home
user-header
Интервью с дневниковцем-10
18 сентября 2018 г., 13:08 1162

Товарищи! Это, не побоюсь показаться нескромной, уникальное интервью. Наш земляк Айсен, простой парень из Кобяя, практически космонавт! Мало того, что у него редкая специальность - геофизик, так он еще и зимовал в Антарктиде!


 

Честно говоря, поначалу даже не верилось, что он там действительно был. Поэтому - сразу несколько фото для пущей убедительности. 

 

Вид из лагеря полярников

 

 

Это Антарктида!

 


- Расскажите, пожалуйста, немного о своем детстве. Чем вызван интерес именно к Антарктиде? Я думала, стать полярником мечтали только советские мальчишки.
- Мой отец всегда мечтал путешествовать, хотел побывать в разных экзотических странах, таких, как Мексика, Индия, в свое время даже хотел служить на подводной лодке, чтобы была возможность увидеть мир. Он с самого детства рассказывал мне об эпохе Великих географических открытий, о разных странах, о том, как огромен наш мир и разнообразна культура разных народов, привил любовь к чтению книг о приключениях. Особенно с детства запомнилась книга Николая Чуковского "Водители фрегатов", в которой в очень интересной форме рассказывается о таких заслуженных исследователях, как Джеймс Кук, Фаддей Беллинсгаузен, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, об их поистине героических путешествиях и открытиях. Эта книга сохранилась у меня до сих пор, когда бывают моменты ностальгии, хочется снова перечитать. Поэтому то, что и я загорелся путешествиями, - во многом влияние отца, приключенческих книг и, конечно же, любовь к предмету "география" в школьное время. Интерес именно к Антарктиде вызван тем, что это самое недоступное, самое отдаленное место, единственный континент, где нет постоянного населения. А я сам по себе человек довольно авантюрный, люблю разнообразие и что-то необычное, поэтому Антарктида стала для меня чем-то вроде вызова, так как при желании можно поехать в любую страну, посетить практически любой уголок Земли, а вот для того, чтобы побывать на ледовом континенте, одного желания мало. Недаром в советское время полярники почитались как космонавты, ведь действительно, несмотря на всю красоту и грандиозность Антарктиды, это самое холодное место на Земле, самые неблагоприятные условия для жизни, полная изолированность от всей остальной цивилизации. Я хотел проверить себя, смогу ли, узнать, каково это.

 

- Вы сказали, интерес к дальним странам и путешествиям у вас появился со школы. Было бы здорово услышать ваш рассказ о ваших учителях в школе. В частности, кто вел у вас географию?
- Моим первым и самым главным учителем по географии была Светлана Юрьевна Демещук. Очень ей благодарен за интересные уроки, за все интерактивы, что проводила. Она увидела во мне склонность к географии и направляла ее в правильное русло. Организовала дополнительный электив по географии, который я с радостью посещал, там мы часами изучали различные карты стран, морей, играли в географические игры: "Города", "Страна - столица" и т.д. Очень полюбил географию в то время. Помню, как зубрил столицы всех стран мира, и сейчас практически всё помню, со школьной скамьи. Светлана Юрьевна готовила меня к олимпиадам по географии. Ждал их с нетерпением и с большим рвением участвовал в них, чтобы проверить себя. Даже после того, как в старших классах ее перевели из Сангарской гимназии, где я учился, в 1-ю школу, мы продолжали работать вместе: я приходил к ней домой, и мы занимались подготовкой к ЕГЭ по географии. Этот экзамен сдал на отлично, и оказалось, мой результат является третьим по республике. Моей радости не было предела, но Светлана Юрьевна радовалась даже больше меня. Я очень благодарен ей за всё, что она сделала для меня.

 

- Расскажите, пожалуйста, о своей школе. Все-таки вы смогли поступить в Санкт-Петербургский вуз, это говорит о высоком качестве образования в Сангарской гимназии.
- Сангарская гимназия открыта 2 сентября 1997 г. на базе Сангарской средней школы №2. Директором была Альбина Ивановна Сайфутдинова, отличник просвещения РФ, заслуженный работник образования РС(Я). Она одна из лучших людей, которых я знал, сильная, всегда придет на помощь, если потребуется. Она патриот своего дела, и я горд, что учился у нее. Наша гимназия была действительно нашим вторым домом. Практически все преподаватели с уважением относились к своей работе, все участвовали в жизни гимназии, старались для учеников, и это было не зря. Ученики гимназии участвовали практически во всех олимпиадах, соревнованиях, конкурсах улусного, республиканского, порой и всероссийского уровня. В 2003 г. гимназия получила диплом лауреата конкурса "Школа года", в 2004 г. стала победителем в номинации "Научно-экспериментальная деятельность" в рамках конкурса "Серебряный глобус", в 2005 г. получила диплом "Школа педагогического поиска", в 2006 г. признана лучшей школой Кобяйского улуса. Многие учителя награждены знаком "Отличник образования РС(Я)". В рамках национального проекта "Образование" М.К.Эверстова вошла в число 10000 лучших учителей России. Учащиеся гимназии успешно выступают в конференции "Шаг в будущее" улусного и республиканского уровней. На всероссийской конференции "Шаг в будущее" мой одноклассник стал обладателем диплома 1-й степени. Каждый год в гимназии учатся примерно 300 человек с 5-го по 11-й классы, начальная школа не считается, им предстоит еще пройти посвящение в гимназисты.

 

К сожалению, родное здание Сангарской гимназии после нашего выпуска в 2009 г. признано аварийным (эти два события не взаимосвязаны))). Гимназия переехала в здание Сангарской средней школы №1, к самому главному нашему доброму конкуренту. Бывшее здание так и оставалось аварийным, недавно в августе этого года там возник пожар, и наша родная гимназия сгорела... Очень жаль, ведь мы продолжали и после выпуска приезжать туда, любили вспоминать школьные годы. Тем не менее гимназия продолжает свою деятельность. Как-то видел статистику, 97% наших выпускников поступают в вузы и ссузы. Так оно и есть, все мои одноклассники поступили в разные вузы, многие разъехались по разным городам: в Хабаровск, Владивосток, Екатеринбург и Санкт-Петербург. Из моего класса в Питере учились 4 человека, включая меня. Практически все успешно окончили учебу и работают по специальности в Якутии и других городах.

 

- С какими трудностями пришлось столкнуться после школы в вузе?
- Основной трудностью было то, что поступив в Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге, впервые в своей жизни выехал за пределы республики. Даже в Якутске до этого бывал редко, около недели в год на каникулах. Так как на специальность "Океанология" из Якутии поступил я один, то пришлось поначалу самому преодолевать основные проблемы. Всё казалось новым, необычным. Впервые ездил на метро, такси, трамваях, троллейбусах. В то время у меня не было хорошего смартфона, чтобы построить свой маршрут, узнать, на каком транспорте доехать до определенной точки. Поэтому ездил либо с картой города в руках, либо спрашивал дорогу у прохожих. Но я полюбил город. Особенно полюбились погодные условия, стали самыми идеальными для жизни: не жарко и не холодно; петербургские дожди, воспетые многими поэтами, теперь как родные. В самом университете проблем не возникло, быстро нашел контакт со всеми своими одногруппниками, ведь мы все были на одной волне: человек без тяги к путешествиям и морской романтике не поступил бы на специальность океанолога. Мы стали одной семьей, регулярно ездили в совместные походы в лес, к Ладожскому озеру, совершали зимние прогулки по Финскому заливу.

 

- С какими трудностями встретились во время работы на полярной станции?

- Я понял, что моя мечта начала сбываться, когда мою кандидатуру утвердили для участия в антарктической экспедиции. Приезд туда, знакомство с людьми, с которыми предстоит жить бок о бок больше года, понимание всей серьезности ситуации позволили морально стать намного взрослее своих лет. Главная особенность зимовок - это, конечно же, личный состав. Именно от людей зависит качество зимовки, жизни и работы. Поначалу чувствовал некоторую собственную неполноценность, так как практически все участники зимовки были уже опытными, заслуженными полярниками, многие - кандидаты и доктора наук, а я в то время - обычный студент 4-го курса университета. Но мои опасения быстро развеялись. Думаю, нет более дружных коллективов, чем полярники. Уже с первых дней мне сказали, чтобы называл коллег не по имени-отчеству Виктором Михайловичем или Сергеем Петровичем, а просто Витей и Серегой, хотя они старше меня на 25-30 лет. Мы сплотились, работали, всегда помогая друг другу, поддерживая в трудные моменты, в Антарктиде взаимопомощь жизненно необходима.

 

Вот после окончания зимовки в Антарктиде, вернувшись на большую землю после почти 1,5 года нахождения в полной изолированности от остальной цивилизации, испытал проблемы с обществом, с городом, связанные с тем, что отвык от большого количества людей и правил жизни в городах. Насколько же быстрый темп жизни в городах, все куда-то едут, торопятся, очень шумят, в отличие от нашей неторопливой спокойной жизни на станции. К примеру, после приезда в город вспоминал, что у светофора необходимо остановиться, если горит красный свет, а в магазинах надо расплачиваться за товар. С трудом припоминал давно забытый пин-код от банковской карты. Понимал, что теперь есть быстрый доступ к интернету, а в мире появилось столько нового за это время. Например, друзья в интернете писали, чтобы связался с ними по "ватсапу", а я не знал, что это такое. Как раз в то время, пока был на зимовке, Whatsapp стал популярен, и практически каждый им пользовался. Не могу не упомянуть и жару, в которую мы приехали после зимовки. Настолько привыкли к холодам и метелям, что это стало нормой для нас, как же было трудно, приехав из морозной Антарктиды в жаркий Кейптаун, испытывать на себе сильнейшие перепады температур. Но человек - существо, способное быстро адаптироваться практически в любых ситуациях, и спустя неделю мы уже стали полноценными жителями большого города. Но некоторые черты среди полярников сохраняются надолго: их неторопливость, полная уравновешенность.

 

 

Вот вы знали, что на Антарктиде есть водопады? А они там есть!

Водопад в Антарктиде, недалеко от станции "Новолазаревской". У края оазиса Ширмахера (сами по себе оазисы в Антарктиде - возвышенные скалистые местности над ледовым покровом) в летний период, когда температура воздуха превышает нулевое значение (у нас было максимум +6 градусов), начинает таять скопившийся снег, протаивают поверхностные льды, и вся образовавшаяся вода стекает с края оазиса. Таких водопадов там несколько, этот оказался наиболее колоритным

 

 

- Почему, получив такое блестящее образование, имея опыт зимовки на антарктической станции, вы решили пойти служить в армию?
- Тут было несколько причин. Первая - пришла повестка из местного военкомата, которую не мог проигнорировать. Ранее о службе в армии никогда не задумывался всерьез, считал, мне там не место. В университете учился на военной кафедре, по окончании которой должен быть стать лейтенантом, офицером запаса, и дальнейшая служба в армии была не обязательна. Кафедру так и не окончил по причине позднего возвращения с зимовки, в один месяц пришлось сдавать несколько сессий, а для окончания военной кафедры необходимы поездки на военные сборы. Пришлось выбирать, сразу всё целиком закончить не представлялось возможным, и я выбрал учебу, успешно закрыв сессии, но пролетев с кафедрой. Вторая причина - получив повестку, стал думать, куда можно поехать служить, в то время уже действовала льгота для лиц, имеющих высшее образование, можно было заменить 1 год срочной службы на 2 года контрактной службы. Я выбрал контрактную службу. Изучил много материалов про армейскую службу, социальные пакеты, права, обязанности и понял, что мне это подходит, может стать еще одним большим приключением в жизни. Позднее даже стал думать, что хочу служить в армии и дальше, но только по специальности (на военной кафедре учился на авиационного синоптика). К сожалению, в то время не удалось устроиться на желаемую должность, и после окончания контракта уволился из рядов вооруженных сил, с надеждой, что, возможно, когда-нибудь вернусь к этому.


- Считаете ли вы обязательной службу в армии? Каковы ваши впечатления от армейской службы?
- Нет, службу в армии считаю не обязательной. Служба должна быть полностью профессиональной, контрактной. Армейская служба мне понравилась. Первые полгода жил в казарме, но на правах контрактника имел некоторую свободу действий, получал зарплату, мог покидать пределы части и распоряжаться своим свободным временем. Для себя считаю, мне повезло попасть именно в эту бригаду, их деятельность и статус соответствовали моим представлениям об армии. Каждый месяц и зимой, и летом мы выезжали на полевой выход, выполняли боевые задачи, постоянные стрельбы. За время службы удалось пострелять практически из всего доступного у нас вооружения: АК-74м, РПГ-7, ПКМ, СВД и даже из БМП из 2А42 и ПКТ. Сами выезды были не менее интересными, мы сами себе сооружали шалаши, палатки на отделение, вели полностью автономную жизнь, рыли окопы, совершали многокилометровые марш-броски. Сослуживцы были самые разные, так же, как и национальный состав, не могу сказать, что мы были очень сплоченными, но благодаря хорошим командирам отлично уживались вместе. Это был необходимый и важный жизненный опыт, познакомился с огромным количеством людей самых разных судеб, и каждый по-своему интересен.

 

- Ваши дальнейшие планы. Допустим, вы еще раз съездите на Антарктиду. А дальше? Планируете ли связать свою жизнь с наукой?
- После зимовки вернусь в Якутск, дострою свой дом. И да, хотелось бы связать свою жизнь с наукой. Есть большие перспективы по освоению арктического региона. Но наука нынче не в почете, санкции сильно повлияли на работу по моей специальности океанолога. Сильно сокращается финансирование. Поэтому, скорее, займусь инженерной деятельностью, возможно, устроюсь в свое бывшее место работы - Якутское УГМС.

 

- Меня удивило, что вторая станция в Антарктиде - индийская. Поразительно! Почему именно индусы?) Давно ли существует их станция?
- Индийская антарктическая экспедиция существует с 1983 года. Одна из двух их станций, Майтри, находится также в оазисе Ширмахера, как и наша "Новолазаревская". У индусов серьезная научная программа, которая отлично финансируется, в этом плане они большие молодцы.

 

- Ваша специальность связана с геофизикой. Это очень широкая область. Почему именно геофизика? Что привлекло вас в вашей специальности больше всего?
- Геофизика - можно сказать, моя вторая специальность, основная все-таки океанология. Перед тем, как попасть в экспедицию, проходил курсы в ААНИИ по геофизике, познакомился со многими известными геофизиками Санкт-Петербурга, участвовал в конференциях в этой области. Привлекала естественность, возможность объяснения природных явлений. Геофизика - широкая область, я занимался там магнитологией, изучал геомагнитное поле Земли, его постоянно изменяющиеся составляющие. Говоря простым языком, на любой карте, если смотреть перпендикулярно вверх - это будет направление на север, на географический север, а все навигационные приборы, такие, как компас, GPS, Глонасс, ориентируются по магнитному северу. Географический и магнитный севера отличаются друг от друга и под действием различных космических излучений, влияния человека, вспышек на Солнце постоянно меняются. Вот эту разницу и определял каждый день, отсылал отчеты в институт, это необходимо для правильной работы навигационных систем и для науки. "Белым пятном" в магнитологии можно назвать то, что для как можно более точного изучения всех составляющих необходима более высокая концентрация станций, подобных "Новолазаревской", по всей нашей планете, ведь в разных местах магнитная составляющая разная, и только имея данные по всей планете, мы можем строить точные модели магнитного поля, более точные прогнозы и теории.

 

 

Покидая Антарктиду...

 

 

Айсен сейчас планирует отправиться в еще одну зимовку на Антарктиде, подробнее читайте в его дневнике здесь. Пожелаем ему удачи, пусть все планы и мечты сбудутся!

 

#интервьювдневниках

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации