home
user-header

                        
                        
Когда снег в Якутске был… черным
11 июня 2018 г., 13:32 133

Старожилы помнят, какой была столица республики в 60-е годы: из-за более чем 400 котельных, работавших на угле, снег в городе был черным. Все изменилось, когда в Якутск пришел газ.

 


«В котел шли песок, снег и угольная пыль»

Сейчас даже трудно себе представить, в каких условиях приходилось трудиться работникам Якутской центральной электростанции. Особенно если учесть, что на большинстве работ были заняты женщины.

 

Новости по теме

 

 

 

Как Якутск стал примером для всего мира

 

 

Как в Якутске появился Рабочий городок

 

 

 

 

«Зимы были очень суровые, и уголь, которым мы топили, смерзался намертво, - вспоминает машинист Нина Андреевна Кершенгольц, которая проработала на Якутской ЦЭС более 20 лет. - Раздалбливали его длинными тяжелыми пиками, а в котле перемешивали специальной пятиметровой кочергой. Часто возникали перебои с топливом. Когда не хватало угля, бульдозерами загребали песок, снег и угольную пыль. Такая смесь шла в котел с большим трудом – надо было бить по бункеру и шуровать в топке шуровками, чтобы держать давление.

Н.А.Кершенгольц

Процесс выработки пара регулировался вручную. За уровнем воды в котле наблюдал водосмотр, который сидел на его верхней площадке. Если уровень воды менялся, мы по переговорной трубе кричали вниз машинисту: убавить или прибавить.

Гудок ЯЦЭС был символом города. И особенно Рабочего городка. Гаечным ключом мы, машинисты котла, открывали задвижку, выпускали пар высокого давления и давали на весь город мощный гудок. С ним начинался новый день, и с ним уходили с работы».

По воспоминаниям ветеранов, свой последний гудок Якутская центральная электростанция дала в день смерти вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина.

Новой электростанции быть! Но где?

В конце 50-х Якутск развивался семимильными шагами. На первый план вышло решение ряда важных задач, в том числе строительство тепловой электростанции. Отсутствие достаточного количества электроэнергии тормозило развитие народного хозяйства и улучшение быта людей. В 1958 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве нового энергоисточника Якутска – первой в стране стационарной газотурбинной станции.

Однако всё было не так просто: все соглашались, что новая станция нужна, а вот дискуссия на тему, где ее сооружать и на каком топливе она будет работать, затянулась на несколько лет. Вот как писала об этом газета «Социалистическая Якутия» в июне 1960 года:  «Разговоры о строительстве новой электростанции начались еще в 1954 году. Прошло 6 лет, а воз и ныне там.

Строители Якутской ГРЭС

Рассматривалось два варианта места расположения новой станции: в Покровске или рядом с Кангаласским угольным месторожде­нием. Станция в Покровске будет стоить гораздо доро­же, нежели в Кангалассах, но там и тут она предусмотрена в угольном варианте. Возникает вполне за­конный вопрос: зачем, если станция должна быть газовой? Она не потребует дорогостоящих топливных складов, топливоподачи, золоудаления и золоулавливания. Переход на голубое топливо снизит стоимость сооружения на 23-24%, а эксплуата­ционные расходы – на 30%. Срок строительст­ва газотурбинной станции на год меньше, при этом упрощается главный корпус и конструкция котла, сокращается кубатура котельных. Электростанция в газовом варианте будет стоить в два с лишним раза дешевле, поэтому очевидно, что этот вариант наиболее выгодный.

Станцию нужно и должно ввести в эксплуатацию к концу 1962 года. Подача газа к этому сроку возможна только до Якутска, и то при огром­ном напряжении сил и техники на участке Таас-Тумус - Якутск. Это временно сокращает трассу (ко­торая в дальнейшем пройдет на Покровск) на 100 километров и умень­шает, соответственно, капиталовло­жения.

Электростанция в ближайший пе­риод будет потреблять 52% газа, подаваемого газопроводом. За­чем же его пропускать мимо Якутска на Покровск, чтобы потом в обрат­ном направлении подавать энергию газа, превращенную в электричест­во? Тем более, что основные потребители электроэнергии находятся в Якутске и прилегающих к нему районах.

Кроме того, сооружение ТЭС в Якутске откроет еще одну заманчивую перспективу – отстоя судов в тонких льдах, кото­рые легко растают при допусках в конце зимы в акваторию порта го­рячей воды ТЭС. Ведь выкалывание судов и постановка некоторых на городки с применением в основном ручного труда ежегодно обходится, по самым скромным подсчетам, более чем в миллион рублей».

Участники пусковых мероприятий Якутской ГРЭС, 1970 год

Однако долгожданная станция не была построена ни в 1962-м, ни в 1963-м, ни даже в 1964 году. Время все расставило на свои места. Газ в столицу республики пришел в 1967 году, а строительство Якутской ГРЭС – первой газотурбинной электростанции в зоне вечной мерзлоты на свайном основании с продуваемым подпольем – было завершено лишь в 1970-м.

Третье рождение Якутской ЦЭС

В 1967 году с приходом в столицу республики природного газа Усть-Вилюйского месторождения начинается новый этап развития Якутской ЦЭС.

Старожилы помнят, каким был Якутск в 60-е годы: из-за более чем четырехсот котельных, работавших на угле, снег в городе был черным. В домах топили печи, дрова и уголь приходилось таскать на себе. Когда появился газ, все стало намного проще – по словам ветеранов, первое время люди с непривычки даже не знали, чем себя занять.

Площадь Ленина в Якутске, 1960 год

Трехсоткилометровый газопровод Тас-Тумус - Якутск был построен за три года. Трубу тянули через тайгу, озера и болота и в зной, и в шестидесятиградусный мороз. Множество технических задач газовикам приходилось решать, что называется, на ходу – спрашивать было не у кого.

В ночь с 12 на 13 января 1968 года Якутская центральная электростанция пережила третье рождение – был пущен в работу первый газо-мазутный котел, работающий на «голубом топливе».Вот как об этом писала газета «Социалистическая Якутия»: «В рекордно короткий срок, недосыпая ночами, монтажники Ир­кутского треста и строительного управления Якутской ЦЭС за три месяца смонтировали и установили на месте двух маломощных кот­лов новый – газо-мазутный, производительно­стью 50 тонн/час.

Десятого января поздно вечером был сдан в эксплуатацию газопровод, который привел голубое топливо на газораспределительный пункт котельной электростанции. Контрольные испытания заняли два дня. Наконец, звучит долгожданное: «Все готово к пуску».

Ноль часов 10 минут 13 января. «После окончания контрольных испытаний газопроводов высокого давления от газопровода до котельной в пределах котла, в третью смену коллектив треста «Якутскмежрайонгаз» совместно с на­ладочной группой приступил к заполнению трубопровода газом. Начальник В.А.Перемыщев», - появилась первая запись в журнале. Голубое топливо «направилось» в котельную и остановилось у задвижки.

Приход газа в Якутск, 1967 год

Народу в цехе скопилось столько, что котел возвышался над головами только благодаря своему пятнадцатиметровому росту. В эту ночь не спалось всем, кто знал о пуске на электростанции первого газового котла.

...Четыре часа 24 минуты утра 13 января. Старший машинист А.И.Никифоров становится у задвижки цехового трубопровода. Ма­шинист Михаил Басов зажигает факел и под­нимается по железной лестнице к горелке котла. Поворот рулевого колеса – задвижка открыта, газ пошел в котел. Михаил сквозь маленькое окошко подносит факел к горелке. Вспыхивает голубоватый огонек, разрастается и уходит вверх.

Через час зажгли вторую горелку, через ми­нуту – третью... Наконец, все пять горелок объяты голубым огнем. А к десяти часам газопровод отдал первую порцию пара турбинам, которые начали вырабатывать электроэнергию».

«Мы постоянно что-нибудь да переделывали»

«Мой трудовой путь на станции начался в январе 1967 года с должности дежурного инженера, - вспоминает ветеран энергетики и энергостроительства, Почетный энергетик Минтопэнерго РФ Владимир Васильевич Леонов. – В том же году в столицу республики пришел природный газ Усть-Вилюйского месторождения. Этот период был очень напряженным: нужно было увязывать существовавший ранее алгоритм работы станции с новым технологическим процессом – использованием газа.

Работами руководит В.В.Леонов (слева)

В начале 70-х на станции произошло удивительное событие, которое чуть было не обернулось для нас катастрофой. На крыше турбины ОК-30 был установлен фонарь. Зима выдалась многоснежная, на крыше намерзло много льда, и однажды все это угрожающе затрещало. Персонал поднял панику, сбежались все: директор, главный инженер, работники ремонтно-механического цеха. Было решено подпереть конструкцию краном, чтобы удержать от обрушения. ЧП удалось избежать, а наш опыт был распространен по линии Минэнерго страны.  Весной того же года фермы в турбинном зале укрепили, и все это стоит до сих пор.

70-е годы были временем коренного расширения ТЭЦ – мы постоянно что-нибудь да переделывали, избавлялись от старого и устанавливали новое оборудование. Наша станция довольно компактная, и главной задачей специалистов отдела было придумать, как и куда разместить и основное, и дополнительное оборудование в имеющихся помещениях. Так, были демонтированы два котла НКЗ и американский котел «Фостер-Уиллер», а котлы ТС-35 были реконструированы, переведены на газ и работают до сих пор».

В июле 1969 года на газо-мазутное топливо был пере­веден последний котлоагрегат ЦЭС. Все это позволило станции, не снижая элек­трической мощности, подать теп­ло на стройплощадку Якутской ГРЭС, в новый речной порт и школу №10.

На щите управления Якутской ЦЭС

В предпуско­вые дни лучшие инженеры и про­изводственники Якутской ЦЭС работали на ГРЭС, по­могая коллегам подготовить к работе первую газотурбинную установку. Появление новой электростанции было радостным событием, но и вселяло определенный страх: опасались, что с ее вводом в эксплуатацию ЦЭС закроют и большой замок повесят. Но этого не произошло: город продолжал расти и развиваться, так что работы хватило на всех.

В 1969 году Якутская центральная электрическая станция была реорганизована в Якутскую теплоэлектроцентраль.

Миллиард от Косыгина

В начале 70-х в Якутию с официальным визитом приехали председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, министр энергетики и электрификации страны Петр Степанович Непорожний и другие официальные лица. Они побывали на строительстве Вилюйской ГЭС, посетили производственные объекты Мирного,  Чернышевского, Нерюнгри и Якутска.

Самый профессиональный и эффективный глава советского правительства А.Н.Косыгин ратовал за расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и децентрализацию народного хозяйства, сокращение утверждаемых сверху показателей, повышение значения хозяйственных связей и договорных отношений между предприятиями. Благодаря ему отошло в прошлое такое понятие, как валовое производство, на смену которому пришел показатель реализованной продукции, а вместо себестоимости во главу угла ставились прибыль и рентабельность. Восьмая пятилетка (1966-1970 годы), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой»: национальный доход вырос на 186%, производство предметов потребления – на 203%, розничный товарооборот – на 198%, фонд зарплаты – на 220%. Базис экономики, на котором и сегодня держится Россия, создал именно А.Н.Косыгин.

А.Н.Косыгин и П.С.Непорожний на Якутской ГРЭС, 1974 год

Однако его реформы встречали немалое сопротивление и не были доведены до конца, потому что такое видение экономического развития СССР расходилось с «ленинскими принципами». По состоянию здоровья Алексею Николаевичу не удалось завершить начатое – сделать основной строкой бюджета экспорт не сырой нефти и газа, а продуктов их переработки. Многие считают, что, доведи он свои реформы до конца, экономическая система СССР позволила бы нашей стране стать по-настоящему независимой, в том числе от сырьевых отраслей.

А.Н.Косыгин был одним из самых здравомыслящих советских политиков: интеллигентным, простым и понятным для людей. Вот как писала о визите главы Совмина в республику газета «Эхо столицы»: «Как вспоминают якутские авиаторы, из поселка Чернышевский в Нерюнгри Косыгин с сопровождающими летели на небольшом самолете Ил-14. Во время полета Алексей Николаевич уснул. Командир экипажа Николай Кузнецов так аккуратно посадил воздушное судно, что Косыгин даже не проснулся. А когда узнал, что прилетели, снял с руки золотые часы и подарил их летчику за профессионализм.

В столице республики А.Н.Косыгин подписал распоряжение о выделении на социально-экономическое развитие Якутска одного миллиарда рублей. Это была беспрецедентно крупная по тем временам сумма, которая превышала годовой бюджет республики. Приезд «второго человека после Брежнева» дал большой толчок развитию промышленности и жилищного строительства города».

После второго визита А.Н.Косыгина и П.С.Непорожнего в Якутию в 1974 году, в ходе которого они побывали на Якутской ГРЭС, многие энергетики республики получили Государственную премию.

По материалам книги «Горячее сердце Якутска»

подготовила Нинель ГУСЕВА

Продолжение следует...

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации