home
user-header
МАРК ЖИРКОВ И ЯКУТСКОЕ РАДИО
14 сентября 2018 г., 19:16 196

                                                                                     В. Индигирский, телерадиожурналист

Об авторе статьи.

Индигирский Владимир Петрович. Род. В 1963  в п. Дружина Абыйского района ЯАССР.Окончил Якутское музыкальное училище, Ленинградскую Высшую профсоюзную школу культуры и Санкт-Петербургскую Академию управления и экономики. Трудовую деятельность начал директором Павловского филиала Майинской ДМШ. С 1992 г – редактор, руководитель творческого объединения музыкальных программ радиовещания  НВК «Саха». В настоящее время заведующий вокально-хорового отделения ДШИ№2 г. Якутска. Заслуженный работник культуры РС(Я), отличник образования РС(Я), лауреат республиканских журналистских премий им. Н. Кондакова, «Золотой микрофон», «Лира эфира», «Радиомания». «Признание». Лауреат престижных конкурсов «Лучший учитель искусств», «Золотой олень». Лауреат песенных конкурсов. Отмечен номинацией конкурса «Этигэн Хомус – 2017» «За вклад в развитие якутской эстрадной песни». Член Союза журналистов РФ с 1995 года.      

Марк Жирков и якутское радио

7 ноября 1930 года в эфире Якутского радиоканала прозвучала первая передача с участием видных государственных деятелей Якутии. В это время Марку Жиркову было 38 лет. То есть за три года до его поступления в Московскую консерваторию.

Учитывая, что тогда не было монтажных аппаратных и весь эфир шёл в прямом эфире в виде радиогазеты с новостями, то ни о какой якутской музыке в эфире радио - речи не могло быть. Но, нам интересно узнать, что пел народ в 20-30 годы? Это были революционные песни: Адама Скрябина и Фёдора Корнилова. Сегодня мы из сборника А. Скрябина можем выделить следующие песни: «Век угнетенья миновал», «Овеянный счастьем якут», «Песня людей рабочих-батраков» и другие. В сборнике Ф. Корнилова мы находим песни: «Песня свободы», «Народ трудовой», «Счастливый якут», «Взвилось красное знамя» и другие. То есть, в 20-30 годы народ исполнял песни, воспевающие революцию, принесшей им новую жизнь, открыла перспективу.

Отправной точкой создания музыкальной редакции сыграло решение ОК ВКП (б) от 28 сентября 1934 года, где была поставлена задача разработки мероприятий по распространению музыкальных произведений.

В 1934 году (как раз в момент создания муз. редакции) Марку Жиркову -  42 года. И он учится в это время в Московской консерватории в классе композиции у И.И. Дубовского. Но уже тогда, в г. Вилюйске, а именно, Вилюйском народном доме, песенное творчество М. Жиркова приобрело очертания и стало исполняться народом. Нам до сих пор трудно отличить его авторские песни от якутских народных напевов. И всё же надо признать, что Марк Жирков очень бережно донёс до нас - дыхание каждой песни. Незаметно, но уверенно, эти песни из Вилюйска начинают потихонечку проникать в дома столицы республики. И вскоре, они начинают исполняться ансамблем песни в прямом эфире Якутского радио. К сожалению, об этом ансамбле песни, воспевших через эфир красоту и величие якутской земли с революционным пафосом – мы не знаем почти ничего. Ведь тогда не было звукозаписывающей аппаратуры.

В 1936 году Жирков приезжает в Якутск и становится заведующим музыкальной частью Якутского национального театра им. П. Ойунского. С этого момента начинается его активная деятельность, как первого профессионального композитора. Там же, при нацтеатре им был создан первый якутский национальный хор. Сегодня, мы вправе думать о том, что тогда 44- х летнему композитору, приехавшему из первопрестольной, с утра и до вечера слушавшего Московское радио – закралась мысль, что радио своим широким охватом может пропагандировать самую лучшую музыку по эфиру родной республики.

В 1940 году, на его счастье, по окончания Московской консерватории, приедит в Якутск Полина Константиновна Розинская, которая будет аккомпанировать национальному хору, каждому солисту и артисту хора.

… В стране 1944 год. Ещё год до окончания войны. Именно, в этот год, М. Жирков возглавляет бригаду творческих работников республики, направленную по правительственному заданию в Москву для установления творческих контактов с московскими музыкальными деятелями и композиторами в создании крупных музыкальных произведений. Будучи руководителем данной делегации, он, как талантливый организатор, понял, что впоследствии этой работы, вскоре многие произведения композиторов Москвы - можно будет озвучивать по эфиру родного радио. А значит, якутский народ начнёт слушать по своему родному эфиру - настоящую классическую музыку.

Именно, после непростой поездки, благодаря организаторским способностям М. Жиркова двадцать три московских композитора за короткий срок создают немало произведений на якутскую тематику в различных жанрах: Н. Пейко кантату «Слава партии!» и трёхчастную «Симфониетту», Григорий Гамбург – «Сюита на якутские темы» для симфонического оркестра. Григорий Лобачёв обработает 100 песен М.Жиркова, Д. Салиман- Владимиров напишет «Якутский победный марш», который в июне 1945 года будет исполнен во время парада Победы на Красной Площади.

Вскоре, по эфиру якутского радио жители ЯАССР услышат в вечерних концертах инструментальные произведения на якутскую тематику, которые создали Крейны, Белый, Меерович, Мильман, З. Гайгерова, М. Лалинов. Эти произведения полюбились нашим слушателям Якутского радио.

Более того, по инициативе М. Жиркова, постановлением Совета народных комиссаров РСФСР под председательством А. А. Косыгина, в Якутии была организована детская музыкально- хореографическая школа- интернат. (См. газета «Социалистическая Якутия» от 24 ноября 1944 года).

И наконец, в радиокомитете выходит Приказ Председателя Комитета Василия Климентьевича Алексеева от 28 июня 1944 года о создании Якутского вокального ансамбля (хора) в составе 20-22 человек. В то тяжёлое для страны время, музыкальному эфиру стали уделять время. Мне кажется, и в этом факте, была особая заслуга, скромного тогда деятеля искусств, Марка Жиркова. Его, (М. Жиркову 52 года) мнению прислушивались и придавали особую значимость. Нам сейчас нелегко представить ту атмосферу военной жизни, где каждый час по эфиру передавались сводки хода войны, а в это время голодный трудовой коллектив театра собирает в честь сотового спектакля 158.300 рублей на постройку танка «Нюргун Боотур» и отправляет данную сумму главному главнокомандующему страны. Такой поступок не мог остаться незамеченным. Стоит думать, что после такого адресного благородного посыла, авторитет Жиркова поднялся высоко. Стоит ли здесь упоминать, о всенародном уважении к Марку Николаевичу со стороны носителей фольклористов - олонхосутов. В этой среде, слово Жиркова было непререкаемым, ведь его отец Николай Алексеевич был прекрасным исполнителем и сказителям олонхо.

В это время, на радио идёт работа по набору и формированию творческого коллектива радио, где художественным руководителем назначается Георгий Александрович Брагинский, хормейстер Василий Петрович Попов, педагог-вокалист Антонина Николаевна Клещёва. Эти творческие личности приехали вместе с Полиной Розинской в 1940 году.

Что касается наших артистов, которые потом стали известными и любимыми певцами тех  лет, то они, после смерти своего Учителя музыки -Марка Николаевича,старались записать его песни в его оригинальной транскрипции, как от них требовал композитор Жирков. Записанные позже на плёнку их голоса - было благодарной памятью к их великому Учителю, ведь они начинали свою певческую деятельность с национального хора, основанного М. Жирковым.

Это Екатерина Афанасьевна Захарова – якутский жаворонок ( 1920-1945), Тарас Павлович Местников - знаток якутской песни (1904- 1957), Михаил Васильевич Жирков непревзойдённый певец дьиэрэтии ырыа, первый исполнитель ролей Красного шамана и Нюргун Боотура (1907 – 1972), Анна Ивановна Егорова – первая исполнительница партии Туйарыма Куо, сначала в музык-й драме, позже – в опере «Нюргун Боотур», режиссёр и администратор, мелодистка, редактор радио (1915-1995). Николай Николаевич Харитонов (1915- 1960) Один из лучших исполнителей лирических песен М. Жиркова, Александра Федотовна Новгородова - замечательная мастер стиля дьиэрэтии ырыа (1917 – 1975).. Анастасия Петровна Лыткина - первая артистка международного уровня, солистка музык-го театра (1927- 1989). Дарья Григорьевна Барашкова  - засл. арт. ЯАССР, являлась ведущей солисткой Якутского радио. Марфа Ивановна Васильева – засл. арт. ЯАССР, солистка музыкального театра (1921 – 2008).

Повторяю, что всем этим названным именам-певцам Марку Николаевичу удалось привить (тогда своим воспитанникам) вкус к народной мелодии до такой степени, что почти каждый из них не мог уже пройти мимо новой песни, интересной мелодии, чтобы не записать её или постараться запомнить. Вот что писал об этом сам М. Жирков: «В первые годы существования Якутского государственного национального хора, приходила в хор преимущественно колхозная молодёжь, участвовавшая в сельской художественной самодеятельности, и приносила в собой песенное творчество народа, которое записывалось мною, подвергалось мелодической и гармонической обработке и включалось в репертуар якутского государственного хора. В летний отпускной период, от закрытия до открытия театрального сезона, хористы и солисты хора, выезжающие на отдых в районы, получали от меня задание возвращаться осенью с новыми песнями, воспринятыми от народа. По возвращению певцов из отпуска, освоенные ими на слух, новые мелодии мною записывались…».

…От себя добавлю, что М. Жирков записал 450 напевов. Лучшие из которых, были обработаны знатоком музыки народов СССР – Григорием Лобачёвым и были собраны в рукописном сборнике «100 якутских народных песен». В 1948 году Музгизом был издан сборник М. Жиркова «Якутские песни», в котором 15 из 25-ти - есть хоровые произведения. Второй сборник М. Жиркова под редакцией А. Мазаева вышел в 1958 году ( русский текст Фадеевой). В нём 23 сольных и 9 хоровых песен с текстом на русском и якутском языках, что дало возможность пропаганды якутской песни русскими исполнителями. Все произведения из этих сборников в разное время были записаны в фонд якутского радио солистами хора и хоровыми коллективами республики и передавались по эфиру.

Отдельно, хочется назвать о поэтах того времени, на стихи которых были написаны песни Марка Жиркова: А. Тимофеев, Илья Винокуров – Ча5ыл5ан, Тимофей Сметанин, Эллэй, К. Урастыров, С. Омоллон, Макар Хара, П. Туласынов, Таллан Бурэ, Шараборин – Кумаарап, Л. Попов, А. Абагинский, Михаил-Терешкин, А. Софронов, Илья Тобулахов и другие.

… 25 февраля 1945 года состоялось первое выступление хора перед радиослушателями, где в программе прозвучали несколько хоровых произведений М. Жиркова. Хор сразу же стал популярным в республике. В сентябре 1951 года (по 1988 гг) руководителем хора становится Февронья Алексеевна Баишева. (Это год смерти М. Жиркова).

Сегодня, мне, проработавшему 20 лет руководителем музыкальной редакции якутского радио, хочется констатировать тот факт, что наиболее любимыми и рейтинговыми песнями среди радиослушателей - являлись песни Марка Жиркова. По востребованности и музыкальных заявок нет и не было равных по широте слушательского запроса, чем произведения Марка Жиркова. Чем объясняется такая любовь к песням М. Жиркова? Во – первых, М. Жиркову принадлежит одна из первых песен о Родине на стихи С. Тимофеева. В ней мы ощущаем влияние массовых песен и танцевальное начало. Во- вторых, песни Марка Жиркова стали записывать и часто передавать по эфиру, которые исполняли самые знаменитые голоса Якутии (начиная с 1958 года), когда в радиокомитете появился стационарный магнитофон. Это незабываемые голоса тех лет, которые вошли в золотой фонд Якутского радио. Это бесчисленные записи ведущих хоровых коллективов и вокальных ансамблей республики.

Надо признать, что за определённый срок одна и та же песня была записана в разные годы различными певцами и исполнителями в сопровождении своих концертмейстеров. Но, при внимательном слушании, записи прошлых лет, можно выявить одну закономерность, что там, где аккомпанировала певцу или коллективу П. Розинская – артист театра или хор радио исполнял произведения вольно, свободно и естественно. Благородное классическое сопровождение с внутренним эмоциональным стержнем заключало глубину и смысл исполняемого произведения. Мы должны помнить, что Полина Розинская являлась первым автором обработок якутских народных песен, песен авторов мелодистов, которые с первого звучания в эфире становились «Золотыми хитами» того времени. Такой интересный эффект при звучании в эфире объясняется тем, что Полина Константиновна, видимо, уловила незримые и принципиальные подходы Марка Жиркова к якутской песне, его подачи народно-песенного стиля, опора на традиции дэгэрэн ырыа, использование мажорного и минорного ладов, ритмическое варьирование основного мотива и  выбранная ею куплетно-вариационная форма. Надо помнить тот факт, что именно, на глазах Полины Розинской зародилось якутское профессиональное музыкальное искусство. После смерти композитора, Розинская будет сотрудничать с приезжими композиторами: с Грантом Григоряном, Николаем Бажовым, Г. Комраковым и другими передавая свой бесценный опыт работы с М. Жирковым.

А что говорила Феврония Баишева вспоминая П. Розинскую в 2012 году? ( к 100-летию со дня рождения П. Розинской): «Я благодарю судьбу, что она связала меня с Полиной Константиновной. Когда она аккомпанировала хору якутского радиокомитета коллектив пел вдохновенно и мне было спокойно на душе. Она умела интуитивно чувствовать темп и музыкальную мысль произведения. С самого первого ауфтакта задавала тон и настроение коллективу хора. А как она хорошо работала с певцами, с солистами делая тут же обработки якутских песен. С нею мы записывались на радио почти без дублей…».

…Галина Кривошапко в 1941 году приехала в Якутию (ей 25 лет) и сразу была устроена на работу в радиокомитет. Бесспорно, её работа пересекалась с творчеством М. Жиркова ( ему 49 лет). Рассказывая позже о творчестве Марка Жиркова  Г. Кривошапко всегда подчёркивала, что именно содружество М. Жиркова с профессором Генрихом Литинским, в процессе творческого союза в 1945 году помогло создать оперу «Дьулуруйар Нюргун Боотур», а затем оперу «Сыгый Кырынаастыр» (1946), балеты «Полевой цветок» (1947) и «Красный платочек» (1949). Эти произведения явились первыми жанрами крупных форм якутской профессиональной музыки. Позже, в своих выступлениях и передачах она подчёркивала, что: «…талантливый организатор, пропагандист, горячо любящий родное искусство М. Жирков способствовал созданию учреждений культуры и искусства, привлекал внимание многих композиторов к далёкой Якутии. Он своей многогранной и общественной деятельностью завоевал широкую популярность и снискал горячую любовь и уважение якутского народа».

…Композитор Сергей Кондратьев, приехавший в нашу республику весной 1953 года вместе с композитором Мазаевым в своей книге «Якутская народная песня» писал: «Мы прилетели в Якутск весной и подробно ознакомились с деятельностью всех учреждений и лиц, которые имели отношение к развитию и пропаганде якутской музыки. В частности, нам пришлось дать оценку работам известного пропагандиста якутской национальной музыки М.Н. Жиркова. Тщательно изучив его архив и многообразную музыкальную деятельность, мы пришли к заключению, что этот выдающийся общественный музыкальный деятель сыграл большую и прогрессивную роль в развитии якутской музыкальной культуры, о чём мы сообщили в развёрнутом докладе на совещании, специально созванном в связи с нашим приездом». Далее Кондратьев написал: «Жирков всегда ратовал за развитие самобытных черт, заложенных в якутской народной песне, другими словами – за принципы, на основе которых развивается музыкальное искусство всех народов».

Через год, С. Кондратьев вместе с Мазаевым вновь приехали в Якутск по вызову дирекции якутского радио для записи более сорока лучших народных певцов- импровизаторов. Эти материалы послужили потом Кондратьеву почвой для создания собственных произведений: цикла пьес для скрипки и виолончели с фортепиано: «Песня о Родине», «Остров Кыыллаах», «Олень». «Осуохай» и другие произведения  для струнного квартета и квинтета с кларнетом.

Почему я так подробно остановился на имя Сергея Кондратьева, потому что именно Сергей Кондратьев дал более точное научное определение терминов якутских напевов «Дьиэрэтии ырыа» и «Дэгэрэн ырыа» в отличии от вошедших ранее терминов во все энциклопедические издания. Он считал, что дэгэрэн ырыа – метричная песня,т.е. песня, подчинённая к определённому тактовому размеру нотозаписи, а дьиэрэтии ырыа – аметричная, в противоположность первой, не укладывающаяся в определённый размер. Бесспорно, все эти научные выработки Кондратьева были итогом тщательного исследования архива Марка Жиркова.

…Сегодня, в золотом фонде Якутского радио хранятся 200 записей музыки композитора Марка Жиркова записанные в самые разные годы. Это, конечно, немало И хотя прошло уже более полувека с момента записей лучших голосов Якутии, произведения Марка Жиркова и сейчас посредством эфира оказывают эстетическое и воспитательное воздействие на слушателей, заставляя задуматься о дальнейшем развитии музыкального искусства в республике.

(Из выступления В.П. Индигирского на Всероссийской научно-практической конференции «Личность в искусстве : от истоков к современности», посвященный 125-летию со дня рождения М. Н. Жиркова.  21 апреля 2017. г. Якутск).

 

Использованная литература:

Босиков В.А. Энциклопедия культуры и искусства Якутии. //М-во культуры и духовного развития РС(Я).-  Якутск., 2011.  

Кириллин Д.В.,  Павлова В.Н., Шевков С.Д.  Писатели земли Олонхо. -   Биобиблиографический справочник. – Якутск., Изд-во «Бичик»  2000

 

Кривошапко Г.М. Музыкальная культура Якутского народа. -Якутск., Якутское книжное издательство., 1982

Петрова В.Д. Радио долгуннара – Якутское радиовещание: Докумуоннар, Очеркалар, Ахтыылар.  – Дьокуускай.,   Сахаполиграфиздат., 2000

 

Петрова В.Д. Якутскому радиовещанию 75 лет: (фотоочерки, воспоминания, письма) НВК. -  Якутск., Изд-во «Бичик»., 2005.

 

Санников В.И.  О жизни и деятельности М.Н. Жиркова. – Якутск, Якутское книжное издательство.,   1986

 

Саха ырыатын антологията.  Книга первая. – Якутск.,  Национальное книжное издательство «Бичик».,  2015

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации