home
user-header

                        
                        
И рыбку съесть, и ...
10 августа 2017 г., 04:05 224

    Слово «лох» произошло из языка поморов. В Архангельской области так называли неповоротливую глупую рыбу, как правило, отметавшего икру лосося (сёмгу). Проходная форма обитает в северной части Атлантического океана. Заходит на нерест в реки от Португалии и Испании до Баренцева моря. Озёрная форма сёмги в России обитает в озёрах Кольского полуострова и Карелии.

    Именно в этом значении употреблял слово «лох» поэт Фёдор Глинка. В стихотворении «Дева карельских лесов» он описывал молодого карельского рыбака, который «беспечных лохов сонный рой тревожит меткой острогой».

 


 

 

 

    Офени стали использовать это слово в значении «чужак». Причём сперва это слово значило на фене нейтральное «любой чужой мужчина, не-офеня». Хотя уже тогда это имело пренебрежительный оттенок: ведь офени заведомо считали себя образованнее, грамотнее и ловчее обычных селян-лохов именующих себя в уменьшительно-ласкательным виде «мужик».

    И лишь в конце XIX века, когда это слово из офенской фени заимствовали уголовники выходцы с Бессарабии, малоросской "черты оседлости", оно получило знакомое нам значение: «глупый человек, жертва преступления».

    Также из русской диалектной лексики пришли в язык офеней словa бухать – пить, клёво – хорошо, псалуга – рыба, поханя – хозяин, коцать – бить или резать, солоха – баба, мастырить – делать, строить. Некоторые из них и через триста лет в неизменном виде мы употребляем в разговорной речи до сих пор.

    Порожденные дохристианской смеховой культурой, скоморохи были притесняемы и государством, и церковью.

В репертуаре скоморохов были былины, сказания и народные драмы, в которых выражалось недовольство народа существующими порядками. Даже в драмах, сюжетом которых являлись библейские сказания, например о царе Ироде, отражались оппозиционные настроения народа, а в сатирической драме скоморохи в самом непривлекательном виде изображали бояр и духовенство. В XVI-XVII веках скоморохи стали объединятся в ватаги по 60-100 человек. Понятно, что такие «коллективы», разгуливающие по деревням и весям не могли не вызывать подозрений. Кроме того, скоморохов стали обвинять в грабежах. В I648 и I657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

    Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков. С I700 года начинают встречаться первые исторические упоминания об офенях - ходебщиках и их искуссном языке. В офенском языке были также и тюркские заимствования, и польские, и марийские. Очень часто офени присоединяли к заимствованному слову понятные русские приставки и суффиксы, и оно получало новое и вместе с тем привычное значение, а вместе с тем было непонятно для непосвящённых.

Занимались они, в основном, торговлей, причем своеобразной. Специализировались на продаже галантереи, мелкого товара, книг, икон.

    Тайный язык офеней не мог не волновать государство. У офеней была налаженная торговая сеть, которая фактически никак не контролировалась. Изучить язык офеней взялся Владимир Даль. К концу 1854 года «Офеньско-русский словарь» был готов, а в начале 1855 года был завершен «Русско-офеньский словарь». Несмотря на все ожидания, никаких «опасных» слов в словаре чиновники не нашли. Более того, Даль указывал, что слово «офени» производное от слова «офест», то есть крест, а сами офени – христиане.

 

 

   Офени были наиболее деятельным слоем населения. Им, чтобы жить, нужно было в прямом смысле «вертеться». Вот они и вертелись, запутывая следы, тарабаря на фене непонятные заветные заговоры, причащаясь луком, меняя обличья, уходили от опеки государства. Говорят, они и сегодня среди нас. Просто мы ленивы и нелюбопытны, чтобы их замечать

 

    Любой наш соотечественник идентифицирует фамилии Абрамович, Бергман, Гинзбург, Гольдман, Зильберман, Кацман, Коэн, Крамер, Левин, Малкин, Рабинович, Ривкин, Фельдштейн, Эткинд как еврейские. Принято считать, что еврейскими в России являются все фамилии с суффиксом «-ский» или «-ич». Но на самом деле это чаще всего фамилии польского или малоросского происхождения, указывающие на название местности, откуда родом предки человека. И их могут носить как евреи, так и поляки, украинцы, белорусы… А такие фамилии, как Преображенский или Рождественский давались выпускникам семинарий, большинство которых относились к русскому миру.

    Есть еще одна ошибка – считать все фамилии с суффиксами «-ов» или «-ин» славянскими. В России действительно большинство фамилий имеют такие суффиксы. Но у них у всех разное происхождение: одни давались по именам родителей, другие – по профессиональной принадлежности, третьи – по прозвищам. Также, при административной записи в документы фамилии могли немного видоизменяться. Так, кому придет в голову, что у русского композитора Рахманинова еврейские корни? А ведь своим происхождением фамилия Рахманинов обязана еврейскому «рахман», что означает «милостивый» - это одно из имен Бога.
      Массовая эмиграция евреев в Россию началась во времена Екатерины ІІ, после присоединения Польши. Дабы ассимилироваться с местным населением, ашкеназы и сефарды иногда брали себе фамилии, похожие на славянские или польские: Мединский, Новик, Каганович.
      Также существует группа фамилий неиудейского происхождения, которые, однако, носят преимущественно евреи: Захаров, Казаков, Новиков, Поляков, Яковлев. Так уж сложилось исторически. Нередко фамилии русским евреям давались по их профессиональной принадлежности или профессии их родителей. Так, фамилия Школьников происходит от «школьник» (так называли служку в украинской православной церкви). Такую фамилию носят многие евреи. Фамилия Шеломов – от «шелом». Ее представители были евреями-мастерами по изготовлению шлемов. Красильщиков и Сапожников – такие фамилии носят евреи, чьи предки занимались покраской и шитьем обуви. Это были распространенные еврейские профессии в дореволюционной России. Мы привыкли считать русской фамилию Моисеев, а ведь она происходит от иудейского имени Моисей (Моше)! То же самое с фамилией Авдеев. А вот Абрамов – действительно славянская фамилия: на Руси тоже было имя Абрам!

Фамилии Шапкин, Тряпкин, Портянкин произошли от еврейских прозвищ. Мало кому приходит в голову, что иудейскими являются фамилии Галкин, Долин, Котин, Лавров, Плоткин, Сечин, Шохин, Шувалов… Всем известно, что соратник Ленина, председатель ВЦИК Яков Михайлович Свердлов был евреем. Поговаривали даже, что его настоящая фамилия Кац. Но на деле он никогда не менял фамилии: Свердлов – довольно распространенная фамилия среди евреев.

    Получается, что не всегда можно считать какие-то фамилии однозначно славянскими, еврейскими и проч. За происхождением каждой из них может стоять целая история, иногда сложная и полная драматических коллизий.

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации