home
user-header

                        
                        
Стыд и предубеждение: скандальная выставка работ канадского индейца Кента Монкмана
24 августа 2017 г., 14:58 12670

 

В музее Гленбоу в Калгари широко разрекламировали выставку картин канадского художника Кента Монкмана под названием “Стыд и предубеждение.” (Shame and Prejudice). Собственно, ничего кроме названия нас не заинтриговало, под вывеской Shame and Prejudice мы ожидали увидеть что-нибудь викторианское, в духе Джейн Остен и сестер Бронте. Однако, картина с рекламы выставки в брошюре музея (смотрите чуть ниже) нас развеселила, и мы отправились созерцать картины (как мы ожидали, трэшовый постмодернистский продукт).

Как оказалось, Кент Монкман  - скандальный художник индейско-ирландского происхождения (Cree), и вся его выставка посвящена наследию англо-французского колониализма в Канаде, а именно ущемлению, геноциду и насилию над канадскими аборигенами.

В канун 150-летия Канады, Монкман ткнул, как пишут, пальцем в лицемерных канадских политиков, извиняющихся за геноцид индейцев, школы-интернаты и прочие расистские выходки англосаксов и французов в Канаде.

Под катом: много обнаженки в картинах, рейтинг 18+

 

 


Мне, не особо знакомой с бытом и нынешним положением Первых Наций (так в Канаде называют индейцев), было очень сложно понять, в чем замысел автора. Помогла подруга, у которой много друзей-индейцев.

Вот, например, эта экспозиция изображает индейскую пару, кормящую младенца кока-колой вместо молока. Оказывается, молоко и даже вода стоят дороже, чем бутылка газировки, поэтому такой выбор для ребенка со стороны родителей. Как вы можете заметить, слева стоят банки с консервами – намек на бедность населения в резервациях. Сама сцена выполнена в стиле европейских картин эпохи Возрождения, с христианским подтекстом.

 

 

Далее меня удивила картина (The Death of Virgin) с изображением молодой девушки в больнице, окруженной ее родственниками-аборигенами. Четко видны аллюзии на Деву Марию, только девушка (судя по названию, девственница), скончалась от самоубийства (намек на высокий уровень суицидов среди индейской молодежи).

 

 

Вот эта экспозиция под названием Starvation Plates ("Тарелки истощения"), представляет собой длинный обеденный стол, заствленный всевозможными яствами. Вся изысканная еда отделена стеклом, но в конце стола можно увидеть пустые тарелки с костями. Пустые тарелки – это то, что британцы и французы оставили индейцам  после дележа богатой ресурсами канадской земли.

 

 

Проходим дальше по залу. Сложное название следующей провокационной вещи Le petit déjeuner sur lherbe намекает на вдохновившую Монкмана картину Моне с аналогичным названием (там, где в лесу сидят двое мужчин и обнаженная женщина), а также Пикассо Les Demoiselles dAvignon (изображает проституток в Барселоне). Рисуя голые кубические фигуры женщин в окрестностях Виннипега (этот город известен за многочисленные случаи сексуального насилия над коренными женщинами и убийствами женщин-аборигенок). Монкман хотел обратить внимание на торговлю телом женщин-аборигенок и случаи сексуального насилия, совершаемого над индейскими женщинами в центрах больших городов Канады. К сожалению, вышеперечисленное относится к социальным проблемам Канады.

 

 

 

 

Картина под названием “Папули” (Daddies) показывает нам отцов Конфедерации Канады, с ужасом и смятением воззрившихся на женскую (мужскую) фигуру, нагловато и самоуверенно сидящую прямо перед ними. Вспоминается Маяковский: “Вошла ты резкая, как “Нате!” Оригинал картины, которую спародировал Монкман, называется Отцы Конфедерации, и она посвящена подписанию Британско-Северо-Американского Акта (1867), объявляющего независимость Канады от Великобритании. Фактически, рождение нации. Монкман просто добавил кого-то, кого явно не хватало в этом важном процессе - коренных жителей).

 

 

Небольшое отступление. У Кента Монкмана, помимо цитирования испанских и итальянских классиков эпохи Возрождения, гениев вроде Пикассо и Моне и картин на канадскую тематику, есть две фишки, которыми он часто пользуется.

Почти на всех его картинах и экспозициях можно увидеть полотенца или любую ткань с элемента фирменного логотипа компании Хадсонс Бэй. (Hudson’s Bay).

 

 

Вот как выглядят фирменные цвета этой компании.

А чем раньше занималась данная компания? Правильно, покупала у индейцев пушнину. Фактически, эксплуатировала аборигенов Канады, как впрочем и многие корпорации по добыче мягкой рухляди того времени (17-20 века). В Якутии пушнину скупала компания Коковин и Басов, например.

Вторая любимая фишка Монкмана – его альтер-эго Miss Chief (от слова mischief – шалить) Eagle Testickle, она же Мисс Вождь Орлиные Яйца, бесполая личность, наряженная как женщина викторианской эпохи или современной, но  всегда выглядящая гламурно, на каблуках и с распущенными волосами. Монкман продвинул идею двоякой души (two-spirited), встречающуюся в верованиях канадских и американских индейцев. Проще говоря, в индейских эпосах встречаются люди без определенного пола, люди-трансгендеры. Мисс Вождь Орлиные Яйца, по задумке автора, путешественник по времени, переходящий из картины в картину. Скорее всего, ее миссия – запечатлеть несправедливость, творящуюся в отношении индейцев в колониальное и нынешнее время.

 

 

На картине Subjugation of Truth (Порабощение истины) с двумя индейцами, подписывающими договор с английскими джентльменами  (скорее всего, о передаче земель), Мисс Вождь смотрит с портрета королевы Виктории, словно протестуя против происходящего.

 

 

В середине выставки стоит монументальная картина с канадскими офицерами Маунтис и церковными работниками, насильно забирающими детей индейцев в школы-интернаты, чтобы переучить их на европейский лад. В резидентских школах дети насильно обучались на английском языке, говорить на родных языках строго запрещалось и наказывалось. Школы напоминали детские тюрьмы или нынешние детдома. Были распространены физические наказания, процветала педофилия, как в отношении девочек, так и мальчиков. Многие дети погибли, выжившие же на всю жизнь были травмированы этим воспитанием. После окончания школы многие дети-индейцы стали маргиналами, ушли либо в криминал, либо в проституцию. Отличие с детьми-сиротами в том, что дети были при живых родителях, те, которые не смогли убежать, никогда больше не видели своих родных. Подобные школы также были открыты в Австралии и США. Фильмы и документалки о резидентских школах очень тяжелые.

 

 

 

 

Монкман уделил этой картине особенное внимание, потому что его родная бабушка пережила обучение в интернате и выжила. Лишь на смертном одре она призналась, что училась в подобном заведении.

Помимо картины, на стенах развешаны детские кроватки. Некоторых из них нет, они лишь обозначены мелом, что означает, что дети погибли. Сама экспозиция оставляет гнетущее, даже пугающее впечатление, будто от просмотра фильма ужасов.

Многие канадские индейцы не получают высшее образование. Это правда. Наследие школ-интернатов оставило отпечаток на способности аборигенов к обучению. После нескольких поколений насильного обучения, потомки выпускников школ-интернатов не заканчивают среднюю школу. Несмотря на щедрые стипендии канадского правительства, многие индейцы не идут в университеты.

 

 

Ближе к концу выставки можно увидеть картины, с множеством обнаженных тел. Словно разозлившись на европейских колонизаторов, Монкман нарисовал медведей, насилующих европейцев, словно в наказание за содеянное. Медведи – духи природы.

 

 

Картина Свадьба в Содоме будто написана в отместку христианским учениям против гомосексуализма. Монкман снова прибегает к индейским верованиям в двоедушие, изображая множество парочек, а сама картина как будто бы нарисована, чтобы досадить учителю по рисованию, которым мог бы быть англосакс -протестант.

 

 

 

 

Следует добавить, что Монкман вырос в семье отца-Кри и матери-ирландки. Он жил в районе для белых, сталкиваясь с опустившимися бомжами-аборигенами лишь в центре города. Тем не менее, биография Монкмана уверяет, что он был воспитан в индейских традициях племени Кри.

Стиль работ Кента Монкмана- постмодернизм, пародируя и ссылаясь на европейских художников, он словно разговаривает с канадцами-европейцами на понятном им языке. Отобразив проблемы индейцев в стиле, близком белым канадцам, Кент хочет привлечь внимание массовой аудитории к истории и современности Первых Наций.

В канун юбилея Канады, эта выставка словно приоткрыла дверь в темные уголки истории Канады. Будто бы внутри огромного кремового торта в честь дня рождения обнаружились сгнившие ягоды.

 

 

 

Избранное
Комментарии 109   Написать комментарий
  • 24 августа 2017 г., 15:13
    shadowcat   Пожаловаться

    Оказывается, молоко и даже вода стоят меньше, чем бутылка газировки, поэтому такой выбор со стороны родителей.

    здесь наверно очепятка? молоко и вода стоят больше ?

    • Автор
      24 августа 2017 г., 15:16
      jen_arctic   Пожаловаться

      shadowcat, опечаталась )) да, молоко и вода стоят дороже, чем газировка.

      Спасибо, что обратили внимание ).

      Видать, самой до конца не верится, поэтому автоматически напечатала обратное.

      • 24 августа 2017 г., 15:21
        shadowcat   Пожаловаться

        у нас слава богу не так:) что несомненно радует:)))

         

        а чем занимаются представители первых наций?

        • Автор
          24 августа 2017 г., 15:30
          jen_arctic   Пожаловаться

          shadowcat, не могу утверждать точно, но статистика говорит о высокой безработице аборигенов. Образованные представители коренного населения часто выбирают профессии связанные с социальной работой, юриспруденцией и в сфере связи и коммуникации. Почему-то студенты из коренного населения часто замкнутые и необщительные.

          • 24 августа 2017 г., 20:14
            1811   Пожаловаться

            jen_arctic, родители много ругают наверное, имхо

          • 24 августа 2017 г., 23:49
            satir15   Пожаловаться

            jen_arctic, видел фильм о нунавуте , где местные женщины водят катерпиллары в карьерах, на самом деле нет оправдания бухалке

          • 25 августа 2017 г., 09:50
            shadowcat   Пожаловаться

            а компенсацию они получают? 

            а то в штатах угнетенные народы бездельничают, получая деньги от государства

            может и эти по этой же причине бездельничают?

             

            а с/х у них развито? или там только охотничьи племена?

            • Автор
              25 августа 2017 г., 10:01
              jen_arctic   Пожаловаться

              shadowcat, вроде бы получают какие-то пособия, университеты предоставляют бесплатное образование, с карточкой индейца какие-то льготы ещё предоставляются. Индейские резервации освобождены от уплаты налогов. Все это, конечно, вызывает неприязнь к ним со стороны белого (не иммигрантского) населения. Понаехавшие же молча наблюдают...

            • Автор
              25 августа 2017 г., 10:03
              jen_arctic   Пожаловаться

              shadowcat, индейцы не одомашнивали скот в отличие от саха, у них только охотничий промысел развит. Инуиты-эскимосы вроде бы тоже не разводят оленей.

  • 24 августа 2017 г., 15:35
    фиви   Пожаловаться

    канада казалась такой благополучной во всех отношениях, а не тут то было...

    • 24 августа 2017 г., 15:47
      NikBara   Пожаловаться

      фиви, везде так, просто укрыто политкорректностью... В Азии более откровенно, уйгуры в Китае, айны и корейцы в Японии, Пэкче в Корее... 

      • 24 августа 2017 г., 23:50
        satir15   Пожаловаться

        NikBara, а что корейцы в японии тоже бухие побираются? 

        • 25 августа 2017 г., 10:35
          NikBara   Пожаловаться

          satir15, корейцам живущим в Японии дали японское гражданство в 90-х, третьему поколению... До этого их не брали на работу и т.д., поэтому очень много корейцев якудза и ультраправых японских националистов...

  • 24 августа 2017 г., 15:46
    Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

    Огромное спасибо автору за такой интересный пост.

    Как раз, кстати, перечитал позавчера рассказы Джека Лондона.

    А вчера посмотрел "Выжившего" Иньярриту (не думал, что это настолько беспомощная вещь).

     

    Маленькие замечания: 

    1. Может, стоило сразу указать, что музей Гленбоу находится в Калгари?

    2. Предлагаю написать не Орловые, а Орлиные Яйца ;-)

    • Автор
      24 августа 2017 г., 15:49
      jen_arctic   Пожаловаться

      Izyskannyi_Mertvets, спасибо за то, что заметили )) да уж, надо больше читать русской литературы, а то становлюсь косноязычной.

  • 24 августа 2017 г., 15:52
    Милая-Мила   Пожаловаться

    Спасибо за пост, потом еще прогуглила писателя. 

  • 24 августа 2017 г., 15:55
    Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

    Стоит сказать, что это явление наблюдалось и наблюдается во всём мире - насилие над культурой, языком, традиционным укладом малых народов и народностей.

    Если взять Якутию, то сколько сейчас живых носителей юкагирского, эвенского и эвенкийского языка осталось?

    Якутский язык, якутская культура тоже подвергались гонениям.

    Сейчас совершенно ясно, что и язык народа саха обречён.

    Недавно учёные подсчитали, что ему осталось от силы лет пятьдесят, чтобы окончательно перейти в разряд мёртвых языков.

    Из нынешнего поколения 30-40-летних мало кто владеет родным языком (ИМеется в виду так, чтобы не просто понИМать услышанное и самому говорить, но чтобы читать классиков якутской литературы, самИМ писать на родном языке). Что уж говорить о том, что вообще не учат СВОИХ детей языку своего народа.

    Наши дети уже не смогут самостоятельно учить наших внуков родному языку.

    ИМ придётся нанИМать специалистов или покупать учебники...

     

    • Автор
      24 августа 2017 г., 16:05
      jen_arctic   Пожаловаться

      Izyskannyi_Mertvets, канадские индейцы тоже стыдились учить детей родному языку. В результате...

      По сравнению с канадскими индейскими языками, конечно, якутский язык невероятно распространен, более 90 процентов народа владеет языком. Хотя современный якутский ассимилирован доминантным русским языком, это явление неизбежно.

      Интересно что в Нунавуте, чтобы устроиться на работу, в дополнение к английскому, нужно владеть инуктитутом. Кажется, канадские инуиты уже в завершающей стадии процесса восстановления родного языка.

      Встречала француженку-антрополога, болтающую на инуктитуте. Забавно выглядит)).

    • 24 августа 2017 г., 21:46
      Токэла   Пожаловаться

      Izyskannyi_Mertvets, родители не учат своих детей родному языку. Недавно видела мальчика 12 лет, он говорил с мамой по телефону и жаловался, что в новой компании дети в основном говорят на мамбетском языке. Вот так вот. Родители, может быть когда-то переехавшие из сел, из-за своих комплексов лишают детей родной культуры. Целое поколение, 80-90 сылларга баттанан, билиннээнни дылы кыбысталлар, о5олоругар оннук учугэйи онорор курдук саныыллар. Тылы билэ сатаабат сахалар туора туруналлар, суруйбут 12-х о5о курдук. Иннэ гынаннар урукку батталы бэйэлэрэ салзыыллар. 

      • 24 августа 2017 г., 21:54
        Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

        Токэла, баар суол...

        Ходбох...

        Учуонайдар чинчийбиттэрэ соторутаа5ыта. Оннооҕор бу Дневники сайтка кИМ эрэ киллэрбит этэ.

        Өссө НВК Саха куйаарыгар көрдөрбүттэрэ.

        Онно саха тыла тыыннаах хаалар кэскилин ыһыктара 35 сыл хаалла - диэн быһаарбыттара.

        Мин мүлүрүтэн өссө 50 сыл диэн суруйбутум.

        Хайы-сах М.Е. Николаев бары кыһамньыта күдэҥҥэ көтөн эрдэҕэ, саха оҕолоро "мамбетский язык" диир буоллахтарына...

    • 24 августа 2017 г., 23:01
      a3105N   Пожаловаться

      Izyskannyi_Mertvets, неправда

      .щас все говорят сахалы,а раньше в 80 такая проблема была

      • 24 августа 2017 г., 23:22
        Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

        a3105N, в каком счастливом заблуждении Вы находитесь.

        Я автор шести книг на русском, якутском и английском языках.

        Саха тыла я впитал с молоком матери.

        И "терпеть ненавижу" читать, слушать и смотреть местные СМИ.

        Ибо настолько ужасно пишут, говорят по-якутски даже журналисты.

        Что уж говорить о героях сюжетов, остальных обывателях...

         

        А ведь и я не могу сказать положа руку на сердце, что в совершенстве знаю родной язык.

        Университетская "пятёрка" по языку, литературе, культуре народа саха, диплом филолога с отличием и даже "книжное" авторство, к сожалению, в этом деле мало что значат.

         

        Согласен, была на время вспышка возрождения, во многом чему заслугой была целенаправленная политика М.Е. Николаева. Но эстафетная палочка выронена. И никто и не думает её поднять, вознести снова на такой же высокий уровень.

        • 26 августа 2017 г., 17:21
          Фло   Пожаловаться

          Izyskannyi_Mertvets, слышала не раз от мамы, как так можно говорить сахалыы оннук буолбатах, когда смотрит ТВ или слушает радио. Но вот сами нас языку не научили, внуков тоже. Видимо не от родителей ожидать надо, а государственная политика должна быть направлена на сохранение родного языка. Куда можно ребенка отдать учить язык пока не поздно?

  • 24 августа 2017 г., 16:05
    АЗиР   Пожаловаться

    Отличный пост! С тем же самым сталкивался на Аляске в 90-е, когда погружался в тему тамошних аборигенов.

  • 24 августа 2017 г., 16:10
    mina2014   Пожаловаться

    спасибо,с интересом прочитала. очень познавательно.

  • 24 августа 2017 г., 16:12
    Peabody   Пожаловаться

    а что стыдного то?

    голые люди что ли?

    так не видно же ничего

  • 24 августа 2017 г., 16:13
    Yoka2014   Пожаловаться

    Очень интересный пост. А так у нас тоже молоко дороже кока колы, вода хоть дешевле и это радует, пока

    • 25 августа 2017 г., 10:21
      VoxDei   Пожаловаться

      Yoka2014, но при этом вода дороже бензина. бутылка 0.5 в магазине 50-60 руб (бон аква) местные конечно подешевле но ненамного - 30 рб

  • 24 августа 2017 г., 16:30
    patriot7   Пожаловаться

    Колонизация везде проходила одинаково. Время было такое. Жестокое. 

  • 24 августа 2017 г., 16:43
    Orcas   Пожаловаться

    Так грустно стало... Ощущение такое, что и у нас также... Только не так жестоко.

    • 24 августа 2017 г., 16:44
      Orcas   Пожаловаться

      Спасибо, очень интересно.

    • 25 августа 2017 г., 03:45
      lisa_sakha   Пожаловаться

      Orcas, и у меня ((( и спасибо автору/ и художник то молодец какой! верно если вещи происходят несправедливые нельзя молчать и принимать что так и должно быть и молчать об этом/ если когото обижают, посмеиваются над кемто или вы не согласны с мнением нельзя отмалчиваться(это вообще касается всего)/ такие вещи надо пресекать как минимум/ и наш народ ведь тоже treated (обходятся с ним) порой очень несправедливо и в наши дни тоже/ нам тоже нужны такие художники... 

  • 24 августа 2017 г., 17:03
    я-женщина   Пожаловаться

    Жалко людей. Особенно зацепило насильное изъятие детей из родной семьи в угоду наносным ценностям пришлых. Для меня все, кто отбирает детей у родителей только ради того, чтобы сломать семейный уклад - фашисты.

  • 24 августа 2017 г., 17:04
    HIKS   Пожаловаться

    Спасибо, очень интересная и познавательная статья! Оказывается столько много смысла в этих картинах и композициях что без описательных комментариев и не понять.

  • 24 августа 2017 г., 17:14
    karapot   Пожаловаться

    Интересно, а какие отзывы на выставку в самой Канаде?

  • 24 августа 2017 г., 18:13
    bocarchio   Пожаловаться

    Так у нас детей чукчей, манси, ханты и других малых народов тоже практически насильно из стойбищ в интернат забирают, типа обязательное образование по закону

    • Автор
      24 августа 2017 г., 18:18
      jen_arctic   Пожаловаться

      bocarchio, ну так детям же разрешается видеть родителей, обучение ведётся на родных языках, нет зафиксированных случаев насилия, в том числе сексуального, нет насильственного обращения в другую религию. Где-то читала, что малочисленные народы протестовали против закрытия интернатов, так как в них можно было получить образование на родном языке. В канадских интернатах детей забирали навсегда, смертность была очень высокой.

  • 24 августа 2017 г., 18:15
    bocarchio   Пожаловаться

    А если родители не хотят отпускать, то их нищих штрафуют, и все равно с полицией детей увозят

  • 24 августа 2017 г., 18:20
    bocarchio   Пожаловаться

    И раньше в автобусах, очередях при Советах бабки шипели почему по-якутски говорите, говорите по-русски!

  • 24 августа 2017 г., 18:42
    Hotcat   Пожаловаться

    Да, якутам повезло что сюда пришли русские а не французы и англичане.

    • 24 августа 2017 г., 18:53
      Дранк   Пожаловаться

      Hotcat, bez raznici. ti ved' ne mojesh znat', chto proishodilo togda. nikto tebe ne rasskajet, kak bilo na samom dele

    • 25 августа 2017 г., 03:53
      lisa_sakha   Пожаловаться

      Hotcat, ну совсем не согласна/ слово повезло уж точно сюда не подходит/ это тоже колонизация/ и притеснение прав коренного населения/ вот именно что данная статья показывает что не надо молчать и соглашаться с несправедливостью

      • 25 августа 2017 г., 05:29
        Hotcat   Пожаловаться

        lisa_sakha, и в чем же несправедливость в России? В том, что тут у всех народов есть национальные республики кроме русских?

        • 25 августа 2017 г., 20:59
          icest   Пожаловаться

          Hotcat, это время такое было - коммунизм, свобода народов, Ленин...) Будь наша воля республик и поныне бы не было)

    • 25 августа 2017 г., 21:03
      icest   Пожаловаться

      Hotcat,  нам было выгоднее сохранять народы, так как численность русских за Уралом была минимальна) нужны были руки чтоб развивать Сибирь, ресурсы и тд., да и сама численность коренных была не страшна) У англичан и французов своих сил вполне хватало на колонизацию, потому индейцы были обузой. Но и тут англичане по большому счету предпочитали дипломатию. Так что скорее всего в условиях Севера англичане бы тоже предпочли сохранить якутов

  • Русская колониальная политика всё таки прилично гуманнее. За варварами всё же приходили люди, а пиндосы как были варварами, так и остались.

  • 24 августа 2017 г., 20:16
    Constantin-D.   Пожаловаться

    здесь казачки разбойники и не такое творили, живьем сдирали кожу, сжигали массово, впихивая в погребы и жилища, силой брали красивых девушек, либо убивали всю семью ради того чтобы девушку с собой увезти, сами знаете для чего.

    Насилие со стороны казачков тута процветала, над слабыми издевались как хотели, а вот к сильным не совались трусы. К сильным отправлялись коммуникабельные улыбчивые торговцы с миссионерами, хитрюги сраные.

    • 24 августа 2017 г., 23:05
      V73W   Пожаловаться

      Constantin-D., меня всегда удивляло почему сейчас казаки здесь в почете. Зная историю завоевания Якутии и чудовищные зверства которые тогда делали казаки.

  • 24 августа 2017 г., 20:20
    Fitter   Пожаловаться

    Бу пост аахан баран сахалыы суруйсуохха, кэпсээтиэххэ

  • 24 августа 2017 г., 20:44
    Сур Бере   Пожаловаться

    печальные сироты Дюплесси...

  • 24 августа 2017 г., 21:33
    masternicmail   Пожаловаться

    Биһиги (саха сирин олохтоохторо) бэйэбит норуоппут остуоруйатын билбэппит диэххэ наада.

    Өбүгэлэрбиттэн Российскай империя колонизатордара төһөлөөх элбэх түһээни хомуйан, нэһилиэктэр чулуу кыахтаах дьонун таһаҕас таһыытыгар аттарын кытта көлүйэн, хаайыылаахтарын ииттэрэн эрэйдээбиттэрин биһиги тугу да билбэппит.

    Сахалар сүүс сыл устата утарсан колонизатордары кытта сэриилэһэн хотторбуттара.

    Ол да үрдүнэн, ап-аҕыйах ахсааннах норуот баччааҥҥа диэри сир үрдүттэн сүппэккэ кэллэхпит. Арааһа мындыр өйдөөх буолан ордон хаалбыппыт буолуо, уонна биһигини кытаанах тыйыс айылҕабыт харыстыыр буолуохтаах.

    Глобальнай ириэрии күүһүрдэҕинэ, бу сиргэ атын тыыннаах омуктар толору кутуллан кэлиэхтэрин сөп.    Дьэ оччоҕо биһиги олохпут-дьаһахпыт чыҥха атын буолара буолуо ? Сахалыы сирэйдээх киһини булар уустук буолара буолуо.

    Ыччаттар, төһө кыалларынан элбэх оҕолонун-урууланын . Элбээтэхпитинэ эрэ омук быһыытынан ордуохпутун син !

  • 24 августа 2017 г., 21:39
    Плюсик   Пожаловаться

    Советую посмотреть фильм Стивена Спилберга "На запад". В этом фильме максимально показана истинная "демократия Америки"

  • 24 августа 2017 г., 22:09
    GeorgeSmiley   Пожаловаться

    Неожиданно! Конные констебли для меня теперь не будут прежними после этих картин...

  • 24 августа 2017 г., 22:17
    Булгу   Пожаловаться

    Не надо забывать что только мы сумели ассимилировать русских колонизаторов. Даже губернаторы разговаривали на якутском языке, и язык наш не менее могуч чем иные новодельные, поскольку он самый древний тюркский из существующих. Пророчащие ему крах,-не очень образованные недалекие тупые придурки. больные людишки. Я бы мог конечно выразиться более конкретнее на понятном им диалекте, но думаю они сами догадаются кто они на самом деле.

    • 24 августа 2017 г., 22:21
      Hotcat   Пожаловаться

      Булгу, все национальные республики которые колонизировала Россия сохранили свои языки культуру и самобытность. Все.

    • 24 августа 2017 г., 22:24
      Hotcat   Пожаловаться

      Булгу, и все эти народы до колонизации России жили в юртах и в туалет ходили на улицу. А с приходом России стали ходить в театры музеи учиться в университетах ходить с портфелями.

      • 24 августа 2017 г., 23:03
        Булгу   Пожаловаться

        Hotcat, научились материться и пить водку. "Верить" царю Израилеву из Назарета. Не верить что Киев,-мать городов русских с его мовой. Театры,музеи,университеты и туалеты пришли из Европы в Россию сравнительно недавно. а у нас уже были народные театры в лице сказителей и ойунов, обозванных шаманами. Интеллектуальные способности коих  были выше университетских профессоров.

      • 24 августа 2017 г., 23:05
        Kentich65   Пожаловаться

        Hotcat, я не понял: кто ходит в театры, музеи? Кто учится в университетах? Кто ходит с портфелями? Это грэсовские или с квартала? Или в деревнях, не только Якутии, уже сплошь канализация есть?

        Я надеюсь, я более грамотно написал

        А указанные достижения - это стопроцентные достижения коммунистов: если помните, грамотность народа саха до революции была 0,7%

        • 25 августа 2017 г., 00:04
          Hotcat   Пожаловаться

          Kentich65, вон, землячка инженером в боинге в Москве работает, а могла бы с луком по

          Тайга за оленями бегать. Да и ты Сейчас бы юрту к зиме веточками утеплял а не сидел бы в интернете.

          • 26 августа 2017 г., 10:43
            Kentich65   Пожаловаться

            Hotcat, ничего подобного! Сейчас она и я делали бы лучшие автомобили в мире на заводе в "основной" Японии

            Или бы растворились в полутора-миллиардном крупнейшем народе мира

            • 26 августа 2017 г., 14:33
              Hotcat   Пожаловаться

              Kentich65, во первых лучшие автомобили в мире производятся Америке а во вторых почитай про японскую экспансию в Китае. Мозг бы тебе японцы вырезали чтобы посмотреть был он у тебя или нет. С китайцами они так поступали. А потом опять же Россия помогла Китаю их выгнать.

              А если ты хочешь работать у японцев едь и работай, а землячке больше в Москве нравится, хоть она со своим образованием может устроиться где угодно в развитых странах.

              • 29 августа 2017 г., 03:08
                Kentich65   Пожаловаться

                Hotcat,

                Где я написал, что хочу в Японии работать?

                На счет лучших автомобилей - надо тебе было помолчать, за умного сошел бы

                На счет "вырезали мозги"

                Японцы зверские эксперименты ставили на тысячах людей, может на десятках тысячах. Это из сотен миллионов китайцев

                А "великий" поярков сжёг заживо десятки, а может сотни людей. Это из малочисленного якутского народа.

                И сожрал в прямом смысле почти всех промышленников, которых взял со собой на Амур

                Учи матчасть и не пукай, где не хера не волокёшь!

                • 29 августа 2017 г., 12:55
                  Hotcat   Пожаловаться

                  Kentich65, у тебя точно не найдут. Ехай, ехай на...

                  • 3 сентября 2017 г., 07:33
                    Kentich65   Пожаловаться

                    Hotcat,

                    Как говорится: кто обзывается, тот так называется

                    Почитай какое развитие ты мог дать:

                    http://www.chr.aif.ru/society/history/ne_speshite_devki_zamuzh_kak_zhenilis_i_vospityvali_detey_nashi_predki

                    Хотя, что я это? Там у тебя складывать инфо даже складывать не где

  • 24 августа 2017 г., 23:04
    Kuray   Пожаловаться

    Так же и наших предков кровавыми слезами колонизировали. Вплоть до недавнего времени как вспоминают наши родные, за общение на родном языке накидывались с руганью на детей взрослые тетки и дяди доводя их до слез, до такого состояния что они шепотом могли говорить братики и сестры между собой озираясь по сторонам как бы кто опять на них с руганью не кинулся. И такое творилось в недавнее советское время в Якутске!

    • 25 августа 2017 г., 04:08
      lisa_sakha   Пожаловаться

      Kuray, полностью согласна/

      и дело то в том что когда о таких вещах говорят и говорят что так жестоко или нехорошо обошлись с целым народом это учит новые поколения не совершать подобного в будущем / все также как с холокостом/ говоря и доводя до людей подобную информацию показывая и не скрывая все страшные вещи которые когдато происходили помогают в некой степени больше не совершать подобных/

  • 24 августа 2017 г., 23:06
    a3105N   Пожаловаться

    Местные русские еще хуже живут.

  • 25 августа 2017 г., 00:14
    Hargi   Пожаловаться

    Заколебали вы эту  русскую  тему.   Лет так  через  30   с трудом  найдете  русых  людей  на  улице.  Успокойтесь,  все  само  пройдет. И учите  Армянский,  ну а киргизы  и так тюрки,  поймете  друг  друга.

  • 25 августа 2017 г., 02:05
    hanay01   Пожаловаться

    Провокационная тема конечно... хотя и очень интересная.

  • 25 августа 2017 г., 05:01
    gfnhjk   Пожаловаться

    Не знаю как по всей Канаде , а в Монреале воду пьют из крана и она бесплатна. Как заходишь куда нибудь поесть, первым делом приносят бесплатную воду

    • Автор
      25 августа 2017 г., 05:06
      jen_arctic   Пожаловаться

      gfnhjk, ну так в резервациях нет чистой воды, потому что как раз канализация не проведена или вода течёт грязная. Приходится покупать воду в бутылках.

  • 25 августа 2017 г., 05:04
    gfnhjk   Пожаловаться

    Казаки до сих пор "гуманитарии"

  • 25 августа 2017 г., 05:06
    gfnhjk   Пожаловаться

    Колонизаторы по всему миру были одинаковые

  • 25 августа 2017 г., 06:31
    Добрый_якут   Пожаловаться

    Спасибо за крутейший пост! Как будто побывал там с гидом)

    Насчет казаков и прочее... хватит сраться...

    Hotcat не ты пришел( пришла) и дала нам театры ( театры, Карл..)...так что кичиться тут нечем.

    Сахалаар либо прожуйте свою обиду, либо выплюньте её! Не гоже соплями брызгать... После драки, так сказать. Все возможности открыты!

    • 25 августа 2017 г., 09:05
      masternicmail   Пожаловаться

      Добрый_якут, 

      В основном согласен с вами, но без прошлого нет настоящего, и без настоящего не будет будущего. Т.е. знать и помнить историю своего народа, своей страны и соотносить её с историей других государств необходимо всегда. Мир очень быстро меняется. Большинство историков отталкиваются от 1913 г., т.е. за год до начала 1-ой мировой войны: основными великими державами тогда были Российская империя, Великобритания, Германия и Франция (США в то время почти не "светился"). Так же многие историки считают 2-ую мировую войну продолжением 1-ой мировой войны, т.к. основные причины и задачи 1-ой мировой войны не были решены (просто период 15-20 лет между ними был передышкой). По завершении 2-ой мировой войны на планете образовались два основных противоборствующих лагеря: капиталистический (оплотом стали США) и социалистический (оплотом стал СССР). Противостояние этих двух лагерей выразилось в виде продолжительной холодной войны. Холодная война завершилась практически победой капиталистического лагеря. Но она не стала окончанием противостояния между победителями в лице заправил бизнеса запада и несломленными народами бывшего социалистического лагеря. В настоящее время продолжается нарастание политического противоборства между государствами прозападного толка и народов тяготеющих к России и к Китаю.

      В этих жёстких условиях мирового противоборства могут бесследно исчезнуть малочисленные народы в любой точке планеты (вспомните Хиросиму и Нагасаки). Каким образом удастся выживать нам (малочисленным северным народам) в будущем в условиях жёсткой политической борьбы планетарного масштаба и усиления глобального потепления ?! Мы должны найти верный ответ на этот главный вопрос сегодняшнего дня, а искать ответ завтра может стать слишком поздно.    

      • 25 августа 2017 г., 09:27
        Добрый_якут   Пожаловаться

        masternicmail,

        Хиросима? Если честно, я нн в курсе , что там исчез какой-то малочисленный народ...

        Проттвостояние запада и востока - ок. Но причем тут нац. срач? Я призываю не поднимать эту старую посудину раздора с глубин океана времени)))

        Если честно, раньше я много думал про все это дерьмо - политика, войны, банкиры, массоны и тд... но с возрастом понял для себя самое важное:

        Мне важно, чтобы мои родные и друзья, мои просто знакомые и даже мои враги были живы и здоровы....русские они или украинцы... канадцы или индийцы...я их всех люблю и это единственная важная для меня тема) остальное фон. Все просто и банально)))

        П.с. По-моему якутов с каждым годом все больше... у моих друзей у всех почти кто семейный по 2-4 детей. Я про семьи саха

        • 25 августа 2017 г., 15:16
          masternicmail   Пожаловаться

          Добрый_якут, 

          Я про современную ядерную бомбу (похоже на атомную бомбу , сброшенную на Хиросиму). Теоретически одной такой малюсенькой бомбы достаточно, чтобы центральную Якутию полностью уничтожить, т.е. народ саха исчезнет.

          Если вы вселюб, то это ваша проблема.

          Мне лично симпатичны только те люди (независимо от национальности, языка, вероисповедания и т.д.), которые настроены дружелюбно ко мне, к моим близким, к моему народу, к моей Отчизне. Но я совсем не буду дружить со всякими отморозками, которые мечтают поработить нас или с теми, кто лишён обычной человечности. 

          Я согласен, что на настоящее время тенденция к росту численности народа саха есть, но это очень медленный рост. Для быстрого увеличения количества детей в семьях нужна сильная пропаганда , направленная на понимание того, что большее количество детей - это не только больше проблем, но и гораздо больше выгоды для родителей: это гарантированная обеспеченная старость; это намного больше положительных эмоций от достижений своих детей и внуков; это то, что реально останется после нас на земле. Молодёжь стремится к материальной обеспеченности (просторное комфортабельное жильё, дорогие красивые машины, яхты, деньги и т.д.), но по сравнению со здоровыми , красивыми, умными детьми эти материальные блага просто ничто. Конечно, никто не говорит, что жить в нищете со множеством ребятишек лучше, чем жить в достатке. Но можно жить не в роскоши, а в нормально обеспеченной семье с большим количеством детей.

          • 25 августа 2017 г., 17:14
            Добрый_якут   Пожаловаться

            masternicmail, на мой взгляд у Вас слишком категоричные суждения перемешанные с крайностью ) ядерная бомба...какие-то враги Отчизны🤣 Враги это мои личные неприятели, которые попадались по жизни...какие-то случайные отморозки не враги мне..они ничто и звать их никак)

            А какой нить парень с параллельного класса с которым я дрался и соперничал из за девочки это и есть мой милый так называемый враг) это как пример

            Настоящий враг сидит во главе сейчас...

            Насчет роста населения среди Саха. Динамика положительная при любом раскладе...тупо математика друг... не могут люди так быстро размножаться при такой трясучке постоянной в стране. Какая многодетная семья если доход семьи на двоих 70 тр...не все могут быть бизнесменами или успешными у себя на работе.

            Все идет как идет)

            • 26 августа 2017 г., 17:00
              masternicmail   Пожаловаться

              Добрый_якут, 

              "Все идет как идет)" - это идеология "застоя". Она не ведёт к быстрому прогрессу. А более продвинутые народы тем временем быстренько развиваются.

              Чтобы выжить нам необходимо ускоренное развитие. А это предполагает большое трудолюбие и современное образование. К сожалению, очень большая часть нашей молодёжи желает только найти тёпленькое местечко и без больших усилий прожигает свои лучшие годы. Выпускникам средних школ нужно выбирать специальности в ВУЗах и средне-специальных учебных заведениях с расчётом на будущую работу с высокой заработной платой. На территории нашей Республики работает множество горнодобывающих компаний , которые готовы принять на работу местные кадры. А их там катастрофически мало.

              Высокая зарплата позволяет иметь много ребятишек.

              Враги у Российской Федерации (в т.ч. и у Республики Саха(Якутия)) есть. Об этом я писал выше. Даже ФРГ, которую наши отцы и деды в 45 г. в очередной раз победили, и те свои санкции осмеливаются предъявлять. 

               

              • 27 августа 2017 г., 01:09
                Добрый_якут   Пожаловаться

                masternicmail, Вы правы, но в нынешнем положении ( конкретное отставание по всем фронтам и очень низкая численность населения в стране) мы находимся только в начале этого. Более менее существенные изменения произойдут лет через 20-30 думаю

  • 25 августа 2017 г., 10:35
    swagggg   Пожаловаться

    у нас тоже все забрали.

  • 25 августа 2017 г., 11:56
    folga_ykt   Пожаловаться

    отличный пост, спасибо!

  • 25 августа 2017 г., 11:59
    Simbur   Пожаловаться

    Отличные картины, но гомосексуализма много

  • 25 августа 2017 г., 12:19
    Wlfgan   Пожаловаться

    Отличный пост! Сколько они настрадались от англосаксов.

  • 25 августа 2017 г., 13:31
    aliva   Пожаловаться

    Вот что ждет народ, который продал свою землю и не хочет работать

  • 25 августа 2017 г., 14:16
    prien   Пожаловаться

    У нас схожие процессы. Может и не такие жесткие. Малочисленные народы Севера вымерли. Саха перешли в европейскую культуру, быт и образ жизни в целом. Это трагедия малых народов. Кстати, и русские сейчас подвергаются атаке со стороны западной англосансонской культуры и постепенно теряют свою идентичность. Но, я думаю, и сами носители, англосаксы скоро выродятся. Это закон бумеранга. Наши Духи не простят.

    • 26 августа 2017 г., 09:04
      shugarbaby   Пожаловаться

      prien, почему вымерли? Они есть, но их мало. И живут рядом с нами. Просто некоторые упорно их не замечаем. И всех их обзываем "тунгусами".

  • 25 августа 2017 г., 21:45
    Булгу   Пожаловаться

    Нас мало, но мы выживем. Не зря Серошевский обозвал нас сибирскими евреями.Историю свою мы еще перепишем как надо, как учит старший брат. Мы все схватываем на лету. Как говорится в библии кто был никем, тот станет всем. и земля достанется кротким. Скоро наступит длинная суровая беспощадная прекрасная наша защитница Зима. И настанет момент истины независимо от людских хотелок.

  • 26 августа 2017 г., 09:12
    shugarbaby   Пожаловаться

    Просто нечего сказать. Настолько всё точно описано. Гнёт и истребление коренных народов.

  • 26 августа 2017 г., 19:33
    Могул   Пожаловаться

    Саха оскуолатыгар сахал ыы уерэтиэххэ наада. Ону уерэх министерствота ылсыахтаах. Тылларыгар хааччах суох. Онтон биЬиги министерствобыт куттанан, быЬа таайан куттана олорор.

  • 26 августа 2017 г., 21:49
    DaryaEfimova   Пожаловаться

    интересная заметка) спасибо!)

  • 27 августа 2017 г., 23:38
    Hargi   Пожаловаться

    Интересно  что бы  здесь  было, если бы  никто не  пришёл.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации