home
community-header

                    
                    
Интервью с фотографом Максимом Шер
a.chukrov 16 ноября 2017 г., 13:04 в ФОТОМАНЫ 274

Недавно к нам приезжал фотограф-художник Максим Шер. Ну и мы немного пообщались. 

Справка: Максим Шер родился в 1975 году в Ленинграде. Изучал лингвистику в Кемеровском и Страсбургском университетах. В 2006 году занялся фотографией. В 2008 году выдвинут на премию KLM Paul Huf Awards, в 2013 году стал финалистом премии Cord Prize. Автор персональных выставок и участник групповых выставок в России, Австрии, Италии, Англии.

 




- Как Вы пришли к фотографиям?
- Случайно. Работал в небольшом городе далеко от дома, всегда носил собой фотоаппарат. и в свободное от работы время начал фотографировать. 

- Вы много ездите, есть ли любимые города для съемок?
- Насчет любимых сложно сказать, но интересно мне всё постсоветское пространство более или менее, намного больше, чем заграница. 

- Есть ли проект мечты? Задумка, которую хотите воплотить?
- Таких несколько есть, конечно. Только что узнал, что скоро вероятно удастся один воплотить – во Владивостоке в следующем году (в рамках арт-резиденции «Заря»).

- Какую фотографию Вы считаете качественной?
- Умную.

- Насколько Вы критичны к самому себе?
- Сильно. Иногда даже чересчур.

- Есть ли у Вас фотографии, которыми Вы гордитесь?
- Не то, что горжусь, но несколько «любимых» наверное есть. 

- На Ваш взгляд, есть ли предел совершенства у фотографа?
- Кто-то, не помню кто, сказал, что это только кажется, что как фотограф или художник ты развиваешься только «вперед и вверх», идешь к совершенству. На самом деле, не факт.

- Кто повлиял на Вас или послужил примером в творчестве?
- Таких много и они меняются. Это не только фотографы и художники, но и философы, социологи, антропологи. 

- Как относитесь к критике?
- Очень хорошо. Проблема в том, что у нас ее почти нет.

- Искусство является вашим основным источником заработка или, скорее, любимым занятием, которое, ко всему прочему, приносит доход?
- Увы нет, только искусством прожить сложно везде. Приходится зарабатывать другими занятиями, к счастью, те два ремесла (фотография и иностранные языки), которыми я владею, позволяет зарабатывать на фрилансе и иметь возможность заниматься искусством.

- Есть ли проект, которым вы гордитесь?
- Есть - «Русский палимпсест». Меня интересовал образ, в котором мы живем каждый день. Он очень слабо отражался в документальной фотографии, и мне показалось, что можно сделать что-то интересное с этой темой. Обратить внимание жителя на повседневность. Я начал фотографировать дома, магазины, ларьки, промышленные зоны, сараи, склады — все то, из чего состоит постсоветский город. На протяжении всей советской истории активно создавались сюрреалистические образы реальности. В те времена власть хотела, чтобы люди смотрели в будущее. Житель практически не видел изображений повседневности, которая действительно его окружала. Все позитивные образы были сконструированы. Люди видели картины и фотографии, на которых ярко демонстрировались массовые праздники и трудовые подвиги. Речь шла о конкретной матрице. Есть знаменитая фотография, которая отражает весь этот принцип. На снимке запечатлен сбор урожая. На поле работает колхоз, а рядом с ними играет оркестр. Фотография подавалась в газете как реальная. На самом деле весь кадр постановочный. Это и есть соцреализм. Не зря Сальвадор Дали ценил это направление, поскольку считал его ответвлением сюрреализма. Я, будучи ребенком соцреализма, вырос на нем. Когда зашла речь о формулировании проекта, меня удивило, что в голове нет образа нашей реальности. Только немногочисленные открытки с картинками памятников, обкомов и достопримечательностей. И я решил восполнить пробел. Приезжая в какой-нибудь город, искал то, что есть в других местах. Такой «туризм наоборот». Искал не что-то необычное, а знакомые всем образы — гаражи, мосты через железную дорогу, ларьки, супермаркеты, автозаправочные станции.

Я вдохновлялся американскими фотографами, в частности Стивеном Шором, который снимал свой самый известный проект Uncommon Places в 1970-х годах в США. Он просто зафиксировал ландшафт Америки, его архетипические элементы именно той эпохи. Мне кажется, моя задача была примерно такой же. Мало того, что я вдохновился Шором, я разобрал весь его метод, причём очень простым образом — я стал искать места, которые он сфотографировал, в Google Street View. Большую часть нашёл. Где-то что-то изменилось, кое-где — не изменилось совсем. Я задумался, что является определяющими архетипами нашего ландшафта, и после этого начал осмысленно работать над проектом.

Меня недавно привлекла идея, что фотография сама по себе ничего не представляет. Это ноль-объект, пустое место. Но она сразу отсылает к чему-то, о чём интересно поговорить. Если мы обладаем неким культурным бэкграундом и знаем, что происходило там, где сделали фотографию, то она — повод для обсуждения. Ландшафтная тема неисчерпаема, потому что это фон, на котором происходит всё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации