home
user-header
"Мой друг Гамлет" из 90-х
5 июля 2018 г., 17:02 3560

3-4 июля сего года в Саха театре состоялась премьера спектакля "Мин доҕорум Гамлет" ("Мой друг Гамлет") по Шекспиру в постановке Сергея Потапова. За основу взят классический перевод Саввы Тарасова, инсценировка Ангеллы Поповой. Принц датский - моя давняя слабость, потому пропустить эту постановку я никак не могла.

 

В спектакле заняты, в основном, молодые актеры Саха театра, любимцы режиссера С.Потапова Роман Дорофеев (Гамлет), Айталина Лавернова (Офелия), Валентин Макаров (Горацио), Айсен Лугинов (Розенкранц) и др. Актеры играют сразу несколько ролей, допустим, Горацио перевоплощается в Брюса Ли (хо-хо!), а Розенкранц с Гильденстерном (Илья Портнягин) изображают еще и могильщиков. И это вполне оправдывает себя: постановка лаконичная, камерная; переодевания и смена амплуа - в духе театра шекспировской поры; наконец, добавляет глубины в трактовке образов. Допустим, дружки Гамлета Розенкранц и Гильденстерн, в отличие от фильма по пьесе Тома Стоппарда, представлены отнюдь не жертвами чужих страстей и обстоятельств, нет, эти зловещие персонажи не просто предают своего друга, но и становятся его преследователями и мучителями.

 

Сценография Михаила Егорова перекликается с другой постановкой Потапова, "Ассоль" по Александру Грину: строгие черные тона, стулья, соединенные в ряд, яркие световые акценты. Удачной находкой считаю раму из неоновых полос, именно в ней появляется призрак отца Гамлета, а в конце спектакля - и сам мертвый Гамлет. Это некое окно в другой мир, портал в вечность. В то же время рама периодически изображает дверь, включая и выключая ее части, можно "запереть" персонажей внутри, придавая сцене визуальный объем.

 

Сам спектакль - эклектичная смесь Шекспира и азиатских фильмов, - отдает дань 90-м годам. Ныне принято пугать 90-ми, типа, "хотите возврата туда?!", но на самом деле восприятие того времени (как и любого другого) совсем не однозначное. Для тех, чьи школьные и студенческие годы пришлись на этот период, 90-е окрашены в светлые ностальгические тона, да-да! Первые видеокассеты и караоке, фильмы с Брюсом Ли, игры на приставках - эти знаки разбросаны по всему спектаклю, вмонтированы в действо к месту и со вкусом. Допустим, письма и послания в спектакле записаны на видеокассетах VHS, Лаэрт (Геннадий Турантаев) одет в характерную кожаную жилетку со множеством карманов и т.д.

 

Трагедии Шекспира принято считать кровавыми и жестокими, почему-то это придает им налет архаичности. Но если подумать, азиатские фильмы тоже славятся особой жестокостью, не говоря уж о наших диких 90-х. Соединение всех этих компонентов осовременивает классический сюжет, позволяет по-новому обыграть внешность якутских актеров и превратить громоздкую пьесу Шекспира в интерактив со зрителем.

 

Отца Гамлета и его дядю Клавдия играет один актер - Пётр Баснаев. Эта идея (король и его убийца-брат - близнецы) не нова, Кирилл Серебренников также использовал ее в своем фильме "Изображая жертву". Но благодаря актерской пластике Баснаева братья действительно выглядят разными. Призрак отца - инфернальное существо, связующее действие, подталкивает безумные порывы Гамлета, бесконечно напоминая о мести за свою смерть. Сей призрак не похож на своих благочинных английских собратьев, скорее, это үөр - злой якутский дух, в которого превращается человек, умерший нехорошей насильственной смертью. При жизни король был славным воином, потому и после смерти носит кольчугу, прямо на голое тело. Обнаженный торс символизирует открытость его натуры и в то же время уязвимость после смерти. Тогда как брат его Клавдий наглухо застегнут в шинель. Напоминает маленького человека Гоголя, не так ли? Потому Баснаев играет Клавдия зажатым, буквально физически подчеркивая разницу между королями, масштабом их личности.

 

Офелия Айталины Лаверновой поначалу похожа на японскую школьницу - короткая юбочка, гольфы, хрупкая няшность облика. Но ее безумие напоминает чисто якутский феномен "мэнэрик", особый вид помешательства, коему подвержены только женщины. Сыграть сумасшествие достоверно очень трудно. Потому, что всяк сходит с ума по-своему, кого-то одолевают видения (визуально), кто-то слышит голоса (аудиально). Лавернова выбрала другой путь - от телесных ощущений. Увидев ее в крохотном эпизоде в масштабном "Төлкө", я сразу поняла, почему Потапов доверяет ей главные роли в своих спектаклях (их уже 3) - даже маленькую роль она наполняет жизнью; увидев ее скотницу лишь раз, сразу понимаешь и ее характер, и ее судьбу.

 

Достойны упоминания буквально все актеры, занятые в постановке. Жанна Ксенофонтова (Гертруда), очень красивая актриса, она никогда не боится выглядеть смешной, это большая редкость для красавиц. Конечно же, великолепный Иннокентий Луковцев, неожиданно сыгравший старика Полония. А Геннадий Турантаев кроме трагической роли Лаэрта, брата Офелии, сыграл еще и бродячего актера, перевоплощающегося в женщину, и в этой ипостаси был просто очарователен.

 

В основе спектакля - дружба Гамлета и Горацио, настоящая, мальчишеская, когда вместе орешь песни в караоке, доверяешь другу другу свои тайны и поддерживаешь все проделки. Но жизнь устроена так, что друзей теряют не только из-за предательства. Гамлет, лучший друг Горацио, умирает у него на руках. И песня, глупая, наивная песня, они пели ее вместе, отныне всегда будет напоминать о нем. Уолаттар! Парни! Почему я вспомнила всех вас, убитых тогда, навсегда оставшихся в 90-х? У кого не перехватило горло от этой последней песни - воистину каменное сердце. Пусть спектакль кажется еще сыроват, я верю в подобравшийся актерский ансамбль, они сумеют добиться потрясающей сыгранности. Пусть будет так.

Избранное
  • 5 июля 2018 г., 17:15
    Руфь   Пожаловаться

    захотелось посмотреть... спасибо!

  • 5 июля 2018 г., 17:27
    Nik17   Пожаловаться

    Тоже понравилось. Правда, в самом начале чуть не вздремнул. :) А потом действия закрутились и я проснулся. Очень интересная постановка. Надеюсь, что она получит свою долю наград.

  • 5 июля 2018 г., 18:04
    Nik17   Пожаловаться

    Рецензия очень хорошо написана. Вчерашная рецензия была злая и желчная. Даже экран телефона после неё протёр.

    • Автор
      5 июля 2018 г., 18:09
      karapot   Пожаловаться

      Nik17, вот как раз она и вдохновила написать. Для равновесия)

      • 5 июля 2018 г., 18:13
        Nik17   Пожаловаться

        karapot, эта постановка очень сложная, с множеством отсылок и намёков. Правда, мои мозги сейчас расслаблены голливудской жвачкой, где всё ясно и понятно. Так что работают со скрипом.

    • 6 июля 2018 г., 15:17
      simphoniay   Пожаловаться

      Nik17, скиньте ссылку, пожалуйста! пропустила, где писали и кто.

      • Автор
        6 июля 2018 г., 17:55
        karapot   Пожаловаться

        simphoniay, извините, ссылки с телефона, потому могут быть не активными, придется копировать и вставлять в браузер: посты от Сэксей с критикой - http://dnevniki.ykt.ru/%D0%A1%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9/1106158

        http://dnevniki.ykt.ru/%D0%A1%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9/1106288

        Пост в защиту: http://dnevniki.ykt.ru/viktev/1106172

      • Автор
        6 июля 2018 г., 18:01
        karapot   Пожаловаться

        simphoniay, еще ссылки: http://gazetayakutia.ru/gamlet-v-neonovom-svete/

        http://sakhalife.ru/vyisokiy-rezhisserskiy-pilotazh-sergeya-potapova-zametki-po-yarkoy-premere-v-saha-teatre/

  • 5 июля 2018 г., 19:50
    Вотще   Пожаловаться

    Буолунабын ду, буолуммаппын ду? Зис из зе куэсшэнс

  • 6 июля 2018 г., 01:11
    Mikula   Пожаловаться

    про азиатские фильмы 90-х вспомнилось кунг-фу... гамлет ногами что махал шотли ?)

    • Автор
      6 июля 2018 г., 01:19
      karapot   Пожаловаться

      Mikula, махач ногами был, да. Прицельные удары в голову. Очень зрелищный жестокий "балет". Больше махали в адрес Гамлета, чем он. Так что его друг перевоплощался в Брюса Ли, чтобы спасти тов. принца

  • 6 июля 2018 г., 08:54
    bounty_hunter   Пожаловаться

    Вы откуда такие умные беретесь?) Я вот кроме "ништяк" или "хрень" больше выдать не умею)

  • 6 июля 2018 г., 12:37
    varvaraconsta   Пожаловаться

    Вы написали именно те мысли, к которым мы пришли после просмотра спектакля вместе с моей подругой-режиссером. Посмотрев спектакль через призму чувства юмора и мышления Сергея Потапова, пришла к выводу, что по большей части все действие оставляет более светлый осадок, чем темный. Но признаюсь, что после первого акта мне было неприятно, ждала, что будет еще мрачнее и "мерзотнее". Готовила себя к чему-то страшному и трагическому. Потапов как всегда не подвел! Мне очень понравилось.

    • Автор
      6 июля 2018 г., 14:53
      karapot   Пожаловаться

      varvaraconsta, спасибо!) а мне хотелось, чтобы спектакль шел без антракта, для большей цельности действа и пущего нагнетания страстей, но это, наверно, невозможно)

    • 6 июля 2018 г., 15:16
      simphoniay   Пожаловаться

      varvaraconsta, полностью согласна с вами! После первого действия действительно хотелось уйти. Зато после и смеялись, и плакали))) режиссёр создал настроение _))) Энергетика была сумасшедшая! Актёры играли великолепно!

  • 6 июля 2018 г., 12:51
    rudick   Пожаловаться

    а почему на афише Брюс Ли?

    • Автор
      6 июля 2018 г., 14:50
      karapot   Пожаловаться

      rudick, как сказал режиссер, Брюс Ли был его кумиром в детстве, если бы у Гамлета был такой друг, он смог бы его спасти. Потому в спектакле есть персонаж Брюс Ли)

  • 6 июля 2018 г., 12:56
    boba1987   Пожаловаться

    Подумал вначале, что компромат на Гамлета Петросяна из 90-х раскопали...

  • 8 июля 2018 г., 14:16
    авель   Пожаловаться

    в театре не была тыщу лет, ни одного спектакля Потапова не видела. потому шла на "Гамлета" с некоторой опаской: ожидание - реальность обычно не совпадают.

    но с первых слов Горацио-Макарова поняла, что будет интересно как минимум.

    очень порадовали молодые актеры - красивые, пластичные, убедительные и трогательные. даже трудно кого-то выделить - все были на своем месте. наверное это и есть режиссерский талант, умение находить абсолютно точно актера под роль.

    смех и слезы, трагедия и комедия в одном флаконе, все как в жизни. при этом Потапов каким-то образом умеет балансировать на грани, не разрушая цельности.

    мне понравилось. захотелось посмотреть другие работы режиссера.

  • 26 августа 2018 г., 22:56
    GoRICK   Пожаловаться

    Привет, оказывается пропустил интересную рецензию. Мне тогда показалось что "сыроватость" спектакля кажущаяся, элемент буффонады, хотя сам Сергей жаловался что на репетиции постановки дали всег 13 дней, и она действительно недоделана. А вообще, большинство рассуждая про форму подачи, почему-то не затрагивают основной мессидж спектакля. Ведь вся трагедия превращена в фарс только по одной причине - режиссер поменял повествующего. Это не шекспировское изложение, а интерпретация Горацио, друга Гамлета, "лучшего из людей". Помните, перед каждым актом намеки на это? И выход с томиком и обещанием пятичасовой игры, и картонная декларация верности Гамлета и Горацио, и запьянцовский дуэт в конце. Именно по версии Горацио, шалопая и враля, творится такая чехарда, все друг друга травят, дэриэтинньик насилует Офелию, превращая в мэнэрик, кругом измена и опасности. И конечно, Горацио, весь в гуччи и версаччи, херачит бэд гайз лайк Брюс Ли! Вроде шалость недостойная режиссера, а на самом деле ставка на острейшую проблему - фейкньюс и постправда делает необходимым поиск источника информации самым актуальным вопросом современности. 

    • Автор
      26 августа 2018 г., 23:24
      karapot   Пожаловаться

      GoRICK, привет) спасибо за существенное уточнение. Действительно, акцент смещен на Горацио, который по тексту вроде бы в тени. Но эта игра тем более имеет смысл по отношению к Шекспиру, ведь он сам тоже - мистификация, то ли жил, то ли нет, сам сочинял или ему приписывали авторство. А был ли мальчик? - вот в чем вопрос)

      • 27 августа 2018 г., 07:43
        GoRICK   Пожаловаться

        karapot, да, это тоже, конечно. Уже при первом обращении к Шекспиру, Потапов использовал весь материал не как авторский, а как бы фольклорную основу. Но это был Тит Андроник, весь в дырах и с еще более сомнительным авторством. Шекспир в этом плане очень удобен для смелых режиссеров, нет авторского диктата над трактовками:) А на самом деле, сегодня вся шекспириада слишком архаична, что бы на серьёзных щах ставить без изменений в современном театре:)

         

        Вот мой более полный отчет о Гамлете: https://thegnus.ru/otchety/2474/

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации