home
user-header

                        
                        
Аварии пассажирских самолётов Ил-62 в Якутии
19 июня 2015 г., 13:09 в Архивный фотоальбом якутян 3572

 

Вспомним аварии, случившиеся в аэропорту Якутска и Магана, связанные с первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолётом Ил-62, разработанный с учётом мировых требований к воздушным судам такого класса. Первые рейсы в Якутск начались с 1983 года.

Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолёта типа Ил-62. Произошло 12 авиакатастроф с его участием. Две аварии произошли в Якутии.

На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа, они летают только в ВВС, МЧС и специальном лётном отряде «Россия».


 

АВАРИЯ ИЛ-62 В ЯКУТСКЕ

В ночь с субботы 30 июня на воскресенье 1 июля 1990 года в аэропорту Якутска при посадке потерпел аварию Ил-62М компании Аэрофлот, в результате чего были ранены 6 человек.

Сведения о самолёте

Ил-62М с бортовым номером 86456 (заводской — 2623717, серийный — 23-01) был выпущен Казанским авиазаводом 22 июня 1976 года и передан МГА СССР, которое 16 июля направило его в Шереметьевский авиаотряд Центрального управления международных воздушных сообщений. 30 августа 1982 года его перевели в Домодедовский авиаотряд Московского Территориального Управления гражданской авиации.

 

 

Авария

Самолёт выполнял рейс 93 из Москвы в Якутск и в 12:37 МСК вылетел из аэропорта Домодедово. На его борту находились 10 членов экипажа, во главе с командиром (КВС) Ф. А. Фефеловым, и 99 пассажиров, включая 5 детей.

В 18:19 МСК авиалайнер приземлился в аэропорту Якутска. При пробеге по ВПП, КВС дал команду «Реверс», но бортинженер по ошибке случайно перевёл рычаги управления реверсом из положения «обратная тяга» в положение «прямая тяга», тем самым переведя двигатели № 1 и 4 на взлётный режим, при этом автоматика заблокировала спойлеры под углом 15°, а Ил-62 вновь начал разгоняться. То, что двигатели на взлётном режиме, экипаж поначалу не заметил, но увидев, что скорость не падает, а наоборот растёт, в суматохе включили аварийное торможение, заблокировав тем самым колёса шасси (в нарушение РЛЭ), а затем только уменьшили режим на двигателях № 1 и 4, после чего попарно отключили все двигатели. К этому моменту самолёт уже разогнался до скорости 265—270 км/ч и находился в 655 метрах от конца полосы. В это же время на заклиненных колёсах начали лопаться шины. На скорости 200 км/ч самолёт выкатился на грунт, проехав концевую полосу безопасности, и проехав 397 метров врезался в препятствия и разрушился.

В результате происшествия, у самолёта были сломаны все три стойки шасси, а фюзеляж разломился в трёх местах в районах 10—12, 30—36 и 69—71 шпангоутов. Один пассажир и один член экипажа получили серьёзные телесные повреждения, а три члена экипажа и один пассажир — незначительные.

 

Причины

Авиационное происшествие с самолетом Ил-62М № 86456 явилось следствием следующих отклонений в действиях экипажа:

ошибки бортинженера при управлении двигателями и спойлерами в процессе посадки, приведшие к непреднамеренному и неожиданному включению прямой взлётной тяги 1 и 4 двигателей вместо обратной, что привело к разгону самолёта после посадки, заблокировало выпуск спойлеров и снизило эффективность применения основной тормозной системы;

неорганизованность экипажа, при локализации последствий ошибочных действий бортинженера.

Указанные отклонения в действиях экипажа вызваны сочетанием следующих факторов:

Большая речевая загрузка экипажа при выполнении посадки, регламентированная действующей «Инструкцией о взаимодействии и технологией работы членов экипажа самолёта Ил-62М, Ил-62» от 12.02.82.

Недостаточные профессиональные навыки у бортинженера по управлению РУР и РУД при включении реверса и несработанность КВС и бортинженера.

Невыполнение командно-летным составом ДПО рекомендаций МГА СССР от 24.08.87 по формированию экипажей с учетом психофизиологической и социально-психологической совместимости, а также указания МГА СССР от 16.05.86 № 310/У в части отработки действий экипажа в особых случаях полёта в аэродромных условиях.

 

 

АВАРИЯ В АЭРОПОРТУ МАГАН

 

В среду 21 ноября 1990 года в аэропорту Маган при посадке потерпел аварию Ил-62 компании Аэрофлот, в результате чего были ранены 12 человек.

 

Сведения о самолёте

Ил-62 с бортовым номером 86613 (заводской — 51901, серийный — 19-01) был выпущен Казанским авиазаводом в феврале 1975 года и передан МГА СССР, которое 25 марта направило его в 235-й Отдельный Правительственный авиаотряд. 22 июля 1976 года его перевели в Домодедовский авиаотряд Московского Территориального Управления гражданской авиации.

 

Авария

Лётный экипаж из 1-го лётного отряда состоял из 5 человек во главе с командиром — пилотом 1 класса А. С. Гонопольским. В салоне работали 5 бортпроводников. Самолёт должен был выполнять пассажирский рейс из Москвы в Якутск, однако аэропорт Якутска был закрыт по метеоусловиям, так как в нём стоял морозный туман. В связи с этим рейсы направлялись в региональный аэропорт Маган, чья грунтовая взлётно-посадочная полоса длиной 3440 метров в зимнее время укреплялась льдом и снегом, чтобы была возможность принимать большие самолёты. В 00:58 МСК Ил-62 вылетел из московского аэропорта Домодедово. На его борту находились 179 пассажиров, включая 10 детей.

В 06:45 МСК в простых метеоусловиях авиалайнер начал выполнять посадку в аэропорту Маган. Но так как экипаж не был подготовлен к посадке на заснеженную грунтовую полосу, то пролетел её торец на высоте 22 метра, то есть значительно выше установленной. Тогда экипаж увеличил вертикальную скорость до 2 м/с и в 1647 метрах от входного торца полосы приземлился на скорости 262 км/ч и с перегрузкой 1,2g. Стоит отметить, что такой перелёт был связан с тем, что режим двигателей был снижен до малого газа только перед касанием. После касания самолёт ещё 570 метров промчался с поднятой передней стойкой шасси. Как только она коснулась земли (2215 метров от начала полосы), экипаж тут же при скорости начал выпускать спойлеры, которые полностью выпустились ещё через сотню метров, после чего экипаж только приступил к торможению. Поняв, что в пределах полосы авиалайнер остановиться не успеет, в 47 метрах от конца полосы экипаж выключил двигатели, чтобы при разрушении избежать пожара.

Ил-62 выкатился с взлётно-посадочной полосы и спустя около четырёх сотен метров выехал на склон заснеженного оврага, покрытого мелколесьем и начал разрушаться. Проехав так около сотни метров, авиалайнер наконец остановился в 538 метрах от полосы. В результате происшествия все три стойки шасси были сломаны, разрушена механизация крыла и частично само крыло и фюзеляж. Штурман и 3 пассажира получили средние телесные повреждения, два бортпроводника и 6 пассажиров — незначительные.

 

Последствия

После данного происшествия был запрещён приём в аэропорту Маган воздушных судов 1-го и 2-го классов.

 

 

 

Подготовлено по материалам Википедии.

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации