home
user-header

                        
                        
Вся правда о сюлюкюнах
10 января 2018 г., 17:08 в Страшные истории Якутии 1309

 

С 7 по 19 января в традиционной культуре русских проводятся святочные гадания: "заглядывание в двенадцатый коридор", "гадания с колечком" и т.д., и т.п. Ныне полузабыты сезонные водяные шуликуны и шилыханы. У якутов тоже есть аналогичные календарные гадания. Способов гадания превеликое множество. Многие из них описаны еще в начале ХХ века А.Е. Кулаковским. Там и столоверчение, и бегущая иголка, и хождение торбазов. 

В основном, же в старину узнавали будущие события наступившего года, подслушивая разговоры водяных духов-сюлюкюнов, которые вылезают из проруби как раз с 7 по 19 января - в Рождество выходят и селятся в пустых домах и живут так до Крещения.


Забавно, что этимология слов сюлюкюн, шуликун, шилыхан, шулгэн и пр., распространенный в свое время по всей территории нашей страны восходит к китайскому понятию 'царь водяных драконов'.

По мифологическим представлениям якутов они похожи на людей, отличаются отсутствием бровей и иногда остроконечными головами. Живут в воде семьями: муж, жена и дети. Вылезают из воды во время Таҥха (якутского аналога славянских Святок) и живут по кладбищам, пустующим старым домам и постройкам. Они очень любят играть в карты, могут играть с людьми. Считается, что выигранные у сүлүкүнов деньги превращаются в мох и мусор, а мусор, подобранный у них, – в настоящие деньги. Сүлүкүны считаются очень богатыми, и жертв им не приносят. Существовало поверье: подслушав разговоры водяных-сүлүкүнов, можно узнать, что будет с людьми в предстоящем году. Для этого люди, накрывшись одеялом, сидели у дорог, у проруби, в пустых домах, у коновязи нежилых домов.

По мнению автора классического труда по якутской мифологии и верованиям А. Е. Кулаковского, слово сүлүкүн представляет собой испорченное русское шуликун ‘водяной’. Действительно, у ряда народов России и Восточной Европы существовало поверье о мелких антропоморфных водяных бесах, вылезающих из проруби на период с Рождества по Крещение, во время Святок. У русских это шуликуны, шиликуны, шулюканы, шулюкуны, шликуны – сезонные демоны, связанные со стихией воды и огня, появляющиеся в сочельник Рождества из проруби (иногда на Игнатьев день – 20 декабря) и уходящие назад под воду на Крещение. Живут в указанный период шуликуны нередко в пустующих и заброшенных сараях и домах, всегда артелями, но могут забраться и в жилую избу. Могут иметь конские ноги и заостренную кверху голову, изо рта у них пылает огонь, они носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. На Святки они собираются на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу. У коми шулейкин (или чуд) ‘водяной’. Это маленькие злые подводные духи, которые выходят из воды «в день Нового года и до Крещения разгуливают свободно, по ночам пугая людей». Тат. диал., башкирский шүлгэн ‘злой дух, один из двух сыновей первочеловека Адама, впоследствии подводный царь, который имеет под водой бесчисленные стада скота’.

Шуликун (шүлгэн) ‘подводный царь’ распространен у многих народов Восточной Европы и Сибири. Под другими названиями – каракоджалы, каракондулы, караконджо – водяные демоны с теми же отличительными признаками, что и шуликуны, встречаются и у южных славян – болгар, македонцев, сербов и у неславянских народов Балкан.

Монгольско-китайское происхождение слов шулейкин – шулгэн – шуликун – сүлүкүн предлагает татарский исследователь Р. Г. Ахметьянов. При всей, на первый взгляд, фантастичности гипотеза интересная. Р. Г. Ахметьянов считает рассматриваемые нами слова звеньями одной цепи, полагая, что они монгольско - китайского происхождения, производные от кит. шуй-луҥ-хуан ‘император водных драконов’ – в китайской мифологии главный управляющий реками, морями и облаками дух [Ахметьянов, 1981, с. 58]. Под его начальством находятся драконы – владыки четырех морей и двенадцать драконов дождя, которые весной поднимаются в небо и лежат на облаках. Если совсем нет дождя, то необходимо умилостивить шуй-луҥ-хуана, для этого в реку бросали различные жертвы и даже девушек. В некоторых легендах сообщается, что два дракона дождя вообще были лишены способности подниматься в небо за свои злодеяния, а именно – за кровопролитие.

Шуликун и суй-луҥ-хуан имеют дестинктивные признаки, а именно – связь с новогодними обрядами. Считалось, что если шуликунов в ночь Нового года вылезет много, год будет плохим, поэтому северные русские выходили «топтать шуликунов». Точно так же обилие драконов дождя было у китайцев плохим признаком.

Сүлүкүн, уу-луо-хаан можно было бы перевести, как ‘повелитель водных духов; повелитель мифических подводных существ; повелитель водных демонов, водяных’. Возможно, вследствие метатезы слова уу-луо-хаан произошло другое слово с тем же значением укулаан, а уукун представляет собой якут. уу ‘вода’ + бур. хүн ‘человек’ [Попов, 1986, с. 130]. Таким образом, мы считаем, что якутские слова сүлүкүн, уу-луо-хаан, укулаан, уукун, а также тат., башк. шулгэн, коми шулейкин, чув. сюлюсюн, мар. шюлюш, 245 др.булг. шарокань ‘дракон’ и др. восходят к китайскому слову суй-луҥ-хуан. Из китайского языка в тюркские слово перешло, видимо, через древнеуйгурский язык

 

По материалам сотрудника института гуманитарных исследований Владимира Попова

 

Подписываемся на проект на дневниках вот здесь: Страшные истории Якутии

делитесь историями в комментариях или же отправляйте на почту trimid69@gmail.com

Избранное
  • 15 января 2018 г., 23:06
    ВП   Пожаловаться

    Сюлюкюны – писари

    Бывало в старину старики говорили, что, если на Крещение холодно, то нынче умрёт мало людей, а, если напротив тепло тепло, то умрут многие. Ведь сюлюкюны обегают в этот день все дома и семьи и составляют список тех, кому умирать в этом году. Чем холоднее, тем меньше домов сюлюкюны посещают. Отчего же в представлении старинных якутов мелкие водяные бесы вдруг стали переписчиками будущих мертвецов? Должно быть главный водный дух – владыка синих морских глубин Студёного моря Эрилик хаан заставляет их участвовать в этом. Дело в том, что у других родственных якутам сибирских тюркских народов Эрлик-хан – это владыка Царства мёртвых, главное божество Нижнего мира. Также иногда сказывают, что в Нижнем мире третья сфера заполнена водой и именно там и живут сюлюкюны, то бишь они являются не столько обыкновенными водяными, но и обитателями Нижнего мира. Также говорят, что в день выхода сюлюкюнов из вод бывает сильная облачность или непроглядный туман. То же самое бывает когда сюлюкюны удалятся в водные глубины.

    Пожалуй, об этом поверии сейчас никто уже не помнит.

  • 15 января 2018 г., 23:07
    ВП   Пожаловаться

    Сюлюкюны и русалки-утопленницы губернатора Бодиско

    Изучая архитектуру и историю родного Якутска мы, краеведы, бывает забредаем в окраины города, встречаемся со старожилами и внимаем их рассказам. Бывают среди старожилов и великие знатоки городского фольклора и великолепные рассказчики-сказители. Обыкновенно это одинокие старики, которые зачастую не помнят день вчерашний, но отлично помнят времена стародавние. И помнят прекрасно рассказы, слушанные ими от таких же дедов и бабушек в пору своей юности. Это не книжные, а настоящие легенды Старого Якутска. Ныне почти утерянные, не заинтересовавшие в свое время фольклористов. Таким рассказчикам очень не хватает внимательного слушателя. А это, пожалуй, единственное, что у меня получается неплохо.

    Так я и познакомился лет тридцать назад на Гольминке с восьмидесятилетним П. Один из его рассказов помню до сих пор. Вот как его рассказ записан у меня. Рассказ ведётся от имени П., стиль рассказа оставлен как есть:

    «Помнишь у Некрасова: «Сидел на губернаторстве в Якутске генерал. Так на кол тот коровушек сажал! Долгонько слушались. Весь город разукрасили, как Питер монументами, казнёнными коровами. Пока не догадалися, что спятил он с ума»? То-то! Конечно ты помнишь поэму «Кому на Руси жить хорошо» - в школе небось изучаете. Был такой губернатор в Якутии, то ли немец, то ли кто – приезжий. Звали его Бадиска (Речь о Василие Константиновиче Бодиско – губернаторе Якутской области – примечание В. П.). Про него мне рассказывал мой дед. Дед и его отец были потомственными кошевниками Якутска. Кошевки – это малые сани, а кошевники стало быть извозчики. На кошевках извозничали, да горожан всю дорогу развозили цельный день и слушали разговоры пассажиров. Потому все слухи городские знавали лучше, чем кто-либо. Прадед мой аккурат во времена Бадиски кошевничал. А земля слухами полнилась. Мол, новый губернатор издал указ, что мусор и помои не вывозить на зелёный луг по Капустинскому взвозу, а топить в озере Талое. Горожане стали энергично заваливать озеро мусором и в итоге там образовалось болото, затем выросла целая гора из отходов. Далее Бадиска постановил установить в честь себя у торговых рядов «Кружало» монумент из мёрзлых туш коров. Посадить одну мерзлую тушу на другую и изваять из них подобие петербургского «медного всадника». Подчинённые бросились исполнять желание губернатора. Мещане роптали, дворяне недоумевали. На следующем собрании городских и областных чиновников Бадиска держал речь: «Милостивые государи, пребывая на должности губернатора Якутской области ужель несколько месяцев, я, в бытность свою учёным мужем, имел удовольствие познакомиться с якутской мифологией, а в частности с пантеоном божеств и злых духов. Особенно моё воображение взбудоражили местные многочисленные водяные дух. Право слово, я очень впечатлён фантазией местных инородцев. И мне особенно жаль, что в якутском сонме водяных не нашлось столь милого создания из русских народных сказок, как полудевы-полурыбы, называя по иному – русалки, вилы или фараонки. Столь досадную нехватку я собираюсь восполнить в следующий Троицын день. А именно, по моему замыслу, если мы утопим в некоторых городских озёрах по одной девственнице, то, думается, в них заведутся русалки». Глаза чиновников округлились, словно юбилейные монеты на коронацию нового императора. Тут нервы губернаторской жены не выдержали, и она увезла мужа в Санкт-Петербург, где он вскоре умер в больнице для умалишенных».

    Вот так вот «русалки» едва не потеснили сюлюкюнов.

  • 15 января 2018 г., 23:08
    ВП   Пожаловаться

    Сюлюкюны во время Танха

    По мифологическим представлениям якутов сюлюкюны похожи на людей, отличаются от них лишь отсутствием бровей и иногда остроконечными головами. Живут в воде семьями: бывают муж, жена и дети. Вылезают из воды во время Таҥха (якутского аналога славянских Святок) и живут по кладбищам, пустующим старым домам и постройкам. Они очень любят играть в карты. Могут играть с людьми. Выигранные у сюлюкюнов деньги, считается, затем превращаются в мох и мусор, а мусор, подобранный у них – в настоящие деньги. Сюлюкюны считаются очень богатыми. Им жертв, как духам рек эбэ, духам озёр Кёх Боллох Тойон и духу морских глубин Эрилик Тойон, не делают. Существовало поверье: подслушав разговоры водяных-сюлюкюнов, можно узнать, что будет с людьми в предстоящем году. Для этого люди, накрывшись одеялом, сидели у дорог, у проруби, в пустых домах, у коновязи нежилых домов, пытаясь подслушать разговор сюлюкюнов или определенные звуки, которые можно было понять тем или иным образом. Ритуалы гаданий на Танха обставлены множеством правил, нарушая которые человек может подвергнуть себя опасности, вплоть до смерти. Есть и более безопасные домашние и настольные виды гадания – по книге, бросая ложку за спину, высчитывая шаги подошвой торбаза, вышагивая ножками старинного стола сандалы или сибиэ по дому.

    У якутов со времён седой старины существует великое множество поверий, легенд, преданий о танха и сюлюкюнах – ныне полузабытых. Давайте вспомним некоторые из них. Что-то рассказывал мне мой дед олонхосут Муотаан, что-то отец, что-то другие старцы.

  • 15 января 2018 г., 23:09
    ВП   Пожаловаться

    Сюлюкюны – кто они?

    В древние времена сюлюкюны, старцы давеча говаривали, мало чем отличались от людей. Разве что отсутствием бровей. Ну и конечно отличались зловредностью и воинственностью. Жили они тогда в Срединном мире, были соседями якутов. Не жилось им спокойно – хотелось им грабить и убивать почём зря соседей. Чем они испокон веков и занимались с удовольствием.

    Однажды предки якутов собрались на большой летний праздник ысыах всеми своими родами. Созвали из девяти дальних наслегов девять шаманов и взмолились, чтобы те вместе камлали, обращаясь к Юрюнг Аар Тойону – главному божеству девятого Неба с просьбой избавить народ от притеснений безбровых воителей. Девять дней и девять ночей девять шаманов совершали своё камлание, отпустили в жертву богам девять лучших коней белой масти. На исходе девятого дня Юрюнг Аар Тойон удовлетворил просьбу и назначил сюлюкюнов водными духами без права выхода на поверхность воды. Так и зажили: якуты без войн и несчастий на своих землях, а с тех пор и по наши дни сюлюкюны живут в водоёмах. Главу сюлюкюнов зовут Сёдэкис огоннёр, а его жену-старуху Сёдэлбэ эмээхсин. Однажды народ их взбунтовался – не хватало им очень свежего воздуха, иорданская святая вода в Крещение обжигала их тела. Сёдэкис огоннёр обратился с мольбой к Юрюнг Аар Тойону: «Не спокойно в наших водах. Народ сюлюкюнов просится наверх. Разрешите нам выходить на поверхность с Рождества по Крещение! Мы будем помогать якутам, предсказывая им их жизнь в наступившем новом году». Юрюнг Аар Тойон разрешил сюлюкюнам выходить наружу в эти дни. Сюлюкюны целыми семьями с тех пор с Рождества по старый Новый год выходят из прорубей и селятся в заброшенных зданиях и кладбищах и остаются там до Крещения.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации