home
community-header

                    
                    
Ihagee Exacta на примере Varex (VX, VX-II, VX-IIa)
fotobaar 10 сентября 2018 г., 15:41 в ФОТОМАНЫ 710

 

 Добрый день уважаемые читатели!  Добро пожаловать в блог посвященный классической пленочной фотографии, или как ее сейчас называют аналоговая фотография. Кто бы так назвал фотографию в 80-е 90-е и даже начало 2000х наверное был бы бит нещадно. Но в это цифровое время дела обстоят именно так.

 

Для многих из вас Название марки Ihagee (Jhagee) не скажет абсолютно ничего. Если же уточнить «Ihagee Kamerawerk» то и это не добавит ясности. Все знают Никон, Канон, кто-то возможно держал в руках Лейку и читал обзоры про Фуджи, и у всех были Зениты и ФЭДы. И в этой череде имен стоит несправедливо забытая всеми марка Ihagee.

Я в бытность своего увлечения фотографией и позже цифровой фотографией тоже ничего о ней не слышал. Однако гордиться марке Ihagee есть чем. Ведь Exacta (Exakta) была первой во многих уже привычных для нас вещах, и имеет массу других заслуг, а это: 


 

 - первая в мире зеркальная (SLR) камера в 135 формате пленки.

 - первая в мире камера в которой имеется рычаг взвода пленки . 

 - первая в мире камера с синхронизацией затвора и контакта выносной вспышки

 - самый долгожитель среди всех камер выпускавшихся когда либо без малого почти 40 лет с  1936 (1933) по 1973 (1987)   в скобках даты выходов прототипов и упрощенной модели

 - благодаря ей всем людям в мире стала доступна относительно недорогая и крепкая системная камера которая утвердила 135 тип пленки среди фотографов. (по сути сейчас и осталось только два основных типа 135 и 120)

 - для байонета Exacta  было выпущено свыше 2000 разных моделей объективов примерно 150 фирмами производителями. Среди который Carl Zeiss, Meyer-Optik, Schneider Kreuznach, а также Olympus, Nikon Kogaku, Kowa...  все те кто прошел этот путь после.  Намного после... Спустя 20-30-40 лет

 

 

 

Сама же судьба марки «Ihagee Kamerawerk» достаточно трагична, как и судьба ее создателя Йохана Стинбергена и главного конструктора модели Exacta Карла Нюхтерляйна. 

Достаточно сказать два слова - Дрезден и 1933 год, чтобы было понятно почему. Голландец женившийся на еврейке имевший стратегическое производство в Дрездене и первый выпуск модели Экзакта в 127 типе пленки в 1933 году многое объясняют.

Фирма пережила две национализации в 1941 году, и в 1946. И одну тотальную бомбардировку в 1945. Всем известную бомбардировку, которую сейчас принято считать военным преступлением, когда на Дрезден за два дня было сброшено 3500 тонн зажигательных и фугасных бомб.

 

 

Владельцу пришлось эмигрировать в 1942 году в Швейцарию оттуда в США где он стал консулом Нидерландов. 

Однако даже когда производство остановилось, гению главного конструктора Карла Нюхтерляйна удаётся практически невозможное — он получает патент на изобретение SLR камеры, с TTL-замером!  В 1943 году! В Германии! Конечно, дальше патента дело не пошло вследствие войны, незрелых электронных технологий и ряда других, не менее очевидных причин. Но его идея была реализована только спустя 20 лет, на другом конце мира — в Японии (Topcon RE Super).

Сам же Карл Нюхтерляйн официально пропал без вести, как и многие жители Дрездена в 1945. 

 

После войны Дрезден попал в советскую зону оккупации где в 1949 году производство камер Exacta было возобновлено.  Йохан Стинберген пытался отсудить права на собственность, но безуспешно, практически все иски были проиграны. Коммунистический режим не мог позволить частному владельцу иметь на своей территории какое либо производство.

Потеряв надежду на возвращение своего дрезденского детища, Йохан Стинберген открывает в ФРГ предприятие «Ihagee Kamerawerk AG», которое в 1966* году начинает продажи «Exakta Twin TL», «TL 500», «TL 1000» и «FE 2000», производства японских корпораций «Casina» и «Petri Camera». Однако, спустя год Стинберген умирает, а спустя ещё девять лет, обанкротившаяся «Ihagee AG» закрывается.

В это время, на территории ГДР продолжает действовать «VEB Ihagee Kamerawerk», которая в составе «Pentacon» производила камеры Exakta вплоть до 1973 года, а упрощённую модель «Exa» до 1987-го.

 

 

 

 

Вот об одной из этих камер 1955 года выпуска я вам и расскажу. Фотографии камеры я использую не свои, потому что у меня нет  цифрового макрообъектива, а эти фотографии наиболее подходят. Ссылки на авторство в конце обзора.

 

 Внешний вид камеры определил весь будущий формат SLR камер. Корпус именно такой формы как мы уже привыкли. Некоторая трапецевидная форма это особенность затворной группы и общая дань технологиям 30-х годов. Не забывайте, что это форма разработана в 1933 году под 127 тип пленки и она не изменилась при конвертации в 135 тип в 1936 году.

Конкретно на этом фото Модель Exacta Varex VX однако слово Varex отсутствует т.к. это модель для американского рынка на котором уже был копирайт на название Varex.

Обьектив Carl Zeiss Jena Pancolar Biotar 2/50, типа "зебры" который был популярен в 60-е годы. На объективе есть механические усики которые разширяясь или сужаясь показывают глубину грипа в метрах и футах.

Кнопка спуска находится слева и сопряжена с объективом. Визирование происходит через открытую диафрагму , а при съемке механически выставляется установленное значение и уже после срабатывает затвор. Нечто подобное скопировали советские конструкторы в 1965 году на фотоаппарате Старт 

 

 Управление перемоткой и выдержками находится слева. Да да именно так. Это месть за всех левшей всем будущим поколениям фотографов других марок. Я знаю только две камеры с левым управлением и перемоткой влево. Это AGFA Optima Reflex и Ihagee Exacta. Причем у Экзакта это было так сплошь до 70-х годов.

 

 Катушка пленки укладывается справа. Управление перемоткой пленки внизу. Чтобы перемотать надо утопить  стопор внутки колесика. Камера оборудована ножом для экономии пленки. Вы отсняли 5-10 кадров и хотите проявить. Не вопрос. Отрезаетет ножом, в темной комнате вынимаете отснятый материал, перематываете на кассету и несете в лабораторию. Это очень экономило время и деньги - цветная пленка в те  годы стоила очень дорого.  Нечто подобное опят же скопировали советские конструкторы в 1965 году на фотоаппарате Старт. 

Наверху черное колесико - оно прижимается в ролику катушки и показывает вращение пленки в специальном окошке вращается красный крестик. -  ну чем не Стимпанк!

Затвор шторный горизонтального типа. Тканевый, на двух тяговых лентах на одном валу. В фотоаппарате нет никаких пластиковых, поролоновых деталей.  Сталь, Стекло, Шелк. Я себе подбирал именно такую модель с винтажным видом и шахтным визором. Вообще дополнительных аксуссуаров для этой камеры было выпущено очень много - всевозможные объективы, призмы, шахты визоры, макромеха, тилт н шифты, насадки для микроскопов и лабораторные задники для опытов. Это была настоящая система. подобную которой создал только Олимпус спустя 40 лет .

 

 Кадр из фильма Хичкока. о фотографе который расследовал убийство не выходя из своей комнаты... А было ли это убийство? Обратите внимание на хват :)

 

Но что за обзор камеры пусть и ретроспективный без реального полевого теста? Я взял свою 63 летнюю старушку, Зарядил в нее 400 пленку Фуджи и пошел на выборы главы республики или как там его называют единый день голосования.

Для оценки освещенности я использую такой экспонометр . Gossen Sixtomat первого выпуска  Он имеет максимальную чувствительность пленки 400 ИСО. Что не удивительно для 50-х годов. Вместе с камерой они отлично дополняют друг друга.

 

Немножко фотографий. Я на пленку стараюсь фотографировать то, что скоро изменится. Тогда негативы приобретут некоторую  историческую осмысленность. 

 

 

 Берег озера на Крупской.

 

  Сквер на улице Кулаковского.  

 

 Реконструкция ул Бестужева Марлинского

 

 

 

 

 

 Граффити на гаражах

 

 Кукла марионетка на выборах 2018.  Обратите внимание на боке Биотара. Знаменитое зейсовское крутящее боке чуть присутствует. Диафрагма 2. 

 

 

 Собственно сами выборы.

 

 Что общего между выборами и шариками?  Надули и отпустили.

 

 Я проверял не только камеру но и пленку - потому снимал объекты интересные по цвету. 

 

 Конечно пасмурный день не лучшее время для цветной пленки - но что получилось по цветам радует.

 

 

 На этой машине я проверял автоматический баланс белого у сканера. Ну и просто брутальный вид этого железа нравится.

 тут я покрутил цвета. Усилил фуджевскуб палитру на 25%.. Опять же смотрим на листики дерева. Зейсовкая неподражаемая картинка. 

 

В общем резюме -  старая камера есть старая камера. Винтажность и стимпанк зашкаливают. В Цветах Зейс Биотар не лучший объектив. Передняя кнопка спуска затвора - добавляет шевеленки, буду носить тросик. Фокусирование в целом точное. Однако в помещении на открытых диафрагмах при шахтном видоискателе поймать сюжет в фокус не такая уж и простая задача.

Несколько кадров было испорчено прижимом большого пальца левой руки механизма взвода - он сопряжен напрямую с затвором и прикасаться к shutter speed dial-у нельзя. Но эргономика такова что хочется ухватиться покрепче и во что-то упереться при спуске затвора и получается брак.

Рычаг взвода делает оборот  примерно в 320-330 градусов, т.е. почти полный оборот - что тоже не добавляет к эргономике. но учитывая что это схема 1930-х годов разработки то должно принимать как данность.

Камера очень тяжелая вместе с объективом весит 920 грамм,  с призмой бы весила более килограмма. В этом есть ее особый шарм. Не будь она такой железной, она бы не была такой неубиваемо надежной и не была бы столь популярной долгие десятилетия. 

 

Собственно почему Ihagee. Все достаточно сложно и просто одновременно.

Первоначальное название фабрики было «Industrie und Handelsgesellschaft m.b. H. Kamerafabrik mit Kraftbetrieb». Оно не очень подходило для коммерческой торговли, и в качестве торговой марки производителя камер совершенно не годилось. В последствии появилась аббревиатура IHG (Industrie und HandelsGesellschaft m.b. H. Kamerafabrik mit Kraftbetrieb), для благозвучия записываемая так, как произносится — «Ihagee Kamerawerk».

 

Фотография останавливает время, создает историю. Но создатели техники сами неразрывно связаны с историей. Их детища  и идеи как люди - рождаются, растут, живут, борются, их убивают не раз и не два, они возрождаются и процветают, но иногда гибнут окончательно.

И этот пост, моя дань уважения гениальным конструкторам, которые в таких безумных условиях, создали одно из величайших творений технического искусства 20 века, пережившее своих создателей и давшее столько энергии для последователей.

Exacta Ihagee Dresden как и разрушенный город возродилась из пепла и долго несла имя своего города в мир. Для истории.

Путь первых всегда тернист, и не всегда их помнят.

 

 

 

Использованы материалы и фотографии из источников:

 

https://eastrise.wordpress.com/2017/06/24/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-exakta-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-ihagee/

 

http://www.mikeeckman.com/2015/07/ihagee-exakta-vx-v4-2-1954/

 

http://www.dresdner-kameras.de/ihagee_exakta/ihagee_exakta.html

 

http://www.myphotoweb.com/Gossen/pages/sixtomat/info.htm

Избранное
  • 10 сентября 2018 г., 17:06
    Гарилас   Пожаловаться

    жаль пленку переводите...так то пленка Это обдуманное решение перед тем как нажать кнопку! Вы как обычный нажиматель в тел, лишь бы нажать...но смысла в фото нет вообще. Перепосчиный пост с вики..смысл?.. то что у вас экзакта то тож ни о чем, не прибавило вам ни художественности ни видения.Мое мнение.

    • Автор
      10 сентября 2018 г., 18:30
      fotobaar   Пожаловаться

      Гарилас, решили встать в очередь и быть первым хейтером?

       

      • 11 сентября 2018 г., 19:24
        Гарилас   Пожаловаться

        fotobaar, к кому в очередь вставать? вахахахах ,когда Вы только википедию начали читатаь на формат - что такое фотография ,я уже забросил на ФК и дагеротипы снимать ,наскучило...а вы с какой то узкой пленкой ни о чем тренируетесь)))

        • Автор
          12 сентября 2018 г., 01:03
          fotobaar   Пожаловаться

          Гарилас, неважно кем ты был, важно кто ты сейчас. Так что покритичней к себе относитесь прежде чем учить других.

          • 12 сентября 2018 г., 09:52
            Гарилас   Пожаловаться

            fotobaar, я купил отлиные скальпели! приходите сделаю момо пластику вам! Самые лучшие скальпеля, точно! Есть даже группа обладателей скальпелей, любые операции можем! Важно Кто мы сейчас, а не то что можем! это наш девиз))))

    • 11 сентября 2018 г., 16:46
      VDM   Пожаловаться

      Гарилас, +1

  • 10 сентября 2018 г., 23:40
    brtt   Пожаловаться

    Прикольно! Я в тот день тоже проходил в том месте по Бестужева-Марлинского с двумя пленочными аппаратами :D
    Так как я тоже увлекаюсь пленочной фотографией, пара вопросов вам от меня:
    1) Где пленку покупаете?
    2) Сами проявляете и сканируете?
    Жду еще постов! И не помешало бы разбавить фотографии портретами

  • Автор
    11 сентября 2018 г., 01:29
    fotobaar   Пожаловаться

    1/  В Интернете несколько магазинов для кассет по 36 кадров и пара связей в чехии - оттуда беру киношную пленку бобинами 5237 5222 и CineStill по 400 метров и перематываю в кассеты по 24.

    2/ ЧБ дома сам, С-41 пока в лабе в ТЦ Ниагара, но химия уже есть для домашней проявки, ECN-2 тоже дома.

    сканирую на планшетнике - одалживаю. После ресайза что-то мыло сильное идет - надо разобраться.

    У нас есть небольшая группа пленочных фотографов можете присоединиться

    https://chat.whatsapp.com/6R3Ls5w1TL43T4iFayUrPD

  • 11 сентября 2018 г., 19:20
    Tipon   Пожаловаться

    Качество уг... полное!!!! Мой Huawei p20 pro снимает куда лучше!!!

  • 12 сентября 2018 г., 10:55
    GEOstudent   Пожаловаться

    У трезвого был?)

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации