home
user-header
После проверки Генпрокуратуры в Якутии
13 ноября 2017 г., 13:55 278

Введение

 

Как известно, в октябре текущего года в рамках выполнения поручения В. Путина Генеральному прокурору Ю. Чайке в Якутии побывала проверка генпрокуратуры и рособрнадзора, вызвавшая огромный резонанс в образовательной среде Якутии. Заранее было известно, что в Якутии нет ни законодательной, ни политической установки об обязательном изучении языка саха всеми учащимися республики. Поэтому можем констатировать, что между установкой В. Путина по языковому вопросу и ситуацией сложившейся в образовательной среде в плане обучения языку саха в республике принципиальных расхождений быть не может. Специально отмечу, что в данном случае нам, якутянам, гордиться нечем – это просто факт. С другой стороны, к сожалению, мы не можем сказать, что федеральная проверка для нас прошла без сучка и задоринки. Наоборот, выводы, которые сделала данная проверка, поставила перед школами национального типа большие проблемы. Сразу оговорюсь, что ни законодательство, ни подзаконные акты РФ и РС(Я), ни сами прокурорские предписания не ставят национальные школы вне закона как таковых. Но, тем не менее, предписания прокуратуры инкриминируют городским национальным школам, а также Республиканскому лицею-интернату нарушение тех или иных статей соответствующих федеральных законов. Сразу оговорюсь, что в данной статье проблему лицея-интерната рассматривать не буду – по сравнению с проблемой легитимности национальных школ республики в целом она не так значительна.

Но сначала нам нужно ознакомиться с основным документом –  письмом прокурора республики к Главе республики.


 

§ 1. Письмо прокурора республики

24.10.2017 года мной был внесен депутатский запрос в Секретариат Главы РС (Я) с просьбой предоставить мне текст письма прокурора РС (Я) Н.Л. Пилипчук Главе РС (Я) Е.А. Борисову от 10.10.2017 г. Ответ получен 31.10.2017 г. В дальнейшем мы будем работать по тексту, предоставленному Секретариатом Главы республики.

В этом письме по поводу городских школ мы читаем следующее:

“Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 13.02.2014 №133 “О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений на территории ГО “Город Якутск” определен язык обучения в каждой школе, в части которых указан только “якутский”, что нарушает требования ч.3 ст.67 Закона № 273 и права не владеющих якутским языком граждан на получение образования соответствующего уровня по месту проживания.

Данное распоряжение повлекло незаконное ограничение прав указанных выше граждан на получение образования в Якутской городской национальной гимназии, Саха политехническом лицее, Саха гимназии и СОШ №38 с углубленным изучением отдельных предметов. В частности, подача заявления о приеме ребенка на обучение в образовательную организацию на портале государственных услуг прекращается при указании в качестве родного языка обучение любого, отличного от якутского. Тем самым нарушено право граждан Российской Федерации на свободный выбор языка обучения, получение образования в образовательных организациях на русском языке, установленное п.п.3.4 ст.2, ст.ст. 5, 9 Закона № 1807-1, п.п. 1 п.1 ст. 5 Закона №53”.

Здесь Закон № 1807-1 – это ФЗ “О языках народов РФ”, Закон №53 – это ФЗ “О государственном языке РФ”. Таким образом, имеется 4 аргумента со стороны генпрокуратуры, каждый из которых следует иметь в виду.

Аргумент 1. П.п. 3, 4 ст. 2 ФЗ № 1807-1 “О языках народов РФ”.

Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

4. Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормы, устанавливаемые настоящим Законом, распространяется на граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Аргумент 2. Ст. 5 ФЗ № 1807-1 “О языках народов РФ”.

Статья 5. Гарантии прав граждан граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка.

1. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка.

2. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.

Аргумент 3. Ст. 9 ФЗ № 1807-1 “О языках народов РФ”.

Статья 9. Право на выбор языка воспитания и обучения. 

1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения.

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан Российской Федерации на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.

3. Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Аргумент 4. П.п. 1 п. 1 ст. 5 ФЗ № 53 “О государственном языке РФ”.

Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

1. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:

1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 

§ 2. Положения федерального законодательства, гарантирующие возможность функционирования школы с саха языком обучения

 

Исходя из действий прокуратуры человеку, не искушенному в правовых вопросах, может прийти в голову мысль: а может ЯГНГ, СПЛ и другие якутские школы существуют в обход федеральным законам? Конечно, это не так, поэтому имеет смысл привести те статьи федеральных законов, которые гарантируют возможность существования и деятельности школ с саха языком обучения.

Основным положением федерального законодательства, на которое опирается создание и функционирования школы с языком обучения саха являются пункты 1-4 статьи 9 ФЗ “О языках народов РФ”:

Статья 9. Право на выбор языка воспитания и обучения 

1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения.

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан Российской Федерации на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.

3. Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из пункта 2 следует, что право граждан на получение образования на языке саха обеспечивается созданием необходимого количества саха школ, а также созданием условий для их функционирования. В пункте 4 прописывается, что язык, на котором ведется воспитание и обучение в школе, определяется учредителем и (или) уставом школы в соответствии с законодательством РФ и республики.

В п.6 статьи 14 ФЗ “Об образовании в РФ” прямо написано, что язык, языки образования определяются локальными нормативными актами школы.

Из пункта 4 статьи 14 ФЗ “Об образовании в РФ” мы извлекаем, что граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на языке саха в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих школ. Как видно, эти положения переписаны из п.2 статьи 9 ФЗ “О языках народов РФ”.

Таким образом, в целом российское законодательство не запрещает, а разрешает существование школ обучающих, скажем, на языке саха. Так тогда в чем дело? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам необходимо более внимательно прочесть само распоряжение мэрии.

 

§ 3. Есть ли нарушение федерального закона в распоряжении мэра?

 

Распоряжение мэрии о закреплении школ за территориями – это просто таблица, где слева пишется наименование и номер школы, а справа – перечисление адресов домов, за которыми закреплена указанная школа. Прокуратура посчитала, что в этой таблице пункты 13, 32, 33, 35 нарушают федеральный закон. Для того, чтобы читатель мог воочию представить себе ситуацию, приведем пункт 13.

 

 

 

По мнению прокуратуры здесь фраза “язык обучения: якутский” приведенная в конце первого абзаца правого столбика является “нарушением закона”.

Посмотрим внимательно пункт 13. Смысл этого пункта следующий: Саха-политехнический лицей набирает детей с саха языком обучения и при этом для детей этого микрорайона с русским языком обучения указываются школы 31 и 20. Мы видим, что права учащихся, желающих обучаться на русском языке вовсе не нарушены. Из письма прокурора республики следует, что любую школу, находящуюся в Якутске, с саха языком обучения можно обвинить в нарушении федеральных законов на том основании, что около здания этой школы живет один несахаязычный ребенок, независимо от того, насколько хорошо он устроен в другой школе. Прочтите аргументы 1-4 и найдите где нарушен хоть какой-нибудь пункт какой-либо статьи! Идет чисто формальное перечисление статей, имеющих отношение к языковой проблеме образования.

Далее наблюдаем интереснейшую картину - пункты 7, 8, 39, где прописаны саха-корейская школа, городская классическая гимназия, Кангаласская СОШ, по мнению прокуратуры, не нарушают федеральный закон, хотя там прописано: язык обучения – русский. По крайней мере по этому поводу прокуратура ничего не пишет. Можно подумать, что прокуратура проверила и уверена, что вокруг саха-корейской школы и ЯГКГ не живет ни один ребенок, желающий учиться на языке саха. А ведь в п.5 статьи 3 ФЗ “О языках народов РФ” читаем: “Государство признает равные права всех языков народов РФ на их сохранение и развитие”. Вот такие равные права проповедует у нас прокуратура.

 

§ 4. Ситуация в Татарстане

 

Правовые конфликты, происходящие в Якутии, Татарстане и в других республиках отличаются в частности, но одинаковы по сути. В Татарстане правовая коллизия образовалась вокруг региональной законодательной установки об обязательном изучении татарского языка всеми учащимися республики. Прежде чем подойти к итоговым выводам, имеет смысл кратко охарактеризовать ситуацию в Татарстане.

В законе Республики Татарстан от 2013 года “Об образовании” п.3 статьи 8 гласит: “Татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в равных объемах в рамках ФГОС...”. Ранее это же положение было закреплено пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан “Об образовании” в редакции от 29 мая 2004 года и стало предметом жалобы гражданина С.И. Хапугина в Конституционный Суд РФ. 16 ноября 2004 года Конституционным Судом РФ было принято решение: “признать содержащееся ... в пункте 2 статьи 6 Закона РТ “Об образовании” нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции РФ...”. Там же было установлено, что “Постановление окончательно, не подлежит обжалованию”.

Тем не менее Президент РФ В. Путин в июле 2017 года на заседании по межнациональным отношениям в Йошкар Оле заявил, что “заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского”. Также он заявил, что русский язык “знать должен каждый”, а изучать языки народов России – “право добровольное”. Получилось так, что после этого выступления В. Путина решение Конституционного Суда РФ тут же потеряло, если не силу, то полную значимость. В результате в Татарстане наблюдаем политическое напряжение и правовой коллапс вокруг языкового вопроса.

Не может не импонировать позиция Президента Республики Татарстан Р. Минниханова, который просит прокуратуру республики не дергать директоров школ. Он считает, что никакой вины у директоров школ в том, что они выполняют действующие законы республики нет, и если у прокуратуры есть какие-либо претензии, то они должны предъявлять их ему, т.е. Минниханову и Мухаметшину, как спикеру Госсовета.

В настоящее время татарская политическая элита ищет пути выхода из создавшегося очень трудного политического кризиса с социальной составляющей.

Общественный деятель Р. Айсин в личном контакте сообщил, что Госсовет Республики Татарстан отложил решение об учебных программах на 2018 год, но тем не менее процесс отказа родителей от обучения своих детей татарскому языку запущен, сокращаются вакансии учителей татарского языка.

§ 4. Итог

Как известно, в качестве одного из лозунгов советского государственного строительства заявлялось освобождение народов России от гнета царизма, развитие их национальных культур и языков. После окончательной победы коммунистической партии и укрепления советского строя эти лозунги, как и многие другие, перестали быть актуальными и сошли на нет. Более того, неоднократно предпринимались крупные мероприятия, направленные на сужение функциональной сферы (в основном  в системе образования) национальных языков. Часть этих мероприятий проводилась в масштабе РСФСР, а часть – всей страны. То, что происходит сейчас в Российской Федерации – это тоже из разряда таких крупномасштабных мероприятий.

В Якутии приехали по две-три сотрудницы из генпрокуратуры и рособрнадзора, ходили и проверяли сельские и городские школы, в том числе и республиканский лицей-интернат. Объективной эту проверку я бы не назвал. Так как я уже пребывал в качестве проверяемого, знаю это не понаслышке. Обвинения выдвигались одна за другой, никакого разбирательства по существу не было, никакие доводы не воспринимались. Если у проверяющей стороны не хватало аргументов, то она переходила на высокие тона. Конечно, проверяющим удавалось находить и настоящие нарушения, но они все из разряда легко устранимых. Было видно, что над федеральными чиновниками довлеет поручение Главного, поэтому им было необходимо найти хоть какие-нибудь нарушения в языковой части образования, убедить себя и нас в  том, что они действительно являются нарушениями. Видимо поэтому проверяющие вынуждены были исключить режим корректного диалога с проверяемыми, пусть строгого и придирчивого. Сегодня идет тяжба по тем эпизодам “нарушения законодательства”, которые уже произошли раньше и чем завершится вся эта история – неизвестно. Независимо от того, чем закончится наш спор с прокуратурой, мы должны решить вопрос: а как быть в будущем?

Некоторые считают, что имеющееся на сегодня российское законодательство позволяет открывать якутские классы и школы, поэтому нет необходимости вносить изменения в имеющиеся федеральные и республиканские законы. Они полагают, что сегодняшние действия прокуратуры вызваны политической конъюнктурой, а потому неправомерны, поэтому и сейчас, и в будущем можно и нужно защищаться от их нападок, исходя из имеющегося правового ресурса.

Конечно, вышеприведенная позиция тоже имеет право на жизнь, но считаю, такая пассивная позиция неправильна. Многие нападки со стороны прокуратуры стали возможными из-за нечеткости, двусмысленности, а иногда и противоречивости статей законов РФ, призванных гарантировать возможность функционирования школ на родном языке, о которых мы писали во втором параграфе. ФЗ “О языках народов РФ” дает возможность самим субъектам решать все вопросы, касающиеся языка обучения школ и мы должны в полной мере использовать эту возможность. Еще раз обратимся к п.4 статьи 9 ФЗ “О языках народов РФ”, где говорится, что язык (языки) на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении определяется учредителем и уставом в соответствии с законодательством субъекта. Необходимо развивать республиканские законы, нормативные акты, касающиеся языковых вопросов образования, а если возникнет необходимость, то добиваться соответствующих изменений в федеральных законах и нормативных актах.

В данный момент считаю возможным внести следующие предложения:

1.  В республиканском законе “Об образовании” необходимо прописать условия открытия и функционирования общеобразовательных школ, а также школ с углубленным изучением предметов и нетиповых школ, с обучением на государственном языке республики.

2.  Министерство образования и науки РС(Я) должно учесть проверку уровня знания родного языка поступающего в Порядке организации индивидуального отбора при приеме в школы с саха (государственным) языком обучения с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

3.  В связи с процессами, происходящими в Татарстане, в федеральных нормативных актах, возможно, появятся нормы, касающиеся обязательного обучения государственному языку республики. В этом случае республика должна быть готова внести соответствующие поправки в республиканские законы и нормативные акты, учитывающие такие изменения.

4.  Мы должны добиваться права на получение среднего общего образования (а не только основного общего образования!) на родном языке.

           Для нас примером может служить закон Татарстана “Об образовании”, где наше предложение 4 давно реализовано в п.1 статьи 8. Более того, п.5 этой же статьи гласит: “В образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан программы профессионального образования могут реализовываться на татарском языке”. Отсюда видно, что нам предстоит работать и работать над республиканским законом “Об образовании”.

Иван Шамаев

11 ноября 2017 года

  • Автор
    14 ноября 2017 г., 09:58
    ivanshamaev   Пожаловаться

    Хотел посмотреть лайки.И ошибочка вышла-сам себе лайкнул.Прошу прощения.

  • 14 ноября 2017 г., 14:00
    viktev   Пожаловаться

    Спасибо за очень сдержанное корректное разъяснение непростой ситуации. Не в пример истерии в Ватсапп про запрещение якутского языка в школах. Но непонятный ,все таки ,случай в письме прокуратуры о Саха- политехническом лицее. Это же бывшая коммерческая школа. Там всю жизнь обучение было на русском ,- и вдруг ,не принимают заявления от родителей , если родной язык не якутский. Если это так то это бред какой то. Но, вероятно, это трудности восприятия канцелярского языка. И речь там о чем-то другом. И ещё -надо менять подход в изучении якутского в обычных школах. Дело конечно в нехватке квалифицированных кадрах. Может существенно увеличить численность студентов якутского отделения. Может даже пора сделать отдельный факультет для подготовки серьезных учителей якутского языка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации