home
user-header
Треккинг в Гималаях: Эверест своими глазами
17 мая 2018 г., 09:00 в Дикари 3503

 Покорить самую высокую вершину мира - недоступная задача для большинства из нас, но это вовсе не значит, что мы не можем приблизиться к ней и увидеть все своими глазами. Эту великолепную возможность дарит нам Непал предлагая самые живописные в мире маршруты для треккинга, в том числе трек к Базовому лагерю Сагарматхи, Джомолунгмы или привычнее для нас - Эвереста на высоте 5 364 м. над уровнем моря. Что из себя представляет трек, сложно ли пройти этот маршрут неподготовленному человеку, что взять с собой - об этом и многом другом в моем отчете :)


 Итак, осенью 2017 года я наткнулась на отчет о треккинге в Непале, втихаря прошерстила несколько статей и понеслось: Непал.. Гималаи... Эверест... Не то, чтобы я об этом никогда не слышала, но от этой темы была далека и воспринимала это как такое же недоступное путешествие как и полет на Луну. А тут оказывается люди туда ходят! И не альпинисты, не спортсмены с какими-то разрядами, а обычные люди как и мы с вами. Вскоре узнаю, что треккинг в Непале позволяет не брать с собой палатки и не разжигать костры по ночам в лесу, а жить в комфортных условиях, добили все шикарные фотографии с красивейшими видами на горы, мне, как любителя пощелкать камерой, импонировало все это, и мы принимаем решение через полгода отправиться в Непал.  

 Фото 1: Гора Кхумбила у села Кхунджунг. Если присмотреться можно найти монастырь у подножия горы.

 

Непал - страна выделяющаяся среди остальных мной посещенных. Помимо того, что большая часть ее территории составляют горы, это единственная страна с непрямоугольным флагом, находится в часовом поясе 5.45 от Гринвича, а летоисчисление отличается от нашего на 56 лет. Туда можно ездить и без гор, но без них не получится, это как прийти в Лувр и не увидеть Мону Лизу :)

 

 В Непале существует огромное количество маршрутов - более 50, они все разные и достойны посещения: трек вокруг Аннапурны описывается как самый красивый трек, трек вокруг Манаслу манил малопосещаемостью, трек к Базовому лагерю Эвереста интриговал своей легендарностью, это культовое место нельзя обходить стороной. Так и решили, что пойдем до EBC (Everest Base camp тут и далее), хоть и виды там суровее, но ведь это почти ЭВЕРЕСТ :) Также он славится коммерциализацией - здесь и жилье, и разрешения стоят дороже, чем на других треках, (а добраться до отправной точки Луклы чего стоит!), и отпугивал ожидаемыми толпами народа. Этот трек относят к сложности выше средней из-за большого набора высоты за относительно короткую дистанцию - чуть более 60 км в одну сторону, не считая радиалок, которые обязательны на треккинге для акклиматизации на высоте. Также этот маршрут сложен тем, что место старта - город Лукла - уже находится на отметке 2 860 м., то есть по прилету в Луклу сразу можно почувствовать признаки горной болезни. Разница между отправной точкой и конечной составляет чуть менее 3 000 м. Даже без последующих восхождений, добраться до лагеря на высоте более 5 000 м над уровнем моря уже само по себе большое испытание, особенно для людей далеких от спорта как я) По сроку пребывания: обычно на дорогу туда-обратно достаточно 14-15 дней, мы рассчитывали пройти другой более сложный трек на 17 дней, но по ходу дела маршрут был изменен по причине, о которой напишу чуть ниже) 

 После выбора маршрута необходимо определиться как будет проходить трек. Существует огромное количество компаний, в том числе русскоговорящих, предлагающих свои услуги: это может быть индивидуальный тур или групповой. В случае выбора тура, то скорее всего помимо гида, к вашим услугам будет предоставлены портеры - они будут нести все ваши рюкзаки и баулы. Вам не нужно будет забивать себе голову вопросами о том, где лучше переночевать, какой набор высоты завтра предстоит, и что лучше сделать если вас настигнет горная болезнь. Но стоят услуги агентств недешево - около 190 000 с человека, не считая перелетов. Помимо агентств, помощь в восхождении предлагают портеры - за оплату они согласны тащить ваш огромный рюкзак :) Самостоятельный подъем - это прекрасная альтернатива: стоит это дешевле, можно идти в собственном ритме, что для меня было немаловажно. Самому решать когда и куда выдвигаться, где и как останавливаться! Как настоящие дикари мы едем сами, впрочем, как и всегда :) 

Маршрут EBC открыт круглогодично, но имеет особенности в зависимости от времени года: самое лучшее время для посещения -  октябрь-ноябрь и апрель-май. В остальное время трек возможный, но будет не совсем комфортный: летние месяцы - сезон дождей и муссонов, зимой - холодно и много снега. Но и тут как повезет.

В отличие от многих треккинговых маршрутов, непальские отличаются тем, что здесь не нужно таскать с собой палатку, еду и мангал) Везде в пределах дневного похода (а то и чаще) есть лоджи, где помимо еды и кроватей, можно найти и прикупить мелкие бытовые принадлежности.

 Фото 2: популярное у шерпов блюдо Дал-Бат: рис (Бат) подается с чечевичным супом (Дал) с лепешкой и овощами. Одного рецепта приготовления далбата нет, поэтому во всех лоджах он был разный. Ужин в городе Намче-Базар

 

Чаще всего цена за проживание символическая - около 100-150 рублей за комнату, но главное условие - есть там, где ты остановился на ночлег. Цены на все растут прямо пропорционально высоте на которой ты находишься. Причина тому отсутствие автомобильных дорог в Гималаях: абсолютно все вещи на высоте принесены сюда на спинах шерпов - местного народа, яков и ослов. Например, литровая бутылка воды стоит в Катманду 20 рупий, это около 12 рублей. На высоте 3500 в городе Намче-Базар она будет стоить 100 рупий, а к концу трека - все 300 рупий. 

Фото 3: Непальские женщины поднимают продукты из города Намче-Базар, высота 3 440 м.

 

Бутылки это мелочи, а вот если вы захотели построить там дом? :)

Фото 4: Шерпы таскают тяжести: на одном из них ряд бревен, близ деревни Кхумджунг, высота 3 780 м.

 

 Лоджи представляют собой дома, чаще всего каменные, иногда обшиты фанерой, иногда только из фанеры :)) Нельзя не признать, что в основном это шаткие сооружения, с огромными щелями на стенах и окнах, которые никак не утепляются. Примитивная задача этих домов - защита от ветра и дождя. В них относительно комфортно только при свете дня в солнечную погоду, если будешь ходить во флисовой кофте, штанах и теплых носках, а чтоб наверняка - в пуховке. Конечно, они не отапливаются, исключение составляет обеденная, где собираются все гости на ужин - посередине непременно будет печь, которую отапливают щепками в низменных районах, а повыше, где отсутствуют деревья, топят кизяками. На завтрак/обед/ужин можно заказать любое блюдо из меню к определенному времени, они здесь готовятся не заранее, а только после заказа. Зато оно всегда будет свежим, горячим, только что приготовленным. На треке не рекомендуется есть мясо и мясные блюда, да и встретить их можно в меню будет сложно - мясо тут не популярно: оно сгущает кровь, что для высокогорных районов нежелательно, из-за долгой дороги наверх оно будет не свежим, а также при наборе высоты тут будет не до мяса))) потому что у большинства туристов здесь возникают проблемы с желудком. Ну и еще одна причина: животных шерпы особо не разводят, потому что трава здесь почти не растет) только для переноски вещей. 

 Фото 5: Лодж в деревне Пангбоче. Двухместные комнаты в ряд, на втором этаже кухня с печью

 Фото 6: Комнаты в лоджах практически одинаковы: кровати, одно окно и стол/тумба. Различаются только количеством кроватей.

 Фото 7: Небольшая часть кухни в Лобуче, высота 6 119 м.

 Фото 8: солнечные водонагреватели популярный девайс в деревнях Непала :)

 

Сейчас на треке доступны практически все удобства: интернет, хоть и платный, все же есть (за 200 мегабайт 600 рупий или около 360 рублей), теплый душ, общие туалеты с унитазом. После захода солнца остается только как следует одеться (носки, пуховик, шапка), зарыться в спальник, укутаться одеялом и уснуть. Электричество вырабатывают солнечные батареи на крышах лоджей, в комнатах используются немощные энерголампочки, поэтому света от него хватает только на то чтобы найти постельные принадлежности и одежду. 

 Что нужно, чтобы быть готовым к главному походу в жизни? После определения маршрута, можно приступить к покупке авиабилетов. Из Москвы прямых рейсов в Катманду нет, обычно предлагают два варианта: через Дели либо Шарджу. Мы выбрали перелет через безвизовую страну ОАЭ чтоб наверняка и без проблем :) Просто долететь в Катманду недостаточно, далее необходимо добраться до Луклы - первой точки нашего маршрута, до нее мы тоже решили добраться самолетом, чтобы не терять неделю отпуска на дорогу на машине и пешком. Непальскую визу можно сделать по прилету в аэропорту. Путешествие без туристической страховки - это всегда рискованный и неуместный шаг, а восхождение к Базовому лагерю без него - это безответственно. Важно, чтобы страховка покрывала эвакуацию на вертолете и действовала на высоте 3 000 м. и более. 

Выстрадав лишние килограммы своими спинами и литрами пота, расписываю все вещи, необходимые для треккинга в Непале:

1. Треккинговая обувь, потому что другая скорее всего развалится. Достаточно одной пары (при наличии сушилок), испытано и проверено)

2. Две пары штанов. Одна для треккинга, вторая для проживания в лоджах. Для треккинга у меня была грязеотталкивающие с технологией omni-shield, для домашней носки флисовые. 

3. Две кофты: тонкий флис и polar-tech, для разной погоды.

4. Шлепки. И не сандалии, а как в бане. Для домашней носки: ходить на кухню, в туалет, душ)

5. Комплект термобелья (верх и низ) для сна

6. Футболка с длинными рукавами ибо солцне в горах нещадно

7. Мембранная ветровка ovtex от дождя и ветра

8. Пуховая куртка, важно чтобы ее можно было надеть под ветровку

9. Перчатки (скорее от загара, чем от холода)

10. Шапка (больше всего использовали ее во время сна)

11. Бандана/Бафф/Шарф

12. Носки и белье. Одна пара для сна, остальные для трека, хватит и двух пар, учитывая что в лоджах есть услуги стирки. Важно чтобы они были специально для трекинга или мерино вул, но никак не хлопковые

13. Футболка спортивная для теплых дней

14. Палки для ходьбы. Ну не знаю, было немного мест, где они мне понадобились, в большей степени они мне только мешали. 

15. Спальник. Когда на улице минусовая температура, а лодж не топится, единственное теплое место не считая кухни будет спальник, в который ты прыгаешь в куртке, захватывая одежду на завтра, чтобы утром она была теплой; жидкость для линз, которая при комнатной температуре заледенеет и еще например носки, которые должны немного подсохнуть :)

16. Солнцезащитные очки

17. Солнцезащитный крем с высокой степенью защиты

18. Налобный фонарик для сборов в раннее темное утро, когда в комнате нет электричества. 

19. Личная гигиена. 

20. Пауэр-Банк. В комнатах нет розеток, девайсы можно зарядить только на кухне за определенную плату, пауэр-банк нам здорово помог)

21. Все это добро упаковывается в 35+10-литровый и 75-литровый наши рюкзаки, вес составил  9 и 11 кг соответственно :)

 

А теперь рейтинг бесполезных взятых мною вещей:

1. Никаких хлопковых носков, коих у меня было 3, разве что пара для сна. Для треккинга они не годятся, потому что быстро мокнут и долго сохнут. А еще хлопковые вещи тяжелее технологичных. 

2. То же самое с футболками.

3. Гамаши и котята (ледоступы). Должны были понадобиться на запланированном маршруте, но так как мы изменили и упростили его, остались лежать без дела. Ничего, гололед в Якутске никто не отменял хD

 

К стандартной аптечке следует добавить больше средств от боли в горле, от фиговости в животе и пластыри от мозолей, как никак в этом походе ноги самая важная часть тела хD и нужно их беречь от любых проявлений всяких бяк :) плюс средства от гипоксии, я поглощала таблетки гипоксена, он снижает потребеление кислорода организмом при значительных физических нагрузках. На высоте 5 000 м кислорода меньше почти в два раза, это не хухры-мухры, поэтому к аптечке стоит отнестить серьезнее обычного, тем более аптеки имеются не в каждой деревне. 

 

Про финансовую часть поездки. Как и во многих странах с небольшим ВВП, цены в Непале не высокие, но трек к Базовому лагерю Эвереста - это Мекка для треккеров и туристов, поэтому цены тут на порядок выше (все цены в рублях и вычислены на одного человека). Итого для 17дневного трека мы потратили:

Авиабилеты Якутск-Москва-Шарджа-Катманду-Лукла и обратно: 78 200 руб.;

Страховка 2 127 руб.;

Виза: 2 500 руб.;

Разрешение и входной билет в национальный парк Сагарматха: 3 210 руб.;

Жилье и еда на треке: около 20 000 руб;

Это обязательные расходы, не считая проживания в Катманду.

 Как я уже писала, наш путь к EBC начинается с Луклы, что в 140 км от Катманду. Казалось бы, что может быть проще, купил авиабилет и полетел. Но есть нюанс - одного билета маловато, тут еще понадобится удача и терпение, а возможно дополнительные финансы. Дело в том, что аэропорт имени сэра Эдмунда Хилари и Тенцинга Норгея, первых восходителей на Эверест, входит в список самых опасных аэропортов мира: его короткая взлетно-посадочная полоса расположена под углом 12 градусов, одним торцом упирается в скалы, а другой конец заканчивается 600-метровым обрывом, заход на второй круг невозможен. Взлеты и посадки выполняются исключительно по правилам визуальных полетов, именно поэтому очень важно, чтобы стояла летная безоблачная погода. Самолетики туда летают небольшие - около 20 мест. Вот почему добраться до Луклы - уже само по себе приключение, которое началось у нас в аэропорту.

Фото 9: Взлетно-посадочная полоса в Лукле

 

Приехав заблаговременно на рейс ранним утром, мы узнаем о плохой погоде в Лукле. Полет на самолете - это лотерея, даже в сухой сезон. Непальские авиадиспетчеры разговаривают по мобильному со своими коллегами в Лукле, а часа через три появились какие-то агенты и стали уводить расстроенных туристов и предлагать свои услуги - добраться до Луклы на вертолете. Прождав 7 часов в шумной маленьком аэропорту местных авиалиний в Катманду среди треккеров разной степени крутости, гидов и портеров с огромными баулами, мы приняли решение лететь туда вертолетом, поскольку погода не обещала изменений в лучшую сторону. Через несколько дней встретив на треке людей, прождавших свой рейс 5 дней и сдвинувшие свой маршрут, мы понимаем, что это было верное решение. 

 Фото 10: вертолет собирается в путь из Катманду до Луклы, длительность полета около 30-40 минут

Фото 11: довелось посидеть на переднем кресле :)

 Мы приземляемся в аэропорту Луклы, и выбегаем: стоянка вертолетов напоминает пит-стоп в формуле 1: пока мы выходим, шерпы быстро разгружают вертолет,затем загружают вещи для отправки и параллельно доливают топливо, вертолет летит обратно в Катманду. Первое, что ощущаешь выйдя из вертолета - воздух. Свежий, горный и дарующий ощущение приключений. Это начало настоящего нашего приключения, к которому мы готовились полгода. Оглянувшись, до меня доходит почему вот уже 5 дней не летают самолеты: облака низкие, густые настолько, что не видно гор. Я стараюсь перевести дыхание, но получается это не очень - у меня все еще свежи в памяти воспоминания о Боливии, поэтому первые симптомы горной болезни узнала сразу - головокружение и отдышка, к счастью, дело дальше не стало развиваться, достаточно было прогуляться часик по маленькому городу и поужинать.

В Лукле встречаются те кто только прилетел, а также кто уже спустился с базового лагеря (их можно сразу отличить от первых по поведению :))

 Фото 12:кто-то празднует окончание маршрута

А для кого-то это обычный день:

 Фото 13

 Фото 14

 Фото 15 

 

 Фото 16

 

Фото 17

Также тут можно сравнительно недорого докупить что-нибудь из экипировки при необходимости и посетить какие-нибудь заведения типа кафешек с привычной для нас едой.

Фото 18 

Одно из популярных здесь развлечений - это смотреть как прилетают и улетают вертолеты (и самолеты в хорошую погоду)

 Фото 19: вертолет отправился в Катманду 

Фото 20: среди зрителей как туристы, так и местные жители

 Переночевав здесь, мы рано утром наконец-то двигаемся в путь в страну шерпов! И он на сегодня совсем простой: 12 км практически без подъемов и даже в основном состоит из спусков, останавливаемся в деревне Монджо. Перед тем как покинуть Луклу, покупаем входной билет в национальный парк Сагарматха, именно так здесь называют Эверест. Каждое утро наш трек начинался часов в 7, а заканчивался к обеду, ведь в это время практически всегда стоит хорошая погода. 

 Фото 21

 Фото 22: Начало трека

 Отойдя от пасмурной Луклы, мы увидели то, за чем приехали - самые живописные виды на земле! Внутри все сжимается, кажется, не совсем еще верю в происходящее, успокаиваю свою эйфорию мыслями о том, что от горняшки тоже бывает возбудимость :)

 Фото 23

 Фото 24

 Фото 25

 Тропа здесь хорошо протоптана, земляная, иногда каменистая.

 Фото 26

 Фото 27

 Дороги через деревни - это отличная возможность познакомиться с бытом шерпов. На относительно небольшой высоте они сажают картошку, морковь, лук, капусту :) правда, почему-то не в ряд, а вразброс :)

 Фото 28: Капуста

 Фото 29: камни с молитвами сопровождают нас во время всего трека

Здесь много зелени: в основном это хвойные деревья. 

 Фото 30

Фото 31: традиционные флажки с мантрами. Каждый цвет имеет свое значение: синий-небо, белый-облако,красный-огонь, желтый-вода, зеленый-земля

 Останавливаемся на ночлег в Монждо, очень сильно заболели колени и я начала задаваться вопросом не тащу ли я в рюкзаке ничего лишнего. Чтож, назвался туристом, полезай под рюкзак :) Добивают портеры, которые тащат на себе огромную и тяжелую ношу, идут не быстро, но уверенно, друг за другом гуськом, а на лестницах обгоняют :) а еще часто их можно увидеть в шлепанцах или порванных кроссовках :)

 Фото 32: портеры с корзинами на подвесном мосту

 Фото 33

 Фото 34

 Завтра идем в Намче-Базар. Это можно было сделать и сегодня, но кому оно надо - жить в спешке - одно из правило жизни шерпов "не спешить":) неторопливые, скромные и искренние, такими бы я охарактеризовала их :) Поскольку дорога от Луклы до Намче-Базара это самая оживленная часть в том смысле что тут больше всего туристов, шерпов и животных, почти невозможно пройти быстро, (да и не хочется) потому что постоянно нужно занимать позицию ближе к скалам и пропускать весь караван.

Фото 35 

Дорога в Намче-Базар из Монджо хоть и один из самых сложных отрезков пути, но и один из самых красивых:

 Фото 36

Фото 37

 За этими мостами начинается воспетый во многих отчетах крутой подъем в Намче-Базар. Набор высоты за сегодня более 600 метров за короткую дорогу длиной в 6 км, подъемы начинаются не сразу а с половины пути. Произведя несложный расчет можно понять что этот подъем приходится в оставшиеся 3 км. Тут я поняла, что трек до Базового лагеря это не прогулка по променаду. 

Фото 38 

Далее часть выдержки из дневника за 2 дня: "Проснулись в 5.30 в дубачине, лодж весь продувается. Болят колени, натерла мозоли на ногах и руках из-за треккинговых палок и ботинок, пластыри в помощь. Васю принимают за монгола. Болит голова. Шерпы все берут и отдают правой рукой. Видели как туриста спускают на лошади, надеюсь у меня до этого дело не дойдет. Если заказывать далбат, добавка бесплатная. Как только заканчиваешь есть, хозяин лоджа приходит и спрашивает нужна ли добавка, кажется так можно есть до бесконечности, потому что Васе добавляли 2 раза."

 

 Фото 39

 

Итак, 20 апреля, после изнурительного подъема, мы наконец добираемся до Намче-Базара. Если я когда-нибудь буду делать список самых необычных городов и поселений, посещенных мной, туда определенно войдут Венеция, окрестности вулкана Тунупа в Боливии посреди солончака Уюни, город Акурейри в Исландии и непременно Намче-Базар. Этот город нескончаемых лестниц находится на высоте 3 440 метров над уровнем моря. Он возник на основном товарообменном пути шерпов и тибетцев и был торговым поселком. Сейчас этот большой город по здешним меркам приобрел туристическое значение: значительное количество магазинов, кафе, гостиниц, банкоматов, аптек и т.д.

 Фото 40: вид на Намче-Базар 

 Фото 41

 Фото 42: Рынок для местных в Намче-Базаре

 Фото 43: улица в Намче-Базаре

 Фото 44: нарядные девочки после празднования Будда Джаянти

 

 Фото 45

Фото 46: девочка с кошкой

Здесь нам впервые открылись заснеженные шапки горных массивов, а также впервые показался Эверест!

Фото 47: Эверест!

 

 В Намче-Базаре рекомендуется оставаться на 2, а то и на 3 ночи для акклиматизации. Поэтому на следующий день мы поднялись чуть выше, совместить приятное с полезным: выйти на радиалку к монументам семье Хилари на уровне 4 000 м. 

Фото 48: монументы семье Хилари: жене Луизе и дочери Белинде, которые погибли в 1975 году в авиакатастрофе в Катманду, и Эдмунду

 

 Все эти виды захватывают дух, дурманят, глазам больно из-за такого количества света, дышать трудно, отдышка не думает заканчиваться, а ты сидишь и лыбишься, всеми силами пытаясь вести себя адекватно, но это почти невозможно. И лишь холодный ветер держит тебя в сознании,а значит и в реальности, он говорит, что это все происходит в моей жизни. А это ощущение, когда видишь что птицы парят под тобой и вертолеты шумно проносятся далеко маленькой точкой внизу) 

Фото 49: вид на Ама Даблам 

 

После радиалки мы вернулись в лодж в Намче-Базар и приняли душ, и это было самой большой ошибкой всего трека. Вечером я почувствовала слабость, и совсем не от горной болезни. Ночью практически не спала из-за температуры, ломоты в теле и боли в горле. А утром я прохрипела мужу, что не смогу пройти маршрут "Три перевала". Даже такая болезнь как простуда в горах развивается стремительно быстро, а если не сбросить высоту, невозможно вылечиться. Наверно на треке самая большая проблема - это проблема со здоровьем. Только вчера я спокойно поднималась на 400 метров вверх по крутым лестницам, а сегодня я не могу поднять свой рюкзак. От отчаяния я стала плакать, а муж уговаривал меня спуститься вниз, вернуться и пройти другой маршрут вернувшись в Катманду. 

Продолжение совсем скоро :)

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации