home
user-header

                        
                        
jozh    68
Ээ, кяль манна, сахалы билягин ду?
20 июня 2018 г., 10:40 6447

Сначала пара слов вниманию великолепных русскоязычных дикторов НВК Саха. «Эссэх», «ы.с.ы.а.х» и даже «ысых». Ну научитесь уже правильно говорить слово «ысыах», а? Пожалуйста. Это же нетрудно. Не такой уж и сложный этот дифтонг «ыа». Ну, на худой конец, если совсем у вас плохо с произношением, произносите «ысээх» с протяжным звуком «э», - и то правильнее будет.

А теперь внимание вопрос:

Насколько хорошо вы знаете якутский язык (саха тыла)?

[по нынешней моде - опрос в виде теста с ответами]:

1) Я русский (имеретинец, баск, готтентотт). Совсем не знаю якутский язык.

2) Я русский (армянин, поляк, белорус), родился и вырос в Якутии, понимать - почти всё местами иногда понимаю и даже вполне хорошо немного говорю (хоть и с диким акцентом ;)))

3) Я якут. Совсем не знаю якутский язык.

4) Я якут, родился и вырос в Якутске (Алдане, Томмоте, Мирном, Нерюнгри), понимать - почти всё местами иногда понимаю и даже вполне хорошо немного говорю (хоть и с диким акцентом ;)))

5) [почесывая русую голову и удивленно хлопая голубыми глазами] Ээ, мин дьааммын ээ. Нууччалыы өйдөөбөппүн. Сахалыы ыйыт.

6) [хватая интервьюера за воротник и поднося кулак к носу] Ээттуйда? Тугу манна нууччалы саҥарбыт буола-буола киэптии олороҕун? Кэльманна, сайыам нныа.

7) Мин сахабын, мин улуубун, сахалыы канешна жоска чоткайдык говорилыыбын.

8) Я якут, хорошо говорю, пишу и читаю на родном языке, изучал язык в школе.

9) Я якут, не изучал язык в школе, самоучка, хорошо говорю, нормально (но с ошибками) пишу и более-менее свободно читаю на родном языке.

10) Я филолог/лингвист/спец по якутскому языку и поэтому моя национальность в данном контексте не важна.

По многочисленным просьбам трудящихся добавляю - п/п.11. Я пашеный (бааһынай, метис). Свободно говорю, читаю и пишу по-якутски.

З.Ы. В словаре русского языка нет слова "саха". Так как я пишу этот пост на русском языке, я и использую слова "якут" и "якутский". Сахалыы суруйбутум эбитэ буолуо, "саха" диэн тылы туттуом этэ.

Избранное
Комментарии 170   Написать комментарий
  • 20 июня 2018 г., 10:48
    Flamed   Пожаловаться

    Эээ туох дьигин дуо?:)))

  • 20 июня 2018 г., 11:00
    MuzzleToff   Пожаловаться

    8, но слово якут режет слух, не привычно очень называть себя якутом, "саха" вот самое то.

    • 20 июня 2018 г., 11:02
      Kori_Night   Пожаловаться

      MuzzleToff, якут - это перевод слова "Саха" на русский. Мы называем жителей Германии немцами, но у них другое самоназвание. Я якут, мин сахабын - это одно и то же предложение на разных языках.

      • 20 июня 2018 г., 12:15
        Gabidse   Пожаловаться

        Kori_Night, якут от слова яко - конный от эвенкийского. Казаки сперва эвенков встретили и они сказали, что там живут яко, вот и все. 

        • 20 июня 2018 г., 14:17
          Kori_Night   Пожаловаться

          Gabidse, и?

        • 21 июня 2018 г., 07:24
          Lana_2015   Пожаловаться

          Gabidse, русские с русским языком как нибудь и сами разберутся. Вы с якутским между собой разберитесь для начала=) У вас одни говорят пахыыба а другие махтал. И те и другие говорят по якутски. Ну и что то незаметно в якутской речи слова русский, везде нууча. Так и у русских нет слова саха, есть слово якут.

          • 21 июня 2018 г., 08:01
            Gabidse   Пожаловаться

            Lana_2015, че к чему вы мне это пишете ухах, а так паьыыба - это заимствованное у вас слово, каверканное, как и у русских большая половина слов и значений заимствовано у тюркских и монгольских слов лол) 

            • 21 июня 2018 г., 08:09
              Lana_2015   Пожаловаться

              Gabidse, это называется суржик. Когда чужой язык стилизуют под свой. Например русское спасибо говорят как пахыба. Ну или есть так же и английский суржик русского языка - фенкс, оки, и тд. Это все загрязнение языка, и я считаю это неправильным. Если ты говоришь на якутском - то говори по якутски. Если говоришь по русски - говори по русски. Конечно есть вопрос с терминологией. особенно технической, но это не относится к языку. Так же как например технический английский не имеет ничего общего с разговорным.

            • 21 июня 2018 г., 08:13
              Lana_2015   Пожаловаться

              Gabidse, я пишу вам это потому. что вы насильно хотите заставить русских говорить по якутски. Это сюрреализм какой то. Никто насильно ваш язык учить не станет, и ненадо нам навязывать свой язык. Саха это слово якутского языка. Не надо нам русским его навязывать.

              • 21 июня 2018 г., 08:45
                Gabidse   Пожаловаться

                Lana_2015, у вас комплексы какие - то, я не навязывал учить якутский язык, где вы это увидели?

                • 21 июня 2018 г., 08:49
                  Lana_2015   Пожаловаться

                  Gabidse, навязывание слова саха.это и есть навязывание языка. Ну нет в нашем языке такого слова, саха у нас это якут.  И ничего оскорбительного в этом слове нет. чтобы там не выдумывали.

                  • 21 июня 2018 г., 09:07
                    Gabidse   Пожаловаться

                    Lana_2015, я написал перевод, читайте внимательнее, комплексы в сторону, без эмоций. Якут, так якут, нучча, так нучча и чо) 

                    • 21 июня 2018 г., 11:04
                      Lana_2015   Пожаловаться

                      Gabidse, хорошо что это понимаете вы. Но далеко не все способны понять что саха это для русских чуждое слово, и абсолютно непонятное. Нет в русском языке его, но нам его усиленно навязывают. Зачем? Нет например нуучагазсбыт, само звучание идиотское. Вот и саханефтегазсбыт звучит так же идиотски для русских. Первое слово по якутски, и два по русски. И таких глупых названий у нас превеликое множество. Типа СахаLG и прочее. Это просто вызывает смех. Ну согласитесь это реально идиотизм.

                      • 21 июня 2018 г., 12:08
                        IvanIvanovich   Пожаловаться

                        Lana_2015, а вы , уважаемая умница, не заметили, что ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ местности где вы живете звучит как Республика САХА , а уже потом в скобках, для тех кто в танке, (Якутия)? А перевод пишется "САХА СИРЭ", т.е. ЗЕМЛЯ САХА, п.ч. слово "САХА" не склоняется и не пишется4 сахУ, сахЕ, сахИ и.т.д. как-то так...

                      • 21 июня 2018 г., 17:36
                        MuzzleToff   Пожаловаться

                        Lana_2015, Интересно, а например "телевизор" от англ. Television или "театр" от англ. Theatre, "автобус" от англ. Autobus, для вас не по дурацки звучат?, вот руку даю на отсечение для англичан они звучат по дурацки и смешно в русской транскрипции)))))

                  • 22 июня 2018 г., 10:34
                    Flamed   Пожаловаться

                    Lana_2015, обсайынан, сахтаан баранныт саххытын кытта охсуhун:)))

      • Kori_Night, они то себя, может тоже немцами называют? или всё же дойче? логика пздц

      • 20 июня 2018 г., 19:08
        MuzzleToff   Пожаловаться

        Kori_Night, для саха не одно и тоже

        • 20 июня 2018 г., 19:49
          Kori_Night   Пожаловаться

          MuzzleToff, мне одинаково. Когда я разговариваю с якутскоязычными людьми, я говорю "мин сахабын". Когда с русскоязычными, говорю "я якутка". Ничего не правильного в этом не вижу. Про русских говорю с якутскоязычными "кини нуучча". Когда с русскоязычными про русских речь идет, говорю "он русский". Сами задумайтесь, как будет выглядеть по-идиотски, если про русских мы будем по-якутски говорить "кини русский". Язык можно сломать.

          • 21 июня 2018 г., 07:28
            Lana_2015   Пожаловаться

            Kori_Night, абсолютно верно. Иначе пришлось бы немцев (к примеру) называть дойче. Бред бредовый....

          • 21 июня 2018 г., 08:10
            MuzzleToff   Пожаловаться

            Kori_Night, если автор русский то я ничего не имею против употребления слова якут, тогда почему он борется с неправильным произношением слова ыһыах? Странно??? при этом наверняка будучи саха и делая опросник для саха, коверкает самоназвание своего народа? Удивительно.....автор скорее всего русский, тогда приношу свои извинения, не в тот опросник зашел.

        • 21 июня 2018 г., 07:30
          Lana_2015   Пожаловаться

          MuzzleToff, отключи в себе синдром малой нации, и жизнь наладится =) Саха это слово из якутского языка, по русски ваша национальность называется якут. Просто смирись, русский язык ты не изменишь. Так же якутов никогда не заставить называть русских русскими, мы всегда будем нуучами. И это нормально.

          • 21 июня 2018 г., 07:37
            MuzzleToff   Пожаловаться

            Lana_2015, нету синдрома, это у вас кажись синдром, пожалуйста читайте внимательно мой коммент выше, я вообще про русских не писал, успокойтесь.

      • 21 июня 2018 г., 15:01
        alamaykunsilama.ru   Пожаловаться

        Kori_Night, они другим нациям не говорят что они немцы, германцы, алеманы! Они себе и другим нациям говорят что они дойче! А вот другие народы говорят о дойчах по разному! Но когда они разговаривают с немцами по немецки (другие нации) они всегда говорят дойче!

      • 22 июня 2018 г., 09:28
        Mastak   Пожаловаться

        Kori_Night, дойче?

    • 21 июня 2018 г., 07:23
      Lana_2015   Пожаловаться

      MuzzleToff, в русском языке нет слова саха. саха по русски будет якут. 

      • 21 июня 2018 г., 07:32
        MuzzleToff   Пожаловаться

        Lana_2015, я знаю, в моих текстах нету ни одного слова о том что у русских тоже есть слово саха, автор пишет про чистоту языка и при этом использует чуждое слово якут в опроснике для саха, если бы опросник касался только русских, пожалуйста, а вот для саха, слово якут режет слух, по крайней мере мне, о чем я и написал, а все отмазки, типа это для русских, у русских и тд. Чем он лучше тогда тех кто пишет эсээх, ысых и тд.

        • 21 июня 2018 г., 07:52
          Lana_2015   Пожаловаться

          MuzzleToff, кстати конкретно про эсээх и тд. Я с детства этот праздник помню исключительно как ысыах. Так у нас в Тикси называли этот праздник. И что мне нравилось его отмечали 1 раз в году, а не как сейчас с мая по сентябрь. Я не против праздников, это очень хорошо. Но сама значимость праздника падает когда его можно отмечать на свое усмотрение.Это все равно чтобы новый год все отмечали когда хотят с октября по апрель. Но это уже отдельная тема конечно. Но что касается чистоты языка. это правильно. Я например категорически против американизмов в русском языке. Это загрязнение языка и абсолютно неверно.

  • 20 июня 2018 г., 11:00
    Kori_Night   Пожаловаться

    8. Литературно говорю по-якутски и по-русски. Не приемлю грубую речь типа "тугуй наа, кэл мэнна". Не филолог, но в ещё в 5 классе сочинила олонхо "Уллуркэйдээн бухатыыр". Лет 10 назад узнала, что по этому произведению ставили даже спектакль.

  • 20 июня 2018 г., 11:00
    Песчинка   Пожаловаться

    я бы на месте ЯКутюрье не стала платить за эту рекламу, ибо она непрофессиональна -"Эссэх", ну че за фигня, будто вчера из Москвы переехала. Давно же здесь живет.

  • 20 июня 2018 г., 11:03
    стрела81   Пожаловаться

    Мин сахабын, элбэхтэн биири талабын...

  • 20 июня 2018 г., 11:04
    VlZ   Пожаловаться

    6 уонна 8

  • 20 июня 2018 г., 11:07
    HamsterHamster   Пожаловаться

    Скорее 7 подойдёт

    Окошканан посмотрила рэ ханык Погода бугун улиссага

  • 20 июня 2018 г., 11:16
    Nevidimka__   Пожаловаться

    Если кровь "наполовину", то не считается якутом ?🤔

    Немного понимаю по-якутски, когда медленно говорят.

    Пункта под нас нет

  • 20 июня 2018 г., 11:33
    Substance   Пожаловаться

    11. Когда то изучал

  • 8. Саха.

     

    Некоторые говорят "Ысы-Ах"

  • 20 июня 2018 г., 11:46
    мэри_эн   Пожаловаться

    Скорее всего, 4…

  • 20 июня 2018 г., 11:58
    TRN   Пожаловаться

    Не вижу вообще проблем с произношениями разных слов. Видать ысэх говорят по аналогии с цель=сыал, типа э ближе к е. Вот и все дела.

  • Тугуй на?!!! Дэээ!

  • 20 июня 2018 г., 12:20
    tepaseryysu   Пожаловаться

    4 Алдан приезжайте на Ысыаах Олонхо!С 30 июня по 1 июля - лыжный центр!

  • 20 июня 2018 г., 12:23
    Golden_dragon   Пожаловаться

    Лучше скажите, как без языковой среды по-быстрому выучить английский язык, чтоб без словаря свободно понимать, говорить и писать? Как быть? Частные репетиторы (преподаватели на пенсии), Ютьюб? Они ведь не дадут живую языковую среду.

    Ведь английского языка достаточно будет, а изучение других иностранных языков это на любителя или для тех, у кого, ну, совсем много свободного времени.

    • Автор
      20 июня 2018 г., 12:26
      jozh   Пожаловаться

      Golden_dragon, я всем рекомендую видеокурс Английский за 16 уроков телеканала Культура. Нужна только небольшая начальная база, которая всем россиянам даётся в школе.

    • Golden_dragon, посмотрите сериалы на ororo.tv , с субтитрами на английском, можно в любой момент остановить , указать на незнакомое слово - тут же выходит значение. Язык там что ни на есть актуальный разговорный английский.

  • 20 июня 2018 г., 12:43
    iDalfour   Пожаловаться

    какой ысыах, правильно будет ыhыах. Не люблю новые придуманные слова якутские >< тохтобул ысыаах ороhocпо и тп фу

  • 20 июня 2018 г., 13:01
    karapot   Пожаловаться

    Пункты 5-7 прикольные в нашей семье есть такие, все подвиды, как ни стыдно))

  • 20 июня 2018 г., 13:26
    Coco_sha   Пожаловаться

    4 Якутск

  • 20 июня 2018 г., 14:05
    beakter   Пожаловаться

    8, куоракка нучччалыы эйгэҕэ олорор киһи кинигэ аахтаҕына эрэ тылын умнубат

  • 20 июня 2018 г., 14:05
    iGorokh   Пожаловаться

    Подписываюсь.

     

    Сыбыссымыйаннаан. Диктор ааттаахтар ессе. Улаатымсыйар быьыылара буолла5а ди. Когда речь зайдет об иностранных языках (англ, франц, например) будут понтоваться и произносить все звуки.

     

    Неучи просто, недоучились.

     

    У нас в лагере был шикарный учитель немецкого. Он свободно говорил на 5 языках - английском, немецком, французском, русском, якутском. Тогда ему было лет 40. Мне понравились его слова "Когда я говорю на русском языке, я говорю на русском языке без акцента и ошибок. Сахалыы санарар буоллахпына нуучча тылын туттубакка санарабын". Недавно я вспомнил его слова и теперь я занимаюсь над своим произношением:)

    • 21 июня 2018 г., 14:00
      Fyrbry   Пожаловаться

      iGorokh, во-во, всегда удивляюсь этому, ведь французские и др.иностранные слова произносят же, в якутском такие же или очень похожие звуки, ничего сложного

  • 20 июня 2018 г., 14:06
    iGorokh   Пожаловаться

    А так - 8

  • 20 июня 2018 г., 14:08
    viktev   Пожаловаться

    Недо 9, но лучше чем 4

  • 20 июня 2018 г., 14:18
    V_VS   Пожаловаться

    1. Русский.Родился и вырос в Якутии, но по-якутски не говорю

  • 20 июня 2018 г., 15:01
    Я67   Пожаловаться

    8,но не якут а саха,еще с 80-х слово якут ухо режет

  • 20 июня 2018 г., 15:01
    огото   Пожаловаться

    Амма5а баар ма5аьыыны Уус Майалар Эт-Уут диэни этут дииллэр =)

  • 20 июня 2018 г., 15:01
    CTAJlbHA9l_KPblCA   Пожаловаться

    эссэх бл :))))

  • "Ээ, кяль манна, сахалы билягин ду"

    До боли знакомые слова, причем бывало, что до боли в прямом смысле) Это первая якутская фраза, узнанная мною в этом городе. Не "Здравствуйте", не "как ваши дела", а именно  - "Ээ, кяль манна, сахалы билягин ду".

    Сам я не с Якутии, но имею часть якутской крови, до приезда в Якутск рос в русскоязычном городе, выучить саха тыла было не у кого да и особой надобности не было. Приехав сюда в свое время подростком, я слышал эту фразу каждый день откуда только можно и не можно.

     

    Итоги такого диалога обычно разнообразием не отличались, узнав, что я по якутски совсем не шпрехен, собеседник обычно с нескрываемым презрением произносил - есь как так, не якут что ли, че тогда живешь тут и прочая классика жанра. Бывало так, что лезли драться, но это дело молодое, постоять за себя я умел и никогда не был против хорошей драки.

     

    Удивило меня тогда вот что - людей, узнавших о моем не знании языка, буквально распирало от чувства собственного превосходства, по их мнению, человек определялся не личными качествами, не умом, не трудолюбием, а именно знанием языка. Их логика была проста и не затейлива: не знаешь якутского - человек второго сорта. Это местное дикое деление людей по сортам на основании знании якутского языка тогда стало откровением для меня. Спустя какое то время я привык к этому явлению, но желание учить язык эти люди отбили напрочь.

     

    За 15 лет жизни тут я помню только 2 (двух!) людей, которые после этого вопроса не посмотрели на меня как на отброс общества, не стали фыркать или лезть в драку - а нормально объяснили, по человечески, почему по их мнению язык знать все таки стоит. Это все, что я могу сказать по поводу популяризации якутского языка.

     

    А язык я так и не выучил. Ну, если не считать, конечно "Ээ, кяль манна, сахалы билягин ду" и пары других фраз с похожим смыслом)

    • 20 июня 2018 г., 21:26
      beakter   Пожаловаться

      Рассвет_Закатов, не уважаешь их -> они не уважают тебя, взаимно

      • beakter, а за что я должен уважать людей, которые пристают к незнакомым людям с таким вопросом и оценивают людей лишь на основании знания какого либо языка? за то, что им больше нечем гордиться?

    • 21 июня 2018 г., 12:26
      IvanIvanovich   Пожаловаться

      Рассвет_Закатов, знание родного языка для человека это все равно, что корень для дерева, это связующее звено с Родиной, с предками и с людьми одной национальности, это цементирующее составляющее. А вы какой национальности себя считаете?

      • IvanIvanovich, идея объединять людей в общность по национальности идея в наше время немного не актуальная. Гитлер пытался в свое время на этой почве объединить нацию, вышло не очень хорошо.

        Во мне течет кровь 4 народов, и что, я должен учить 4 языка?

        Я не делю людей по национальности или по тому, какой язык они знают, я оцениваю людей только на основе их личных качеств. В группе в ватсапе, где я общаюсь с людьми, есть якуты, русские, украинцы, корейцы, буряты и многие другие. Нас объединяют общие система ценностей и взгляды на жизнь. И никто там не будет наезжать на другого потому что он не знает какой либо язык.

        Потому что это дикость.

        • 22 июня 2018 г., 19:08
          viktev   Пожаловаться

          Рассвет_Закатов, на прямой вопрос хотелось бы прямого ответа. Кем вы себя считаете? Дело в том, что четверо моих внуков имеют смешанную национальность. Старшая считает себя русской , вторая говорит , что она якутка. Остальные пока малы и их ещё не волнуют эти проблемы. Может быть вы и правы, что нет у людей такого качества, отличающего их от других людей - национальность. Главное, человек какой - хороший, умный , добрый, подлый, ограниченный и т.д. но внешность то куда девать, язык, на котором думаешь. Если по языку, то у меня все русские, так уж сложилось. Да и сама я русским языком лучше владею, чем родным. Но ведь язык не единственное, что определяет национальность. Есть ещё желание овладеть им, есть желание узнать культуру, обычаи, отношения ИТ.д. а если всего этого нет, то да - ты ,конечно, русский

          • viktev, я себя считаю русскоязычным смешанной национальности. В обиходе есть слово сахаляр, но некоторых саха буквально скрючивает от этого слова из за того, что они не приемлют смешения священной по их мнению крови саха с другими не достойными народами...чувствуете, чем попахивает?

            Я не мал, родился еще в советском союзе, у меня правда пока нет внуков, но уже есть дети и не малые, но меня вопросы национальности тоже не особо волнуют.

            Но что касается сознания - да, оно русское. Я думаю на русском, вижу сны на русском и прочее. Как говорится - тот же Пушкин русский поэт, потому что творил на русском и жил в России, хотя по сути - негр негром. Не похоже, что он сильно страдал, что не был похож на своих предков.

            Довлатов, армянин еврейского происхождения, на вопрос - какой вы национальности, тоже ответил - я пишу на русском языке, значит я русский писатель. Не еврейский, не армянский, а русский.

            А внешность у меня непонятная, на якута не похож, хотя и есть азиатские черты, поэтому, перед классической фразой "Ээ, кяль манна, сахалы билягин ду" обычно следовал изучающе-непонимающий взгляд. В общем, По мнению некоторых саха, если ты живешь в Якутии, то обязан знать якутский. Иначе - не уважение к титульным национальностям! Слава богу, таких меньшинство, но благодаря таким личностям отпадает любое желание иметь с ними что то общее.

            • 23 июня 2018 г., 15:31
              viktev   Пожаловаться

              Рассвет_Закатов, спасибо за ответ. Пожалуй я соглашусь с вашей формулировкой. Увы, не бывает однозначно хорошего в нашей истории и в нашем обществе. Была дружба народов в советское время, есть развитие самосознания якутского народа в наше время ( пишу якутского, посколько пишу по русски) - это хорошо. Но с другой стороны нет толерантности к другим народам, населяющим нашу,все таки, многонациональную республику. Понятие "дружба народов" исчезло, вернее, осталось только ироническое значение. К сожалению, понимаю, что трудно придется моим внукам, если останутся здесь.

              • viktev, Насчет будет ли трудно внукам - время покажет. Если честно, в последнее время эта тема уже не такая острая, как в те же 90-е, когда я сюда приехал. Я сейчас даже и не вспомню, когда в последний раз слышал фразу "Ээ, кяль манна, сахалы билягин ду?". Видимо прогресс все таки берет свое и люди отходят от расизма, как от пережитка прошлого. По крайней мере, хочется на это надеяться.
                Вообще, по моим наблюдениям, люди, которые цепляются за национальность и орут на каждом углу о величии своей - как правило ничего в жизни не достигли и их национальность - это их единственная гордость. Стоит ли переживать из за мнения таких людей? Я для себя решил, что не стоит. Да и их становится все меньше и меньше.
                Самосознание народа на самом деле это нужное явление. Но только если оно неразрывно связано с уважением к другим народам и отсутствием ощущения своего превосходства на этой почве.

        • 22 июня 2018 г., 19:20
          IvanIvanovich   Пожаловаться

          Рассвет_Закатов, классическая отмазка людей без флага и Родины.. люди с которыми ты общаешься имеют свой РОДНОЙ язык, свою малую родину, свой родной народ и т.д. и они этим гордятся. Т.ч. советую более уважительно относиться к титульным национальностям на территории которого вы живете.

          P/S: А Гитлер в этом вопросе не имеет ни малейшего отношения..

          • IvanIvanovich, классическая отмазка человека, которому больше нечем гордиться, кроме как тем, что досталось ему случайно (национальность).

            Я с людьми общаюсь на языке страны, в которой мы все живем - в России. Честно говоря, те же  знакомые корейцы не знают корейский. И ничего, прекрасно живут и не переживают по этому поводу, не посыпают голову пеплом и прочее, ибо им есть чем гордиться, помимо своей национальности.

            А я советую вам уважительно относится к людям другой национальности и не судить о них по тому, на каком языке они говорят.

            Вам с таким уровнем мышления будет очень комфортно жить так, как жили ваши предки - в тайге, вдали от цивилизации, где вас будут окружать люди только вашей национальности и не будет людей неправильных национальностей, говорящих на неправильном языке, подумайте над этим, может вам создать родовую общину, жить как жили якуты в 15 веке, вернуться к истокам, так сказать)

            • 23 июня 2018 г., 14:23
              IvanIvanovich   Пожаловаться

              Рассвет_Закатов, только ответь мне на один вопрос: Какой ты национальности?

              • IvanIvanovich, выше ответил. Можете ознакомиться.

                • 23 июня 2018 г., 14:46
                  IvanIvanovich   Пожаловаться

                  Рассвет_Закатов, ))) ну, нет такой национальности:  "русскоязычный смешанной национальности"... Бля буду..)) ты мне настроение поднял..)))

                  • IvanIvanovich, пусть нет, это мое самоощущение.

                    Считать себя якутом, из за таких как вы, которые считают национальность основным критерием, никакого желания нет. Потому что это чистой воды расизм и Гитлер тут как раз причем.
                    Вот вы говорите "более уважительно относиться к титульным национальностям на территории которого вы живете". До прихода якутов здесь жили эвены и тунгусы, а вы знаете их язык? Надеюсь вам так будет понятнее абсурдность вашего "учи язык местных, чтобы уважать их".
                    Вы все таки подумайте, почитайте Серошевского про ваших предков, может вам правда вернуться к истокам. А то ходят тут понимаешь ли всякие люди других национальностей и вашего языка не учат, не уважают...

    • 22 июня 2018 г., 09:20
      iGorokh   Пожаловаться

      Рассвет_Закатов, в какое то странное общество вы попали - если вы лицом не саха, то почему с вас требовали чтобы вы говорили на якутском языке? Может вы саха, не знающий своего языка?

  • Мин Туймаада белех сахатабын.То же самое можно сказать про любую нацию и народность:сюда иди,ты че биля чурка нерусская не шпрейхаешь на русском и тд и пд И что??????????????????????????

  • отбили-ну и слава богу!!!А я вот че то не отбиваемый!!!:)))))))))))выучил рюсиш,уонна инглиш и еще пару языков почти как свой родной.Благодаря знанию русского языка обьясняюсь и понимаю любого славянина почти(у настоящих славян:поляков и словаков и чехов правда одни и те же слова с русским языком совсем другое значение имеют)А благодаря своему родному саха тыла понимаю всех сахаязычных(тюркоязычных).А английский язык помогает понять романские языки..:))))))))Язык-это богатство

  • 20 июня 2018 г., 18:08
    hanguk   Пожаловаться

    Никакой не выберу я Кореец. Или метист как там полукровка. Мать Саха, отец из Сеула. Свободно на родном хангукском, якутском говорю. Русский и английский ещё так как я был переводчиком.

    Э сахалыы билэн буо, яблочнай буо)))

  • 20 июня 2018 г., 18:12
    Fbi888   Пожаловаться

    Мин аатым по паспорту рф барыта сахалыы ,сахалыы ыраастык саҥарабын мин сахалыы итэҕэллээхпин ,мин олохтоох сахабын ,миигиттэн ты кто по нации ? Диэтэхтэринэ Саха ,из республики Саха диибин !

  • 20 июня 2018 г., 18:20
    Fbi888   Пожаловаться

    Национальнаость саха ,фамилия саха имя саха отчество саха ,язык саха ,ыһыах саха , ,песня народа саха ,танец народа саха , хомус саха ,нож саха ,национальное одежда саха ,олоҥхо саха ,культура саха ,город саха, земля саха сирэ!

  • 20 июня 2018 г., 19:10
    Marty_Mc   Пожаловаться

    8, но со временем слабеет за счет влияния основного языка общения и работы!

  • 20 июня 2018 г., 19:13
    Настя2017   Пожаловаться

    Сахабын, сахалыы тылбын билэбин, оголорум эмиэ, сахалар " я не понимаю по якутски" диэтэхтэринэ, ньиэрбэм оонньуур отой.

    • 21 июня 2018 г., 00:46
      Fbi888   Пожаловаться

      Настя2017, закон россии бэйэн омугун аатын ылынаргын көҥүллүүр ,онон паспоргар фамилия имя отчество барыта дьиҥ сахалыы буоларын ситис ,дьиҥнээх сахалыы ааттаннаххына үрдүкү күүстэр көмөлөһөллөр ,өбүгэлэргин кытта ситимнэһэҕин ,кэлии омуктар ытыктыы хайҕыы көрөллөр , мин ааппын уларытаммын олоҕум биллэ тубуста .

  • 20 июня 2018 г., 19:19
    Тыыраахы   Пожаловаться

    билябин...

  • 20 июня 2018 г., 20:27
    Bagur   Пожаловаться

    11, но считаю себя самым настоящим саха. Кстати, у меня много друзей, которые с виду чистые русские и кавказцы, но если их назвать не саха, то могут и обидеться ))

  • 20 июня 2018 г., 20:48
    gilitrutt   Пожаловаться

    - Эн хантан сылдьа5ан?

    - Дьокуускайтан

    :DDD

  • 20 июня 2018 г., 20:57
    геркус64   Пожаловаться

    Техники речи на НВК нет. Вообще странно!!!

  • 20 июня 2018 г., 22:02
    KeiBor   Пожаловаться

    Я выучил за 3 месяца и вам советую

  • 20 июня 2018 г., 22:22
    Melletha   Пожаловаться

    2, иногда понимаю, но не говорю. Как-то пыталась изучать язык, даж на курсы ходила, но не пошло(

  • 20 июня 2018 г., 22:22
    Эхэющке   Пожаловаться

    Миэхэ 8. У моих племянников, младших братьев, сестренок, скорее всего у них п.4.  Эх...что стало с молодежью.

  • 20 июня 2018 г., 22:47
    МЛеонид   Пожаловаться

    Саха сахатынан кэрэ !

  • 20 июня 2018 г., 23:19
    Pandemonum   Пожаловаться

    4) Я якут, родился и вырос в Якутске (Алдане, Томмоте, Мирном, Нерюнгри), понимать - почти всё местами иногда понимаю и даже вполне хорошо немного говорю (хоть и с диким акцентом ;)))

    Русский детсад, русская школа - единственный якут в классе.

    Понимаю примерно на 70% (потому как не могу знать многих местных фраз и наречий коих по республике дюже много), К примеру у карася больше 40 наименований в разных местностях кроме стандартного СОБО.

    Пишу как слышу, т.е. не всегда правильно.

    Читаю периодику и интернет свободно, художку со скрипом.

    Говорю не очень хорошо, нет разговорной практики =(

     

    зы. Понимание Русского языка также примерно 70%, понимание английского - 50-65% (периодика,интернет, научная литература - нормально, художка с жестким скрипом и тормозами)

  • 21 июня 2018 г., 00:52
    Fbi888   Пожаловаться

    Саха это не только самоназвание народа, саха это ещё священное слово высший уровень духовности

  • 21 июня 2018 г., 06:48
    vsk   Пожаловаться

    ..."родной язык" окошканнан посматрилаа..

    Особо не страдаю,когда говорят ысээх и т.д.,но дикторам ,не простительно.

  • 21 июня 2018 г., 08:53
    ndo230989   Пожаловаться

    8. но у меня много заимствованных слов с русского языка.

  • 21 июня 2018 г., 09:25
    Maslinka   Пожаловаться

    Там на НВК так: попадается якутское слово - дикторы идут спрашивать произношение у диктора-саха. Как он(а) скажет, так они и произносят. И вы знаете, в большинстве случаев оказывается, что и сами дикторы-саха не знают правильного произношения многих слов! Например, остановки в автобусах на якутском языке начитаны "профессиональными" дикторами нвк. А уж о рекламе и говорить стыдно. И от всего этого смешно даже русскоязычному населению.

    А ещё есть такая фишка: тексты дикторам чаще всего пишут журналисты-саха, которые пишут слова не транскрипцией (что было бы логично для русского произношения), а так, как это будет по-якутски. А какой обычный нуучча сможет правильно прочесть слова на якутском языке? Вот и ответ.

    В так называемом "профессиональном" мире якутских журналистов и дикторов в 90% НЕТ собственной образованности, они коверкают собственный язык и делают всё, чтобы его коверкали и не владеющие языком  люди.

  • 21 июня 2018 г., 09:46
    Xabyryyc   Пожаловаться

    Какие русские, эти самые так называемые себя русскими даже писать не умеют. Ещё называют себя русскими, позор.

  • 21 июня 2018 г., 11:20
    Штатив   Пожаловаться

    на эсех будем поехать - опять пробки будут

  • 21 июня 2018 г., 12:49
    majahead   Пожаловаться

    Эсььь нааа, дээээ пезььдесьь нааа,абас улахан

  • 21 июня 2018 г., 13:22
    Суоччук   Пожаловаться

    Ээ ойурга тяллай ууммут. Собирайдыахха наада. Бу сочинениеттан этэ. Кулсэн да биэрбиппит.

  • 21 июня 2018 г., 14:11
    muuvy   Пожаловаться

    Да блин пишите уже просто "ыhыах" =)) все равно все изучают английский и всем отлично знакома эта латинская буква "h" и как она произносится)) и про дифтонги тоже все на уроках английского тоже проходят) так что щас уже не актуально, и можно говорить как есть) времена когда все произносили эту букву как Хелоу, Хай уже проходят) уахаха

  • 21 июня 2018 г., 15:08
    alamaykunsilama.ru   Пожаловаться

    И ещё весь мир знает кто такие дойче! Вот когда также будут знать кто такие Саха как Дойче тогда можно не обращать внимания на то как называют народ Саха другие народы хоть якут хоть Сеёк хоть һаха! А сейчас пока надо продвигать истинное название народа Саха!

  • 21 июня 2018 г., 15:46
    Student1999   Пожаловаться

    Русский никогда не научится говорить по якутски, это тюркский язык - самый сложный в мире.

  • 22 июня 2018 г., 13:42
    Mars_Attack   Пожаловаться

    Насчет слова "ысыах" у меня большие вопросы, считаю, что изначально ошибка в "переносе" дифтонга на русский язык, надо было, наверное, "ысэх", все-таки, с учетом реалий и, внимание, правил.

     

    По опросу 8, родилась и выросла в Якутске, по большому блату ходила в якутскую группу в садике, потом отучилась в якутском классе, правда, качество преподавания родного языка и литературы было ужасное, если бы не семья, обучение с преимущественно якутскими студентами и работа в национальных компаниях, все равно сформировалась бы в русскоязычного взрослого. Нынешней молодежи в этом плане легче - при БЕА, каким бы он ни был, внутренняя политика ощутимо укрепила якутскую речь именно на бытовом уровне, что и есть, наверное, залог сохранения родной речи

    • Автор
      22 июня 2018 г., 19:10
      jozh   Пожаловаться

      Mars_Attack, абсолютно с вами согласен, ысэх или ысээх было бы гораздо удобопроизносимее для русскоязычных. Однако словонорма нонче такая вот сложилась - ысыах. И никуда, по-видимому, от этого не деться.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации