home
user-header

                        
                        
Инженерный ликбез - очень важно.
21 мая 2018 г., 12:34 300

Дерево является очень плохим материалом для больших морских кораблей – это уже неопровержимый, доказанный факт. Дерево обладает очень низкой жёсткостью, недолговечна, подвержена гниению, так-как является органическим материалом. Но в былые времена, сотни лет тому назад, все корабли строились из дерева, но они были маленькие - от силы, максимум 60 м, на примере линкоров «Виктори» и «Сантисима Тринидад». Но нельзя строить корабли из дерева длиной более ста метров – это уже само по себе является чистым самоубийством. Невозможно также в теории построить судно тех же габаритов из редкого и знаменитого бакаутового дерева (которая известна как «железное дерево», благодаря своей жесткости и массы), так-как оно слишком тяжелое. Знаменитый предприниматель, промышленник, гений, британский инженер и изобретатель своего времени – Изамбард Кингдом Брюнель (1806-1859) это подтвердил.


 

 

 

 

 

 

 

 Дерево является неудачным материалом для судов длиной даже 70 и более метров. Так на одном из своих пароходов из дерева, он применил стальной каркас, укрепив деревянный корпус судна, потому что большой и длинный корпус из дерева все время изгибался на морских волнах, при этом достаточно сильно, что создавало угрозу того, что судно попросту могло развалится. И это был не единственный прецедент. Было еще одно судно, которое являлось самым крупным деревянным судном в истории человечества.

Цитата:

http://korabley.net/news/shkhuna_wyoming_velikan_iz_dereva/2012-02-24-1108

 

///Среди деревянных парусных судов существовали свои гиганты. Самым большим из них считается шхуна «Wyoming» водоизмещением 8500 тонн и грузоподъемностью 5100 тонн. Это деревянная шестимачтовая двухпалубная шхуна «Wyoming» была построена в 1910 году в США. Несмотря на свои внушительные размеры (длина корпуса 106,7 м, ширина 15,2 м, высота борта 10,3 м, осадка 8,4 м), парусник выглядел весьма элегантно. Это достигалось за счет седловатости палубы и несколько приподнятой носовой части. Сильно наклоненный вперед форштевень переходил в бушприт, оканчивающийся утлегарем. Весь облик шхуны создавал впечатление стремительного движения.

 

Для обеспечения продольной прочности корпуса шхуне «Wyoming» были приданы несколько большие, чем обычно, высота и ширина. Для повышения долговечности и прочности корпуса предусматривалась мощная «силовая» внутренняя обшивка из сосны, толщина которой втрое больше, чем толщина наружной обшивки, обеспечивающей в первую очередь герметичность корпуса (минимальная толщина составляла около 15 см). Наружная обшивка шхуны также была выполнена из сосны. Для предотвращения гниения древесины пространство между обшивками было заполнено 140 куб. м соли. Часто поставленные орлоп-бимсы без палубного настила раскрепляли корпус на уровне грузовой ватерлинии. Над килем, составленным из двух дубовых брусьев сечением по 38 на 36 см, располагался мощный, уложенный на флортимберсы кильсон, собранный из 14 сосновых брусьев. Он выполнен трехрядным способом и в центральной части состоял из шести брусьев общей высотой 228 см. Стоя в одной половине трюма шхуны, человек не видел, что делалось у другого борта, на другой половине трюма - мешал огромный кильсон. Палубы и орлоп-бимсы поддерживались в диаметральной плоскости с помощью сосновых пиллерсов, установленных под каждым бимсом. Верхняя палуба из сосновых брусьев толщиной всего 9 см была усилена по бортам ватервейсами из трех сосновых брусьев максимальной толщиной 23 см. Флортимберсы и шпангоуты были выполнены из дубовых брусьев высотой у киля 41 см и снижающейся до 20 см у верхней палубы. Обводы корпуса прямо-стенные с незначительной килеватостью. Благодаря такому решению значительно облегчался поиск леса для строительства, и существенно упрощалась постройка шхуны. Флортимберсы были из одной штуки дерева, а шпангоуты - из пяти. Эти брусья шириной 36 см располагались на расстоянии 91,5 см между центрами. Для усиления продольной прочности на наружные кромки шпангоутов наложены диагональные связи (ридерсы и раскосины) из полосового железа сечением 200 на 13 мм. Они образовывали ряд треугольных ферм (сетку с квадратом 1,2 на 1,2 м), наиболее устойчивых против деформации.


Всего на постройку шестимачтовой шхуны ««Wyoming»» понадобилось 450000 погонных метров сосновой древесины. Соединение всех элементов корпуса осуществлялось стальными оцинкованными крепежными деталями. Парусное судно построено методом сколачивания.


На паруснике было пять грузовых люков разных размеров. Шхуна ««Wyoming»» была вооружена шестью деревянными мачтами высотой 40,6 м от киля до эзельгофта. Их диаметр в основании составлял 0,76 м, и располагались они на расстоянии 13,6 м друг от друга. Стеньги имели высоту по 16,6 м. Общая высота мачт со стеньгами составляла 53,1 м от киля до клотика. Гики, за исключением бизань-гика, имели длину по 24,4 м, а гафели - 22,9 м. Шхуна«Wyoming» несла 22 паруса общей площадью 2743 кв. м. На всех мачтах, кроме бизань-мачты, паруса были взаимозаменяемыми. Бизань-гик был вдвое длиннее остальных гиков. Площадь парусности, приходящаяся на одного члена экипажа, состоящего всего из 17 человек, была довольно велика 160 кв. метров.

 

 

 

 

Шхуна «Wyoming» выполняла морские перевозки и предназначалась для прибрежного плавания вдоль восточного побережья США, доставляя в порты массовые грузы - песок, соль и тому подобное. С началом первой мировой войны шхуна-великан стала на прикол. Несмотря на плохой уход, нерегулярную откачку воды и плохую вентиляцию корпуса, по окончании войны шхуна снова начала регулярные плавания, перевозя тяжелые грузы - песок, брусчатку для мостовых, щебенку, соль, а иногда и уголь. В марте 1924 года шхуна «Wyoming», приняв полный груз песка, вышла из Чесапикского залива в очередной рейс, попала в сильный шторм и затонула вблизи побережья.

 

Шхуна «Wyoming» вошла в историю судостроения как самое крупное из когда-либо построенных цельнодеревянных парусных судов с механическим двигателем, включая боевые корабли без брони, и как самое большое судно из когда-либо построенных методом сколачивания железными корабельными гвоздями, который насчитывает уже более двадцати столетий.///

 

 

Уайоминг попав в сильный шторм затонул, можно подумать, что это случилось, просто потому что он взял на борт большую массу песка, но это не так - судно взяло на борт то число груза (песка) в грузовых трюмах (на Уайоминге не сыпали песок навалом как на балкерах, ведь далекий от судостроения человек, может и так подумать), на которое было рассчитано с точки зрения корабельной инженерии, и это нормально. Но попав в сильный шторм, его длинный деревянный корпус начал изгибаться и сгибаться, это приводило к тому, что между деревянными планками обшивки ниже ватерлинии, периодически возникали щели, через которые просачивалась забортная вода. Экипаж ничего другого не могло сделать, кроме как вычерпывать воду ведрами, но это конечно же не помогло. Судно затонуло. Итак, мы поняли, что дерево – это очень плохой, запрещенный материал для морских кораблей, длиной в среднем от 85 и более метров.

С тех пор большие суда начали делать из крепкой высококачественной стали, в основном это была заслуга Брюнеля.

Избранное
  • "высота мачт со стеньгами составляла 53,1 м от киля до клотика. Гики, за исключением бизань-гика, имели длину по 24,4 м, а гафели..."

     

    как музыка прямо

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации