home
user-header
Новый вариант проекта закона о социальной и экологической ответственности компаний недропользователей
2 ноября 2017 г., 16:15 151

Проект

 

Вносится народными депутатами

Республики Саха (Якутия)

И.И. Шамаевым,

В.М. Прокопьевым, Е.Х. Голомаревой, А.А. Григорьевой, Д.В. Саввиным,

В.М. Власовым, В.Н. Губаревым, М.С. Габышевым, И.Д. Васильевым,

М.С. Филипповой, Г.А. Бейсембаевой, П.П. Юмшановым,

И.И. Андреевым, П.Р. Аммосовым, Д.А. Семеновым, Ю.П. Баишевым

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

 

Об ответственном природопользовании НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

 

Настоящий закон, в целях охраны экологических прав и законных интересов  физических и юридических лиц, сохранения окружающей среды, сохранения традиционного образа жизни народов Республики Саха (Якутия), предупреждения экологического вреда, обеспечения экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия), устанавливает основы правового регулирования взаимодействия между предприятиями-природопользователями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами в Республике Саха (Якутия).

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) предприятие-природопользователь –  юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, в том числе иностранный хозяйствующий субъект (с участием иностранного капитала), осуществляющее на территории Республики Саха (Якутия) природопользование, связанное с добычей, или переработкой, или транспортировкой, или использованием природных возобновляемых (лесных и водных) и невозобновляемых (минеральных и других) ресурсов, оказывающее воздействие на окружающую среду, с ежегодным суммарным объемом выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционным (проектным) доходом свыше 500 миллионов рублей; или с активом – свыше 500 миллионов рублей;

2) ответственное природопользование – природопользование с учетом интересов общества и государства, предполагающее принятие дополнительных мер для социально-экономического и иного развития соответствующей территории деятельности, муниципального образования, Республики Саха (Якутия), осуществление добровольных и благотворительных мероприятий в области этики, экологии, человеколюбия; ориентирование компаний на финансовую эффективность в долгосрочной перспективе при условии строгого соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), природоохранных стандартов и норм, принятия мер по минимизации воздействия промышленного производства и природопользования на природную среду, предупреждению и предотвращению экологических происшествий и катастроф;

3) соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития – соглашение между предприятием-природопользователем и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера об условиях природопользования, в том числе порядке участия предприятия-природопользователя в развитии инфраструктуры соответствующих территорий, в создании рабочих мест, обучении, профессиональной подготовки и трудоустройстве граждан, постоянно проживающих на территории деятельности предприятия-природопользователя, об участии в благотворительных, социальных, экологических, культурных и иных проектах органов государственной власти и муниципальных образований, а также создание условий органами государственной власти и местного самоуправления благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий-природопользователей;

4)                экологический отчет – ежегодный публичный отчет компании-природопользователя о состоянии окружающей среды на территории деятельности и о мероприятиях, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в текущий период в соответствии с установленным порядком, определяемым специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере охраны природы;

5)                восстановительные экологические работы – работы, направленные на восстановление нарушенных природных объектов во времени и пространстве с периода начала работ, связанных с освоением природных ресурсов, до их завершения в установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) порядком и периодичностью;

6)                мониторинг ответственного природопользования - система наблюдения за деятельностью предприятий-природопользователей на территории Республики Саха (Якутия) по показателям выполнения экологических и социальных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), условиями соглашений о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития территорий, Республики Саха (Якутия), проводимые государственными, общественными организациями и средствами массовой информации Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном законом;

7)                экологическая декларация предприятия-природопользователя – публичное заявление предприятия-природопользователя о своих намерениях и принципах, связанных с ее деятельностью по природопользованию, служащее основанием для действия и установления целевых и плановых показателей в области промышленного производства, охраны природы и взаимодействия с населением по минимизации негативного воздействия предприятия-природопользователя на окружающую среду, оформленное в виде специального документа, утвержденное в установленном порядке высшим органом управления предприятия-природоопользователя, опубликованное в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия);

8)                экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения предприятием- природопользователем при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

9) территория деятельности предприятия-природопользователя – территория Республики Саха (Якутия) и (или) территория муниципального образования на уровне района (улуса) Республики Саха (Якутия), на которой находится участок природных ресурсов и (или) проводится деятельность  предприятия-природопользователя.

 

Статья 2. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует отношения между предприятиями– природопользователями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, гражданами, по поводу сохранения окружающей среды и социально-экономического развития соответствующей территории; восполнения вреда, причиняемого деятельностью предприятий-природопользователей, окружающей среде; отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

Статья 3. Направления деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по формированию ответственного природопользования

 

1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления в целях формирования ответственного природопользования осуществляют деятельность в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов по следующим направлениям:

а) поддержка делового конструктивного взаимодействия предприятий-природопользователей с субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона;

б) поддержка инициатив и делового сотрудничества предприятий-природопользователей с иными организациями;

в) мониторинг и оценка социальных и экологических проектов предприятий-природопользователей и информирование о результатах мониторинга граждан и организаций на территории Республики Саха (Якутия);

г) проведение государственной экологической экспертизы соответствия документов требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды;

д) мониторинг ответственного природопользования и составление ежегодного рейтинга предприятий-природопользователей;

е) стимулирование социально ответственных предприятий-природопользователей предусмотренными законодательством способами;

ж) привлечение к ответственности предприятий-природопользователей, нарушающих законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

2. Порядок поддержки и стимулирования социально ответственных предприятий-природопользователей устанавливается Главой Республики Саха (Якутия).

 

Статья 4. Мониторинг ответственного природопользования

1. В Республике Саха (Якутия) осуществляется государственный и общественный мониторинг исполнения требований законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, взаимодействия природопользователей с другими субъектами, указанными в статье 2 настоящего закона, в том числе подписание и выполнение обязательств соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития.

2. По результатам мониторинга деятельности предприятий-природопользователей составляется ежегодный рейтинг предприятий-природопользователей в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).

 

Статья 5. Социально ответственное поведение предприятий-природопользователей

 

Социально ответственные предприятия-природопользователи:

Качественно выполняют установленные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) экологические требования;

Своевременно исполняют налоговые и иные финансовые обязательства перед бюджетами всех уровней и специальными фондами, перед Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальными образованиями, гражданами и организациями;

соблюдают установленные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) социальные стандарты и требования;

добровольно осуществляют мероприятия с целью вклада в развитие территории деятельности в социальной, экономической и экологической сферах;

заключают соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития территории деятельности;

исполняют обязательства, установленные соглашениями о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития соответствующих территорий деятельности;

разрабатывают и заявляют экологическую декларацию;

представляют ежегодный экологический отчет о результатах воздействия на окружающую среду и мерах, направленных на сохранение окружающей среды и развитие соответствующих территорий в уполномоченный орган исполнительной государственной власти Республики Саха (Якутия), а также населению, с дальнейшим опубликованием экологического отчета в официальных средствах массовой информации;

предоставляют достоверную и полную информацию о природопользовании субъектам правоотношений, указанным в статье 2 настоящего Закона.

 

Статья 6. Направления деятельности социально ответственного предприятия-природопользователя в сфере социально-экономического развития

Основными направлениями взаимодействия и сотрудничества предприятия-природопользователя с другими субъектами правоотношений настоящего закона являются:

а) профессиональная подготовка и переподготовка кадров из числа местного населения по направлениям, связанным с реализацией проектов предприятий-природопользователей;

б) профориентационная работа с молодежью и местными трудовыми ресурсами с целью обучения и трудоустройства в предприятий-природопользователи;

в) участие предприятий-природопользователей в республиканских и муниципальных социальных проектах;

г) участие предприятий-природопользователей в агропромышленной отрасли Республики Саха (Якутия);

д) поддержка научной и инновационной деятельности Республики Саха (Якутия) с целью совершенствования технологий производства.

 

Статья 7. Приоритетные направления деятельности социально ответственного предприятия-природопользователя в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Основными направлениями деятельности предприятий-природопользователей по соблюдению экологических требований, установленных законодательством, являются:

- соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

- учет длительности восстановления северной экосистемы;

- соблюдение экологических стандартов и норм охраны окружающей среды;

- сокращение загрязнения промышленными отходами земли, недр, атмосферы, водных ресурсов;

- технологическое совершенствование природопользования, охраны окружающей среды, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий;

- совершенствование экологически безопасных технологий производства, в том числе развитие альтернативной энергетики;

- утилизация и повторное использование промышленных и других отходов;

- информирование о состоянии окружающей среды и природопользования на территории деятельности;

- рекультивация и восстановление природной среды;

- принятие и опубликование экологической декларации;

- создание специального экологического счета или страхование экологических рисков.

 

Статья 8. Взаимодействие предприятий-природопользователей с коренными малочисленными народами Севера.

1.            В случае осуществления деятельности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера предприятия-природопольтзователи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о гарантиях прав малочисленных народов обеспечивают сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

2.            Формами взаимодействия предприятий-природопользователей и коренных малочисленных народов Севера являются переговоры, консультации, соглашения, взаимное участие в заседаниях органов предприятий-природопользователей и сообществ коренных малочисленных народов Севера, иные не противоречащие закону формы.

3.            Влияние проектов освоения, переработки природных ресурсов в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), на развитие указанных коренных малочисленных народов изучается посредством проведения этнологической экспертизы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе.

 

Статья 9. Система экологического менеджмента предприятия-природопользователя

1. Для реализации экологической декларации предприятие-природопользователь разрабатывает и реализует систему экологического менеджмента.

2. Целью системы экологического менеджмента является последовательное улучшение экологических показателей производства, которое включает:

- наличие утвержденной и заявленной экологической декларации;

- разработку программы экологического менеджмента в соответствии с законодательством и (или) международными стандартами;

- организацию и функционирование программы экологического менеджмента с ответственными исполнителями и необходимыми ресурсами;

- оценку соответствия реализуемой программы действующему законодательству и экологическим стандартам, дополнительным экологическим требованиям путем проведения ежегодного экологического мониторинга и экологического аудита.

 

Статья 10. Экологическая декларация предприятия-природопользователя

1. Социально ответственные предприятия-природопользователи разрабатывают и реализовывают свою экологическую декларацию.

2. Экологическая декларация предприятия-природопользователя определяет цели, задачи и основные направления деятельности предприятия-природопользователя в области природопользования, охраны и мониторинга окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в местах ее деятельности.

3. Экологическая декларация предприятия-природопользователя может быть разработана на определенный срок с возможностью ежегодной корректировки.

4. Экологическая декларация предприятия-природопользователя может быть предметом публичного обсуждения субъектами правоотношений настоящего закона.

5. Предприятия-природопользователи информируют в средствах массовой информации об участии в социальных и экологических проектах органов местного самоуправления и Республики Саха (Якутия).

                                                                                     

Статья 11. Соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития

1.       Целью соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития является организация взаимодействия и сотрудничества между предприятиями-природопользователями и другими субъектами, указанными в статье 2 настоящего закона, для создания и функционирования рационального и безопасного природопользования, а также выполнение социальных обязательств компаниями-природопользователями.

2.       Утвердить прилагаемое типовое соглашение о сотрудничестве между субъектами и предприятиями-природопользователями в области социально-экономического развития.

3. Предприятия-природопользователи с ежегодным суммарным объемом выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционным (проектным) доходом свыше 1 миллиарда рублей; или с активом – свыше 1 миллиарда рублей заключают соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) с Правительством Республики Саха (Якутия).

4. Предприятия-природопользователи с ежегодным суммарным объемом выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционным (проектным) доходом не более 1 миллиарда рублей; или с активом – 1 миллиарда рублей заключают соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития с муниципальными образованиями и (или) объединениями коренных малочисленных народов Севера.

5. Заключение соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития может быть инициировано исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), муниципальными образованиями или предприятием-природопользователем.

6. Соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития заключается после получения лицензии на геологическое изучение недр, добычу полезного ископаемого или совмещенных лицензий, включающих несколько видов природопользования в случае, если деятельность предприятия-природопользователя является лицензируемым видом деятельности согласно законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). При наличии нескольких лицензий соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития заключается после получения первой лицензии на природопользование, которая удостоверяет право природопользования. Соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития заключается на срок действия лицензии.

 

Статья 12. Содержание соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития

Предметом соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития является сотрудничество предприятия-природопользователя и иных субъектов, указанных в статье 2 настоящего закона, права и обязанности сторон в сфере социально-экономического развития соответствующего субъекта.

В соглашении о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития определяются необходимые действия, направленные на:

создание благоприятных условий для рационального использования природных ресурсов,

увеличение объема инвестиций, направляемых на воспроизводство природных ресурсов,

исполнение требований проектных технологических документов,

внедрение инноваций и передовых технологий в экологически безопасное производство,

участие предприятий-природопользователей в реализации программ и проектов социально-экономического развития,

подготовка и переподготовка профессиональных кадров с целью дальнейшего трудоустройства населения Республики Саха (Якутия) в деятельность предприятия-природопользователя,

постановка на учет в налоговом органе, расположенном на территории Республики Саха (Якутия),

привлечение предприятиями-природопользователями сельскохозяйственных, обслуживающих, образовательных, научных организаций Республики Саха (Якутия), в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства,

благотворительная деятельность предприятий-природопользователей.

В соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития указываются условия согласования использования территорий традиционного природопользования, порядок отчетности предприятия-природопользователя, сроки действия соглашения, ответственность за неисполнение обязательств, порядок возмещения убытков, причиненных предприятием-природопользователем в результате нанесения ущерба окружающей среде.

 

Статья 13. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации