Боинги-747 и -737, а также Ту-154.

     

    • Автор
      7 марта 2018 г., 15:18
      TUTOR   Пожаловаться

      pons, да, я знаком и с этой статистикой. Но тут тоже не все так однозначно, как любят говорить дочери кондиционеров. Распространение боингов в мире, и интенсивность авиаперевозок в самих США может повлиять на конечные цифры, если дополнить данные и факторы. Это ведь цифры в абсолютных показателях. А относительные могут выглядеть несколько иначе.

    • 7 марта 2018 г., 15:34
      ХимХим   Пожаловаться

      pons, 

      Табличка так себе, почти что фуфловая. 

      Думаю, что все таки чаще всего в США разбиваются самолеты и вертолеты малой авиации, а не Боинги. Ну типа когда граждане за хлебом на самолете летят где нибудь на Аляске. 

      А в РФ малой авиации нет, ну кроме хлама совецких времен на аэродромах ДОСААФ

  • 7 марта 2018 г., 14:56
    ХимХим   Пожаловаться

    Пофигизм деятелей из военно-транспортной авиации общеизвестен.

    Сколько выдвигали версий, когда военлетуны хор им Александрова угробили, теперь опять самолет разбился в Сирии. Пилотов BТА на плац и пусть там строевую подготовку по потери Пульса отрабатывают, после каждой катастрофы - вместе с ихними толстожёппыми хенералами...

  • 7 марта 2018 г., 23:09
    prorochestvo   Пожаловаться

    Канал "SkyShips" на Youtube

    Всё об авиации. Интересно всё рассказывают.

  • 11 марта 2018 г., 16:36
    sanya9997   Пожаловаться

    смотрите national geographic там есть программа расследование авиакастроф постоянно смотрю очень интересно

  • 21 марта 2018 г., 02:41
    Mylena2000   Пожаловаться

    Максим, очень интересно 🏻

    • Автор
      21 марта 2018 г., 04:18
      TUTOR   Пожаловаться

      Mylena2000, когда интересуешься вопросом, это всегда очень интересно. Есть замечательные "Записки авиаконструктора" А.Н. Яковлева. 

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации