home
user-header

                        
                        
Рецензия на фильм "Нелюбовь"
9 сентября 2017 г., 15:04 в Киноманы 594

25 сентября в Калгари в рамках международного кинофестиваля состоится премьера российской драмы Андрея Звягинцева под очень точным и ёмким названием Нелюбовь.

В остросоциальных фильмах вроде тех которые снимает Звягинцев (Елена, Левиафан, Возвращение), реальность преподносится по-другому, краски жизни, как позитивные, так и негативные, сгущаются, показывая одну конкретную проблему (человек и государство в Левиафане, бедные и богатые в Елене), с весьма интересной позиции.

 

 


В Нелюбви отображена ситуация обычной московской семьи на грани развода, когда квартира продаётся, бывшие муж и жена уходят к сожителям, так что остаётся лишь решить, что делать с ребёнком. Казалось бы, обыкновенная ситуация, люди разводятся. Но в объективе Андрея Звягинцева, казалось бы обычная история про развод становится триллером, пронизанным психологизмом, человеческие отношения видны в подчёркнутом, резком свете, и за короткие два часа, трагедия главных героев становится такой же трагедией для зрителя, какой она была для сына Жени и Бориса. Операторская работа выполнена превосходно, под фильтрами московские снежные пейзажи и интерьеры квартир героев кажутся не то роликами для рекламы мебельной компании, не то рекламой скандинавских курортов. Несмотря на то, что фильм сам очень холодный, чётко видны контрасты, на белом снегу ярко выделяются оранжевая экипировка волонтёров, а интерьер кухни в квартире Жени и Бориса кажутся рекламой для икеевского каталога. 

 

 

Картинка напоминает нолановский Дюнкерк в плане подбора цвета и контрастов.

 

 

Стоит ли упоминать факт, что у Звягинцева все актёры точно подобраны под свои роли. Женя сыгранная Марьяной Спивак, которая, идеально подошла на роль холодной измученной женщины, играя каждую сцену как в жизни. На моментах ругани с бывшим мужем или ее срывов на сына Алёшу, мне приходилось делать звук потише, потому как соседи могли подумать, что происходит настоящий скандал у меня дома и вызвать полицию. А ее эмоции в машине, когда она в отчаянии начинает кричать как израненный зверь в клетке, потрясают своим натурализмом. И тут же в следующем кадре она перевоплощается в жертву ситуации, лёжа на груди своего любовника-папика. Спивак, которую я нигде раньше не видела, сыграла не хуже моей любимицы Елены Лядовой. Но Лядова уже примелькалась в фильмах Звягинцева, Спивак же стала для меня открытием.  

 

 

Почему-то наблюдая за перипетиями сюжета, кажется, что подглядываешь за реальными людьми. Актёры словно проживают свои роли. Муж и жена изливают такую концентрированную ненависть по отношению друг к другу, так что даже зрителю становится тяжело на душе. Возникает странное чувство, будто слышишь ссоры своих соседей по дому, а тонкие перегородки панельных многоэтажек не спасают от матерной ругани и криков. 

 

 

 

 

Фильм показывает, как нелюбовь возникает из нелюбви. Будучи настолько ненавистной собственной матери, героиня не знает, как выражать свои эмоции, не знает, как любить своего ребёнка. Эмоциональная травма в детстве сделала ее нечувствительной к своим близким. Уткнувшись в свой телефон, она ищет замену любви и приятным эмоциям в обмене сообщениями и публикации фото на Инстаграм. Своего нового любовника она скорее всего выбрала, как человека постарше, которому можно выговориться, поплакать. Диалоги Жени и Бориса, Жени и ее любовника, Антона, ее собственные монологи о жизни приоткрывают правду о ее прошлом, причём она выражает свои мысли в несколько философском плане, оценивая и видя свою жизнь в обобщённом ключе. 

 

 

 

Ненависть героев друг к другу и их пренебрежение своим ребёнком поражает своей реалистичностью. Нельзя сказать, что в обычной жизни люди так не поступают по отношению друг к другу. Просто нашёлся Звягинцев, который смог перенести эти бытовые вещи на экран и показать все это в обертке независимого кино. 

 

 

Мы все видели или слышали ссоры близких друг к другу людей. Слышали злобные крики мамочек, уставших от своих детей. Видели пап, мужчин лет за 30, интересующихся в основном чисто материальными вещами вроде еды, работы и ночей с любовницей. Несчастные дети, страдающие от развода своих родителей, тоже не новость в этом жестоком мире. Так почему кульминация Нелюбви ужасает и проникает под кожу одновременно? Потому что Звягинцев взял и как будто открыл стену между героями фильма и зрителями. Женя и Борис настолько стандартные обыватели среднего класса, а их ругань и ненависть настолько реалистична, что кажется, будто как и в реальной жизни, все не будет так плохо. Это же кино. Зритель надеется на счастливую развязку. Когда же плохое случается, становится противно и тоскливо на душе. Будто только что узнал неприятные шокирующие новости про своих соседей от местной бабки-сплетницы. 

 

Смотреть второй раз я не смогла, выключила через полчаса. Но о первом просмотре не пожалела. Вот это настоящее кино. 

Избранное
  • 9 сентября 2017 г., 15:26
    girlnextdoor   Пожаловаться

    И вот после прочтения твоего отзыва я жалею, что не сходила в кинотеатр на этот фильм. Почему-то показывали всего лишь один раз и в неудобное время. Хотя чего уж там, я не удивлена почему-то.

  • 9 сентября 2017 г., 15:46
    karapot   Пожаловаться

    Мне из актеров больше понравился сыгравший роль мужа. Многое в фильме надо додумывать, т.к. ничего явно не проговаривается. Мне кажется, он рос сиротой, и у него явно был негативный детдомовский опыт. С сыном он был ближе, чем мать, наверняка рассказывал ему об этом. Тогда понятна острая реакция мальчика на слова матери, брошенные в пылу ссоры, о том, что сына сдаст в детдом. Разочаровал подбор актеров на эпизоды (друг в столовой, парикмахерша) - примелькавшиеся сериальные лица. Мальчика, конечно, жаль. Но в целом ничего нового мне этот фильм не открыл. Возможно, потому что мне близка тема "раненых детей", много читала на эту тему и худ. лит-ры, и психологов. Да, снято красиво, но не потрясло, как фильмы Сигарева на ту же тему. Мне показалось (это сугубо субъективно, конечно), что режиссер благополучный человек, не знающий на своем опыте, на собственной шкуре, как больно, когда мама тебя не любит. Когда знаешь это с детства, всё чувствуешь иначе. Остроты этих чувств, увы, я не ощутила. Всё слишком эстетски, выверенно. Имхо, режиссер дал слишком много интервью со спойлерами, смазав весь эффект. Фильмы, как и анекдоты, в объяснениях не нуждаются.

    • 24 февраля 2018 г., 03:13
      girlnextdoor   Пожаловаться

      karapot, там есть кадр, когда дверь закрывается и видно мальчика, который плачет безмолвно. Мне показалось, что этот момент все сказал и точно передал всю боль, когда ты ранен изнутри. Раненые дети всегда плачут тихо. 

      • 24 февраля 2018 г., 10:57
        karapot   Пожаловаться

        girlnextdoor, спустя время думаю, что мальчик был изначально обречен, режиссер специально подобрал актера на эту роль и даже имя подходящее выбрал. Ключевая роль в фильме принадлежит бабушке, вернее, даже прабабушке, ведь должна быть причина, из-за которой мать главной героини так ожесточилась. Этот фильм препарирует поколенческие травмы нашего населения, а они передаются по наследству, причем именно от матери. Конечно, каждая несчастливая семья несчастна по-своему, но общая отправная точка - история страны, точнее, Великая Отечественная война. Мне не импонирует отстраненность Звягинцева, это именно препарирование, даже не хирургический подход, хирургия как врачебное дело подразумевает хоть немного сочувствия и эмпатии. А тут даже сексуальные сцены выглядят как научпоп из жизни насекомых, такая степень отстранения. И рецептов выхода никаких не предлагается, впрочем, это вообще редкость в нашем кино. Потому при всем уважении к режиссеру фильм мне не нравится. Да, он сильный, есть запоминающиеся красивые кадры, одни деревья эти чего стоят, но пересматривать его я не буду, даже думать о нем тяжело. А вот Сигарева пересмотреть тянет. Хотя его фильмы страшнее и мрачнее многократно. Но в них есть цельность сказки, притчи, есть надежда, как ни странно это прозвучит. В фильмах Звягинцева многое идет от рацио, от ума, потому он так востребован на западе, это больше европейский режиссер. Тогда как Сигарев просто любит своих героев, всех, даже самых страшных, неприятных, он всех любит. Любовь к своим героям в нашем кино еще бОльшая редкость, чем надежда. Увы.

        • 24 февраля 2018 г., 18:47
          girlnextdoor   Пожаловаться

          karapot, и тут мне стало как-то стыдно, что я смотрела только фильмы Балабанова и Литвиновой. Ну, и советскую классику, очень нравятся фильмы Рязанова. Они какие-то современные что ли. А вот в российский кинематограф особо не верю, потому и не смотрю. Кстати, сексуальные сцены как-то смутили меня, нравится, когда это красиво и эстетично в фильмах, а тут как в реальной жизни))))  А вы смотрели Левиафан? Стоит? 

          • 24 февраля 2018 г., 19:32
            karapot   Пожаловаться

            girlnextdoor, фильмы Рязанова современные? Интересная точка зрения, мне нравится). Откровенные сцены в "Нелюбви" сняты очень эстетски, реалистично, но в той же эстетике, что и весь фильм, тела, особенно мужские, выглядят так монументально, словно скульптуры, вытесанные из камня. Мне так показалось, по крайней мере. Красиво, но отстраненно. "Левиафана" смотрела в кинотеатре, впечатлилась сильно, но рекомендовать не буду, тяжелый фильм. Кто-то недавно сравнил "Три билборда..." с ним, мол, это "Левиафан" по-американски, конечно, и там, и там есть противостояние одного против всех, но у Звягинцева история глобальнее.

            • 24 февраля 2018 г., 20:50
              girlnextdoor   Пожаловаться

              karapot, (или я старомодна). Смотрела Три билборда и обнаружила внутри себя что-то от Милдред. Мне нравится её прямота и манера речи. Там вообще характеры такие, что по кусочку можно найти в каждом из нас. И то, как люди переживают утрату, и это чувство вины, беспомощности, желание хоть как-то искупить, сделать не больнее. Оставаться в одного - вообще страшно очень. Думаю, созрею для Левиафана и смогу посмотреть. Спасибо!

              • 24 февраля 2018 г., 21:23
                karapot   Пожаловаться

                girlnextdoor, не за что) да, характеры в "3 билбордах" крутые, определенно чувствуется дух американских первопоселенцев

  • 10 сентября 2017 г., 07:06
    Corbin   Пожаловаться

    Айка, надоела еще с начала 90-х вся эта чернуха. Всёплохо, мывсеумрём, тиранияразруха, путинвор, вселюдисволочи, блаблабла... Ну их, эти фильмы, в пень. Мой выбор — BBT и TWD :)

  • 10 сентября 2017 г., 17:32
    oft   Пожаловаться

    Самое страшное что такие люди как эта пара из фильма реально существуют. Я прямо чувствую их, по глазам - в них уныние и злоба, и ничего светлого. Отец из фильма тюфяк, с тоскливым взглядом ходит на поиски своего ребенка, только потому что "я должен", плетется за спинами волонтеров. В конце фильма видно, что ребенок от молодой жены по видимому тоже не особо им любим. Мать хабалка, более эмоциональна, с возрастом станет похожа на свою мать. Я думаю, такие фильмы нужны, чтоб не замыливался взгляд, чтоб острее чувствовать.

  • 16 января 2018 г., 12:23
    LuckyHope   Пожаловаться

    какая реакция была на фильм у канадцев?

    знакомые делились своими мнениями?

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации