home
community-header

                    
                    
О фотографии на плЁнку. Почему в цифровой век мы возвращаемся в плёнку?
fotobaar 2 сентября 2018 г., 04:03 в ФОТОМАНЫ 222

Захотелось завести блог о фотографии и фототехнике эпохи старых технологий. От истоков.

 

 


 Есть в старой фототехнике особое обаяние механической машинерии. Фотография зародившаяся в эпоху паровых двигателей несла технологию своего времени и развивалась вместе с ней. Росла потребность людей увековечивать моменты своей жизни, возрастало удобство камер и росла чувствительность пленок.  Искались различные основы для эмульсий от стекла и бумаги до прочного гибкого целлулоида. Уменьшались и размеры.

 

 

 Но при этом, всегда оставалась  главная идея любого фотоаппарата сохранить внутри себя живую структуру пленки. Явить в этот мир, с помощью творца и света божьего единственный и неповторимый момент истории. В этом было вполне осязаемое одушевление железной механики. И таким творцом мог стать любой фотограф, ведь фотография и до сих пор самое массовое искусство доступное каждому человеку. 

 

 

 

 

 

 

Но все проходит. На смену ламповым проводникам, пришли транзисторы. Транзисторы сменили микросхемы. Метал и стекло стал заменяться пластиком. И мы  пришли к рубежу 2004-2006 годов. Когда всем стало ясно, что век пленки в фотографии закончился. Еще была небольшая инерция, но массовый потребитель ушел в цифру. Пленка еще долго боролась на рынке киноиндустрии, пока не проиграла и там, отдав последний фронт прокатной кинотехники совсем недавно.

 

 

 Остались только верные режиссеры которые до сих пор снимают на пленку, имея на то свой творческий замысел. Они понимают что прокат все равно будет в цифре, но оставляют за собой право выбор материала который уважают студии.

 

 

Но что-то случилось с людьми. И стало случаться все больше и больше. После 10 лет цифрового доминирования некоторые фотографы возвращаются в пленку. Кто-то радикально, кто-то, оставаясь коммерческим цифровиком, для души и семьи отдает предпочтение пленке. И цены на старые камеры на ебее стали увеличиваться, объемы продаж фотопленок в интернет магазинах стали расти. Производители пленок возобновляют производство старых эмульсий. И кто-то уже заговорил о пленочном ренессансе обосновывая это тем, что архивариусы ломают голову как сохранить для потомков все отснятое на цифру за последние всего-то 10 с небольшим лет. Ведь жизнь цифрового носителя ограничена 10-20 годами. И никаких облачных хранилищ не хватит вместить триллионы петабайт будущей киноиндустрии, новостей, политических, спортивных событий которые будут снимать на цифру!!! И это только официальные ресурсы. А ведь у каждого человека есть еще свои хранилища. Ведь кто-то должен обеспечивать эти сервера энергией, в эпоху когда майнинг биткоина уже потребляет 1% всей энергии земли.

 

Не пора ли скупать акции компании Истман Кодак, потому как единственное неэнергоемкое решение этой проблемы это перенести всю цифру обратно на пленку? Ведь пленка спокойно хранится 100-500 лет. Сто-пятьсот, карл!!

 

 

Тут я перейду от таких макромасштабов планеты к частным потребностям людей на личном примере.

Как-то так обернувшись назад обратно в 2006 год я осознал что у меня с того периода нет по сути ни одной фотографии моей семьи, родни, друзей. Если есть, то очень разрозненное, снятое урывками,  утраченное со сломанными ноутбуками, забытыми паролями к облачным хранилищам и потерянное вместе с телефонами или размытое в десятке тысяч проходного цифрового мусора которое обещаешь себе прибрать потом, завтра... через месяц... год, три, пять... никогда. 

Меня начали посещать мысли, а что я оставлю свои детям на память об их детстве, что я подарю друзьям после хорошего совместного праздника?... Инстаграмм, заметочку в фейсбуке, запись в блоге ?? А через 10-20 лет я тоже буду так делать? И я понимаю что  цифра нас развратила. 

 

  А ведь я сейчас могу открыть альбом моего отца и посмотреть каким был город Якутск 50-60 лет назад, и при этом мне всего лишь надо протянуть руку к книжному шкафу. 

 

Цифра нас развратила: Если раньше со свадьбы нашим родителям в 60-е годы нужно было от силы 12 фотографий, в 2008 году заказчики уже ждали примерно 250-400. Примерно столько тогда вмещал один компакт диск. Дальше больше. Сейчас свадебники  отдают весь отснятый материал с техническими дублями порядка 1000 фоток и еще тонну видеоматериала желательно в 4К.

Но нужно ли людям столько информации? Фотографы вооружившись самыми современными фотокамерами с ультра динамичными числами ISO, с замечательной просветленной оптикой снимают очередями. Не задумываясь, тут же уткнувшись в экран просматривая и ища то техническое совершенство которое прописано в мегапикселях. А потребители просят вот тут убрать мешочки под глазами, тут глаза сделать не такими раскосыми, здесь масочку на лицо наложить. И произошла подмена понятий, общие шаблоны заменили идею, количество заменило замысел. И теперь куда ни глянь везде стерильные журнальные лики. Но нужна ли людям такая бритвенная резкость?

 

Какой замысел остается для фотографа если любой новый смарфон уже вложены функции обработки фотографий не хуже чем в Лайтруме, а количество мегапикселей телефонов  уже равно профессиональным камерам. Новая планка в 46мегапик? не будем вдаваться в подробности и обосновывать какие это пиксели апроксимированные или реальные, как и не будем считать межпиксельное пространство.

И зачем все это техническое совершенство если конечная цель 99% таких фоточек Инстаграмм, фейсбук? И уже в списке услуг фотографов появляется строчка "фотосъемка на аватар"... становится грустно.

 

Но как ни странно все ответы на эти вопросы есть в пленке. При всей своей непрактичности она дает колоссальный простор для творчества.

Zewar Fadhil  который снимает на старые советские фотоаппараты ФЭД, Зенит говорил начинающим фотографам, только ищущим свой путь к творчеству:

«Вы должны быть свидетелем, наблюдать за миром вокруг себя, гулять каждый день и делать фотографии. Возможно, при просмотре снимков уже дома у вас будет чувство неудовлетворения, но так нужно, потому что это часть процесса обучения. Каждый шаг, который вы делаете, приближает вас к вашему собственному стилю, к посланию, которое вы хотите донести, и в конце концов вы окажетесь в самой середине пути, где именно вы должны быть. Вам нужна глубокая любовь к фотографии в целом, страсть запечатлеть все, что видит ваше сердце».

 

 

 

 

Правда в его работах есть смысл, есть душа. В своем творчестве Zewar Fadhil использует преимущественно старые советские пленочные камеры, и пленку он считает необходимым элементом своего творчества, ведь она, по его словам, «расширяет измерение кадра». Я еще позволю себе показать одну его работу.

 

 

 

 

 

Совсем недавно, бродя по фотографическим форумам  наткнулся в сети на пост одного фотографа и подумал что его слова тоже будут здесь уместны.

 

.

.. почему я в этой ветке публикую фотографии и почему увлекаюсь компактными камерами с качественными фиксами. 

К 45 годам многое переосмыслил в вопросах фотографии. Прокручивая время назад, просматривая свои архивы понял, что самые интересные и любимые мои фотографии сняты вовсе не на Canon 5D Mark II с белой пушкой типа 100-400L, а на очень даже простые и маленькие камеры как то: Olympus MJU II, Panasonic LX3, Samsung NX100, Olympus PM1, Агат и др. 

Обилие техники и сменной оптики отвлекает от процесса. С большим рюкзаком, ты как тот Буриданов Осел, которому выбор только усложняет жизнь. Кстати Анри Картье-Брессон в интервью также говорил, что когда он снимает для себя, он использует только одну камеру Leica и только один объектив 50 мм. 

- Камера должна быть маленькой, легкой, неприметной и простой в применении. Вероятность, что она окажется в нужное время в кармане или сумке гораздо выше. 

- Нужно сконцентрироваться на каком-то одном фокусном и работать с ним. Например 35 мм или 50 мм, по вкусу. Сначала это сложно, зато со временем начинаешь видеть сюжеты, идеально вписывающиеся в эту линзу. Реально хороших кадров будет больше в итоге. 

- Нужно меньше снимать и больше думать. Цифра развращает своей бесплатностью, превращаешься в какого-то щелкунчика, забивающего винчестеры килотоннами мусора, которые в последствии даже не пересматриваешь. Поэтому я перешел опять на пленку. Каждый кадр стоит минимум 12 рублей и ты подсознательно начинаешь экономить, выбирать сюжеты, жадничать, отсеивать мусор и проходняк еще на стадии съемки. 

Продвинутый компакт с хорошим фиксом - это как раз идеальный вариант под такую концепцию. Нет возможности поменять оптику, нет искушения. Компакты легкие и мобильные, при этом вполне могут конкурировать по картинке с системными камерами. Идеал для любителя. Очень доволен 

 

И нынче в начале года я достал старую фотокамеру, приобрел к ней объектив. Я снова снимаю на пленку как 20 лет назад, снова бачок и проявитель, снова красная лампа и увеличитель, снова этот детский восторг от  магии когда  ионы серебра проступают на белом листе бумаги  и за 2 минуты из теней вырисовывается твой замысел, который ты запечатлил в своей истории. И вот уже куплен новый альбом который наполняется настоящими фотографиями моей семьи. Я раздаю друзьям их фотографии и они радуются и всматриваются в тиснение бромпортретной бумаги и спрашивают:  - "Это же настоящая фотобумага?"  И мне приятно им отвечать что  "да это настоящая фотография". Правда я в этот ответ вкладываю немного другой смысл.

 

 

Избранное
  • 2 сентября 2018 г., 09:09
    Kori_Night   Пожаловаться

    Да, действительно в компах и телефонах столько хлама накопилась. Много лет уже планирую отсортировать и напечатать для альбома, но руки не доходят

  • 2 сентября 2018 г., 13:43
    Майя-яйаМ   Пожаловаться

    Я периодически распечатываю зе бест. Для меня особой разницы нет - фотать на телефоне или на Зените. У меня где-то пылится такой Зенит, в рабочем состоянии. Для профи разница большая, а для простого человека подойдет и камера телефона. Помню, в Корее у меня всегда к концу дня заканчивалась батарея смартфона, качество фото у него была не айс, но лучше чем в деревяшке. А вечерами я доставала эту деревяшку и давай дальше фотать. Кое-что тоже распечатала, а-чо, норм. Помню как иду по улице с ним в руках и один чел прям оглядывался от удивления. наверно у чела был культурный шок.

    • Автор
      3 сентября 2018 г., 01:03
      fotobaar   Пожаловаться

      Майя-яйаМ, в Сеуле есть самый мощный в азии рынок пленочной фототехники.  и среди корейской молодежи снимать на старые камеры это особый шик. 

      Кстати классическую  оптику лучше всего приобретать из кореи потомучто климат посуше. Япония в 30% поражена грибком

  • 3 сентября 2018 г., 00:03
    aaanam1   Пожаловаться

    Всё верно, но я считаю, что печатать самому и тем более цветное фото в нынешнее время это удел фанатов. Обычная цветная семейная фотография хорошего качества лучше черно-белой фотографии. Цифра подарила нам возможность выбора лучшего момента для фотографии. Обычные люди хранят фотографии в фотоальбомах, редко кто сохранил плёнки. Сейчас нужно просто печатать фотографии и в альбом. Интересно, нынешние напечатанные фотографии будут долго храниться? Есть интересная тема, если много собрать будет очень интересно, тем более можно просто перефотографировать на цифру и скомпоновать- пригласительные на свадьбы и юбилеи до появления компьютерной графики, для молодёжи, они печатались на фотобумаге.

    • Автор
      3 сентября 2018 г., 00:58
      fotobaar   Пожаловаться

      aaanam1,   Если в нашем городе есть традиционный химический фотопроцесс обработки цветной фотобумаги по процессу RA-4 то отпечатанные на нем снимки пролежат 100-500 лет. 

      Всякая же чепуха из фотопринтеров с СНПЧ на якобы фотобумаге это чушь. Я както выкинул пачку снимков растекшихся за 4-5 лет.

       

      Обычная цветная семейная фотография хорошего качества лучше черно-белой фотографии.

      Ну это далеко не факт...

       

      Цифра подарила нам возможность выбора лучшего момента для фотографии.

      Каким же это образом, я малость тут не понял?

  • 3 сентября 2018 г., 09:30
    aaanam1   Пожаловаться

    В своё время до печати цветных фото не дошёл, но мне всегда нравилось смотреть цветные фото, тем более когда появилась возможность печатать с цифровых фотоаппаратов. Насчёт выбора это, конечно, на любительском уровне, нафотографировал штук 100 фото выбрал  лучших 10-15 и напечатал. Насчёт фотопринтеров-печально.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации