home
user-header

                        
                        
Из анимационной студии в e-commerce
29 августа 2017 г., 06:41 1750

Продолжение темы  о якутском IT.

Есть удивительные люди, которые всегда идут вперед и не позволяют обстоятельствам/прошлому определять будущее. Вот как Семён Васильев. Под катом его история о том, как он открыл свое призвание и решил следовать своему пути, которая привела его из маленького села в Верхневилюйском районе в Первопрестольную. История о том, каково это покидать любимую компанию, выгорать на работе и найти новый выход. Я очень рада знакомству с таким человеком, светлым, целеустремленным и талантливым. Как говорится, дорога возникает под шагами идущего. 

 Источник фото

 


Я окончил Верхневилюйскую гимназию, учился в гуманитарном классе с углубленным изучением английского языка. В первый раз начал пользоваться компьютером в 1998 году: однажды на уроке информатики в гимназии запустил программу Photoshop и набросал свой первый рисунок. Мне показалось очень интересным процесс рисования и возможности, которые предоставляет эта программа, неограниченная палитра цветов, разнообразие кистей, фильтров и это решило то, чем хочу заниматься в будущем, а именно стать художником по компьютерной графике. Но я человек не технического склада ума, а скорее гуманитарного. С детства увлекался рисованием, резьбой по дереву, лепкой из глины, часто принимал участие в конкурсах разного уровня, иногда занимал призовые места. В 1999 году, после школы, поступил в Вилюйский Педагогический колледж им. Чернышевского, затем в Педагогическую Академию в Якутске, по образованию и диплому преподаватель английского языка. После  колледжа работал три года по контракту учителем английского языка в деревне Балаганнаах Верхневилюйского района. Потом всё же понял, что быть учителем английского – это совершенно не моё и я хочу работать в сфере IT.  

 

О карьере в IT 

- С чего началась твоя работа в IT-сфере? 

- Когда заканчивал Педакадемию в 2003 году, то решил писать дипломную работу на тему «Обучение устному английскому языку с использованием новых информационных технологий» и это подстегнуло мой интерес к IT. На первую зарплату я приобрел себе компьютер в рассрочку за 16 000 рублей. Тогда казалось, что это бешеные деньги! Был немного оптимистом, купил модем в деревню, пытался выйти в интернет, но попытки были тщетны. Поэтому когда ездил в Якутск, то старался накупить максимум материала, покупал диски, тусовался на Горбушке у Манньыаттаaха, потом уже в своей деревне всё это изучал до следующей поездки. Все материалы тогда были на английском языке и знание языка мне тогда очень помогло. На русском такие материалы начали появляться лет через 5-6, да и то там давались какие-то основные понятия. 

В дипломной работе делал упор на то, что в процессе обучения детей важна интерактивность и игровая форма, а компьютер для этого самый подходящий инструмент. В процессе написания своей дипломной работы освоил программирование и в итоге создал трехмерную компьютерную игру, которую презентовал на защите. В этой игре персонаж находился в лабиринте и ученику предстояло вывести его из него за ограниченный промежуток времени, а для того чтобы направлять персонажа по правильному пути и успеть надо было понимать устные команды на английском на слух. Записывал эти команды сам, проговаривал по микрофону. Ребенок играя, получал практический навык аудирования. В игре были разные уровни сложности с использованием разных речевых оборотов и команд для учеников разных классов, начиная с 5 по 9. В 2005 году для деревенского учителя это было довольно прогрессивно. Бонусом приделал к игре интерактивный алфавит: ученик нажимает на букву и анимированный персонаж проговаривал букву, рядом еще выдавалась транскрипция. Защитил свою работу на отлично, но тогда все эти разработки было трудно продвигать, так как в то время не у всех был персональный компьютер. Ведь важна не только идея или его реализация в виде готового продукта, важнее всего его распространение, сбыт . Получить поддержку было трудно. Да и я сам себя уже видел в 3D-моделировании. Мне кажется, этот проект просто появился раньше времени, когда не было подходящей инфраструктуры. А сейчас в Якутии такие проекты уже начали делать большие команды, появляются интерактивные книжки с якутскими сказками, алфавиты, которые можно скачать с магазинов приложений. 

  

- Работая в IT, но при этом будучи человеком с образованием в совершенно другой области, ты не сталкивался с неуверенностью в своём собственном профессионализме? 

- Были такие мысли, но особого значения я им не придавал. Пробелы в знаниях восполнял и продолжаю восполнять своими силами и всегда делал упор на самообразовании и самоподготовке. Образование и технологии сейчас развиваются несинхронно, технологии ушли намного вперед, система образования не успевает. До сих пор читаю много специализированной литературы. Иногда мне кажется, что попадая в институт у нас закладываются определенные рамки. Те же, кто занимаются самообразованием, более творчески подходят к своей работе, решению проблем и методам получения знаний. Потом такие люди больше ценят свою работу. В те годы в Якутске это всё было не настолько развито, и те кто в 2000-е интересовались и как то развивались в этом направлении могут считать себя пионерами якутской компьютерной графики. Почти все кто занимался этим составили впоследствии костяк Sulus Games. Старались обмениваться опытом, проводить импровизированные конференции и вовлекать в это людей.  

  

- Возрастные ограничения у айтишника есть? Может ли у них, как у балерин и моделей, наступить возраст, когда их просто отправляют в профессиональный утиль? 

- Если ты профессионал своего дела, то продолжаешь оставаться в обойме до конца. Надо постоянно быть в курсе дел, заниматься самообразованием, следить за обновлениями приложений в которых работаешь и расширять инструментарий. Иногда может быть тяжело в чисто физическом плане, но это лишь вопрос рациональной организации своего времени. Да, 18-летние могут не спать ночами подряд и работать, но и «плюшки» старших в виде семьи, других обязательств – это довольно-таки большая мотивация и подстегивает работать больше и лучше. Успеха добиваются те кто много работают и учатся. Профессия в IT требует неустанного самосовершенствования. Каждое обновление, скрипты, плагины позволяют многие процессы автоматизировать, ускоряется работа. Если ты раньше тратил по 1-2 часа на какой то процесс, то c последним обновлением это занимает уже 30 минут или меньше. 

  

- У айтишников есть профессиональный потолок? Он быстро достигается? 

- Мне кажется, что потолок – это когда ты начинаешь всё время заниматься одним и тем же. Другими словами рутина и есть потолок. Некоторые думают, что можно переехать в другой город, поменять страну и избежать этого пресловутого потолка и тем самым начать развиваться. Но ведь можно в такое же положение попасть и в другом городе, стране. Профессиональный потолок – это всегда какая-то ловушка, в которую попадаешь внезапно. Например, в Якутске мы изначально делали компьютерные игры. Компьютерные игры – это совсем другое направление в сфере IT. Там каждого специалиста можно загнать в узкую специализацию. Для качества работы компании, для уровня зарплаты быть узким специалистом – очень хорошо. Универсал, который хватается за многие вещи, сидит и делает все на среднем уровне, со временем теряет фокус. Это может быть чревато затянутыми сроками, снижением качества работы из-за желания объять «необъятное». Потом со временем уже трудно составить конкуренцию узкому специалисту. Универсал всё понимает, но при этом у него не получается оттачивать свое умение до совершенства. 

По моему направлению «Компьютерная графика» существует много специализаций: художник по текстурам, моделлер, шейдер, аниматор, концепт-художник, художник спецэффектов и т.д. Это всегда коллективная работа. На Западе как раз практикуется узкая специализация, в России же предпочитают работников-универсалов, которые могут заменить нескольких людей. Ему платят зарплату и он своей зарплатой пытается перекрыть несколько позиций, хотя в последнее время это меняется. 

  

- Может это и есть один из факторов бурного развития IT на Западе и догоняющей позиции в России? 

- Да, так и есть. В таком режиме специалистам сложно развиваться. После Якутска мне было странно работать в анимационной студии и заниматься только шейдингом и редко моделлингом. В Якутске же делал весь объём работы самостоятельно: мог накидать эскизы от руки для каких-то локаций, презентовал это нужным людям, потом начинал моделить все это в 3dsMax, то есть выстраивать трехмерное изображение, потом рисовать к нему текстуры, настраивать материалы, шейдинг и освещение, отрендерить и сделать постобработку. Но при этом, мне всё это очень нравилось и я чувствовал себя специалистом широкого профиля. Все игры мы делали с ощущением, что можем менять жизни людей. 

  

- Какое основное отличие профессионала от новичка? 

- Новичок может потратить больше времени и при этом получить не очень-то хорошее качество. Профессионал же тратит гораздо меньше времени и при этом будет уже знать что выдаст результат высокого уровня. У профессионала уже будут наработанные приемы и слаженные процессы. Опыт дает возможность предвидеть уже то, что будет через определенное время и на что это может повлиять. Специалист с наименьшим опытом может лишь предполагать возможный успех. 

 

О работе в Sulus Games 

 

- Как ты начал работать в Sulus Games? 

- В 2005 году наконец защитил диплом и решил переехать в Якутск, потому что там всё же больше перспектив, чем в деревне. До этого когда приезжал в Якутск сдавать сессии, то старался всегда подработать и предлагал свои услуги по трехмерной графике дизайн-студиям. В Якутске три года работал специалистом по компьютерной графике в дизайн-студии, переводил наброски от руки в презентабельный вид. Там на одной из встреч CG-специалистов познакомился с Алексеем и Афанасием Ушницкими, которые начинали развивать якутский game-development. У них был проект игры по загадочному исчезновению корабля и этот проект стал первым для меня опытом в сфере разработки игр. Объём работы вырос, относительно их первых самостоятельных проектов, была нехватка специалистов и меня пригласили попробовать себя в их команде. В 2007 началась моя работа в Sulus Games.  Сначала мы делали игры формата time management, потом добавились игры в жанре hidden object, мы выпустили первую игру в этом жанре про детектива Клэр Эллери, игра называлась Тайные Расследования. Она расследовала запутанные и загадочные дела, игра отличалась очень интересным сюжетом, качественной графикой и музыкой. С этим проектом мы вышли в Big Fish Games, крупнейшего мирового издателя казуальных игр. Основной аудиторией были женщины старше 35 лет, американские и европейские домохозяйки. Игры ориентировались на западного потребителя, потому что в те времена в России культура потребления цифрового контента таких как фильмы или компьютерные игры была недостаточно развита – один скачал и по «доброте душевной» выложил в торрент для скачивания. 

Выпустив первую часть этой игры, мы не знали, насколько она будет успешной. А игра выстрелила и заняла первое место и потом еще довольно долгое время оставалась в ТОП 10. По итогам года наша игра заняла 1 место по качеству графики среди своего жанра hidden object. Потом была вторая часть, третья… С каждой частью наши игры становились лучше, продажи росли. Это был фурор, прорыв для компании такого размера! До этого игры других студий в основном были отрисованы в жанре 2D, мы же внесли полный 3D: трехмерные локации, анимированные персонажи и так далее. 

В то время основным направлением работы в Sulus Games было создание игр для настольных ПК. Потом начали активно распространяться планшеты и смартфоны с сенсорными экранами а также способ распространения игр и приложений free-to-play, когда бесплатно скачиваешь, потом уже в процессе игры что-нибудь докупаешь, ПК начал уступать свой рынок мобильному. Это и понятно, там экран интерактивный, когда происходит физически более естественное взаимодействие с игрой, также мобильное устройство всегда под рукой и можно продолжить играть в любой удобный момент когда нужно скоротать время. Рынок мобильных игр начал активно развиваться. В SulusGames  быстро поняли что за мобильными играми будущее и в 2012-2013 годах запустили стартап MyTona, который занимается именно этим направлением. C этого момента у компании начался активный рост, а у меня новый виток в карьере. 

 

- Какие перспективы IT есть в Якутии, кроме деятельности отдельных энтузиастов? Есть утечка мозгов?  

- В наше время не было возможности расти дальше. Были те, кто пробивались, как ростки, но никто не знал, что вообще из этого получится, поэтому многие уезжали. Сейчас же в Якутии есть «кадровый голод» в сфере IT, потому что там нет такой кузницы кадров, как в других зарубежных странах. Нет конвейера It-кадров, нет стартап-вилладжа. Есть школа Смарт, который пытается приобщить к этой сфере детей и других интересующихся. Я помню, что во времена работы в SulusGames у нас была ну очень сильная нехватка в специалистах и мы набирали людей, которые вообще не были связаны с этой работой и мы их сами обучали и натаскивали, в итоге получали хорошего работника. Я очень горжусь некоторыми людьми, которые добились успеха. Помню, к нам пришла девушка на позицию программиста, но она не прошла отбор и случайно увидела, как мы крутим 3D-объекты и заинтересовалась этой темой. Предложил сотрудничать с ней на аутсорсе, давал ей маленькие задания, работали-работали так и через полгода порекомендовал её взять уже в штат. Она много времени уделяла самообразованию, сейчас переехала в Воронеж и работает в анимационной студии лид-художником отдела по персонажам и именно они выпустили «Снежную Королеву».  

Если говорить об особенностях развития IT в Якутии, то я считаю, что нам не следует пытаться копировать американскую модель развития, а надо пытаться развиваться каким-то другим, своим способом и идти своим путем. У них другой рынок потребления, у нас же в основном идет работа на «экспорт».   

Что касается утечки мозгов… Мне кажется, что если человек решил, то его уже не остановить никак. У меня так и произошло.  

 

 

О переезде в Москву 

 

- С чего начался твой переезд в Москву? 

- Я родился в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), родители студентами были. Мама всегда рассказывала про Ленинград и у меня с детства была мечта или даже цель переехать жить в большой город. 

В декабре 2012 я поехал в Москву на конференцию по компьютерной графике. Посмотрел там, как работают люди, что где происходит, потом пришла идея попробовать себя в большом городе. Пришло осознание, что там работают такие же люди, как и я. Поделился мыслями со своей супругой и она меня поддержала. Расставаться с Sulus Games было не просто, были, конечно, свои нюансы. В моей работе были и свои сложности, связанные с ожиданием по зарплате и некоторым проектам. Все эти ожидания росли как снежный ком и уже вели к выгоранию на работе. Решил уехать и искать работу уже там на месте. В сентябре мы переехали в Москву и я начал работать в анимационной студии. 

 

- Тебе не было жаль покидать Якутск? Как тебе далось это решение? 

- Сложный вопрос. Там были знакомые, друзья, одноклассники, родственники, с которыми всегда можно было встретиться, провести время, повеселиться. Но говорят же, что надо выходить из зоны комфорта, вот я и попробовал выйти.  

  

- Что за работу ты нашел? 

- Я устроился работать в анимационную студию RealTime занимался шейдингом, выполнял только одну работу и при этом требовалось стабильно выдавать высокий результат. Сидишь и только шейдишь-шейдишь-шейдишь, а ведь иногда хочется и помоделлить. А я никуда не могу лезть и что-то там советовать, потому что там сидит человек, который только этим и занимается. Работал я в таком режиме полгода и понял, что это не совсем то, чем мне хотелось бы заниматься. Я очень хотел перейти на анимацию. Ведь именно с этой целью я и переехал в Москву, хотел обучиться на аниматора. Это уже совсем другое направление со своими правилами с определенными паттернами. Это не генерация чего-то нового, а работа уже с готовым материалом. Допустим, сделали 3D-персонажа, замоделировали, текстуру и шейдер настроили и уже «анимируешь», то есть по сути вдыхаешь в него жизнь. Приводишь его в движение – это уже другая стадия специалиста по компьютерной графике. 

  

Новые горизонты 

 

- Я знаю, что ты теперь работаешь руководителем интернет-магазина. Из анимационной студии в онлайн-ритейл? 

- Однажды мне сделали предложение заняться интернет-магазином, я не стал долго раздумывать и сразу же согласился. Считаю, что e-commerce – это не совсем только про торговый процесс, для меня это очень большая комплексная работа от маркетинга и аналитики до продажи. Тут очень много IT-составляющей, где присутствуют различные процессы и разработки в технической области. В самом начале работы был скорее человеком-оркестром: занимался фотосъемкой, ретушированием, контентом, продвижением, торговлей, сейчас же сконцентрировался на работе со своей командой. Я очень многое узнал и получил практический опыт в сфере электронной торговли и логистики.  

 

- Что тебе дает такая работа? 

- У меня появилось ощущение, что я многое смогу и дальше могу еще больше. Я по натуре амбициозный человек, но мне в амбициях важно быть порядочным человеком, не представляю, что буду идти по головам. Ценю в людях честность и порядочность. Надо ведь результатов добиваться собственными усилиями, а не подставлять или сжирать людей. Я не верю, что цель оправдывает средства. Надо идти своим силами и только вперед. 

 

 На фото: Семен с коллективом интернет-магазина ЭПЛ Даймонд

 

#нашиговорят

 

________________________

Если вам понравилось читать этот пост, пожалуйста, не забудьте поставить лайк, поделиться в соц.сетях  

подписаться на мой дневник

все посты

Найти меня в  INSTAGRAM   FACEBOOK  YOUTUBE  VK

 

Нравится
  • 29 августа 2017 г., 15:10

    Последний абзац смутил.)

     
  • 29 августа 2017 г., 15:13

    Красава! 

     
  • 29 августа 2017 г., 15:35

    Пробивной парень однако. Из деревни в столицу!

     
  • 29 августа 2017 г., 16:23

     В Якутии IT технологию надо развивать на уровне главы региона, учить со школы, 

     
  • 29 августа 2017 г., 16:26

    Как в Сингапуре делают, а не учить музыку, литературу, и всякие не нужные предметы, надо изучать направление откуда в будущем можно получить дивиденды

     
    • 29 августа 2017 г., 16:37

      Биткойн, это может быть одним из вариантов комплексного решения развития IT. 

       
      Автор
    • 29 августа 2017 г., 17:13

      Биткойн, IT - это навязанная мировыми элитами тенденция развития и они в это очень большие деньги вкладывают. Человечество идёт технократическим путём и это его погубит. Должен быть баланс. Развиваться должны не только информационные, но и технологические направления, которые во всём мире тормозятся, патенты выкупаются, музыка остановила своё развитие в 18 веке, теперь это больше вспомогательная сфера или метод подсознательного вброса информации. В общем всё идёт к автоматизации, роботизированию прямая дорога в цифровое рабство. Вот и ник у тебя рабский. Раньше золоту поклонялись, теперь биткойну.

       
    • 30 августа 2017 г., 09:56

      Биткойн, ну ок, но только всесторонне развитый человек способен добиться успеха. Взять к примеру Стива Джобса. Если бы он не практиковался в медитациях, каллиграфии, не имел вкуса к музыке, не умел управлять и манипулировать людьми, то он бы не смог сделать революцию в цифровом мире. Хотя конечно же тут больше заслуга инженеров, но они вряд ли бы додумались до такого без его идей. Обществу нужны разные люди, не у всех ведь есть способности к точным наукам.

       
    • 31 августа 2017 г., 11:03

      Биткойн, поезд уже ушел. Сейчас IT - просто одно из технических направлений. Конечно там есть свои гении, свои дилетанты, свои середнячки и разделение между разными направлениями. Однако из генератора чистой прибыли, айти индустрия превратилась в вотчину мегакомпаний с 5-10% рентабельностью.

      Сейчас новичек из гаража не стартанет напстер или фейсбук (хотя это втирают), для этого нужны многомиллионные инвестиции.

       
  • 29 августа 2017 г., 17:59

    Знаю Семена, очень интересный парень. Успехов ему дальше.

     
  • 7 сентября 2017 г., 01:01

    Не знаю лично )) интересный чел.завидую молодым.

    Но, мне кажется, у нас трава была зеленее, а девушки красивей. Не были мы столь прагматичными. Как сейчас помню: были люди, которые видели смысл жизни, свое кредо в айти, и никак не иначе. Фанаты своего дела. Вот этого не вижу, а жаль )))

     
Читайте также

В СМИ появилось видео потасовки между персоналом турецкого отеля и отдыхающими из России. Ставшие невольными свидетелями ЧП другие туристы уверяют, что поводом для драки стала жалоба отдыхавших.
Видеозапись драки опубликована на сайте телеканал РЕН ТВ. Отмечается, что сотрудники отеля полезли с кулаками на россиян после того, как те пожаловались на грубость бармена.
Отдыхавшая в этом же отеле россиянка также рассказала, что неоднократно встречала в гостинице избитых соотечественников. По ее словам, она всегда вели себя достойно и не употребляли алкоголь.
Накануне СМИ сообщили о другом нападении на российского туриста в Турции. Как рассказал пострадавший житель Екатеринбурга, ночью он вышел на прогулку и натолкнулся на группу турецких мужчин с российскими девушками. Мужчина поздоровался с соотечественницами, что не понравилось туркам. Пострадавший подчеркнул, что его оппонентов вывело из себя именно то, что он был из России.
http://www.ntv.ru/novosti/1933501/
http://www.mk.ru/incident/2017/09/26/v-turcii-sotrudniki-otelya-izbili-rossiyskikh-turistov-izza-zhaloby.html

Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации