home
user-header

                        
                        
О происхождении народа саха
23 января 2011 г., 10:30 1105

Большинство исследователей при построении своих теорий исходили из тюркоязычности народа саха, из его фольклора, внешнего вида населения разных улусов и их хозяйственной деятельности. Из этих отдельных не систематизированных предположений трудно вывести единую точку зрения, так как если рассматривать их по отдельности, то каждая теория, основанная на особенностях языка и хозяйства, опирается на выводы крупнейших специалистов. Так по вопросу принадлежности языка у тюркской группе спор возник между тюркологами О. Бётлингком и В. Радловым. По хозяйственной деятельности между этнографами В. Серошевским и Г. Ксенофонтовым.

До сих пор эти разногласия окончательно не разрешены, так как в советское время история превратилась в служанку политики. В зависимости от проводимой государством политики менялись и выводы советских историков. Хотя эти ошибочные выводы можно легко разоблачить. Например, подсчет Б. Долгих численности населения по ясачным книгам, опирается на ложную карту расселения якутов. Между тем, имеется карта расселения племен У. Ремезова, изданная в 1700 году, основанная на данных первых землепроходцев. Этой карте, безусловно, можно доверять, так как казаки в таких сделанных для собственного использования документах не допускали ошибок. Также этим историком не учитывалось, что и казакам и якутам было выгодно скрывать истинное количество плательщиков ясака. И достоверное количество плательщиков ясака имеются в документах только после проведения реформ М. Черкашенинова, когда местное население было приписано к земле. Работы и более поздних советских историков, основанные на данных археологии, опираются на ложные выводы советской исторической науки и подтверждают их. Первый ложный вывод проживание эвенков-маньчжуров на территории Ленского края до прихода народа саха. Второй массовое переселение народа скотоводов и коневодов из Прибайкалья в 14 веке.

Между тем до сих пор народ саха состоит из оленеводов, коневодов и скотоводов, создавших симбиозное хозяйство, в котором степное скотоводство сочеталось с таежным оленеводством и охотой еще в Прибайкалье. Перед тем как переселиться на новую родину, часть народа саха, к которым Г. В. Ксенофонтов причисляет западных коневодов и северных оленных якутов, прожила около 1000 лет на территории Прибайкалья и оставила там следы своей жизни, названные впоследствии археологами культурой курумчинских кузнецов. Неожиданное появление в Прибайкалье крупного народа кузнецов, скотоводов и земледельцев, знавших ирригационное земледелие и построивших 16 укрепленных крепостей, в начале нашей эры вряд ли могло быть результатом развития одних местных автохтонных племен. Скорее всего, это результат переселения в начале нашей эры крупных племен саха из Турфанского оазиса.

Этой гипотезе соответствуют следующие факты:

1. Наличие европейского антигена НLА-А1 в крови хинди, бурят булагатов и саха [2, с. 28]. Знание курыканами ирригационного земледелия [2, с. 44] , характерного для оазисов Великого шелкового пути. Наличие большого количества кузнецов у этого нового в Прибайкалье народа. Кочевники всегда переселяли мастеровых. А в данном случае, по Л. Н. Гумилеву, степь во времена хуннов получала железо со стороны Тибета – от тибетцев кянов. Где-то около 205 г. до н.э. у них союзниками стали жители Турфанского оазиса, после чего железо потекло в степь широким потоком [4, с. 38]. Сюжеты олонхо подтверждают версию проживания саха в Турфанском оазисе и указывают, что в качестве врагов там выступали китайцы и огнепоклонники-иранцы, а в качестве союзников – хунны. Идентичность волос в хуннских погребениях с волосами современных якутов [2, с. 27]. показывает, что они находились в довольно близком родстве, чего нельзя сказать о таштыкцах, которые были потомками динлинов и не входили в родовой союз хуннов.

2. Более древняя культура плиточных могил в Прибайкалье характеризуется наличием первоклассной бронзы, но малым количеством железа. Так что «плиточники» никак не могли быть курумчинскими кузнецами. Антропологические исследования, проведенные среди восточных бурят и западных булагатов, помогли выяснить, что восточные буряты близки к эвенкам, а западные булагаты – к тюркам и европеоидам [5, с. 63]. что показывает отсутствие эвенкийского населения в Прибайкалье в момент проживания там курыкан. Небольшое количество эвенкийских слов в языке якутов также показывает, что проживали они совместно и на новой родине не очень долго. Надписи на карте Ремезова [6, с. 127], четко разделяющие якутских оленных – тунгусов, от оленных чужой национальности – “иноземцев тунгусов”, показывает, что освоили оленеводство тюркоговорящие самостоятельно. Это подтверждает и Н.К. Антонов, утверждающий, что оленеводство в начале нашей эры тюрки освоили самостоятельно, применив для этого навыки содержания верблюдов [1, с. 28].

Появление племен саха в Прибайкалье и освоение ими оленеводства позволило в начале нашего века освоить им с целью охоты и торговли весь северный от Байкала край. Об этом свидетельствуют китайские летописи, где указано, что владения курыкан на севере достигают таких мест, где солнце летом заходит на время, пока не сварятся бараньи почки [1, с. 21]. Это широта Жиганска и попадание туда в летнее время и возврат обратно на берега Байкала без наличия верховых оленей, находящих пропитание в тайге летом и зимой, не представляется возможным. Несомненно, вслед за оленеводами на север стали продвигаться и отдельные мелкие группы коневодов. Речь о массовом одновременном переселении идти не может, об этом писали знатоки хозяйства якутов Серошевский и Ксенофонтов.

Расцвет культуры курумчинских кузнецов приходится на 6–9 вв. н.э.[5, с. 49]. Значит, по Л. Н. Гумилеву, произошел пассионарный толчок или мы наблюдаем расцвет культуры, вызванный привнесением более высокой культуры пришельцами. Именно этих пришельцев мы находим для себя в книге “Древние тюрки”: “В VI в. тюркюты ощущали себя единым народом. Во время распри 80-х годов ссорились царевичи, а их дружинники весьма легко переходили на сторону победителя. Когда Кара Чурин Тюрк (Хара - Джарын Тюрк. – А.К.) объединил обе половины каганата, это не вызвало никакого сопротивления на востоке, но как только он был разбит, восточные тюркюты покинули его в беде. Вместе с ханом погибла и его личная дружина, состоявшая, несомненно, из западных тюркютов; тем самим между родственниками погибших и предателями легла кровь. По понятиям того времени, этого было вполне достаточно, чтобы воссоединение стало невозможным” [3, с. 146].

Дружина, скорее всего, не была полностью вырублена. Уничтожение всех своих противников, приписываемое всем кочевникам и особенно Чингисхану, – вымысел, факт его наличия на многочисленных примерах убедительно доказал сам Л.Н. Гумилев. О ссылке в Баргуджин токум, как об обязательной и первоначальной мере наказания элиты говорится и в Джасаке Чингисхана. И, кто знает, может быть, курган в Ёрды в Ольхонском районе является могилой Хара Джарын Тюрка. Если о гибели его сына в сражении достоверно известно, то сам Хара Джарын вместе с дружиной просто исчез.

Так что дружинники могли быть сосланы восточными кочевниками в ссылку в Прибайкалье. В пользу этого утверждения говорят следующие факты из официальной признанной учеными истории и народного фольклора:

1. Родовым владением Хара-Джарын Тюрка было Семиречье, и он был ханом западнотюркского каганата [3, с. 105]. расположенного на территории бывшего государства канглов Кангюй. Перевод его имени (якобы “Черная напасть”) по-якутски соответствует выражению “черная болезнь”. В Якутии имеются многочисленные хангаласские роды в составе народа саха, которые могут быть потомками этих дружинников.

2. Цикл легенд об Элляе имеется у казанских татар [2, с. 41], предками кото¬рых были булгары – союзники дулу [3, с. 160]. Главой булгар был хан Кубрат из пле¬мени дулу ага. В западнотюркском каганате за первенство боролись два со¬юза племен – нушиби (нµґэр биис) и дулага (дуула±а), состоявшие каждый из пяти союзных племен [3, с. 161]. Название этих племен сохранились у западных бурят и у якутов. У бурят название “дулага” превратилось в “булагат”. У якутов слово “дуула5а” или “буула5а” обозначает “крепкое железное”, так, боевой шлем называется “дуула5а бэргэhэ”. А слово “нуhэр” сохранилось и употребляется в значении “плохой, хмурый человек”.

3. В якутской версии легенды об Элляе, рассказывается об одиноком не женатом удальце, попавшем к народу саха после разгрома татар. На самом деле, дружинники Хара Джарын Тюрка не могли иметь много женщин, так как были военным отрядом. Хотя, возможно, таких одиночек – ссыльных пассионариев могло быть в течение жизни народа саха в Прибайкалье много, просто хангалассы пришли большой группой и потому заняли главенствующее положение в союзе местных племен. С их приходом в 603 году начинается расцвет курумчинской культуры, так как организовалось самостоятельное государство. До прихода хангаласцев население Прибайкалья могли входить в Тюркский Эль на общих основаниях, разговаривали на том же тюркском языке, как и уйгуры, поэтому китайцы их позже причисляли к телесским племенам.

4. В Якутии имеются джарханские роды, которые ведут свою легендарную родословную от старухи Джардах [9 с. 206]. Если не связывать эти сказания с легендарным хангаласским Тыгыном, а перенести действие в степи и связать с историческим правителем тюрков получается связка, подтверждаемая китайской летописью, что правителем курыканов является старейшина Сыгынь [2, с. 44].

Это слово вполне может быть словом “сыджаан”, обозначающим родственника по женской линии тюркских ханов. Думается, китайцы обязательно должны были отметить не имя, а титул правителя. Так как в большинстве случаев правителя и тюрков, и монголов, включая Чингисхана, звали не по имени, а по титулу. Например, слово “Тыгын” состоит из двух слов – “ытык” и “ини” и обозначает “священный брат – наследник правителя”. И это просто титул племенных вождей хангаласцев.

5. “Слово Джаарын” довольно часто встречается как второе имя у шаманов. Со ссылкой на рассказчика Говорова Г.В. Ксенофонтов написал следующее: “По моему мнению, “Джаарын” – общее наименование старинных больших шаманов, а не собственное имя одного из них”[10, с. 212]. В этой же его книге “Шаманизм” указано, что предком якутов племени Бёртё Кангаласского улуса и джарханцев Нюрбинского улуса считается шаман “Джаарын”[10, с. 198]. Учитывая, что в древности правители тюркских племен одновременно были и белыми шаманами – жрецами светлой веры, можно предположить, что в хангаласских и джарханских родах бе¬лыми шаманами и вождями были потомки Хара-Джарын Тюрка. [10, с. 212].

6. Китайцами была зафиксирована военная помощь, оказанная курыканам уйгурам против орхонских тюрков [5, с. 48]. Враждебное отношение курыкан к орхонским тюркам [2, с. 43], сохранено в фольклоре якутов. И это может также служить доказательством того, что в составе курыкан к этому времени были потомки преданных восточными тюрками западных тюрков Хара Джарын Тюрка. И они этого предательства не забыли, почему и никогда не были союзниками голубых тюрков-предков борогонцев.

Появление первых крупных конных тюркоязычных племен в Якутии можно связать с разгромом орхонских тюрков – бороху в 840 г., и поражением до этого в гражданской войне ревнителей старины баегу – байырку в 747 г. [3, с. 371]. Этот многочисленный народ коневодов, упоминаемый в орхоно-енисейских памятниках, был рассеян. Впоследствии этот народ коневодов тибетские географы поместили с басмалами в Джунгарии [3, с. 374]. Хотя, их родина находится в Забайкалье, на границе Читинской области с Монголией. Потерпевшие поражение, при защите своей старой религии – тенгрианства в период распространения от манихейства часть баегу была вынуждены переселиться через Прибайкалье в Якутию. Затем в 840 г. последний уйгурский правитель Энянь Тегин с 11 приближенными исчез в Забайкалье. Он тоже мог быть переселен в Якутию. На карте С.У. Ремезова в вилюйской группе якутов отмечено странное название одного из племени якутов - анал итегел [6, с. 127]. Это выражение в переводе на русский язык означает “избранная вера” и может обозначать манихеев, проповедующих отличную от тенгрианства веру избранных господ.

Упадок государства курыкан А.И. Гоголев правильно связывает с завоеванием Прибайкалья кыргызами [2, с. 44]. Тогда в 9 в произошел разгром Уйгурского каганата енисейскими кыргызами. Могло произойти то же, что было и в случае с булгарами в европей¬ской части степи, которые разделились на три части, когда они поняли, что не могут противостоять хазарам. Часть булгар, ушедшая с ханом Аспарухом, создало государство Болгарию, часть, ушедшая вверх по Волге, организова¬ло Волжскую Булгарию, потом превратившуюся в Казанское ханство, а часть осталась и подчинилась в Тамани хазарам. Так и народ саха - союзник уйгуров, понимая, что не может справиться с кыргысами, предпочел уйти на Лену, которую они к этому моменту хорошо знали, часть, которая осталась в Прибайкалье, превратилась в бурят–булагатов, а часть, ушедшая в степи Забайкалья, через Баргузинскую долину, стали предками Чингисхана.

Именно этот период своей истории саха называют веком кыргыс - кыргыс yйэтэ. Освободившееся Прибайкалье было заселено союзниками кыргызов хоро. Скотоводы хоро были беглецами из разгромленного Китаем Тибета, так как до сих пор остатки монголоязычных хоро живут и там.

Последними конными племенами переселившимся в Якутию являются люди из государства Чингисхана. Остатки побежденных в гражданской войне тюркских племен, которые неоднократно выступали против узурпатора Хубилая в конце 13 в. Так как государство Чингисхана называлось Менге Ил, то эти роды составляют Мегинский улус, жители которого несколько отличаются по стереотипу своего поведения от остальных якутов центральных и тем более вилюйских или северных улусов. Попали они в Якутию чуть раньше скотоводов - хоро и для поселения им были выделены неплохие для коневодства земли между кочевьями ботурусских и кангаласских родов, которые и в данное время по численности превосходят мегинские роды, и поэтому о завоевании мегинцами этих мест не может быть и речи. Борогонцы и байагантайцы при появлении новых переселенцев были вынуждены сдвигаться на север.

Затем в конце 13 – начале 14 вв. к коневодам-якутам присоединились скотоводы - хоро. После восстания хори-туматов непокорные туматы были истреблены Хубилаем, а хоро были сосланы в ссылку в Прибайкалье. О чем сообщено в китайской летописи “Мэн-гу-ю-му-цзи”[5, с. 86]. О жизни их в Прибайкалье С.А. Гурулев пишет следующее: “История не сохранила сведений о том периоде, когда хоро находились в вассальной зависимости от ойратов. Известно, что они затем перешли в подчинение к баргутам в качестве приданого ханской дочери, отданной замуж за сына баргутского хана”[5, с. 87].

В 14 веке, выходит, хоро были выселены из Прибайкалья, потому что кочевья баргутов были во Внутренней Монголии. Часть хоро, не захотевшая уйти в монгольские степи, переселилась со своим скотом на Лену и была поселена с рыболовами в заречных районах, следы скотоводческих поселений найдены А. И. Гоголевым в кулун-атахской археологической культуре [2, с. 87]. Хоринские роды на территории Якутии не столь многочисленны, по выражению Г.В. Ксенофонтова, “их всего-навсего вряд ли наберется около 5000 душ обоего пола” [7, с. 161]. Поэтому они не смогли оказать существенного влияния на культуру и язык многочисленного народа саха.

К моменту появления русских в Ленском крае народ саха состоял из оленеводов, коневодов и скотоводов, создавших самобытный хозяйственный уклад, в котором основным занятием населения было табунное коневодство. Якуты до сих пор сохраняют религиозные поверья и эпос конных кочевников Евразии, хотя в 17–18 вв. начался повсеместный переход к оседлому скотоводству. Занятие более продуктивным скотоводством позволило увеличить численность народа саха до 220 тысяч человек.

А.Кривошапкин-Айына.

Литература

1. Антонов Н.К. Лекции по тюркологии. Ч. 2 Якутск: Изд-во ЯГУ, 1979. 54 с.

2 . Гоголев А.И. Якуты. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 200 с.

3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: ТОО “Кльшников, Комаров и К”, 1993. 526 с.

4. Гумилев Л.Н. Хунну. Спб.: ИКА “ТАЙМ-АУТ”, 1993. 224 с.

5. Гурулев С.А. Что в имени твоем Байкал? Новосибирск: Наука, 1982.

6. История Якутской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 418 с.

7. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. Очерки по истории якутов. Том 1, 1-я книга.

Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. 416 с.

8. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. Очерки по истории якутов. Том 1, 2-я книга.

Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. 317 с.

9. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. М.: Наука, 1977. 247 с.

10. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: Избранные труды [Публикации 1928 1929 гг.].

Якутск: Север - Юг, 1992. 317с.

11. Окладников А.П. История Якутской АССР. Т.1. М.; Л., 1955. 318-320 с.

Избранное
  • 23 января 2011 г., 12:37
    Баьылай   Пожаловаться

    Ерунду пишите. Никаких следов проживания саха в Прибайкалье не обнаружено. Поэтому это все фантазии. Саха ВСЕГДА жили в Якутии. В китайской летописи прямо написано что курыканы жили там, где есть белые ночи. А это никак не Прибайкалье.

    В общем теория южного происхождения никакой основы не имеет.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации