home
community-header

                    
                    
«Дни Турбиных» Сергея Потапова на сцене Русского театра
alex_p 15 октября 2018 г., 09:02 в ФОТОМАНЫ 584

Когда дети покинуты родителями, они возвращаются в родительский дом, пытаясь найти свое детство, спрятаться от ужасов мира «в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились»…

 

 

 

 

 

 

 


Глубоко запрятанная метафора в произведении Михаила Булгакова прочитана якутским режиссёром Сергеем Потаповым именно так. В одном из предпремьерных интервью весеннего сезона 2018 года зрителям уже была дана режиссерская подсказка. Ключом для постановки стала идея оставленных без присмотра детей. «Простенький приём», обыгранный режиссером, ставит для объёмного и неоднозначного материала нужные и важные акценты. Режиссер умеет создавать форму вокруг придуманного концепта. И эта форма работает, будучи вершиной айсберга, но вместе с тем передает скрытую социальную механику чеховской сложной для объективной препарации душевной жизни наших соотечественников начала XX столетия.

Сам режиссер подсказал нам угол зрения, и вместе с тем, приём нисколько не умаляет достоинство и глубину поставленных в пьесе вопросов. Эта установка, видимо была рабочим маяком в работе с актёрами, которые должны были поверить в режиссёрскую авантюру «поотрываться по-детски» на сцене Государственного академического Русского драматического театра имени А.С.Пушкина в Якутске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сам режиссер подсказал нам угол зрения, и вместе с тем, приём нисколько не умаляет достоинство и глубину поставленных в пьесе вопросов. Эта установка, видимо была рабочим маяком в работе с актёрами, которые должны были поверить в режиссёрскую авантюру «поотрываться по-детски» на сцене Государственного академического Русского драматического театра имени А.С.Пушкина в Якутске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символическими полюсами стали структуры парных оппозиций, примененных как самим Булгаковым, так и нашим режиссёром. Они оба будто сговорились.

Потапов не раз упоминал в интервью, что подчас драматург ему «что-то даёт». Так у негослучилось с Брехтом. В этот раз булгаковские антиномии «дом – гражданская война», «белые – большевики», дополнились потаповскими: «фурии – ангелы милосердия», «рождественские елки – похоронные венки», «носилки спасения – смертный одр», «гитара – костыль»…

Все подсказывало о нахождении наших героев в двух мирах: по-детски укрыться в «мамином доме», зажмурив глаза на собственные страхи и неприятие реальности, и «сознательная взрослость» вынужденности принятия мира таковым, каков он есть на самом деле. Так, затуманенное алкоголем сознание – это нарочитая «зажмуренность детских глаз», когда страшно столкнуться с реальностью; лучше по-детски галлюцинировать в игре со «сверстниками» в уюте домашней квартиры. Это честнее и естественней для любого человека. «По-моему, и родина, и революция – просто красивая ложь, которой люди прикрывают свои шкурные интересы», – говорит один из булгаковских прототипов штабс-капитана Виктора Мышлаевского, взятый драматургом из другой пьесы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влюбиться в Елену ясную. Они все в нее влюблены или влюбляются. Но любовь к Елене, прочитанная режиссером, как к главной героине всего произведения, представлена авторским поиском её причин. Они оказываются разные, но вместе с тем, общий знаменатель у них один. Все разные любови героев произведения к Елене Тальберг, могут быть сведены к их общему прообразу – любви к маме, детской влюбленности в личный феноменологический образ, так необходимый каждому из одиноких детей на островке мирной жизни. У каждого любовь к образу мамы происходит по-разному – от Лариосика, до Леонида Шервинского,  Виктора Мышлаевского и Александра Студзинского.

О жестокости Потапова. Он безжалостен со зрителем. Он выводит на зрительский катарсис своим любимым приемом. Это стиль и режиссерская фишка. Вначале надо потянуть зрителя за верёвочку под названием «дай насладиться надеждой на лучшее», вначале он дарит ее, а вернее, подсаживает нас на крючок надежды. Мы в таком благостном псевдо-рае своих психических устремлений катимся на горках аттракциона вверх-вниз, у нас и самих актёров захватывает дух, все смеются, испытывают радость за персонажей, что пронесло… А потом – бац! Он оглушает «дубинкой» сюжетного поворота, еще и под классно подобранную музыку, крутым разворотом, к центру нечеловеческой боли…

Сергей Потапов умеет «готовить» наш зрительский мозг. И ему за это зрители должны быть благодарны…

Фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
  • 15 октября 2018 г., 10:36
    Tat-Yana   Пожаловаться

    спасибо за прекрасную рецензию!

  • Шикарный актерский состав.... Это кто такие роскошные? Вряд ли местные))

  • 15 октября 2018 г., 11:25
    Сэксей   Пожаловаться

    У меня нет привычки писать о том,чего не смотрел и поэтому я оставлю все это за скобками.Но я смотрел почти все его постановки в Саха театре,начиная с "Остров Тайвань".Его постановки,безусловно,талантливы.Но знаете что случилось с ним?Человек со временем не выдержал испытания медными трубами,то есть славой. Он посчитал себя великим режиссером-новатором,когда его стали приглашать и в ближнее зарубежье ставить спектакли и вовсю ударился в эксперименты.Он почти всегда берет величайших драматургов или писателей и предлагает новое прочтение.В его спектакле "Мой Гамлет" Офелию насилует Призрак отца Гамлета. Всех,кто не принимает их экспериментов,такие новаторы режиссеры считают непонимающими их шедевральных постановок.Пусть так,но эти дилетанты сохранят хотя бы здравый рассудок. 

    • 15 октября 2018 г., 12:06
      viktev   Пожаловаться

      Сэксей, хорошо бы следовать своим же привычкам, и не писать о том, чего не видели. Это совершенно разные спектакли, с совершенно разнами сценическими методами, подходами и Потапов тут совсем другой. Зачем вы из раза в раз обвиняете его в непонятно откуда взятой вами звёздности и прочая, прочая?

      Мне показалось, что это спектакль необыкновенно светлый, добрый - даже в страшных исторических обстоятельствах он даёт надежду, потому что герои его прежде всего интеллигентны и остаются людьми несмотря ни на что. Здесь он очень бережно отнесся к тексту пьесы и нет тут никаких, так нелюбимых вами экспериментов, только Булгаков.

      И ещё - как не интересуются у нас театром, как совсем не ходят в некогда любимый всеми, Русский драматический. Ведь это наши актеры - уже новые молодые талантливые артисты. Сходите на этот спектакль, не пожалеете!!

  • 27 октября 2018 г., 07:18
    misspopper   Пожаловаться

    Местные актеры, наши. Прекрасная постановка, когда играли в первый раз в якутске, зал аплодировал стоя.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации