home
user-header

                        
                        
Моторы-колеса
28 сентября 2018 г., 13:43 1112

Публикации о восстановлении старых мотоциклов напомнили мне собственное из отрочества. 

 

 

Вероятно, каждому мальчишке всегда мечталось обладать каким-нибудь механическом чудом. Я не был исключением. Но я понимал, что в мои 12 лет, кроме велосипеда мне ничего не светит. Во-первых, матушка будет категорически против, и получить у нее согласие не удастся. А во-вторых, вожделенный двускоростной мопед Рига-22 стоил в магазине 205 рублей, что составляло полторы зарплаты моей матушки. Поэтому я смотрел на одноклассников, рассекающих на Ригах и Карпатах с тихой и грустной завистью. Но вот однажды...


 

Однажды, мне удалось найти в этом вопросе взаимопонимание с отцом. Он понимал мое желание стать обладателем такого механического "коня", но также объяснял мне, что это не очень реальное желание по указанным причинам. Спустя какое-то время у нас с ним появился компромиссный вариант. Тогда в продаже бывали еще и мотовелики. Это такой гибрид велосипеда с мопедом. А тут еще и стало известно, что в райпотребсоюзе по дешевке распродают разукомплектованные остатки мотовеликов Рига-13

 

 

В итоге, путем долгих споров и уговоров, мы добились разрешения от мамы, купить мне этот мотовелик за 45 рублей. Моему счастью не было предела, когда мы привезли это чудо домой. Однако сразу же возникло печальное обстоятельство: в силу моего тогдашнего малого роста, мотовелик для меня оказался слишком высоким. Сидя в седле, я сильно не доставал ногами до земли. И это могло помешать мне безопасно ездить. Но, как говорится, было бы желание, а выход найдется. 

 

Я провел небольшую модернизацию своей Риги. Вместо переднего колеса большого диаметра, я поставил значительно меньшее от Риги-22. Да и высокое седло велосипедного типа я заменил на плоское мопедное всё от той же двадцать второй. С запчастями тогда проблем не было, поскольку отъездивших свое мопедов тоже было в избытке, и они хранились в кладовках и гаражах мертвым грузом. После такой модернизации мотовелик стал вполне приемлем для безопасной езды на нем. Ну и всё остальное было изучено и настроено мною с такой любовью, что желаемые 35-40 километров в час мой "конь" выдавал спокойно. Скорость я знаю потому, что на дороге меня неоднократно сопровождал отец на автомобиле. 

 

Был у меня одноклассник, которому еще раньше его родители купили двадцать вторую. Но насладиться ездой он в полной мере так и не успел. "Выгуливая" свой мопед, он настолько углубился в красование перед местными ребятами, что со всего маху влетел сзади под припаркованный у обочины КРАЗ. От серьезных травм спас шлем. А вот мопед был покалечен основательно. И, поскольку ни сам одноклассник, ни его отец к технике не имели никакой склонности, то разбитая Рига-22 так и лежала у них в кладовке. Глядя на мои мелькания на дороге на тринадцатой, одноклассник не вытерпел и сделал мне предложение. Он знал о моей мечте от двускоростном мопеде. Так же он знал, что с техникой у меня, сына профессионального механика, проблем не возникает никаких. И вот, он предложил мне обмен. Мол, тебе всё равно отремонтировать нетрудно, а я хотя бы кататься смогу. Поэтому обмен более дорого неисправного мопеда на недорогой но исправный мотовелик представлялся справедливым. Правда, вопрос снова пришлось утрясать с родителями, поскольку у моих возникли опасения, что впоследствии могут быть какие-либо претензии. Но, заручившись устными гарантиями родителей одноклассника, обмен состоялся, и я поволок домой вожделенное но неисправное чудо.

 

Около трех недель я с упоением перебирал этот мопед буквально до винтика, заменяя неисправные части. Оказалось, что в довесок к бою, у мопеда был еще и перегретый двигатель, что не давало ему ни нормально заводиться, ни развивать мощность. И тогда я по запчастям собрал ему другой двигатель. У Риги-22 было два типа штатных двигателей S-62 и V-50. Старый и убитый S-62 я снял, а собранный мною по запчастям V-50 поставил. Мопед ожил. В моих руках он работал, как часы. Заводился "с полпинка", развивал скорость до 60 километров в час, и при этом не "орал", как у других, поскольку "болезнь" этого мопеда с вечно сифонящим и быстро прогорающим глушителем была мною устранена. У моего мопеда были даже фонари сигналов поворота от старого мотоцикла, которые я раздобыл по случаю. Вот, правда, реле прерывателя на 6 вольт мне найти так и не удалось. В общем, я был обладателем самого настоящего "недомотоцикла" в идеальном внешнем и техническом состоянии.

 

 

Кстати, прослужил мне этот мопед верой и правдой до 16-ти лет, пока я не заработал денег на мотоцикл Минск. К тому же, в рамках профориентационного школьного обучения автоделу, ГАИ провела у нас в школе викторину между 9-ми и 10-ми классами. Главным призом были водительские права категории "А" (мотоциклы). Мы, девятиклассники, тогда одержали победу над старшими. А уже между собой боролись за личную победу. Победителей с равным результатом оказалось двое: мой одноклассник и я. Поэтому в 16 лет у меня были все законные основания претендовать на мотоцикл, и матушка ничего не могла с этим поделать.

 

А однокласснику моему снова не повезло. Он гонял на выменянной Риге-13 всего неделю. Однажды, он поехал кататься, как обычно, и доехал до одного не очень благополучного микрорайона, где его остановили парни постарше и "попросили" прокатиться. В общем, свой мотовелик он подобрал спустя два часа в напрочь разбитом состоянии. А поскольку для ремонта требовалось очень много усилий и запчастей, включая сварку лопнувшей рамы, то Рига-13 благополучно сменила на "посту" в кладовке свою предшественницу. Вот такие вот воспоминания из советских восьмидесятых.

 

 

UPD: Кстати, вспомнился еще один мопедный эпизод из детства. Наши даченские пацаны, однажды, решили съездить до поселка Нефтебаза. Это километров 7-8 от границы города по гравийной тогда еще дороге. Как только выехали  с Нефтебазы в обратный путь, у одного кончился бензин. Теоретически, можно было бы скинуться понемногу, и он доехал бы до города. Но ребята опасались, что тогда им самим может не хватить. В итоге решили "стрельнуть" бензинчику у проезжавших грузовиков. Остановили дизельный МАЗ. 
- Дяденька, дайте немного бензина, пожалуйста, а то мы до города доехать не можем. 
- Какие проблемы, ребята, конечно дам! - сказал водитель.
Достает ведро, шланг и сливает в него из бака соляру.))) Налил с полведра и спрашивает "кому налить?" Подходит к нему пацан с мопедом, и тот щедро так наливает ему соляры в бак. Оглянулся и спрашивает "Может кому еще?" И тут пацаны радостно пооткручивали крышки своих бензобаков.
- Берите, ребята, мне не жалко! - ласково говорил водитель, заливая всем желающим дизтопливо.)))
Когда я увидел их, обессиленно катящих свои мопеды уже на дачах, и узнал причину этого, ржал, как запасной конь Буденного. Думал, что живот лопнет. 🤣

Избранное
  • 28 сентября 2018 г., 13:49
    Дьуу   Пожаловаться

    МажОр! У меня и велика путного не было, оттого и злой наверно. 

  • 28 сентября 2018 г., 13:50
    HamsterHamster   Пожаловаться

    Прикольно

    Я велик Урал реанимировал в 7 лет на этом мои способности механика исчерпались

    • Автор
      28 сентября 2018 г., 14:02
      TUTOR   Пожаловаться

      HamsterHamster, классный был велик. Брутальный такой. Я на сестренкином Урале под рамой катался.))) А у самого был сначала Лёвушка, а потом Салют.)))

      • 28 сентября 2018 г., 14:05
        HamsterHamster   Пожаловаться

        TUTOR, у меня только Космос, а Урал со свалки собрал

        • Автор
          28 сентября 2018 г., 14:07
          TUTOR   Пожаловаться

          HamsterHamster, кстати, ведь не было ничего зазорного в том, чтобы подобрать кем-то выброшенное и отремонтировать. А сейчас скажут "фу, нищеброд, не может купить себе нормальный в магазине".)))

          • 28 сентября 2018 г., 14:12
            HamsterHamster   Пожаловаться

            TUTOR, ну раньше был колхоз а нынче колхоз презирается потомками этого же колхоза. дебилизм.

            ну и сейчас на свалку редко что выбрасывают, народ пытается всё кому нибудь втюхать. с одной стороны это хорошо, лишний раз не засоряют.

            да и раньше помню, даже в 90х за пару пузырей водки можно было спокойно купить какой нибудь минск или восход на ходу х)

            • Автор
              28 сентября 2018 г., 14:16
              TUTOR   Пожаловаться

              HamsterHamster, да, пожалуй. Вспомнил, кстати, что нас таких, кто собрал себе мопед из хлама, было двое в классе. У второго одноклассника была восстановленная Рига-16. Даже в те времена довольно раритетный. И он тоже содержал свой мопед в идеальном состоянии. Мы частенько с ним соревновались в скорости, но были примерно на равных. )))

               

               

               

              • 28 сентября 2018 г., 14:18
                HamsterHamster   Пожаловаться

                TUTOR, а я мопеды не застал

                • Автор
                  28 сентября 2018 г., 14:19
                  TUTOR   Пожаловаться

                  HamsterHamster, жаль. Это была настоящая подростковая романтика. Именно с тех пор  обожаю запах бензина.)))

                  • 28 сентября 2018 г., 14:26
                    HamsterHamster   Пожаловаться

                    TUTOR, раритетные были, но в очень печальном состоянии.

                    в моем детстве все гоняли на минсках и восходах, особо шарящие ездили на Ижаках типа планета и юпитер. а мы с братьями любили хардкор и бывало гоняли на урале без коляски xD

                    • Автор
                      28 сентября 2018 г., 14:34
                      TUTOR   Пожаловаться

                      HamsterHamster, Урал без коляски был реальным хардкором.))) Не все взрослые и сильные мужчины рисковали так ездить. А на мотоциклы мы перешли позже. Сообразно возрасту и физическим возможностям. В 12-13 лет садиться на мотоцикл было реально рано и опасно. Зато потом у нас бывали забавные случаи. Обычно мы любили кататься на мотоциклах гурьбой со всего дачного околотка. При этом, местные ГАИ-шники об этом знали и регулярно "охотились", поскольку водительских прав не было практически ни у кого. И когда возникала ситуация опасности захвата нашей толпы на колесах, народ обычно давал по газам, а я отставал, давая себя, как легкую добычу, к тому же не нарушая ПДД. Когда сотрудники ГАИ тормозили такую "синицу в руках", то были нимало озадачены, мол, чего ты убегал-то, если у тебя на руках есть все документы и они в порядке? Я объяснял, что никаких побегов с моей стороны не было. Я просто ехал по дороге не нарушая никаких правил. А пацаны в это время "рассасывались" по всему дачному посёлку.)))

                      • 28 сентября 2018 г., 14:40
                        HamsterHamster   Пожаловаться

                        TUTOR, а у нас в селе никого не было из ГАИ xD

                        Знаю нескольких мотопсихов которые чуть ли не с пелёнок на мотоциклах ездили. Правда к 16 годам у всех сотрясения мозга и прочие переломы

                        • Автор
                          28 сентября 2018 г., 14:42
                          TUTOR   Пожаловаться

                          HamsterHamster, у нас один из одноклассников так на выпускной явился на костылях и со сломанной рукой. Докатался, называется. Умудрился в чистом поле с другим мотоциклом одиночкой в лоб схлестнуться.)))

  • 28 сентября 2018 г., 13:51
    Дьуу   Пожаловаться

    Во люди работали в ГАИ! Были же люди как люди и вдруг все сразу стали кретины (пид..ы) парадокс!

    • Автор
      28 сентября 2018 г., 14:04
      TUTOR   Пожаловаться

      Дьуу, ну, нехороших людей всегда и везде хватало. Но бывали и легендарные. В Олёкминске в шестидесятых-семидесятых был свой "инспектор-водка". Все его знали и уважали потому, как был неподкупный и справедливый.)))

  • 28 сентября 2018 г., 14:31
    vitham   Пожаловаться

    У меня почти такой же случай))) у одноклассников и сверстников были уже мотоциклы в девятом классе, а у меня токо велик))) и вот отец купил десятом мопед газовый я был очень доволен)) и мы трое друзей: у одного мотоцикл, у другого двухскоростной мопед и я на газовом по вечерам катались)) и всегда они меня ждали уехав далеко))) и вот однажды у друга двухскоростной сломался и не ездил долго))) с завистью смотрел на нас))) однажды я ему предложил махнуться мопедами))) и тоже долгое согласование шло с родителями))) ну потом устно все было согласовано)) и я забрал мопед двухскоростной сделал его))) пока его делал друг на моем мопеде отсекал))) и вот я начал ездить))) было радость, что я сам сделал))) и на двухскоростном до 60 км/ч ездил))) было клево, но увы радости настало конец, друг угробил мопед и его родители сказали забери обратно, а мои не стали ссорится и я обратно отдал, а тот мопед не стал брать, т.к. скоро школу окончу и уеду)))

    • Автор
      28 сентября 2018 г., 14:39
      TUTOR   Пожаловаться

      vitham, мде, печальный исход, конечно. Непорядочно поступили люди. А вот родители моего одноклассника слово свое сдержали. Однажды даже разговор с ними об этом вышел, когда и мотовелик был угроблен. Отец одноклассника сказал, что раз уж сыну так фатально не везет с техникой, то не стоит ему до поры этим заниматься. Поэтому мое мопедное счастье было ими гарантировано.

  • 28 сентября 2018 г., 14:57
    vitham   Пожаловаться

    Ну родители этого друга как бы и родственники были, но они были пьющими и поэтому всегда у них денег не хватало, а с такими связываться из-за мотика не хотелось))) ну это у их совести))) я не жалею, за то приучился к технике)))

  • 28 сентября 2018 г., 16:23
    ejikov   Пожаловаться

    Недавно восстановил 1986 г.в.

     

     

     

  • 28 сентября 2018 г., 16:24
    ejikov   Пожаловаться

    Рига-26

  • А у меня карпаты был, эх детство.. 🤗🙂

  • 28 сентября 2018 г., 18:21
    acu30   Пожаловаться

    Этот хер на мазе специально залил подросткам соляру? Ничего смешного в этом не вижу.

    • Автор
      28 сентября 2018 г., 18:25
      TUTOR   Пожаловаться

      acu30, урок, называется. Зато сразу и на всю жизнь.)))

    • 28 сентября 2018 г., 19:31
      Артём Егоров   Пожаловаться

      acu30, действительно,очень мерзкий поступок

      • Автор
        28 сентября 2018 г., 20:00
        TUTOR   Пожаловаться

        Артём Егоров, да что мерзкого-то? Пацанам по 14-15 лет, лбы уже великовозрастные, а матчасть не знают. На дворе лето и белый день. Советское и безопасное время. До города не так далеко. Так что мужик проучил недорослей, чтобы думали в следующий раз, что и как делают.

  • 29 сентября 2018 г., 05:21
    Parkso   Пожаловаться

    в детстве, как то перевернулись на Туле. Не прошло и 10 секунд, как одноклассник говорит мне, че разлегся вставай и помогай поднять)))Кстати, Электроник в фильме на Верховине ездил, или на Риге?

  • 29 сентября 2018 г., 05:45
    Kimo   Пожаловаться

    Да было время, в нашей деревне пацаны постарше тоже гоняли на мопедах, только нового ни у кого не было. Собирали из того что было. Видимо со снабжением в Советское время в глухой якутской деревне были проблемы. Нас малявок на пушечный выстрел не подпускали. Максимум что позволяли это когда надо было с толкача заводить, звали на помощь.

  • 29 сентября 2018 г., 07:07
    iBUYGUNS   Пожаловаться

    Помню у друга был велик, с установленным на раме моторчиком, на котором мы гоняли...Отличная была вещь. И почему такие не делают сейчас, шли бы на ура, после засилья разного забугорного, отстойного ширпотреба. Да ещё поставили бы широкие колёса и отбоя от покупателей бы не было...Ну жидовское государство, делают разное, ненужное, показушное и дорогое дерьмо, а нужное для людей ничего и нет...

  • 29 сентября 2018 г., 07:12
    vsk   Пожаловаться

    Вай ,первый парень деревни!Девки,наверное караулили,когда ты проедешь,на собственном мопеде. : ))

     

  • 29 сентября 2018 г., 10:08
    kustuk_6   Пожаловаться

    А у меня была Рига- 11, или как ее называли " кащейка". Воспоминания детсва. Потом пересел с нее на минскач. Вспоминая как я хотел иметь мопед, всподвигли меня на приобретения сначала для дочери квадрокцикла со 4 класса, потом скутер хонда такт, сейчас ей 15 лет будет, хочет мотоцикл. Но мне как и моей маме когда мне было 15 лет, не хочется брать ей мотоцикл, просто боюсь, хотя она у меня умеет ездить. Даже машину водит.

  • 29 сентября 2018 г., 12:41
    _hp   Пожаловаться

    Круто! Аж вспомнил детство =) В детстве в наш поселок приезжали полковник со своей семьей из города. У него было двое сыновей, примерно одинаковых с нами по возрасту. У нас были только велики тогда, зато какие =) полностью колеса в разноцветной проволоке, антенны спереди с двух сторон, зеркала -стойки от юпитера, зеркала с Нивы. Так вот, у этих детей были У ОБОИХ мотовелики РИГА. Как классно они ездили в магазин, а мы запыхавшиеся пытались ехать наравне, но выдыхались. Так появилась МЕЧТА.

    Собрали с братишкой старый Карпаты старшего брата соседского парня. Запчасти искали по поселку, по свалкам, и в магазине в городе. Нашли и собрали отличный карпат. Еще переделали внешний вид на еще спортивнее. Сколько трюков было исполнено =) не счесть. 

    Самое интересное то, что до покупки первого своего мотоцикла - уже ездил на тракторах не первый год. Дети тогда работали в поле, у нас район сельскохозяйственный, поэтому огород это до конца школы обязательный предмет =)

    Всегда помню как возились с двигателем, как собирали мопед, звук характерный, запах бензина даже особенный.

     

  • 29 сентября 2018 г., 13:52
    karabar   Пожаловаться

    Мы в пятом классе за месяц работы на мешкотаре зарабатывали на мопед. А мазист ублюдок, полное ничтожество 

    • Автор
      29 сентября 2018 г., 23:15
      TUTOR   Пожаловаться

      karabar, благодаря таким мазистам, жизнь вас, недорослей, учила, чтобы в дерьмо свою кровь не добавлять.

  • 29 сентября 2018 г., 20:34
    DeNissan   Пожаловаться

    Как-то меня миновала страсть к мопедам и мотоциклам, а вот страсть к автомобилям засела во мне конкретно.

    Стыдно признаться, но я на них даже ездить нормально не могу.

  • 30 сентября 2018 г., 01:49
    aaanam1   Пожаловаться

    Я помню Ригу-3 с большими колёсами, потом появились Рига-12, Верховена-3 как в «Электронике», но как мечта Верховина-5 как минимотоцикл, прямой бак и длинная седушка сразу за баком. Газовые мопеды почему то не нравились. После 9 класса сразу сел на Юпитер-2, это была песня.

    • Автор
      30 сентября 2018 г., 12:05
      TUTOR   Пожаловаться

      aaanam1, удивительно, но газовых мопедов я совсем не помню. А из семейства  ИЖ любимицей всегда была Планета.)))

      • 30 сентября 2018 г., 20:45
        aaanam1   Пожаловаться

        TUTOR, у нас назывался газовый, потому что скоростей не было, завёл, дал газу и поехал. Юпитер мощнее Планеты и заводить легче. Я с места рвал Явы и Планету-спорт, звёздочка на 16 стояла, прямая поворот, прямая поворот и трасса, на трассе уже приходилось от них пыль глотать, обыдно было. По трассе гравийке сотню давали по колее, там на 40, если вылететь на гравий кидало «мама не горюй», удивляюсь как живые остались.

  • 30 сентября 2018 г., 10:14
    _hp   Пожаловаться

    Страсть к мотоциклам проявлялась периодически, так и пропадала. С соседским парнишей собрали как то старый Планета 3, самое редкой запчастью был аккумулятор =) Это 90-91 год был.

    На заработанные деньги за посевную купил в магазине Юпитер-5 одинарку. Это 8 класс был. Жалко то что собрав вдруг понял, что никак не мог поднять. На осеннюю зарплату купил Минск. Первая серия белых Минсков, экспортный вариант  с "улучшенным" двигателем и карбюратором "индийским". Чего только не вытворяли с ним, ездили на бензине+солярка( периодически чистили свечи и на костре обжигали - почти все так делали), маятник от "Аиста", покрышки перед от Явы, задние от Юпитера с вырезанными протекторами (всю зиму срезали и рисунок выводили), заднее крыло обрезали, сидушки от Восхода, звездочки от него же с переделками, Вилка передняя от него же. Движок перебирался не раз (двоюродный братан в воду залез и гидроударом поршень развалило). Короче делали мини монстрика =) Вырезали тарелки с глушака и оставляли только крышку глушителя.

    Говорили, что где то у кого то на участке сгнил, братья постарались =)

    А ижак уже к классу 10-11, когда ноги выросли =))) Но это совсем другая история

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации