home
user-header
Mad mad 80
2 марта 2017 г., 12:30 1666

У якутской художницы Марианны Лукиной есть загадочный портрет мужчины в черном. Поспорили со знакомой, о чем картина. Вроде бы просто нарисован человек в черной одежде, лицо скрыто темным шарфом, видны лишь глаза. Но каждый увидит в нем что-то свое. Может, это любовник, тайно пришедший на свидание. Может, бандит. Или черный человек, преследовавший Есенина. Вспомнили даже человека в черном, заказавшего реквием Моцарту.

 

 

Мне видится в нем некий символ 80-х годов. Это время кажется мне волшебным. Но это не добренькое сказочное волшебство, скорее, безумная темная магия, творящая странные мистические вещи и сводящая с ума. Безумие ощущалось в самом воздухе, я помню эту магию, разлитую в воздухе нищей страны, с ее дощатыми серыми заборами, покупками, завернутыми в некрасивую коричневую бумагу, кустарными красотами, сотворенными в жалкой попытке приукрасить действительность.

 

Лучше всех, на мой предвзятый взгляд, отразил этот ракурс 80-х Сергей Соловьев - в "Ассе" и в "Черной розе, эмблеме печали". Последний - хаос безумья в чистом виде, обожаю этот фильм. "Асса" более выдержана по сюжету, хотя вообще это дикий постмодернистский микс жанров, чего в ней только нет: тут тебе и любовный треугольник, и шпионский боевик со съемкой скрытой камерой, и хитроумные аферы с расхищением социалистической собственности, и погоня, заканчивающаяся убийством, вперемешку со стильными вставками из исторических хроник про убийство Павла Первого. Рыдай, Тарантино, в платочек, такой фактуры у тебя никогда не будет.

 

Недавно пересматривала "Ассу" и оценила по-новому. Поразила работа оператора, Павел Лебешев, конечно, мастер. Некоторые кадры - чистая отсылка к Америке 50-х, такие яркие цвета, неужели это снято в Союзе?? Музычка зачот оф кос, Гребенщиков поймал волну безумия еще тогда, сейчас она его отнесла в эзотерические дали, но для бывшего математика саундтрек потрясный.

 

Соловьев акацца гений прозорливости, он предвидел будущее! Посудите сами, главный герой - махинатор, гений преступной мысли, расхититель соц.собственности, предводитель советской мафии, явно будущий олигарх, вот прямо будто документальную биографию посмотрела, как сколачивали империи наши нынешние богатеи из списка "Форбс". Если б его не пристрелили, вполне мог бы стать вторым Вексельбергом. Забавно, что мафиозу играет Станислав Говорухин, ныне друг олигархов, не вылезающий из Думы. Ему противостоит музыкант Бананан, дерзкий и безумный. Он отбивает у "Козлодоева" молодую любовницу, за что его убивают наемные бандиты (киллеры были уже тогда, только назывались иначе). Сцена в коммуналке, где обитают темные личности, - просто мороз по коже, этакая пародия на стиль Алексея Германа, те же страшные криминальные рожи из темных коридоров. Начиналось всё так прекрасно, под музыку, а кончилось кровью и тюрьмой.

 

Это вообще очень знаково: олигарх убивает музыканта. В масштабах страны так и произошло, денежные мешки убили творцов. Безумная творческая энергия 80-х переросла в темный разгул 90-х. Для меня воплощение этих времен - рокер Жора Ордановский, пропавший без вести в самый русский праздник, старый новый год. До сих пор неизвестно, как он погиб, его до сих пор не нашли, слухи ходили самые разные, некоторые всё еще верят, что он жив... Прощай, прекрасная эпоха, твои кумиры потускнели со временем, умерли странной смертью от редкой болезни, разбились в аварии на пустой трассе ранним утром, опопсели и стали частью глянцевой новой жизни - даже не знаю, что хуже.

 

Россияне - Лопух

 

Нравится
  • 2 марта 2017 г., 12:57

    Черный человек приходит во время болезни в кошмарном сне с сонным параличом и иногда душит. Надо посмотреть эти фильмы, интересно стало.

     
    • 2 марта 2017 г., 13:06

      tuuyas, сонный паралич это ужасно(( для меня черный человек более прозаичен, мелькает в толпе, и узнать нельзя, и вспомнить потом странно - то ли он был, то ли привиделся?

       
      Автор
    • 2 марта 2017 г., 13:10

      tuuyas, а фильмы однозначно рекомендовать к просмотру не могу, если вы их еще не видели, может, и не понравится. Мне нравятся немного абсурдные фильмы, типа 8 1/2 Феллини или "Джульетта и духи". "Черная роза" Соловьева по мне так дико смешной фильм)) Абдулов там мужчина с подиума, супермодель типа, Збруев - совершенно анекдотичный полковник КГБ, сейчас никто бы не посмел снимать их такими) ну и мой любимый Илья Иванов, конечно, страшный лысый мужик)))

       
      Автор
  • 2 марта 2017 г., 13:10

    Перемен!! Требуют наши сердца!!!

    Витю Цоя в Ассе как не упомянули?

    И что бы он спел сегодня, глядя на прислонившегося к власти Говорухина?

     
    • 2 марта 2017 г., 13:13

      helter, не упомянула, потому что финал слишком печальный. Хотя дух 80-х очень точно передан как раз в финале, под песню Цоя.

       
      Автор
    • 2 марта 2017 г., 13:17

      helter, мне кажется он и сейчас пел бы то, что ему нравится, от политики он был далек.

       
      • 2 марта 2017 г., 13:19

        стрела81, да, трудно представить себе Цоя, чтобы он был доверенным лицом Президента

         
        Автор
      • 2 марта 2017 г., 13:24

        стрела81, от политики далек, но вот смысл многих песен очень и очень многозначительный, от Транквилизатора до Группы Крови, бунтарский дух 80-х - это ли не политика? Не зря рок - тусовку КГБ гоняло и преследовало

         
  • 2 марта 2017 г., 13:11

    Надо посмотреть.гугель говорит там рок звезды ))

     
    • 2 марта 2017 г., 13:13

      Анастася, бедный гугель, он тогда еще не родился))) что он может знать об этом?) но ты посмотри, вдруг тебе понравится)

       
      Автор
  • 2 марта 2017 г., 13:14

    Оч крутой пост! Это притом, что я не видела Эмблему печали, но ты прям угадала связь с Германом!
    Хотя мне и казалось, что черный человек все-таки больше черный кот и он у меня ассоциируется с Гофманом, но пост просто супер!

     
    • 2 марта 2017 г., 13:16

      Shopgirl, спасибо) связь, оказывается, есть, довольно явственная, сама удивилась, наверно, влияние? или просто в воздухе витало, не могло не проникнуть во все фильмы того времени. Кстати, это же наш с тобой разговор был про эту картину, помнишь?)

       
      Автор
      • 2 марта 2017 г., 13:18

        karapot, Дааа??? Уай, аж страшно стало ))) я не помню ))))

         

         
        • 2 марта 2017 г., 13:19

          Shopgirl, да ты чё, мать?)) вдохновила меня на целый пост и не помнишь?!))

           
          Автор
      • 2 марта 2017 г., 13:20

        karapot, Точнее помню, каждый раз же у него останавливаемся, сам разговор не помню)

         
        • 2 марта 2017 г., 13:23

          Shopgirl, на выставке Лукиной это было) у нее вообще странные картины, похожи на остановленный с фотографической точностью миг, но потом начинаешь всматриваться, и становится не по себе, потому что фигуры кажутся застывшими как-то не естественно, мистически

           
          Автор
    • 2 марта 2017 г., 13:17

      Shopgirl, черный кот - кстати, да, это еще загадочнее, может, он и в него перевоплощается?

       
      Автор
  • 2 марта 2017 г., 13:22

    Есенина вспомнила с его черным человеком

     
    • 2 марта 2017 г., 13:25

      Анастася, вот. Тоже пришел на ум. Кстати, интересная деталь - многие рокеры 80-х одевались только в черное. Цой  был всегда в черном, почти по Чехову - "это траур по моей жизни". Тот же Жора Ордановский - всегда был на концерте в черной рубашке. Один раз пришлось выступать в белой, и концерт не удался, по его мнению, не та энергетика была.

       
      Автор
  • 2 марта 2017 г., 13:28

    Кажется в дневниках сегодня День, когда вчера заходил Старик и ругался.

     
    • 2 марта 2017 г., 13:30

      tuuyas, ахахаа)) однозначно! надо ему еженедельно высер критику наводить)

       
      Автор
    • 2 марта 2017 г., 13:38

      tuuyas, и по Дневникам прошел гальванизирующий ток ))

       
      • 2 марта 2017 г., 13:39

        виви, бедные дневники! неужели совсем стали похожи на дохлую лягушку?))

         
        Автор
        • 2 марта 2017 г., 13:45

          karapot, ну, может некоторым так и кажется )) периодически кто-нибудь вопрошает "хдееее тру авторский контент", бытовизм за посты не считают и т.д. ))

           
          • 2 марта 2017 г., 13:47

            виви, как точно подмечено)) еще эпидемия мухожучества, показное хлопанье дверями (или дверьми? как правильно?), ностальгические крокодильи слезы, проливаемые над славным прошлым с поминанием Мао и Хоббита... эх!

             
            Автор
            • 2 марта 2017 г., 14:00

              karapot, вот вот, два золотых принципа нытинга "хорошо там, где нас нет" и "раньше-то лучше было" ))

              полезла гуглить про двери и обнаружила с удивлением и радостью, что журнал "Наука и жизнь" есть в электронном виде, честно говоря, я думала, что его закрыли.

              так вот, "сказать «за закрытыми дверями» и «за закрытыми дверьми» не считается нарушением грамматики — оба варианта верные. Только первый — дверями — литературный, а второй — дверьми — ближе к разговорному".

               
    • 2 марта 2017 г., 13:41

      tuuyas, самый лучший день, заходил вчера :)

       
  • 2 марта 2017 г., 13:47

    странное дело, но этот ЧЧ мне Зафара Мирсолиева образца 90-ых напомнил

     
    • 2 марта 2017 г., 13:48

      тьма, того самого Мира Зафара? бедняга((

       
      Автор
      • 2 марта 2017 г., 13:49

        К сожалению, не знаю, кто был прототипом для картины, может, и он?

         
        Автор
        • 2 марта 2017 г., 14:11

          karapot, да не, натурщик явно местный, язык тела выдаёт северянина

          с хорошим вкусом, кстати, и врождённым чувством стиля. почему-то не замороченным на окружение. по-видимому, сконцентрирован на внутренних переживаниях, сознательно уходя от внешней мишуры

           
          • 2 марта 2017 г., 14:17

            тьма, какой подробный анализ и психологический портрет)) все-таки не только Восток и Запад, но и Север и Юг вещи несовместные, как-то чувствуется северное происхождение

             
            Автор
    • 2 марта 2017 г., 13:56

      ээ напомнили, я скачала его книги, начала читать и забыла окаца

       
      • 2 марта 2017 г., 14:07

        tuuyas, я его вообще как режиссёра помню. книг не читала. тоже бы надо восполнить пробел

         
  • 2 марта 2017 г., 13:53

    мне человек в черном внешним обликом напомнил одного знакомого, он мне казался очень таинственным и загадочным, это меня очень интриговало, а когда-то я все-таки узнала человека получше, то банально разочаровалась, ибо все это было напускное и ничего интересного за этим не скрывалось, любил человек поинтересничать, так сказать )

     
    • 2 марта 2017 г., 14:26

      виви, так тоже бывает, к сожалению) но меня всё же восхищают усилия, потраченные на создание образа, пусть чисто для внешнего эффекта, этого так мало в нашей жизни)

       
      Автор
      • 2 марта 2017 г., 14:40

        karapot, ну да ) хотя я и сама виновата, нефиг было интриговаться )) у меня фантазия буйная, только дай повод )

        а иногда и повода особо не надо

         
        • 2 марта 2017 г., 14:43

          виви, классно же) так интереснее живется, когда во всем видишь манящую загадку и тайну, готов очаровываться на каждом шагу)

           
          Автор
          • 2 марта 2017 г., 14:47

            karapot, интересно, это с возрастом проходит или нет ))

             
            • 2 марта 2017 г., 14:49

              виви, увы, чаще проходит(( как сказал недавно Макаревич (и многие старики до него) - с возрастом стимулов всё меньше. Но если способность удивляться и очаровываться не исчезает с возрастом, это же прекрасно) особенно этому помогают дети, потом внуки)) с ними заново открываешь мир

               
              Автор
  • 2 марта 2017 г., 14:19

    Ностальгии  и сожаления пост однако.  "- Да, были люди в наше время,не то, что нынешнее племя:"(с) 

    А за мужика ,это ж "Гадкий я", только парик и шляпу надеть:

     

     

     

     
    • 2 марта 2017 г., 14:32

      Mikula, да ну)) не портите милый образ такими гадкими сравненьями!) вообще-то я мало склонна к ностальгии, ах, когда мы были молодыми и т.п., сейчас жизнь гораздо лучше, имхо, просто посмотрела фильм и вспомнились такие вещи. Мысль была такая: каждая жизнь уникальна, а жизнь творца, музыканта, поэта - уникальнее многократно, очень жаль, что такие люди рано умирают, еще ужаснее, когда их убивают, при этом безвозвратно погибает целый мир, и замены ему не будет никогда

       
      Автор
      • 2 марта 2017 г., 14:43

        karapot, слышу речи гуманитария, одержимого литераторством. Изыйди бес! Технари и ученные создают миры.(ворчание шутливое) 

        А если серьезно  слишком много драмы по мне так. Свято место пусто не бывает.  

         

         
        • 2 марта 2017 г., 14:47

          Ц-ц-ц, батяня Mikula нынче шибко строг) накатай уже грозный пост, подобно нашему Старче))) миры создают и фантасты, которые больше гуманитарии, чем технари, а уже из их произведений инженеры могут черпать идеи и вдохновение. Хотя, конечно, ты прав. Мир, создаваемый инженерами, более осязаем и влиятелен. Но наш спор напрасен. Потому что творцы - и технари, и гуманитарии, - большей частью мужчины, а уж в какой области делать свершения и открытия, выбор самого мужчины.

           
          Автор
  • 2 марта 2017 г., 14:46

    Даа, было время... И кумиры ушли , изменились. И мы не те уже.. и время другое. И темного- таинственного, временами злого хватает, и радостного... Творчество живо, Слава Богу. Не задавят, покуда жив человек...

     
  • 2 марта 2017 г., 15:06

    дождались авторского поста:)))

    соглашусь с Микулой:) у меня одна ассоциация с картинкой - гадкий я:)

    я ужасна, ага:))) и фильмы не смотрела:) да и нет желания смотреть:)

    в 80е была мала, в "страшные" 90е была сытой и счастливой:)

     
  • 2 марта 2017 г., 15:39

    А этот мужик в черном , похож на меня.))) Только шапку сменить на шапку бини, и мое лицо прилепить.) Люблю черные пальто и обматываться длинным шарфом люблю.

     
  • 2 марта 2017 г., 17:06

    Охуенная картина и чисто технически, и по эмоциональному воздействию

     

    Мне всегда почему-то жаль поколение, чья юность-молодость была в 80-х, мне кажется, оно в массе своей так и не смогло снять с себя черное пальто, купленное у знакомого крутого парня-фарцовщика

     
    • 2 марта 2017 г., 17:31

      Mars_Attack, ггг, я вчера только подумала, что хочу себе пальто новое, шарф и шляпу)

       

       
    • 2 марта 2017 г., 17:54

      Mars_Attack, фарца же раньше была, нет? В 70-е там, магазин "Березка", менялись с иностранцами из соцлагеря, наши им шапки из ондатры, а те им - чешское пиво в бутылочках (к примеру). Вот стиляги были странным поколением, завидую им, с одной стороны, в машине времени первым делом отправилась в 60-е.

       
      Автор
  • 2 марта 2017 г., 17:41

    Жуткий дядя на картине. Боюсь теперь приснится, вот на пига я его разглядывала

     
  • 2 марта 2017 г., 19:11

    Не могу выдавить из себя воспоминания про 80-е, была просто беззаботным ребенком и самым большим впечатлением было тогда, когда соседский мальчик покатал меня на своем большом велике :))

    А дяденька мне показался похож на азербайджанца, который ждет кого то у окна своей съёмной хрущевки в спальном районе Москвы

     
    • 2 марта 2017 г., 19:29

      DearDear, ишь)) дяденька-азербайджанец какие разные ассоциации возникают, даже интересно!)

       
      Автор
  • 2 марта 2017 г., 22:42

    Вот таких экскурсий не хватает в музеях!

     
    • 2 марта 2017 г., 23:02

      GeorgeSmiley, с музычкой и левым ассоциативным рядом?) спасибо, конечно)) в нашем музее проводят очень интересные экскурсии, для детей в том числе, интерактив, 3D-технологии и всё такое, стараются идти в ногу со временем, но главное, там работают фанаты и энтузиасты своего дела)

       
      Автор
      • 2 марта 2017 г., 23:20

        karapot, да! с музыкой и интересным ассоциативным рядом

        Может быть и интересные экскурсии. Да только любой предмет настоящего искусства это же целая вселенная! И каждому есть что про нее рассказать, каждый раз новое и с новой стороны.

        А то "посмотрел" один раз на картину во время школьной экскурсии, поставил галочку в культурном списке и успокоился.

         
        • 2 марта 2017 г., 23:29

          GeorgeSmiley, ну, может, кто-то заинтересуется как раз на школьной экскурсии "ради галочки" и придет еще раз, чтобы копнуть поглубже)

           
          Автор
  • 3 марта 2017 г., 08:15

    Всё намного проще. Мужчина на картине - муж художницы Александр Ходулов, тоже удивительный, талантливый художник.

     
  • 5 марта 2017 г., 10:47

    Позвольте сделать несколько замечаний.

    Сейчас по новому смотрится то, что происходило тогда.

    Англосанксонская элита всегда смотрела на Россию как сырьевой придаток. Единство нации воспитано советской школой. Для нас Родина и патриотизм не пустой звук.

    Чтобы добиться Первого майдана запускались провокации, вещались голоса, привозились вещи. Наконец расслоили общество, для молодежи нашелся и свой подход. Бурные поп и рок, арт и пр. новомодные западные артпроекты. Наша творческая и диссидентская интеллигенция всегда была авангардом тких русских революций. Появились новомодные художники, режиссеры и пр. Соловьев попал как говорится в струю. Прикормленная совэлита молча взирала как взрывают устои государства изнутри. Молодежь хочет революций и это доказывает Киевский майдан.

    Все!

    Наша элита вышла из тени и перевернули страну, союз.

    Если бы не Путин, который остановил Чечню, нас разделили окончательно. Татарстан и пр. были на очереди. Даже в Якутии расцвел национализм...

    И что сейчас!

    Путинский режим, как говорят на Западе, не стал прогибаться. Идет накопление сил. Силу уважают.

    Я верю,

    С Путиным

    У России

    Свой

    Путь!!!

    Время покажет...

    История рассудит!

    Написал сумбурно от чувств и эмоций. Восхваляя такой андеграунд мы невольно Соглашаемся на уничтожение Своей страны!

    Тогда Мы все хотели Перемен!

    Тогда Мы все скакали на костях павших в ВОВ и кричали -

    Кто скачет, тот не хочет перемен...

     
    • 5 марта 2017 г., 11:24

      Semenovee, ну, знаете ли, вы слишком большую ответственность возлагаете на художников. Можно подумать, не будь их, страна бы не развалилась. Это, конечно, делает им честь. Но, думаю, это заблуждение. Давайте не будем сводить всё к политике.

       
      Автор
  • 5 марта 2017 г., 10:48

    Про Черного человека!

    Он сидит.. и ждет...

    Участи такой или такой.

    Нашей участи.

    Страшно!

     
  • 5 марта 2017 г., 11:22

    интересный портрет. вроде закрытый человек - руки скрещены, половина лица скрыта шарфом. и в тоже время цепкий взгляд, широко раздвинутые ноги. и тень. она кажется мягче, свободнее.

    и еще одеяло такое знакомое, в детстве была точно такая же, только голубой расцветки :)

    наверное бунтарское в нем напоминает "Ассу". вызов в позе, одежда...

     
    • 5 марта 2017 г., 11:48

      авель, одеялко такое родное, да?) советское)) в свете того, что мне тут сказали - это муж художницы, - открывается другой ракурс, то, что зачастую даже близкий человек может оставаться для нас загадкой, вот он сидит в самой обыденной обстановке, греется у печки, но на миг вдруг понимаешь, что совсем не знаешь этого человека, он - тайна за 7 печатями, даже лицо, такое знакомое и родное, вдруг кажется чужим, словно настоящий лик сокрыт под маской или шарфом, ведь лица близких часто забываются в разлуке

       
      Автор
      • 5 марта 2017 г., 12:59

        karapot, я думала, почему лица близких размываются в разлуке. только образ помнишь, а любимые черты, которые, казалось бы, ты изучила вдоль и поперек, оказываются неуловимыми. наверное это оттого, что человек всегда разный и запомнить все его многообразие просто невозможно.

        я часами разглядывала дочку в младенчестве и это никогда не надоедало - она менялась каждую секунду.

        и то, что близкий человек загадка - верно. может мы даже хуже всего и знаем их.

         
  • 9 июня 2017 г., 01:16

    У Наутилуса была такая атмосферная песня "Чужой человек, в черном пальто.."

     
  • 9 июня 2017 г., 01:20

    Текст песни Чужой - Наутилус Помпилиус

    Человек в пальто за моим окном

    Смотрит как будто вдаль

    Человек за углом в темном пальто

    Будет везде и всегда.

    Человек в пальто за моим окном

    Это видимо новый мой враг

    Ведь любой другой чужой человек

    Не пришел бы сюда просто так

    И если он поднимет глаза

    То в окно сквозь тюлевый дым

    Он увидит портрет с лицом на стекле

    Где я только что был молодым

    Он увидит меня, он запомнит лицо

    Он узнает мой нервный взгляд

    И чужой человек в темном пальто

    Не оставит меня просто так

    Я никогда не боялся людей

    Но этот чужой человек

    Чужой человек приходит ко мне

    Внимательно смотрит в глаза

    Он желает увидеть в них ужас и страх

    Но видит усталость и боль

    Чужой человек влетает в окно

    Открывает мою постель

    В надежде найти хоть малейший изъян

    В чистых складках белья

    Но я не убийца и я не дурак

    Чтобы пачкать кровью свой след

    Чужой человек приходит ко мне

    Зажимает мне руки в тиски

    И я вижу как жадно он пьет из меня

    Остатки вина и тоски

    Чужой человек уходит назад

    За собой не оставив следа

    И я знаю что этот чужой человек

    Не вернется сюда никогда.

     
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации