home
community-header

                    
                    
Как работает канадский мультикультурализм
jen_arctic 5 июня 2018 г., 15:25 в Дикари 1152

 

 

«Но ведь действительно, Западная Канада производит больше товаров и услуг, чем восточные провинции вроде Онтарио и Квебека. Но почему-то у Восточной Канады больше влияния в стране, чем у нас.» - возмущённо заявляет Тарим, канадка ближневосточного происхождения, поправляя хиджаб на голове. 

-«Слышу слова истинной жительницы Альберты.» - улыбаюсь я.

В классе, в котором я преподаю в это семестре, тридцать человек, и примерно четверть из них составляют дети иммигрантов из Южной Азии, Африки и Ближнего Востока. 


Несмотря на ношение хиджаба и иной цвет кожи, на мой взгляд, цветные канадцы ведут себя так же как и их соратники европейской внешности. В Канаде сложился стереотип, что цветные канадцы - дети поколения иммигрантов, «понаехавших» в 80-90, когда Пьер Трюдо, тогдашний премьер-министр провозгласил политику мультикультурализма. Однако, некоторые канадские азиаты - потомки китайцев и японцев, переехавших на североамериканский континент ещё в начале ХХ века. Эрика,ю Кунимото, моя канадско-японская коллега, иммигрант пятого поколения. Многие белые канадцы не могут похвастаться такими глубокими историческими корнями. 

 

Несмотря на вереницу предков-канадцев, Эрика - чистокровная японка. Все ее родственники заключали браки внутри диаспоры. 

Многие канадцы китайского происхождения родились и выросли в семьях, где на английском говорили с начала двадцатого века. В это время Канада пригласила на работу тысячи китайских рабочих - строить железную дорогу. Приехавшие рабочие выживали с сложных условиях и подвергались массовой расовой дискриминации. В Ванкувере в районе Чайнатаун стоит памятник  первым китайским иммигрантам. Из-за близости Ванкувера и Азии, в город приезжает много азиатов-туристов. По выходным центр Ванкувера напоминает Пекин.

 

В Монреале большинство чёрных квебекцев - выходцы из Гаити, Марокко, Сенегала и других бывших французских колоний. Манерных, высокомерных, хорошо одетых темнокожих джентльменов, говорящих по-французски, можно увидеть в любой кофейне на Крисент Авеню.  Поскольку английский достаточно распространённый язык, мне было в диковинку увидеть девочек всех цветов кожи, щебечущих на французском в монреальском метро. Почему-то сложилось впечатление, что иммигрант, выучив французский, в Монреале адаптируется быстрее, чем в англоязычной Канаде. Франкоканадцы отстаивали свои права на сохранение родной культуры десятилетиями. В Штатах другие бывшие французские колонии вроде Луизианы и Нового Орлеана давно потеряли франкоговорящее население. Так что Квебек давно перерос статус большой французской диаспоры и имеет все шансы сохранить язык и культуру. Крупные города в английских  провинциях Канады тоже имеют этнические «островки.» Район Йорк в Торонто густо населён различными диаспорами. Да и в ковбойском Калгари имеется свой маленький Чайнатаун. В период Стампида летом все носят ковбойские шляпы и едят стейки. Вегетарианцы стейки не употребляют в пищу, но с удовольствием смотрят конные скачки на стадионе. 

 

Многие иммигранты очень серьезно относятся к высшему образованию. Сложились определенные стереотипы, что индусы идут в медицину и право, инженерные дисциплины и бизнес-школы оккупированы выходцами из Ближнего Востока, а физико-математические специальности кишат студентами из Юго-Восточной Азии. Студенты-индейцы почему-то идут либо в социальные работники (из-за маргинализации местных аборигенов), либо в связи с общественностью.  Факультеты биологии и химии имеют множество студентов из Латинской Америки. Политология и антропология остаются относительно «белыми» факультетами. В университете Калгари многие русскоговорящие учатся на инженеров, скорее всего, продолжая семейную традицию родителей-иммигрантов. Глядя на количество русских иммигрантов-бывших советских инженеров, становится немного грустно. 

В Калгари есть множество школ с обучением на русском языке. Многие дети русскоговорящих родителей, приехав в страну совсем ещё маленькими детьми, свободно говорят по-русски. Почему-то и менталитет остаётся таким же. Общаться молодые русскоговорящие предпочитают внутри своих кругов. 

Университет тоже имеет множество разных культурных клубов. Как-то раз мусульманское сообщество университета объявило день ношения хиджаба. Любой желающий мог примерить хиджаб, с радостью предлагаемый волонтерами. Индусы-ситхи подхватили идею и зазывали весь день всех желающих примерить чалму. 

До сих пор не могу понять, почему американские служащие аэропортов принимают ситхов за террористов?? 

Мусульмане празднуют Рамадан, китайцы отмечают Новый год, ливанцы устраивают вечеринки с танцами живота и везде можно услышать чистый английский без примеси этнического акцента. Недавним иммигрантам немного неудобно на таких вечеринках, ведь их канадские друзья из диаспоры похожи на них лишь внешне, а внутренне давно ощущают себя канадцами. 

В Штатах потомки мексиканцев, рождённые в США, называют себя «чикано.» Чикано -термин, который отличает их от мексиканских иммигрантов. Так вот, дети иммигрантов - тоже в какой-то степени все «чикано.» Они отделяют себя и от белых канадцев и от иммигрантов. 

Белые канадцы тоже не считают себя единым целым. 

 

Западная Канада славится огромной украинской общиной. Я иногда посещаю украинскую церковь, где прихожане с немного странными именами вроде Джона Иваненко или Келси Ткачук говорят на смеси украинского и английского, носят вышиванки и подают борщ и вареники по воскресеньям. Службы проходят на украинском языке. В местном супермаркете можно купить вареники с начинкой из картошки и бекона. Вареники иногда продают в студенческом кафетерии. Прожаренные на сковороде, с луком. 

 

Арабская кухня напоминает кавказскую - лаваш, люля-кебаб, мясо ягнёнка, рис, шаурма (шаварма). Как-то раз мы зашли в ливанский ресторан, хозяин ресторана встретил нас как своих. Мы прозвали его за глаза «кавказским мужчиной.» 

У иранцев и ливанцев в Калгари большая община. Скорее всего, потому что на волне нефтедобычи в город приехало много инженеров. Ливанок я раньше постоянно путала с латиноамериканками - похожий типаж лица и темперамент. Моя инструкторша по йоге Карен постоянно казалась мне испанкой а-ля Пенелопа Крус. Но ее семья приехала из Ливана. 

Несмотря на тридцатилетие с момента провозглашения мультикультурализма, цветных канадцев часто спрашивают, из какой страны они приехали. Многие этнические канадцы жалуются на проявления расизма. Эфиопка Тина и индуска Таруник пожаловались мне на преследование охранниками в супермаркете. Охрана почему-то решила, что они пытаются что-то украсть. 

Вот такой интересный опыт знакомства с канадским мультикультурализмом. 

Будет время - ещё напишу.

Избранное
  • 5 июня 2018 г., 16:06
    TRN   Пожаловаться

    Пережить сотни тысяч стычек, пережить голод и разруху, пережить разные болезни, чтобы какие то люди, приехавшие только вчера по сравнению с индейцами, качали права и приходилось идти в соцработники... Мне жаль индейцев. Лучше бы они умерли.

  • 5 июня 2018 г., 16:53
    ptsokt   Пожаловаться

    интересный пост, получается в Якутске чикано - это русскоязычные (городские) якуты: не русские, но уже и не саха

  • 5 июня 2018 г., 19:05
    Yung   Пожаловаться

    Как правильно звучит в английском название: Монтрил? Монриэл? Мой тичер британец живущий в юва не знал точной транскрипции? А кебаб разве не шаурма? Еще коегде называют дёнером. А якуты с кем держатся близко с англосаксами же да? Слышал в штатах так.

    • 5 июня 2018 г., 20:16
      Julie.3   Пожаловаться

      Yung, все три это разные названия в принципе одного и то же - отличие в местности. Кебаб вообще это как шашлык только из фарша. А шаверму делают из кусочков говядины, курицы, приготовленных на вертеле. Донёр это больше к Турции относится.

    • Автор
      6 июня 2018 г., 03:37
      jen_arctic   Пожаловаться

      Yung, [Мантриал]. Британцу наверное сложно было произнести название, потому что это произношение не соответствует нормам английского языка.

      Хаха, англосаксы держатся с англосаксами, якуты местные кто как.

      Я общаюсь и с русскими, и с цветными канадцами и с иммигрантами (европейцы и цветные), и с англосаксами.

      Не отношу себя к какому-либо конкретному сообществу.

  • 10 июня 2018 г., 06:09
    miro   Пожаловаться

    очень интересный анализ, ждем продолжения!

  • 11 июня 2018 г., 17:52
    Тыыраахы   Пожаловаться

    Блин, такое ощущение будто прочитал брежневскую агитку про то как "дружно живёт многонациональный народ Советского Канадистана! С нескрываемой радостью приветсвуют Джонсы своих новый сомалийских соседей, ведь им вместе строить новое социалистическое мультикультурное общество!".

     

    Надеюсь, рванёт хотя бы не в моём поколении.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации