home
community-header

                    
                    
История с Мирандой (Японский стимпанк для американского рынка)
fotobaar 3 октября 2018 г., 03:03 в ФОТОМАНЫ 332

Доброго дня уважаемые фотоманы. Немножко выкладываю пост не по плану и графику, а спонтанно... потомучто получилось.

 

Есть у меня одна камера примерно 1965 года выпуска, которая отличается от многого что выпускалось даже в тот период  

 

А период  был просто  замечательный -  вся фотоиндустрия рвалась в космос, создавались новые рынки; мир стремительно набирал скорость, люди двигали время вперед, и хотели запечатлевать себя в нем много и повсюду, и делиться, делиться фотографиями. Социальные сети того времени были аналоговые.

По другую сторону мира, Япония, не так давно вышедшая из статуса "Occuped Japan" очень быстро догнала своего бывшего партнера по оси  

(Это кстати очень интересный вопрос почему лучшая фототехника  и оптика делалась "бывшими фашистами" - немцами и японцами. Если у вас есть ответ на этот вопрос напишите.)

 


 

А выпускала камеры Миранда вот эта японская фирма Orion Camera K.K.

   (Это не детский рисунок, это официальный логотип серьезной компании, примерно как сейчас например Yahoo)  правда Орионом она называлась до 1957 года, после же поменяла название на Miranda Camera K.K и через пару лет ушла с японского рынка и стала производить Миранды только на экспорт для америки - Почему? неизвестно... Скорее всего на внутреннем рынке было очень тесно, а американские хиппи хавали все как саранча. Кстати миранды очень любили именно хиппари.

 

       Миранды выпускала SLR камеры с 1957 до середины 70-х. и первоначальные названия у них были не очень оригинальные,  по буквам алфавита: A, B, C, D, Dr, F, Fv, G, Gt, EE отдельно были модели S T, ну это все можно найти в гугле и камерапедии.  Мой личный опыт ограничивается двумя мирандами: Miranda G, Miranda Sensomat RE,  и не скажу что они сильно отличаются по базовому конструктиву, хотя их разделяет 8 лет и 2 поколения.

         Сверху на камере приделан "костыль" - это съемный CdS лайтметер,  который сопряжен в колесиком выдержек. Что поделать, рынок требовал экспозамер на камере, а базу и внутренности менять долго и сложно и пока разрабатывали Sensomat обходились такими костылями. Есть еще экспозамер в призме.  вот он

 

 

А были и такие (лучше картинку не нашел - наверное уже совсем редкость). Стимпанк, ни дать ни взять. Но тогда такой стимпанк, прослеживался у многих производителей, Все искали решения. Никон, Броника, Топкон, Фуджи тех времен были все как с планеты  паровой машинерии  викторианской эпохи.

 

 

         Работает этот экспозамер просто: глазок, два режима - низкая и высокая освещенность. Условно улица/комната на самом деле просто шторка внутри прикрывает/открывает глазок. От выбора выдержки стрелка показывает диафрагму. И руками выставляем это значение на объективе. Такой вот мануальный калькулятор.

         Из самых примечательных особенностей миранды это двойной байонет: Внешний - свой Миранда, а внутренний имеет резьбу 44мм., который позволяет использовать ультра дорогие стекла на 44 резьбе. Я таких не видел, но поисковик выдает какие-то экземпляры с просветлением менее единицы, и ценой с тремя нолями долларов. Возможно второе значение резьбы были амбиции Миранды создать модульную систему и через переходники, благо рабочий отрезок большой, использовать любую оптику сторонних производителей. Модульность ограничилась 4 видами шахт, одна из которых претензионная с 5-15х увеличением, другая микроскопная. 2-3 видами призм среди которых была ТТЛ призма, макромех и кажись все. Это очень мало учитывая что камеры в базе своей не оснащались даже холодными башмаками для вспышек. Однако синхроконтакта было аж два, под два типа вспышек. Но посадить вспышку можно было только на отдельную рукоятку, еще +200 грамм к весу.

           Вторая фишечка это спусковая кнопка которая находится не сверху, а на передней панели, сверху можно было прикрепить спусковой тросик или реально закрутить костыль - болт крепления лайтметра. Этот модуль съемный можно ставить снимать в любой момент, но важно не потерять штатный диал ринг выдержек, иначе навсегда остаешься с этим апгрейдом потомучто выставить выдержку можно будет только через него. Что и случилось с предыдущим хозяином моей камеры.

 

 

          Моя камера прилетела ко мне из GB. Приобреталась на ебее как не совсем рабочая а именно с неработающим механизмом предподъема зеркала - MLU (Mirror Lock Up).  Я сразу , получив камеру на почте,  зарядил в нее ч\б. пленку и, не сильно далеко отходя от почтамта,  проверил ее работоспособность.

 Вот что примерно получилось: 

 

  

  

  

 

      В целом неплохо. Но во время съемки иногда залипало зеркало - поролоновые уплотнители превратились в клей. Что естественно для камер тех лет, не работал экспонометр ( свет я измерял через приложение в Ипхоне и поднял на стоп выше - пленку надо переэкспить).  Я удалил уплотнитель, но зеркало залипало все чаще и чаще, и где-то уже к концу лета, мне это изрядно надоело. Вскрыв камеру, попытался найти причину. Сперва я думал что это злопамятный MLU , но он оказался просто сломан и как либо на работу зеркала не влиял.

 

 

          Углубившись в недра камеры, была найдена поломка - дело оказалось в выработке тяг прыгалки диафрагмы, они сопряжены с механизмом затвора, и проточили пазы друг в друге. Попросту одна тяга перепилила другую - пружины сильные, а движение идет с ударом по касательной .  Так же была сильная выработка в основном рычаге прыгалки. на фото она спереди и видно овальную проточку 

 

 

Эти детали я вынул и наварил на них сваркой новый метал заварил с запасом увеличив толщину пятна контакта тяг раза в три и зашлифовав собрал. Попутно заменил все поролоновые уплотнители и демпферы. Зеркало вернулось в нормальный режим. И все снова стало хорошо и прекрасно. Ненадолго... А пока было прекрасно я отснял тестовый ролик киношной цветной пленки. Вот что получилось.

 

  

  

Шахта позволяет хорошо снимать с нижнего угла не пачкаясь об землю. Цвета пленочные "киношные" :)  - Kodak Vision-2 50D 5201 пропущенные через бытовой сканер Эпсон V370. Цветопередача объектива тоже наверное не идеальна. Но мне почему то эти цвета напоминают открытки Якутска "с автобусами" которые продавались в 70-е 80е годы , помните? Вот такие были открыточки:

 

 

 

 

   

          Через два ролика пленки камера опять сломалась. При взводе курка что-то нехорошо хрустнуло, и стало вращаться с трудом и кровью. Было такое ощущение что кусок пленки застрял где-то в оси перемотки и клинил работу. Докрутив через силу второй ролик до донца, я опять разобрал камеру...

 

 Что-то явно было уже не в механизме затвора и не в зеркале, а именно в шестеренках взводного механизма. Кусков пленки и инородных забытых предметов от прошлого ремонта обнаружено не было. Фотографируя на ипхон каждый шаг разборки я добрался до этого узла

 

 Ось взводной и возвратной пружины была посажена японцами на керн, который прослужил  честно 53 года и провернулся. Вроде бы несложно. Осталось только заварить опять. 

 

 Что и было сделано, за 15 минут. - проволока 0.8 на 14 вольтах и 30 амперах шикарно заварила фотоаппарат. Ось была установлена на место и, поскольку пространства внизу было достаточно, то я даже не стал шлифовать площадку.

 

     Немножко доставил хлопот счетчик кадров, который пришлось настраивать отдельно. Попутно смазывая все синтетическим жидким маслом. без фанатизма.

     Позже отрепетировал объектив, "отъюстировав" его на этой же пленке. Следы потертости эмульсии от ускоренной сушки - чтобы не ждать долго и проверить на сканере грип по линейне на разных диафрагмах.  Расчертил на столе сантиметры двигал клей и снеговика по всей шкале от 40 до 70 см., пошагово записывая показания диафрагм. Экзифа то на пленке нет :).

 

 

 

 

         Тут царапины и вытерто побыстрому чтобы через 10 минут после фиксажа остканировать и увидеть куда двигать обьектив.

          "Юстировку" производил регулировочными шайбами под основание базы байонета. И кажется, еще надо подложить, потомучто  есть небольшой недобег в бесконечности. Но послежу еще, пока мои бытовые фотки не требуют высокой резкости.

          Экспонометр тоже был отремонтирован моим другом - он бог пайки и шитья (шучу просто мастер электроники 80 лвл.. ). В батарейном отсеке протекла ртутная батарея и кислота скорродировала провода которые просто сгнили. После ремонта стрелка реагирует на свет, но показывает нереально низкие значения. Возможно задумаюсь о замене светочувствительного элемента на что-то более современное. Принцип там простой - фотоэлемент типа селена генерит малые токи, эти показания снимаются примитивной электроникой.

           А MLU будет отремонтирован попозже - надо выточить ювелирно токаркой одну мелкую деталь.

 

 

 

      Друг Электронщик так же подогнал мне стальную бленду от какого-то Киева на 52 никоновский диаметр  и теперь внешний вид фотика просто "фииричен"... этой блендой можно нашинковать картошку, или можно вырезать имя девушки на дереве, а можно на пасху запечь в ней куличики.

         

          Миранды в целом не отличались особым качеством сборки и отделки. Это были архаичные и тяжелые аппараты на мощной раме. Некоторые технологические процессы при сборке просто склеивались. Клей сейчас отсыхает и отваливается. Например у вас однажды на Сенсомате может отвалиться диск выбора ИСО, и как его поставить на место непонятно. Т.е. вот так сходу взять и установить диск на место не получится - круглый диск значений шкалы на круглой же шестерне, а шестерня ИСО и шестерня выдержек взаимосвязаны и ограничивают друг друга, что бы вы например на ИСО 1600 не могли установить выдержку в 1/15 или 1/30....  ну это так ,к примеру об инженерной культуре.

         Делали миранду не очень заботясь о технологиях, просто на волне фотографического хайпа,  чтобы быстрее и больше продавать, наверное это и погубило фирму. Однако это сейчас является  большим плюсом, так как детали внутри все массивные и сделаны из толстого металла, который позволяет камере быть бесконечно ремонтопригодной. Кроме того архаика нативно очень проста, что  легко  позволяет понять работу механизмов дергая за разные рычажки и крутя или вынимая разные шестеренки.

         Объективы Миранды не сказать что шикарные, изготавливал их Soligor и поже сама Миранда. Однако в то время уже были явные лидеры в оптике в число которых эти двое не входили. Так например в диафрагме миранд всего 5-6 лепестков - о красоте и пластичности боке говорить не приходится. Чуть позже когда миранда загнулась, какой-то период выпускались камеры с лого Солигор. Наверное оптическая фирма просто таким образом распродавала остатки оптики созданой для миранды и/или возвращала себе долги.

         

         Камера сейчас очень прикалывает свои внешним видом, ляпистым дизайном логотипов, и мало кому известным необычным именем. Кроме того интересны ее технические решения - костыли, которые делались не ради прогресса, а для выживания.

Взять тот же Олимпус Ом1 в 73 году и Миранду Сенсомат 73 года, это как сравнить в 89 году Никон и советский Зенит.   Но именно эта архаичность и этот хипперский вид и привлекают современных владельцев Миранд . Кстати миранды очень любят использовать как антураж фэшн фотографы, рекламу они этим не создают, а название часто хорошо гармонирует с томными красавицами. Эти камеры достаточно дорогие на аукционных площадках, особенно ранние модели B C D G.

 

         В 1972-73 году миранда построила новую фабрику и хотела вернуться на внутренний рынок, но 10 декабря 1976 года компания Miranda обанкротилась и прекратила производство фотоаппаратов. И не мудрено, то был расцвет эпохи Олимпуса, который нещадно откусывал куски рынка у Никона и Кенона, у обоих сразу... но никогда больше (Об этом попробую рассказать попозже).  А такие бренды как Миранда просто не вписывались в новый мир отличных камер и замечательных стекол.

 

          Всем хорошего дня и хороших фотографий.

 

Избранное
  • Да уж. Тоже иногда люблю в старом барахле покопаться, но конечно такой настойчивости в ремонте не проявляю. :)))

  • 3 октября 2018 г., 23:15
    aaanam1   Пожаловаться

    Это мощно ремонтировать старые фотоаппараты. Тонкая механика. Всегда с пиететом относился к таким мастерам и часовым мастерам. 

  • 10 октября 2018 г., 16:07
    099   Пожаловаться

    Серьезно... Два вопроса-откуда берете пленку (ч/б и негатив) и как сканируете? А, ну да. Цветной негатив где проявляете?

     

    • Автор
      15 октября 2018 г., 01:29
      fotobaar   Пожаловаться

      099, Есть много способов приобрести пленку. Она сейчас много где продается. Фотолаборатория, Фотоаптека, Ебей, Среда, Фотосклад, Мир фото, Алиэкспресс, Фокусстор. Это обычный вариант...

      И есть необычный - перематывать в катушки из больших рулонов кинопленки - которой тоже много на вторичном рынке.Более того она намного интересней и качественней как в ЧБ так и в Цвете. за исключением слайда. Со слайдом ничто не сравнится.  Ну это уже от религии зависит. Хотят ли люди зерна или не хотят.

       

      Цветные и чб негативы проявляю дома на кухне. Чб оптическая печать не сложна.. Цвет пока сканирую - как превью чтобы отбирать для RA4 химической печати - но это следующий этап

      • 15 октября 2018 г., 09:34
        099   Пожаловаться

        fotobaar, так и не ответили на чем сканируете. Это вы мне говорили что есть ватсап группа пленочников? Лет 5 назад закусила меня пленка. Но сейчас в связи с дороговизной пленки интерес сошел на нет. А так у меня литр Тетеналловской химии для слайда пылится.... И пару рулончиков слайда.... Зимой здорово было бы заняться. 

        • Автор
          15 октября 2018 г., 10:35
          fotobaar   Пожаловаться

          099, Сканирую Epson v370. достаточно простой сканер начального уровня. Насчет тетаналовского проявителя не скажу. Но цветной концентрат для цветного негатива столько не хранится

          ЧБ концентрат еще может 3 года после выхода срока быть живым. В любом случае надо ставить опыты. Понижать температуру и увеличивать время.

          Дороговизна пленки это миф, особенно если не проявлять самому. Цифра стоит намного дороже.

           

          • 15 октября 2018 г., 11:58
            099   Пожаловаться

            fotobaar, как может цифра стоить дороже если каждый кадр бесплатен? Пленка в любом случае удел любителей, энтузиастов. Про удобство не говорю. Слайд пора забыть конечно. Но хотелось бы найти возможность проявлять цветной негатив. В москву отправлять не вариант

            • Автор
              15 октября 2018 г., 12:08
              fotobaar   Пожаловаться

              099, В цифре кадры не бесплатны - вы не считаете стоимость амортизации цифровых камер.

              Арифметика примерно такая. Сколько стоит никон 850? где-то 250 тысяч, сколько стоит никон Ф3? - 25тысяч    через 3 года никон ф3 будет стоить в 2-3 раза дороже  а 850 потеряет в цена 80%%. Поделим это падение на 3 года получим порядка 60 тысяч в год.  это 5 тысяч в месяц!!! 

              На пленку вы будете снимать максимум 3 пленки за этот период. И ваши кадры будут лучше - поверьте.. и вам не надо сразу столько денег вбухивать в фото...  И не забывайте про ограниченный ресурс цифрокамер которые никак нельзя сравнивать с аналогом.

              Это конечно утрированное сравнение в меньших камерах эта цифра меньше, но мы говорим о 35мм ФФ с сопоставимыми цифрами мегапикселей. 

              И главный самый вопрос который не смогла решить цифра...  мне лично трудно назвать то что делает цифра фотографиями. Технический прогресс уровнял всех. 

              А мне хочется настоящей живой пленки, всей этой возни с проявителями и отбелкой, световой печатью и глянцеванием, птомучто фотографии получаются... настоящие чтоли. Они мне дороже, теплее, ближе. Это трудно объяснить словами.  Я не призываю всех идти моим путем. У каждого свои цели.

              Стримовый поток не убил кино, кино не убило театр, автомобили на убили коневладельцев, массовые порошковые вина не убили виноделие. Они возвели настоящее в разряд элитного, труднодоступного, нишевого продукта который суждено понимать не всем. Но тех кому это понятно достаточно чтобы их отрасль жила и приносила своим почитателям удовольствие высокого уровня.

            • Автор
              15 октября 2018 г., 14:28
              fotobaar   Пожаловаться

              099, А цветные негативы приносите. Я проявляю C41 и ECN-II, наверное смогу и Е6, просто пока не пробовал слайд. Но как только Эктахром100 станет доступнее обязательно попробую.

               

              группа ватсап https://chat.whatsapp.com/6R3Ls5w1TL43T4iFayUrPD

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации